Научная статья на тему 'Реализация Конституционного права несовершеннолетнего на квалифицированную юридическую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями органов внутренних дел'

Реализация Конституционного права несовершеннолетнего на квалифицированную юридическую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1151
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АДВОКАТ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / CONSTITUTIONAL RIGHTS / PROCEDURAL SAFEGUARDS / CRIME DETECTION ACTIONS / MINORS / QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE / LAWYER / TEACHER / PSYCHOLOGIST / LEGAL REPRESENTATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов В.А., Кузнецова Е.В.

Анализ реализации права несовершеннолетних на квалифицированную юридическую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые закон связывает непосредственно с возникновением, изменением и прекращением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений на досудебной стадии уголовного преследования, проведен с учетом того, что обеспечение прав и свобод гражданина является концептуальной основой деятельности и предназначением полиции. Изучение законодательства и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации позволило авторам сформулировать требования к порядку проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних с учетом возможности ограничения рассматриваемого конституционного права и процессуальных гарантий в случаях, когда они носят безотлагательный и внезапный характер и готовятся в условиях секретности и конспиративности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF MINORS TO QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE WHEN CARRYING OUT THE CRIME DETECTION ACTIONS BY THE OPERATIONAL UNITS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The analysis of the implementation of the right of minors to qualified legal assistance when carrying out the crime detection actions by the operational units of the internal affairs bodies, which are legally directly related to the emergence, modification and termination of criminal law and criminal procedure relations at the pretrial stage of criminal prosecution, is carried out taking into account the fact that ensuring the rights and freedoms of a citizen is the conceptual basis for the activities and purpose of the police. The study of the legislation and legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation allowed the authors of the article to formulate the requirements for the procedure of carrying out the crime detection actions concerning juveniles in cases when they are of urgent and sudden nature and are being prepared in the conditions of secrecy, taking into account the possibility of restrictions of the considered constitutional right and procedural safeguards.

Текст научной работы на тему «Реализация Конституционного права несовершеннолетнего на квалифицированную юридическую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями органов внутренних дел»

Раздел 2. Охрана и защита прав человека

КУЗНЕЦОВ В.А., кандидат юридических наук, vak.usm@mail.ru Кафедра административного права и оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел; Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево

КУЗНЕЦОВА Е.В., helenky@mail.ru Кафедра уголовного процесса; Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево

KUZNETSOV V.A., Candidate of Legal Sciences, vak.usm@mail.ru

Chair of administrative law and detective activity of the internal affairs bodies; Moscow regional branch оf Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Moscow region, Ruza district, Staroteryaevo village, 143100, Russian Federation

KUZNETSOVA E.V.,

helenky@mail.ru

Chair of criminal procedure;

Moscow regional branch

оf Moscow University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation

named after V.Ya. Kikot,

Moscow region, Ruza district,

Staroteryaevo village,

143100, Russian Federation

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Анализ реализации права несовершеннолетних на квалифицированную юридическую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые закон связывает непосредственно с возникновением, изменением и прекращением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений на досудебной стадии уголовного преследования, проведен с учетом того, что обеспечение прав и свобод гражданина является концептуальной основой деятельности и предназначением полиции. Изучение законодательства и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации позволило авторам сформулировать требования к порядку проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних с учетом возможности ограничения рассматриваемого конституционного права и процессуальных гарантий в случаях, когда они носят безотлагательный и внезапный характер и готовятся в условиях секретности и конспиративности.

Ключевые слова: конституционные права; процессуальные гарантии; оперативно-розыскные мероприятия; несовершеннолетние; квалифицированная юридическая помощь; адвокат; педагог; психолог; законный представитель.

IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF MINORS TO QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE WHEN CARRYING OUT THE CRIME DETECTION ACTIONS BY THE OPERATIONAL UNITS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Annotation. The analysis of the implementation of the right of minors to qualified legal assistance when carrying out the crime detection actions by the operational units of the internal affairs bodies, which are legally directly related to the emergence, modification and termination of criminal law and criminal procedure relations at the pretrial stage of criminal prosecution, is carried out taking into account the fact that ensuring the rights and freedoms of a citizen is the conceptual basis for the activities and purpose of the police. The study of the legislation and legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation allowed the authors of the article to formulate the requirements for

the procedure of carrying out the crime detection actions concerning juveniles in cases when they are of urgent and sudden nature and are being prepared in the conditions of secrecy, taking into account the possibility of restrictions of the considered constitutional right and procedural safeguards.

Keywords: constitutional rights; procedural safeguards; crime detection actions; minors; qualified legal assistance; lawyer; teacher; psychologist; legal representative.

Конституция Российской Федерации требует дополнительной государственной защиты прав и свобод несовершеннолетних. Реализуя данные положения в уголовной политике, государство всегда уделяло и уделяет особое внимание вопросам защиты прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства с точки зрения дополнительной поддержки и правовой регламентации. Если Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР предусматривал дополнительные процессуальные гарантии несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому и свидетелю, то ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) дополнил число субъектов несовершеннолетним потерпевшим.

За последние несколько лет в целях максимального обеспечения прав несовершеннолетнего, создания более «комфортных» условий участия в уголовном судопроизводстве, минимизации или недопущения длящегося психотравмирующего воздействия был внесен ряд дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в федеральные законы «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «О средствах массовой информации» и «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Данными изменениями введен запрет на распространение сведений, указывающих на личность потерпевшего или свидетеля, не достигших шестнадцатилетнего возраста; установлено обязательное участие при производстве отдельных следственных действий педагога или психолога и законного представителя; определены максимальные временные промежутки производства допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний в зависимости от возраста несовершеннолетнего; предусматривается обязательное применение видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий и т.д. [1, с. 110-114; 2, с. 146-149; 3, с. 99-104].

В результате принятых изменений расширены процессуальные права потерпевшего и свидетеля, что позволило «выровнять» их в процессуальном положении с подозреваемым и обвиняемым. Одновременно они способствовали еще большей имплементации в национальное законодательство норм и стандартов международного права. В частности, это положения Конвенции о правах ребенка, устанавливающие, что каждый ребенок, как считается, нарушивший уголовное законодательство или обвиняемый в его нарушении, имеет право по меньшей мере на следующие гарантии: свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний, а также Пекинских правил, которые предоставляют несовершеннолетним право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна и т.д.

Одной из наиболее важных функций уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Обеспечение прав и свобод гражданина является концептуальной основой деятельности и предназначением полиции [4, с. 34]. Задача предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты детей, их прав и законных интересов является первоочередной для правоохранительных органов. Ежегодно органами внутренних дел в данной сфере рассматривается более одного миллиона жалоб, заявлений и обращений. При этом серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что дети все чаще становятся жертвами преступлений, причем в шестидесяти процентах случаев - жертвами насилия со стороны членов их семей, что наносит пси-

хологические и физические травмы, которые могут иметь непоправимые последствия [5].

Значительная роль в обеспечении указанной функции отводится оперативно-розыскной деятельности, так как подавляющее большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, носит завуалированный и часто латентный характер, относится к категориям средней тяжести, тяжким и особо тяжким. Раскрытие такого рода преступлений входит в обязанности оперативных подразделений органов внутренних дел и предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий закон связывает непосредственно с возникновением, изменением и прекращением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений на досудебной стадии уголовного преследования*.

Публично-правовые отношения, возникающие по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, подпадают под действие как УПК РФ, так и Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), и предполагают общность процедур порядка их закрепления и собирания. Такой общий порядок подлежит применению и в том случае, когда производство по уголовному делу еще не возбуждено. Соответственно, производство гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних должно осуществляться по правилам уголовного судопроизводства, обязательным для всех его участников.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации**

* По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова: постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

** См.: Определения Конституционного Суда РФ от 4 февр. 1999 г. N 18-О, от 25 нояб.

2010 г. N 1487-О-О, от 25 янв. 2012 г. N 167-О-О, от 19 июня 2012 г. N 1112-О, от 20 февр. 2014 г. N 286-О, от 29 мая 2014 г. N 1198-О, от 20 нояб. 2014 г. N 2557-О и др. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

(далее - КС РФ), результаты оперативно-розыскных мероприятий не являются доказательствами. Результаты оперативно-розыскной деятельности являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований оперативно-розыскного законодательства, могут стать доказательствами только после их надлежащего процессуального закрепления, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона.

В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Поскольку конституционное право не может быть ограничено федеральным законом, в ст.ст. 50 и 52 УПК РФ, конкретизирующих данное право, для совершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) предусмотрена возможность выбора: приглашать защитника или отказаться от его юридической помощи. У несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ право выбора отсутствует, и участие защитника является обязательным условием уголовного судопроизводства.

Отсутствие прямых указаний в ФЗ «Об ОРД» на необходимость участия адвоката в оперативно-розыскной деятельности и сложившаяся правоприменительная практика порождают у оперативных сотрудников ошибочное мнение об отсутствии права на квалифицированную юридическую помощь у граждан, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия [6, с. 12].

Неоднократные обращения граждан с жалобами на отказ сотрудников оперативных подразделений в предоставлении адвоката при проведении оперативно-розыскных мероприятий позволили КС РФ сформировать довольно четкую правоприменительную позицию, согласно которой предоставление помощи адвоката не связано с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым***, получение квалифицированной юридической помощи адвоката гарантиру-

*** По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова: постановление Конституционного Суда РФ от 27 июля 2000 г. N 11-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ется любому лицу, в отношении которого осуществляется деятельность, направленная на выявление фактов и обстоятельств, уличающих его в подготовке или совершении преступления, а значит, лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия в связи с подозрением его в причастности к подготовке или совершению преступления*.

В связи с этим на оперативных сотрудников возлагается обязанность обеспечить реализацию права на квалифицированную юридическую помощь как путем предоставления возможности свободно выбрать себе защитника, так и путем привлечения адвоката по назначению для участия в оперативно-розыскном мероприятии. Однако реализация второго способа обеспечения права на квалифицированную помощь сотрудниками оперативных подразделений затруднительна. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не предусматривает участия адвоката по назначению в оперативно-розыскной деятельности (предусмотрено участие только в уголовном судопроизводстве). Не предусмотрена и возможность выплаты вознаграждения адвокату, участвующему в оперативно-розыскном мероприятии по назначению органа дознания**.

* По жалобе гражданина Чукова Анзаура Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 части первой статьи 6 и подпункта 1 пункта 2 части первой статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 327-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

** О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации (вместе с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации): постановление Правительства РФ от 1 дек. 2012 г. N 1240: ред. от 1 дек. 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Таким образом, реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в оперативно-розыскной деятельности возможна только путем предоставления возможности свободного выбора себе защитника по соглашению.

Принимая во внимание специфику и принципы оперативно-розыскной деятельности, открытость и гласность которой при участии защитника привела бы к невозможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а сама деятельность утратила бы смысл, КС РФ предусмотрел возможность ограничения данного конституционного права в случаях проведения мероприятий, носящих безотлагательный и внезапный характер, и готовящихся в условиях секретности и конспиративности [7, с. 14]. Однако по завершении безотлагательно проведенного оперативно-розыскного мероприятия - при осуществлении последующей процессуальной деятельности, связанной с закреплением результатов оперативно-розыскного мероприятия или принятием иных мер, направленных на его уголовное преследование, объект оперативно-розыскной деятельности вправе требовать обеспечения квалифицированной юридической помощи адвоката на общих основаниях.

При этом каких-либо ограничений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, «носящих безотлагательный и внезапный характер и готовящихся в условиях секретности и конспиративности», в правовых позициях КС РФ не содержится. Рассматривая аналогичное ограничение права (незамедлительное обеспечение права на помощь адвоката) при производстве следственных действий, КС РФ указал, что данное требование распространяется на случаи, носящие безотлагательный характер, оперативно-розыскные мероприятия, подготавливаемые и проводимые без предварительного уведомления лица об их проведении ввиду угрозы уничтожения (утраты) доказательств. Тем не менее данное ограничение не допускается при производстве следственных действий, связанных с дачей лицом по-

казаний*. Аналогичное положение должно распространяться и на гласное оперативно-розыскное мероприятие - опрос.

С нашей точки зрения, оказание квалифицированной юридической помощи несовершеннолетнему на стадии доследственной проверки информации о преступлении является дополнительной процессуальной гарантией прав особо уязвимой категории участников уголовного судопроизводства, когда они сталкиваются со стрессовой ситуацией и сложностями в понимании уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. Любое исключение из этого права должно быть строго обусловлено, а его применение - ограничено во времени.

Соответственно, не может служить основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о предоставлении защитника то обстоятельство, что проводимые с участием несовершеннолетнего действия осуществляются не как уголовно-процессуальные, а как оперативно-розыскные.

Достижение позитивных изменений в сфере обеспечения конституционных прав и процессуальных гарантий объектов оперативно-розыскной деятельности возможно осуществить несколькими способами. Во-первых, путем закрепления в ФЗ «Об ОРД» положения об обязательном соблюдении процессуальных гарантий при проведении гласных мероприятий. Во-вторых, путем детального разъяснения в ведомственных нормативных актах правовой основы и принципов оперативно-розыскной деятельности.

Аргументом в пользу возможности внесения указанного дополнения являются результаты анализа правоприменительной практики и последних изменений в оперативно-розыскном законодательстве, свидетельствующие о все большем сближении норм уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства.

ФЗ «Об ОРД», лаконично регламентируя цели, основополагающие принципы,

* Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барабаша Кирилла Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 5 части первой статьи 53 и пунктом 6 части четвертой статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 17 февр. 2015 г. N 415-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, требования, предъявляемые к документированию, и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, указывает на необходимость соблюдения и уважения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также порядок ограничения данных прав.

К сожалению, ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий, не содержат каких-либо предписаний относительно особенностей проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий и необходимости участия в данных мероприятиях защитника, законного представителя, педагога или психолога.

Соглашаясь с высказыванием В.Н. Карташова [8, с. 6] о том, что ни одно самое совершенное законодательство не в состоянии учесть всего многообразия общественных отношений, которые требуют правового регулирования, принимая в расчет то, что право призвано служить универсальным регулятором деятельности, а универсальность права требует взаимозависимости и взаимообусловленности отдельных частей правовой системы и имея в виду то, что ФЗ «Об ОРД» содержит требования о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина, мы считаем, что более эффективным будет разъяснение принципов оперативно-розыскной деятельности в ведомственных нормативных актах или методических рекомендациях, разработанных на основе анализа правовых позиций КС РФ.

Детальное толкование принципов должно будет способствовать более тщательному планированию мероприятий, а также позволит устранить одно из оснований признания недопустимыми результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве - нарушение прав участника.

Таким образом, соблюдение указанных требований при проведении оперативно-розыскных мероприятий обеспечит получение гражданами представления о своих правах и обязанностях, о выдвигаемых в отношении их подозрениях и, следовательно, эффективную защиту, исключит возможность нарушения фунда-

ментальных прав объектов, в отношении которых проводятся такие мероприятия, а в случае с несовершеннолетними даст дополнительные гарантии, для надлежащей

реализации которых законом предусмотрены соответствующие процессуальные механизмы. В целом это будет способствовать повышению доверия к правосудию.

Список литературы

1. Кузнецов В.А. Особенности производства отдельных следственных и процессуальных действий с участием несовершеннолетних // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений: сб. науч. ст. по материалам межведомственной науч.-практ. конф. (24 апреля 2015 г.). Руза: Моск. областной филиал Моск. ун-та МВД России им. В.Я. Кикотя, 2015. С. 110-114.

2. Махова И.В. Применение видеозаписи как тактический прием производства следственных действий с участием малолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений: сб. науч. ст. по материалам межведомственной науч.-практ. конф. (24 апреля 2015 г.). Руза: Моск. областной филиал Моск. ун-та МВД России им. В.Я. Кикотя, 2015. С. 146-149.

3. Пилякин М.И., Кузнецов В.А. Тенденции правового регулирования следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 10. С. 99-104.

4. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н. Преступность несовершеннолетних: новые решения и новые проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. N 4.

5. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 г. URL: https:// мвд.рф/СоситегЛ/7393866 (дата обращения: 14 марта 2017 г.).

6. Организация подготовки и проведения оперативно-разыскных мероприятий (с использованием правовых позиций Конституционного Суда России): метод. пособие / под ред. А.Е. Чечетина. М.: ДГСК МВД России, 2014.

7. Бахта А.С., Вагин О.А., Чечетин А.Е. Вопросы оперативно-розыскной деятельности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: науч.-практ. пособие. Хабаровск: Дальневосточный юрид. ин-т МВД России, 2012.

8. Карташов В.Н. Институт аналогии в советском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.