Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ БАЗ РЕГИОНОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В "КОРОНАВИРУСНОМ" 2020 ГОДУ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ БАЗ РЕГИОНОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В "КОРОНАВИРУСНОМ" 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / СТРУКТУРА НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Свентская Наталья Валерьевна

Проведен анализ совершенствования нормативных правовых баз защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций субъектами Дальневосточного федерального округа Российской Федерации в «коронавирусном» 2020 году. При анализе использованы материалы, представленные регионами в проект ежегодного Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году. Выявлены недостатки рассматриваемого совершенствования; сформулированы рекомендации по улучшению качества подготовки регионами отчетных материалов в указанный доклад

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Свентская Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN REGIONS REGULATORY LEGAL BASES IN THE FIELD OF THE POPULATION AND TERRITORIES PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS IN THE “CORONAVIRUS” YEAR 2020

The improvement analysis of the regulatory legal bases for the protection of the population and territories from emergency situations by the subjects of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation in the “coronavirus” year 2020 is carried out. The analysis uses materials submitted by the regions to the draft annual “State Report on the State of Protection of the Population and Territories of the Russian Federation From Natural and Man-made Emergencies in 2020”. The shortcomings of the improvement under consideration are identified; recommendations are formulated to improve the preparation quality of reporting materials by the regions in the specified report

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ БАЗ РЕГИОНОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В "КОРОНАВИРУСНОМ" 2020 ГОДУ»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 4 (70) УДК 614.84(083):355.242.2

Совершенствование нормативных правовых баз регионов России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в «коронавирусном» 2020 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

А.В. Костров, Н.В. Свентская

Аннотация

Проведен анализ совершенствования нормативных правовых баз защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций субъектами Дальневосточного федерального округа Российской Федерации в «коронавирусном» 2020 году. При анализе использованы материалы, представленные регионами в проект ежегодного Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году. Выявлены недостатки рассматриваемого совершенствования; сформулированы рекомендации по улучшению качества подготовки регионами отчетных материалов в указанный доклад.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция; нормативная правовая база; нормативный правовой акт; регион; региональная нормативная правовая база; показатель оценки нормативной правовой базы; региональный нормативный правовой акт; структура нормативной правовой базы; юридическая сила нормативного правового акта.

Improvement of the Russian Regions Regulatory Legal Bases in the Field of the Population and Territories Protection from Emergency Situations in the "Coronavirus" Year 2020

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

A. Kostov, N. Sventskaya

Abstact

The improvement analysis of the regulatory legal bases for the protection of the population and territories from emergency situations by the subjects of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation in the "coronavirus" year 2020 is carried out. The analysis uses materials submitted by the regions to the draft annual "State Report on the State of Protection of the Population and Territories of the Russian Federation From Natural and Man-made Emergencies in 2020". The shortcomings of the improvement under consideration are identified; recommendations are formulated to improve the preparation quality of reporting materials by the regions in the specified report.

Key words: coronavirus infection; regulatory legal framework; regulatory legal act; region; regional regulatory legal framework; assessment indicator of the regulatory legal framework; regional regulatory legal act; structure of the regulatory legal framework; legal force of the regulatory legal act.

23.09.2021

Сокращения понятий (терминов)

ДФО — Дальневосточный федеральный округ

ЗНТЧС — защита населения и территорий от ЧС

МО — муниципальное образование

НПА — нормативный правовой акт

НПБ — нормативная правовая база

ОБЛВО — обеспечение безопасности людей на водных объектах

ОГВ — орган государственной власти

ОИВ — орган исполнительной власти

ОМС — орган местного самоуправления

Введение

В данной статье продолжено рассмотрение проблемы развития НПБ [1, 2], регулирующей отношения, связанные с деятельностью РСЧС в условиях организации и осуществления противодействия коронавирусной инфекции (СОУТО-19) в 2020 году. В [1] систематизированы меры и НПА, принятые федеральными органами власти для защиты населения от СОУТО-19, в [2] проведен анализ опыта генерирования мер и развития правового обеспечения противодействия этой инфекции в самом крупном регионе России — городе Москве1. При написании статьи [2] использовались сведения, содержащиеся: на официальном интернет-портале правовой информации Мэра и Правительства Москвы; в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант»; в сообщениях специалистов и руководства Москвы (города-региона), опубликованных на интернетовских сайтах и в журнальных публикациях. Содержащиеся в [2] результаты проведенного анализа не связаны с рассмотрением опыта совершенствования НПБ, обеспечивающей противодействие СОУГО-19, остальных регионов России.

Цель данной статьи:

1) оценить, используя материалы, представленные СРФ (регионами) одного из федеральных округов, а именно — ДФО, в проект Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году2 (далее — Госдоклад), совершенствование региональных НПБ ЗНТЧС в «коронавирусном» 2020 году;

2) сформулировать на основе выполненной оценки рекомендации по улучшению подготовки регионами и ФО представляемых материалов в проект Госдоклада по разделу «Совершенствование нормативной правовой базы».

При достижении поставленной цели полагается, что совершенствование НПБ ЗНТЧС регионов органически связано с произошедшими оперативными изменениями федерального законодательства в рассматриваемой области в 2020 году. Ниже кратко комментируются эти изменения.

РПГ — режим повышенной готовности

РСЧС — единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РФ — Российская Федерация

РЧС — режим чрезвычайной ситуации

СРФ — субъект Российской Федерации

ФЗ — федеральный закон

ФО — федеральный округ

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

ЧС — чрезвычайная ситуация

Основные изменения в федеральном законодательстве в области ЗНТЧС в 2020 году, повлекшие изменения НПБ ЗНТЧС регионов

К основным изменениям в федеральном законодательстве в указанном году относятся:

I. Изменения статей 1, 4.1, 10, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», внесенные Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Эти изменения устанавливают:

1) заболевания, представляющие опасность для окружающих, отнесены к чрезвычайным ситуациям;

2) к полномочиям Правительства РФ отнесено право на введение режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера, а также право на осуществление полномочий координационного органа РСЧС;

3) полномочия органов государственной власти по определению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении РПГ и РЧС.

II. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)».Указ предписывает:

п. 2. высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) СРФ с учетом положений Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в СРФ, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего СРФ территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение

1 В настоящей статье понятие «регион» и термин «субъект федерации» рассматриваются как соотносимые понятия. В некоторых наших случаях понятие «регион» выражает понятия (термины) «субъект федерации» и «федеральный округ». В последние десятилетия понятие «регион» толкуется разносторонне: как территориальное, экономическое, социальное, политическое, управленческое, административное понятие, см. например: Черкасов П.С. Регион как социально-экономическая система (Интернет).

2 Подготовка этого доклада проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». ФОИВ, ОИВ СРФ и организации несут ответственность за объективность, полноту и качество информации, представляемой для включения в проект доклада.

санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — соответствующая территория), в том числе в условиях введения РПГ, РЧС;

б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 Указа;

в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Заметим, этот Указ существенно расширил полномочия руководителей высших исполнительных органов государственной власти СРФ в условиях введения РПГ или РЧС.

III. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

IV. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р «Об утверждении перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Оценка совершенствования региональных НПБ в области ЗНТЧС в 2020 году, инициированного изменениями федерального законодательства

Проводимая оценка основывается, как говорилось выше, на анализе представленных регионами материалов в Государственный доклад о состоянии ЗНТЧС в 2020 году3. Сбор материалов выполнен Департаментом гражданской обороны и защиты населения МЧС России по плану (до 26 февраля 2021 г.) [3].

Прежде всего следует отметить, что авторы настоящей статьи имели доступ к материалам 58 субъектов РФ (регионов), включая материалы, представленные городами-регионами Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем4. В состав РФ, по Конституции, входит 85 субъектов; причины, по которым в представленных для анализа и обобщения материалах отсутствовали доклады остальных 27 регионов (СРФ), остались неясны.

Для выполнения рассматриваемой, в сущности — многокомпонентной, оценки совершенствования НПБ субъектов РФ следует принять такие частные

показатели, которые бы наряду с традиционно используемой формальной количественной характеристикой НПБ (число принятых и измененных НПА) отображали также и смысловую сущность, актуальность, понятийную доступность разработанных НПА. В этой связи в проект Госдоклада следует направлять систематизированные сведения с перечнем вновь принятых и измененных НПА; из представляемых материалов должна быть исключена ненужная («шумовая») информация, например, информация об истории создания НПБ региона или же информация о НПА, разработанных в предыдущие годы.

С учетом вышесказанного и значительных особенностей совершенствования НПБ ЗНТЧС в «коронавирусном» 2020 году для оценки этого совершенствования в статье приняты следующие частные показатели:

1) число фактически принятых и измененных НПА в области ЗНТЧС;

2) наличие принятых НПА, регламентирующих порядок введения РПГ или РЧС в регионе;

3) наличие в названиях принятых и измененных НПА терминов «коронавирус», «пандемия», «карантин», фигурирующих в предпринимаемых мерах по организации и осуществлению противодействия ко-ронавирусной инфекции (COVID-19);

4) наличие систематизации НПА в материалах, представленных в Госдоклад-2020 (представление только принятых и измененных НПА, их краткое содержание, актуальность);

5) наличие «шумовой» (ненужной) информации в материалах, представленных в Госдоклад-2020 (НПА, принятых до 2020 г., излишни; материалы, касающиеся ПБ и ГО, излишни, поскольку вопросам пожарной безопасности и принятым НПА в данной области в Госдокладе посвящается отдельная глава, а по ГО издается ежегодный Госдоклад о состоянии гражданской обороны за предыдущий год).

Проведен анализ всех имеющихся в распоряжении авторов материалов, присланных в Госдоклад-2020 (58 СРФ), всеми ФО. Оценка совершенствования региональных НПБ в области ЗНТЧС в 2020 году, инициированного изменениями федерального законодательства, произведена по материалам СРФ (регионов) Дальневосточного ФО [4]. Этот ФО выбран потому, что авторы при первом же ознакомлении усмотрели характерное несоответствие материалов (рассматриваемого раздела Госдоклада) его регионов требованиям перечисленных выше показателей оценки.

ДФО составляют: республики — Бурятия, Саха (Якутия); края — Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский; области—Амурская, Магаданская, Сахалинская; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ.

Ниже приведены результаты оценки совершенствования НПБ ЗНТЧС регионов ДФО в 2020 году по материалам, представленным регионами в Госдоклад-2020.

3 Анализ погодичного совершенствования НПБ в области ЗНТЧС (в том числе и НПБ регионов) проводится при подготовке каждого ежегодного Госдоклада. Например, подобные анализ и оценка с выполнением систематизации принятых в 2019 г. НПА и структуризации результирующей НПБ сделаны в Госдокладе-2019 и опубликованы в статье [6].

4 В состав РФ входит 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Представили материалы 58 СРФ (регионов). Почему в представленных материалах отсутствуют материалы остальных 27 регионов неясно.

Оценка совершенствования в 2020 году НПБ ЗНТЧС регионов ДФО

Республика Бурятия

По рассматриваемому разделу Госдоклада субъект представил объемный смешанный (по составу НПА) материал, в нем наличествуют НПА из других областей защиты («шумовые» НПА — в области ГО и ПБ, ненужные в рассматриваемом случае). Указано, что в области ЗНТЧС ОГВ принято 12 НПА, ОМС — 242. Трудно установить, это много или мало. В преобладающей части НПА приняты по рекомендации МЧС России. Ни в одном из них ясно не говорится о введении РПГ или РЧС, не фигурируют термины «коронавирус», «пандемия», «карантин». Совокупность принятых НПА в области ЗНТЧС не систематизирована ни по юридической силе, ни по хронологии принятия актов. Это не позволяет ясно представить состав НПА, направленных на совершенствование НПБ в рассматриваемой области.

Республика Саха (Якутия)

Заявлено, что в области ЗНТЧС ОГВ принято 12 НПА, ОМС — 396. что составляет 100% от количества НПА, рекомендованных МЧС России. Не указаны, какие конкретно НПА приняты, указываются лишь НПА, подлежащие переработке (внесению изменений). В материалах раздела содержится большой объем ненужной («шумовой») информации, что не позволяет провести оценку совершенствования НПБ ЗНТЧС данной республики за отчетный год по принятым показателям.

Забайкальский край

Материалы по рассматриваемому разделу (разд. 7.6) Госдоклада — 2020 от Забайкальского края (как СРФ) не обнаружены. В материалах ДФО указано, что ОГВ Забайкальского края принято 12 НПА (100%), его МО — 327 (100%). Данных сведений недостаточно для проведения оценки совершенствования НПБ ЗНТЧС Забайкальского края из-за ограниченности информации.

Камчатский край

Заявлено: в области ЗНТЧС принято (по рекомендации МЧС России) 12 НПА, внесены изменения в 9. Из материалов следует, что в области ЗНТЧС внесены изменения в 2020 г в 6 НПА. Остальные НПА приняты и изменены до 2020 г. и поэтому новизны не имеют (эти совершенствования были учтены в Госдокладах предыдущих лет). Из принятых и измененных НПА следует, что только в одном из них фигурируют термины «коронавирус», «пандемия», «карантин». В материалах присутствует ненужная («шумовая») информация, систематизация НПА отсутствует.

Приморский край

В присланных материалах содержится совокупность НПА в области ГО, ЗНТЧС, ПБ, ОБЛВО. Указано, что принято 2 НПА, внесены изменения в 9 (в частности, изменения в Закон о защите населения..., касающиеся введения РПГ и РЧС). Изменения НПБ не структурированы. Термины «коронавирус», «карантин», «пандемия» в НПА не фигурируют.

Хабаровский край

В материалах этого края заявлено: в 2020 г в области ЗНТЧС подготовлено 493 НПА (115 — Губернатора

и Правительства, 378 — ведомств), указаны наименования двух постановлений Правительства края, принятых для регулирования отношений, связанных с реализацией межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Резервного фонда Правительства РФ), направляемых на обеспечение отдельных мер по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Представленные в проект Госдоклада материалы Хабаровского края не позволяют сделать оценку совершенствования НПБ ЗНТЧС за отчетный год ни по одному из вышепринятых показателей. Амурская область

Материалы этого региона обнаружить не удалось, но в отчетных материалах ДФО указано, что в данном СРФ его ОГВ принято 12 НПА (100%), а ОМС — 319 (100%). По такой информации сделать оценку совершенствования НПБ ЗНТЧС по выбранным показателям оказалось невозможным. Магаданская область

Присланные материалы по совершенствованию НПБ представляют в сущности совокупность НПА в областях ГО, ЗНТЧС, ПБ, ОБЛВО. Заявлено, что в области ЗНТЧС принято 12 НПА (100% рекомендованных МЧС России). НПА не систематизированы. Не удалось обнаружить НПА, регламентирующие порядок введения РПГ, РЧС, а также НПА, регулирующие отношения, связанные с осуществлением мер противодействия распространению коронавирусной инфекции. Сахалинская область

В материалах заявлено, что в 2020 г. принято 12 (из 12 рекомендованных МЧС России, то есть 100%) НПА в области ЗНТЧС, соответствуют федеральному законодательству. Установлено, что во вновь принятых:

постановлении Правительства Сахалинской области от 05.06.2020 № 362 «О Сахалинской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

законе Сахалинской области от 13.06.2007 № 50-ЗО «О защите населения и территории Сахалинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Закона Сахалинской области от 30.06.2020 № 47-ЗО)

внесенные изменения расширили полномочия губернатора, правительства и уполномоченного органа в области ЗНТЧС, в том числе и при введении РПГ и РЧС.

Также принято семь постановлений Правительства (все изменения внесены под девизом актуализации).

В принятых НПА отсутствуют упоминания о коро-навирусе, пандемии, карантине, систематизация НПА не выполнена.

Еврейская автономная область (ЕАО) В ЕАО в 2020 году в области ЗНТЧС принято 3 НПА. В них не используются термины «коронавирус», «пандемия», «карантин».

Чукотский автономный округ

Материалы по рассматриваемому разделу (разд. 7.6) Госдоклада — 2020 от Чукотского автономного округа (как СРФ) не обнаружены. В материалах ДФО указано, что ОГВ Чукотского АО принято 12 НПА (100%), его МО — 77 (100%). Поэтому авторская оценка совершенствования НПБ ЗНТЧС этого СРФ не выполнялась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже проведены системные обобщения и совершенствования НПБ ЗНТЧС регионов ДФО в «коронави-русном» 2020 году, и сформулированы рекомендации по повышению качества представляемых материалов в Госдоклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Обобщения совершенствования НПБ регионов ДФО в области ЗНТЧС в 2020 году

В материалах ДФО заявлено:

ОГВ СРФ ДФО в области ЗНТЧС в 2020 году принят 131 НПА (99% от количества НПА, рекомендованных МЧС России). План выполнен во всех СРФ на 100%, за исключением Хабаровского края, в котором рекомендации МЧС России выполнены на 92%;

ОМС СРФ ДФО в рассматриваемой области принято 2572 НПА — 98,5% от количества рекомендованных МЧС России. в том числе 100% муниципальных НПА принято в 173 муниципальных образованиях (МО), что составляет 75% от общего их количества. Не выполнены планы МО Республики Бурятия (96%) и Магаданской области (97%).

В материалах ДФО не обнаруживается сущностная («не бухгалтерская») сторона совершенствования рассматриваемых НПБ в чрезвычайный («юронавирусный») год,

В изменениях НПБ практически отсутствуют открытые ясные сообщения о причинах необходимого оперативного изменения НПБ регионов. Указанные изменения в большей части носят традиционный характер.

В приведенной ниже таблице в формализованной форме отображены элементы и «бухгалтерской», и упоминаемой выше предметно-сущностной оценки совершенствования НПБ регионов ДФО в области ЗНТЧС в чрезвычайный 2020 год.

Как уже говорилось выше, в связи с необходимостью организации более адаптивного противодействия COVID-19 руководители регионов получили широкие полномочия в области ЗНТЧС. Однако по анализируемым материалам регионов, присланным в Госдоклад-2020, можно установить, что в большей части регионов ДФО совершенствование НПБ ЗНТЧС, связанное с противодействием COVID-19, почти не осуществлялось. Складывается впечатление, что возникшие угрозы пандемии не были по-настоящему прочувствованы. Совершенствование НПБ ЗНТЧС выполнялось в основном по рекомендациям МЧС России, в основе которых лежали традиционные идеи совершенствования НПБ ЗНТЧС. Но поскольку СО'УТО-^ нарушил эти традиции, и к тому же МЧС России оказалось в тени управления деятельностью федерального звена РСЧС, традиционные подходы к рассматриваемому совершенствованию оказались также теневыми. Более того, материалы некоторых регионов, например Хабаровского края, не позволили по причине отсутствия представления содержательных изменений НПБ ЗНТЧС провести по принятым показателям оценку совершенствования в 2020 году этой базы, а материалы Забайкальского края, Амурской области и Чукотского автономного округа не удалось обнаружить. В материалах Магаданской области отсутствуют даже намеки на изменения НПБ

Таблица

Показатели совершенствования НПБ регионов ДФО в области ЗНТЧС и качества их представления в Госдоклад-2020 (по данным материалов регионов)

Регионы Показатели

Число Наличие приня- Наличие в назва- Наличие систе- Наличие «шумо-фактически тых НПА, опреде- ниях принятых и матизации НПА вой» информа-принятых и ляющих порядок измененных НПА в материалах, ции в материалах, изменённых введения РПГ или терминов «корона- представленных в представленных в НПА в обл. РЧС в регионе5 вирус», «панде- Госдоклад -2020 Госдоклад-2020 ЗНТЧС мия», «карантин»

Республика Бурятия 12 0 0 0 1

Республика Саха (Якутия) 12 0 0 0 1

Забайкальский край Материалы не обнаружены. Оценка не производилась

Камчатский край 12 1 0 0 1

Приморский край 11 1 0 0 0

Хабаровский край Материалы представлены, но не позволяют сделать оценку совершенствования НПБ этого региона по принятым показателям

Амурская область Материалы не обнаружены. Оценка не производилась

Магаданская область 12 0 0 0 1

Сахалинская область 10 1 1 0 1

Еврейская автономная область 3 1 0 1 0

Чукотский автономный округ Материалы не обнаружены. Оценка не производилась

5 В таблице понятие «наличие» обозначено как «1», отсутствие наличия — как «0».

ЗНТЧС, которые должны были быть осуществлены с связи с апрельскими «коронавирусными» изменениями федерального законодательства в области ЗНТЧС [4-8].

Указанные недостатки совершенствования НПБ ЗНТЧС регионов ДФО оказываются особенно рельефными после ознакомления с представленными материалами таких регионов, как город Севастополь, Волгоградская область. Их примерный опыт нормативного правового обеспечения организации и осуществления противодействия COVID-19 заслуживает специального рассмотрения6.

Следует указать на присущее «формально-бухгалтерское» представление материалов ДФО, обобщающих результаты совершенствования НПБ ЗНТЧС входящих в него регионов.

Рекомендации по повышению качества представляемых материалов в Госдоклад

В сведениях о совершенствовании нормативной правовой базы НПБ субъектов РФ в области ЗНТЧС в 2021 г следует представлять в систематизированном (по юридической силе) и расположению (в порядке хронологии принятия) следующие нормативные правовые акты (НПА):

вновь принятые и измененные законы субъектов Российской Федерации в области ЗНТЧС;

вновь принятые и измененные НПА высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в области ЗНТЧС;

вновь принятые и измененные постановления правительств и министерств субъектов Российской Федерации в области ЗНТЧС;

обобщенные данные о вновь принятых и измененных НПА муниципальных образований субъекта Российской Федерации в области ЗНТЧС. В сведениях следует:

в материалы включать только принятые (измененные) НПА в отчетный год;

Литература

1. Костров А.В., Свентская Н. В. Коронавирус и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, систематизация мер и нормативных правовых актов, принятых федеральными органами власти для защиты населения от коронавирусной инфекции (пандемии) // Технологии гражданской безопасности. 2020. № 4 (66). С. 9-17.

2. Костров А.В., Свентская Н. В. Коронавирус и региональные подсистемы РСЧС: анализ опыта генерирования мер и правового обеспечения противодействия коронавирусу в городе-регионе Москве// Технологии гражданской безопасности. 2021. № 2 (68). С. 26-35.

3. Методические рекомендации по подготовке материалов в Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году», утв. зам. Министра МЧС России от 17 ноября 2020 г. № 2-4-71-23-11, 67 с.

указывать вид НПА (закон, указ, постановление, распоряжение), дату принятия, номер, полное наименование НПА;

приводить краткий комментарий, раскрывающий сущность регулируемых НПА отношений в области ЗНТЧС;

кратко характеризовать новизну регулирующих норм вновь принятых и измененных НПА в рассматриваемой области;

не увлекаться «бухгалтерским формализмом» оценки совершенствования рассматриваемой НПБ.

Заключительные положения

Проведенный анализ совершенствования НПБ ЗНТЧС регионов ДФО в «коронавирусный» 2020 год показал, что изменения, внесенные в первой половине этого года в федеральное законодательство в области ЗНТЧС федеральными органами власти в связи с распространением коронавирусной инфекции, не побудили руководство многих регионов к оперативному масштабному совершенствованию своих НПБ ЗНТЧС, направленному на эффективное противодействие пандемии. Можно сказать, что предупредительная функция деятельности территориальных подсистем РСЧС рассматриваемых регионов по отношению к коронавирусной угрозе по-настоящему не осуществлялась. Возможно в действительности дела обстояли не совсем так. Но это заключение вытекает из предметного рассмотрения официально представленных регионами ДФО материалов в Госдоклад-2020. Можно указать на ряд регионов России, упомянутых выше, особенно город Севастополь, Волгоградскую область, которые представили материалы в Госдоклад-2020 по рассматриваемому разделу в очень представительном виде. Их можно считать примерными в деле совершенствования правового обеспечения осуществления территориальными подсистемами РСЧС предупредительной функции противодействия СОУ^-19. В рассматриваемом отношении деятельность указанных регионов заслуживает отдельного рассмотрения.

4. Материалы СРФ и ФО в Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» / ДГО и ЗН МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021.

5. Ресурсы компьютерных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», информационных порталов министерств, ведомств, государственных корпораций, субъектов РФ, органов местного самоуправления (Интернет).

6. Костров А.В, Диденко С. Л., Лебская Т. А. Систематизация и анализ изменений в нормативной правовой базе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2019 году // Технологии гражданской безопасности. 2020. № 3 (65). С. 81-88.

7. Мельников В. Ю. Российское законодательство в период противодействия коронавирусной инфекции // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2020. № 2. С. 24-35.

8. Шурухнова Д.Н., Комовкина Л. С. Административно-правовое регулирование режима повышенной готовности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С. 233-238.

6 В контексте проводимой оценки нельзя не отметить неудовлетворительное представление материалов в Госдоклад-2020 городом-регионом Москвой при том, что проведенное Московской городской территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) совершенствование НПБ ЗНТЧС, направленное на обеспечение оперативных и эффективных организации и осуществления противодействия COVID-19, заслуживает мирового признания [2].

Сведения об авторах

Костров Анатолий Васильевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра.

Москва, Россия.

e-mail: avk1933@yandex.ru

SPIN-код: 3101-5157.

Свентская Наталья Валерьевна: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. e-mail: s.w.natali@mail.ru SPIN-код: 8885-3651.

Information about authors

Kostrov Anatoly V.: PhD (Technical Sc.), Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. Moscow, Russia. e-mail: avk1933@yandex.ru SPIN-scientific: 3101-5157.

Sventskaya Natalya V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. Moscow, Russia. e-mail: s.w.natali@mail.ru SPIN-scientific: 8885-3651.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Кусилов В.К. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2017 году https://elibrary.ru/item.asp?id=35367271

Основные результаты развития и совершенствования МЧС России в 2012-2018 годах: Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=35201457

Разумов В.В. и др. Масштабы и опасность наводнений в регионах России https://elibrary.ru/item.asp?id=35108092

Аналитический сборник о результатах развития гражданской обороны, защиты населения и территорий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах в свете реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-706 https://elibrary.ru/item.asp?id=35347871

Акимов В. А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира https://elibrary.ru/item.asp?id=36813168

Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015

Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь: Литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary. ru/item.asp?id=29281817

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. II. https://elibrary.ru/item.asp?id=29919459

Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary. ru/item.asp?id=29281821

Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций http: //elibrary. ru/item.asp?id=29013219

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 4-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29352006

Батырев В.В. и др. Оценка эффективности и качества фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях https://elibrary.ru/item.asp?id=29741192

Талмач М.С. и др. Учебное пособие по дисциплине «Экстремальная психология» для курсантов МЧС России https://elibrary.ru/item.asp?id=29853968

Фалеев М.И. и др. Экономические механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от угроз военного, природного и техногенного характера https://elibrary.ru/item.asp?id=29860580

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.