DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-373-376
Е.В. Алексеева - к.э.н., доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
E.V. Alekseeva - candidate of economic Sciences, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
H.А. Ушакова - старший преподаватель, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, damantal [email protected],
N.A. Ushakova - Senior Lecturer, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University;
И.Н. Кочанов - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
I.N. Kochanov - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПРОЦЕДУРЕ «ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ» IMPROVING THE PROVISION OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE «CUSTOMS TRANSIT» PROCEDURE
Аннотация. По территории России проходят многочисленные ключевые транспортные коридоры, которые задействованные в международной торговле. К этим международным коридорам относятся железнодорожные, автомобильные, морские (речные), а также воздушные международные магистрали, которые связывают Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией. Исходя из этого вопросы таможенного транзита на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза являются особенно актуальными. В статье рассмотрены некоторые проблемы обеспечения уплаты таможенных платежей в процедуре таможенного транзита, делается вывод о необходимости совершенствования в данной сфере и определены возможные перспективы применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей, что позволяет на всех стадиях оформления обеспечения уплаты таможенных платежей сократить время на принятие и одобрение таких форм обеспечения, как договор поручительства и банковская гарантия.
Abstract. Numerous key transport corridors that are involved in international trade pass through the territory of Russia. These international corridors include rail, road, sea (river), as well as air international highways that connect Europe with Central and Southeast Asia. Based on this, the issues of customs transit on the territory of the Russian Federation and the Eurasian Economic Union are particularly relevant. The article considers some problems of ensuring the payment of customs payments in the customs transit procedure, concludes that there is a need for improvement in this area and identifies possible prospects for the use of forms of securing the payment of customs payments, which allows at all stages of processing the payment of customs payments to reduce the time for acceptance and approval of such forms of security as a surety agreement and a bank guarantee.
Ключевые слова: формы обеспечения, таможенный транзит, таможенные платежи, проблемы, перспективы развития, ЕАЭС.
Keywords: forms of security, customs transit, customs payments, problems, development prospects, the EAEU.
Транзитный потенциал представляет собой один из ключевых компонентов экономического потенциала государства. Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), который объединяет пять стран, занимает лидирующие позиции в мире по добыче нефти, газа и угля, выработке электроэнергии, производству стали, минеральных удобрений, чугуна и др. ЕАЭС имеет выгодное географическое положение на стыке Европы и Азии, его уникальный транзитный потенциал представляет собой ценный стратегический ресурс. При этом, в частности, для Казахстана, Беларуси и Кыргызстана - государств, которые не имеют выхода к морю, реализация транзитного потенциала определяет ускорение процессов интеграции в мирохозяйственную систему, что обеспечивает их экономический рост, являясь одним из приоритетов экономической политики этих стран. Для нашей страны, являющейся естественным мостом между Восточной Азией и Европой, транзитный потенциал необходимо рассматривать не только в качестве значительного источника доходов, но и как важный элемент позиционирования государства на международной арене. Вместе с тем, для Армении - единственной страны, не имеющей границ с другими членами Союза, из-за сложившейся геополитической ситуации, реализация транзитного потенциала формирует выгодные условия для восстановления национальной экономики и содействует развитию внешней торговли.
На данный момент таможенная служба Российской Федерации обладает достаточно широким спектром функций, связанных с контролем за таможенным транзитом, а обеспечение таможенного транзита является гарантией для экономической безопасности государства. Однако в настоящее время с учетом развития электронных технологий, создания Центров электронного декларирования (ЦЭД - далее), меры обеспечения таможенных платежей в процедуре «таможенный транзит» подлежат совершенствованию.
Беря во внимание льготный характер процедуры таможенного транзита, таможенные органы осуществляют следующие меры ее обеспечения:
а) обеспечение уплаты таможенных платежей;
б) таможенное сопровождение;
в) установление маршрута перевозки товаров.
Обеспечение уплаты таможенных платежей - гарантия государству в том, что все пошлины будут уплачены залогодателем в полном объеме. Обеспечение может быть предоставлено в форме поручительства
или в виде банковской гарантии, либо в виде денежного залога, залога имущества. Сумма обеспечения рассчитывается исходя из суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае помещения зарубежной продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или помещения товаров ЕАЭС под таможенную процедуру экспорта (для продукции, в отношении которой предусмотрена уплата вывозных таможенных пошлин).
Обеспечение транзита не потребуется, если декларантом при транзите является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, товары перемещаются железнодорожным, воздушным, трубопроводным транспортом, размер обеспечения уплаты таможенных платежей не превышает 500 евро и в других случаях согласно статье 146 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Существующие и перспективные объемы торговли между государствами Европы и Азии представляют для нашей страны широкие возможности увеличения трансконтинентального транзита. Особенно это актуально для железных дорог.
Транзитные перевозки грузов на сети РЖД можно разделить на две группы. Первая включает в себя обслуживание потребностей постсоветских республик Средней Азии, которые не имеют собственного выхода к океану и по этой причине при осуществлении своей внешнеторговой деятельности часто прибегающих к транзиту через Российскую Федерацию.
Рисунок 1 - Экспорт сырьевой и околосырьевой продукции в 2020 г., %
В основном, это экспорт сырьевых и околосырьевых товаров Казахстана - угля, нефти, черных металлов (показано на рисунке 1). Вторая группа - собственно международный транзит между Европой и Азией, потоки более дорогостоящих товаров, в массе своей контейнеризированные.
Рисунок 2 - Товарная структура транзитных контейнерных перевозок в России в 2020 г., %
С географической стороны ключевыми источниками формирования грузовой базы транзитных контейнерных перевозок для железных дорог Российской Федерации являются Китай (43 %), Германия (13 %), Польша (11 %), Южная Корея (9 %). Главные пункты назначения транзитных контейнерных перевозок РЖД - это Китай (32 %), Польша (23 %), Германия (12 %).
На данный момент у контейнерных транзитных грузопотоков существует одна основная точка входа/выхода на западе постсоветского пространства - это Брест в Белоруссии. И несколько основных точек на востоке, от морских портов и погранпереходов Дальнего Востока до станций Достык и Хоргос на казахстанско-китайской границе. Главным, наиболее грузонапряженным на сегодняшний день является казахстанский маршрут, который охватывает около половины всего объема контейнерного железнодорожного транзита через Россию. Для РЖД более интересны были бы маршруты, в максимальной степени проходящие именно через сеть железных дорог нашей страны, то есть в данном случае через Транссиб, с использованием портов и погранпе-реходов Дальнего Востока.
Основная программа, используемая таможенными органами в процессах таможенной деятельности, связана с обеспечением соблюдения обязательств плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов, при таможенном транзите товаров, изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, проведения процедур обработки за пределами таможенной территории и в иных случаях, которые предусмотрены международными договорами и законодательством РФ. Она представляет собой автоматизированную систему учета и контроля за применением обеспечения по уплате таможенных платежей (АС «Обеспечение»).
Она была актуализирована в 2019 году, следовательно, был внедрен механизм централизации для обеспечения уплаты таможенных платежей на уровне ФТС, что позволило проводить больше операций. Со временем программа прошла модернизацию и значительно улучшилась во многих областях.
При генеральном обеспечении зачет в авансовые платежи осуществляется на основании заявления о прекращении использования денежного залога, поданного в виде электронного документа через личный кабинет участника внешней экономической деятельности.
Из новаций в применении банковской гарантии можно обозначить следующее:
- приоритет в применении электронных банковских гарантий;
- нормативное закрепление определения типовых форм банковских гарантий;
- генеральные банковские гарантии предоставляются в ФТС России;
- филиалы кредитных организаций будут исключены из реестра гарантов.
В программе по применению поручительства усовершенствовалось то, что стала быть предусмотрена возможность списания со счета поручителя денежных средств в случае неисполнения поручителем своих обязательств. Также является дополнительной мотивацией исполнения поручителем своих обязательств.
Объемы транзита растут ежегодно, поэтому страны-участницы ЕАЭС должны провести серьезную подготовку к принятию такого объема транзита. Двукратное увеличение числа транзитных поездок приведет к перегруженности в пунктах пересечения границ и на основных международных магистралях, а также увеличит продолжительность поездок, что в свою очередь приведет к росту расходов для грузоперевозчиков, в связи с этим необходимо упростить таможенную процедуру таможенного транзита.
Федеральной таможенной службой РФ осуществляются мероприятия, ориентированные на сокращение временных затрат на проведение таможенных операций в пограничных пунктах пропуска через таможенную границу Союза.
В ряд таких операций входит автоматическая регистрация транзитных деклараций, позволяющая сократить время регистрации транзитных деклараций, поданных в виде электронного документа, и, как следствие, оптимизировать временные затраты на осуществление таможенных операций, сократить очереди в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС.
Успешное прохождение автоматической регистрации электронных транзитных деклараций представляет собой одной из условий автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций. Внедрение автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций даст возможность значительно сократить срок помещения продукции под таможенную процедуру таможенного транзита.
В сфере оформления, контроля таможенного транзита актуальным вопросом является действие в таможенных органах программы КПС «Транзитные операции». В данной программе производится оформление выпуска товаров по ЭТД с указанием зарегистрированного ранее гарантийного сертификата. Осуществляется фиксация прибытия и завершение процедуры таможенного транзита. Информационное взаимодействие по резервированию (разрезервированию) денежных средств осуществляется автоматически в ходе выполнения операций пользователем. При штатном завершении транзита информация о погашении сертификата будет направлена в АС «Обеспечение» автоматически, сразу после завершения транзита.
Данная программа не проработана до достаточной степени, что является проблемой в области транзитных операций.
Для решения данной проблемы можно совершенствовать отказоустойчивость технических средств передачи информации посредством внедрения новых более продвинутых серверов, качественного и устойчивого оборудования для маршрутизации данных. Это могло бы ускорить и облегчить работу, как таможенных органов, так и участников ВЭД.
Также внедрение электронного документооборота позволяет на всех стадиях оформления обеспечения уплаты таможенных платежей сократить время на принятие и одобрение таких форм обеспечения, как договор поручительства и банковская гарантия.
ФТС России продолжает работу по совершенствованию и развитию субъектноориентированной модели системы управления рисков, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска лица, совершающего таможенные операции, что позволяет существенно снизить в отношении добросовестных участников ВЭД количество и частоту применения мер таможенного контроля.
Анализ соблюдения установленных критериев осуществляется на основании представленных участником ВЭД документов и сведений по инициативе самого участника ВЭД.
В отношении участников ВЭД, устанавливать сумму гарантии в зависимости от уровня риска транзитных операторов. Т.е. для операторов, которые характеризуются низким уровнем риска, можно предоставлять выгодные условия, такие как более низкая сумма гарантии обеспечения или отказ от гарантии, в том случае,
если товар будет идти под навигационной пломбой. Обозначим некоторые критерии участников ВЭД, которые могут способствовать снижению суммы гарантии:
- устойчивое финансовое положение;
- достаточный опыт в проведении транзитных операций;
- статус УЭО.
Таможенные органы могут временно приостановить использование отказа от гарантий обеспечения в отношении УЭО и других операторов, если операторы не обеспечивают соблюдение уголовного или гражданского права, либо имеют место текущие или незавершенные разбирательства с участием таких операторов.
В то же время для товаров, с которыми связан более высокий риск мошенничества, при расчете суммы гарантии должна применяться общая классификация товаров. Также частоты применения мер таможенного контроля, переносимые на этап после выпуска товаров, способствует сокращению сроков совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров добросовестными участниками ВЭД, что позволяет существенно снизить административное воздействие на указанную категорию организаций.
Таким образом, таможенный транзит является необходимым компонентом осуществления любой внешнеэкономической операции, связанной с трансграничным перемещением товаров. Перемещение товаров от отправителя к получателю подразумевает соблюдение ряда таможенных правил, установленных для обеспечения безопасности и устранения возможных рисков несоблюдения законодательства. Совершенствование таможенного транзита включает вопросы, связанные с упрощением таможенных операций, обеспечением уплаты таможенных платежей, взаимодействием информации между таможенными органами и участниками таможенного транзита.
Источники:
1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian economic bulletin. 2019. № 6 (Т.2). С. 18-21.
2. Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Филиппов М.И., Мосеенкова А.О. Таможенно-тарифное регулирование в особых экономических зонах // Московский Экономический журнал. 2019. №13. С. 10-14.
3. Дорожкина Т.В., Гусакова А.А. Деятельность таможенных органов в условиях перехода на цифровую экономику // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки» 2019. С. 382-387.
4. Михайлова А.А., Хохлова Н.А. Анализ основных проблем обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-2 (74). С. 35-39.
5. Непарко М.В., Иванчиков И.В. Анализ применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей в Российской Федерации // Дневник науки. 2019. № 4 (28). С. 103.
6. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 54-57.
7. Петрушина О.М., Соколова Т.С., Меркулова А.И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 290-293.
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза (ТК ЕАЭС) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 215315/.
References:
1. Alekseeva E.V., Akhmedzyanov R.R., Kondrashova I.V. Some problems of digitalization of interaction between customs authorities and participants in foreign economic activity // Russian economic bulletin. 2019. No. 6 (Vol. 2). pp. 18-21.
2. Akhmedzyanov R.R., Alekseeva E.V., Filippov M.I., Moseenkova A.O. Customs and Tariff Regulation in Special Economic Zones // Moscow Economic Journal. 2019. No. 13. pp. 10-14.
3. Dorozhkina T.V., Gusakova A.A. The activities of customs authorities in the context of the transition to a digital economy // In the collection: Scientific works of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. Materials of the regional university scientific-practical conference. Ser. "Humanities" 2019. S. 382-387.
4. Mikhailova A.A., Khokhlova N.A. Analysis of the main problems of ensuring the payment of customs duties in relation to goods transported across the customs border // Economics and business: theory and practice. 2021. No. 4-2 (74). pp. 35-39.
5. Neparko M.V., Ivanchikov I.V. Analysis of the application of forms for ensuring the payment of customs payments in the Russian Federation // Diary of Science. 2019. No. 4 (28). S. 103.
6. Nikolaev A.D., Miguel A.A. Modern forms of ensuring the payment of customs payments in the EAEU // Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 54-57.
7. Petrushina O.M., Sokolova T.S., Merkulova A.I. The practice of collecting and ensuring the payment of customs payments in Russia // Natural Humanitarian Research. 2020. No. 29 (3). pp. 290-293.
8. Customs Code of the Eurasian Economic Union (EC EAEU) // Access from the legal reference system "Consultant Plus" - Access mode URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.