Научная статья на тему 'КОРОНАВИРУС И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕР И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ПАНДЕМИИ)'

КОРОНАВИРУС И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕР И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ПАНДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
823
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ (COVID-19) / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ COVID-19 / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ (НПА) / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НПА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ (ПАНДЕМИЯ) / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ORONAVIRUS INFECTION (COVID-19) / COVID-19 COUNTERACTION MEASURES / REGULATORY LEGAL ACT (RLA) / RLA SYSTEMATIZATION / SOCIAL COUNTERACTION MEASURES / EMERGENCY SITUATION / INTERNATIONAL EMERGENCY (PANDEMIC) / ECONOMIC COUNTERACTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Свентская Наталья Валерьевна

Рассмотрена роль федерального звена РСЧС в противодействии коронавирусу (COVID-19). Классифицированы меры и систематизированы нормативные правовые акты (НПА), принятые федеральными органами власти для противодействия коронавирусной инфекции. Проведен краткий анализ принятых НПА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORONAVIRUS AND UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS, CLASSIFICATION OF MEASURES AND REGULATIONS ADOPTED BY THE FEDERAL AUTHORITIES TO PROTECT THE POPULATION FROM CORONAVIRUS INFECTION (PANDEMIC)

The role of the Federal level of the RSChS in countering the coronavirus (COVID-19) is considered. Measures and regulatory legal acts (RLA) adopted by the Federal authorities to counteract coronavirus infection are classified and systematized. Brief analysis of adopted RLA is carried out.

Текст научной работы на тему «КОРОНАВИРУС И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕР И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ПАНДЕМИИ)»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 4 (66) УДК 614.8-027.21:519.2(075.8)

Коронавирус и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, систематизация мер и нормативных правовых актов, принятых федеральными органами власти для защиты населения от коронавирусной инфекции (пандемии)

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

А.В. Костров, Н.В. Свентская

Аннотация

Рассмотрена роль федерального звена РСЧС в противодействии коронавирусу (COVID-19). Классифицированы меры и систематизированы нормативные правовые акты (НПА), принятые федеральными органами власти для противодействия коронавирусной инфекции. Проведен краткий анализ принятых НПА.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция (COVID-19); меры противодействия COVID-19; нормативный правовой акт (НПА); систематизация НПА; социальные меры противодействия; чрезвычайная ситуация; чрезвычайная ситуация международного значения (пандемия); экономические меры противодействия.

Coronavirus and Unified State System for Prevention and Elimination of Emergency Situations, Classification of Measures and Regulations Adopted by the Federal Authorities to Protect the Population from Coronavirus Infection (Pandemic)

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

A. Kostrov, N. Sventskaya

Abstract

The role of the Federal level of the RSChS in countering the coronavirus (COVID-19) is considered. Measures and regulatory legal acts (RLA) adopted by the Federal authorities to counteract coronavirus infection are classified and systematized. Brief analysis of adopted RLA is carried out.

Key words: coronavirus infection (COVID-19); covid-19 counteraction measures; regulatory legal act (RLA); RLA systematization; social counteraction measures; emergency situation; international emergency (pandemic); economic counteraction measures.

06.10.2020

Сокращения понятий (терминов)

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ГГСВ — Главный государственный санитарный врач ГК — государственная корпорация ЗНТЧС — защита населения и территорий от ЧС КЧСиПБ ФО (ГК) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций

МО — муниципальное образование НПА — нормативный правовой акт НПБ — нормативная правовая база ОМС — орган местного самоуправления ПКЧСиПБ — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

РК — режим карантина РПГ — режим постоянной готовности РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ — Российская Федерация РЧП — режим чрезвычайного положения РЧС — режим чрезвычайной ситуации СанПиН — санитарные правила и нормы СРФ — субъект РФ

ФОГВ — федеральный орган государственной власти

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

ФПДОУ РСЧС — федеральный постоянно действующий орган управления РСЧС ЧС — чрезвычайная ситуация

Введение

Коронавирусная инфекция всколыхнула весь мир. Первые случаи заболевания людей COVID-19 были зарегистрированы в декабре 2019 г. в китайском городе Ухане. К середине января 2020 г. вирус проник и в другие провинции Китая. В конце января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) присвоила распространению заболевания статус «чрезвычайной ситуации международного значения» -https://ru.wikipedia.org/wiki/ SARS-CoV-2 — а1е_по1е--^о-ете^епсу-9, а в марте этого же года определила как пандемию (глобальную эпидемию).

Первой официальной реакцией федеральной власти России на указанные сообщения было постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 г. «О мероприятиях по недопущению завоза в Россию и распространения новой инфекции, вызванной COVID-19».

В соответствии с федеральным законом [1, ст. 1] сложившаяся обстановка подпадала под определение «чрезвычайная ситуация», включающее «...распространение заболевания...». Следовательно, ее предупреждение и ликвидацию должны были выполнять звенья всех уровней РСЧС: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый. Управление деятельностью РСЧС (законодательно учрежденной для предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе биолого-социальных ЧС, к которым относится пандемия COVID-19), на каждом ее уровне осуществляют: 1) координационные органы; 2) постоянно действующие органы управления; 3) органы повседневного управления.

Координационным органом РСЧС на федеральном уровне является ПКЧСиПБ (возглавляет ее руководитель ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области ЗНТЧС, — Министр МЧС России), а постоянно действующим органом управления РСЧС на этом уровне — МЧС России, а также образованные для решения

задач в области ЗНТЧС подразделения ФОИВ и ГК. Но, что касается управления противодействием COVID-19, особенно в звене РСЧС федерального уровня, ситуация оказалась иной. Проблема противодействия COVID-19 приобрела общегосударственный крупномасштабный социально-экономический характер, потребовавший: 1) непосредственного управления процессом противодействия высшими федеральными органами власти — Президентом и Правительством РФ; 2) неотложного (экстренного) развития НПБ.

Уже в первой половине 2020 г. ФОГВ в развитие норм и положений, действующих ФЗ [1, 2], было принято более двухсот различных по юридической силе и содержанию НПА (федеральных законов и подзаконных актов: указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и распоряжений федеральных министерств и ведомств, а также госкорпораций), направленных на установление правовых мер и их реализацию в деле предотвращения заболевания коронавирусом и лечения заболевших граждан.

Можно сказать, что НПБ претерпела в экстренном порядке значительные изменения. Для понимания сущности этих изменений, конечно, желательны систематизированные представления о предпринятых мерах, и принятых для их правовой реализации НПА.

В различных информационных источниках авторам настоящей статьи не удалось обнаружить публикаций подобных систематизаций. Были обнаружены в ресурсах Интернета фрагментарные систематизации как отдельных мер, так и отдельных НПА, принятых федеральными органами власти РФ.

Цель настоящей статьи — устранить по мере возможности имеющиеся недостатки, а именно: 1) охарактеризовать деятельность звена РСЧС федерального уровня в осуществлении противодействия COVID-19; 2) сформировать перечень характерных (определяющих) мер противодействия COVID-19, принятых федеральными органами власти;

3) классифицировать выявленные меры, представив их в виде однородных групп; 4) определить состав НПА каждой группы мер.

Для достижения поставленной цели авторами статьи были рассмотрены НПА, принятые в период с января по август 2020 года.

Роль федерального звена РСЧС в осуществлении противодействия COVID-19

Оперативное координирующее управление деятельностью РСЧС на федеральном уровне осуществляют, соответственно, ПКЧСиПБ и КЧСиПБ ФО (ГК). В действующую статью 4.1 ФЗ [1] включена важная норма — при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС Правительство РФ вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа РСЧС, то есть полномочий ПКЧСиПБ. Эта норма и была реализована в сложившейся ситуации, доказательством чему является отсутствие нормативных актов, принятых ПКЧСиПБ, а также ФПДОУ РСЧС (МЧСРоссии). В соответствии с [1, 5] РСЧС функционирует в трех режимах: «повседневной деятельности» (отсутствие угрозы возникновения ЧС); «повышенной готовности» (наличие угрозы возникновения ЧС) и «чрезвычайной ситуации» (при возникновении ЧС).

В связи с распространением COVID-19 в России в середине марта 2020 г., как утверждается в отдельных источниках, был введен «режим повышенной готовности»1 (термин из законодательства в области ЗНТЧС)2, а в некоторых СРФ (Москва, Московская область и других) — режимы изоляции и самоизоляции, которые законодательно пока не определены. С правовой точки зрения они сходны с понятием «карантин», который определен в ФЗ [2]. В соответствии с этим законом карантин—это ограничительные мероприятия, осуществляемые при наличии угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории соответствующего СРФ, МО, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности. Карантин вводится (отменяется) на основании предписаний ГГСВ (его заместителей), решением Правительства РФ или ОИВ СРФ, ОМС, а также решением уполномоченных должностных лиц ФОИВ или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления карантина и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводится карантин, устанавливаются соответствующими СанПиНами — http://www. consultant.

ru/document/cons_doc_LAW _159501/6с8й4Ж952с92 bc84910fa4fde736ec3b4d3354/ — dst100861 и иными НПА РФ.

Из изложенного следует, что законодательно закрепленные термины «карантин» и «чрезвычайная ситуация» имеют разный юридический смысл.

Российское законодательство допускает квалифицировать карантин и ЧС, как форс-мажорные обстоятельства. В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ форс-мажорные обстоятельства характеризуются чрезвычайностью (непредвиденностью и необычностью), непредотвратимостью (неизбежностью наступления возникшего обстоятельства или его последствий), непреодолимостью (наличием препятствия такого характера, что требовать от должника мер по его преодолению было бы по ряду определяющих факторов неразумным). Пандемия вируса COVID-19 соответствует основным признакам форс-мажора. Это практически подтверждено в НПА целого ряда СРФ. Представляется, что, учитывая масштабность пандемии, Правительство РФ приняло решение во избежание социально-экономического хаоса в стране не вводить ни «режим карантина», ни «режим чрезвычайной ситуации».

В принятых федеральными органами власти НПА в связи с осуществлением противодействия СОУШ-19 эти термины не фигурируют. Это говорит о том, что обстановка, сложившаяся на территории страны в результате распространения заболевания (распространения СОУШ-19), представляющего опасность для окружающих и повлекшего за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей и нарушение условий их жизнедеятельности, федеральными органами власти не была признана как «чрезвычайная ситуация», хотя указанная обстановка подпадает под определение «чрезвычайная ситуация», данное в ФЗ [1]. Рассматриваемая обстановка не была также определена как «обсервация» (карантинная обстановка).

По нашему мнению, ФОГВ осуществили правовой синтез: из законодательства в области ЗНТЧС приняли термин «повышенная готовность», а из законодательства, регулирующего отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — термин «режим изоляции», как одни из ограничительных карантинных мер. При «режиме самоизоляции», вводимом и законодательно не определенном, каждое лицо несет ответственность за все свои риски. Это существенно снижает государственные расходы на противодействие эпидемии.

Непризнание сложившейся обстановки как «чрезвычайной ситуации» автоматически предопределило отсутствие необходимости использовать в федеральных НПА такие понятия, как: «РСЧС», «ПКЧСиПБ», «ФПДОУ РСЧС». Кстати, вместо ПКЧСиПБ был создан

1 Об этом говорится, например, в [7], указывается неконкретная дата введения — середина марта 2020 г. К сожалению, с помощью поисковых и информационных систем не удалось установить федеральный официальный НПА (указ Президента, постановление Правительства РФ), которым был введен указанный режим. Возможно, имеется в виду введение РПГ в регионах? Но принято постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

2 В отдельных городах, например, в Абакане, Элисте, Саяногорске, Южно-Курильске, был введен режим чрезвычайной ситуации [7].

Координационный совет при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ; утверждено Положение о Координационном совете (постановление Правительства РФ от 14 марта 2020 г. № 285, которое, как сообщает ИС «Гарант», не вступило в силу; причины не объясняются). Здесь уместно также сказать, что Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в стране как бы объявлялся чрезвычайный экономический режим — «нерабочие дни с сохранением заработной платы работников». Кстати, в Трудовом законодательстве РФ (ТК РФ) отсутствует термин «нерабочие дни», есть «выходные дни» и «нерабочие праздничные дни».

Из изложенного следует: органы управления федерального звена специально созданной и законодательно учрежденной единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — ПКЧСиПБ и ФПДОУ РСЧС — в процессе осуществления противодействия коронавирусу оказались теневыми. Исполнение функций (полномочий) указанных органов управления стало осуществлять Правительство РФ и Координационный совет при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ. Именно упоминаемым выше постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении РПГ или РЧС. Таким образом, Правительство РФ стало главным органом, генерирующим различные по содержанию меры противодействия COVID-19. Для более ясного их понимания читателями авторы статьи сочли целесообразным представить принятые меры в классифицированном виде.

Классификация мер, принятых федеральными органами власти

Анализ выявленных и системно представленных НПА, принятых федеральными органами власти РФ и направленных на противодействие COVID-19,г позволил принятые определяющие меры подразделить (классифицировать) на следующие группы:

1) меры по ограничению межстранового и вну-тристранового перемещения населения и трудовых ресурсов;

2) меры по обеспечению эффективной работы системы здравоохранения;

3) социальные меры поддержки граждан, семей и детей;

4) меры поддержки экономики (бизнеса);

5) меры повышения юридической ответственности физических и юридических лиц за нарушение установленного режима жизни и деятельности;

6) меры контроля складывающейся ситуации и выполнения норм, принятых НПА.

Каждой из указанных групп мер соответствует выявленная группа НПА, вновь принятых и регулирующих отношения по реализации этих мер.

Группы НПА, регулирующих отношения, связанные с реализацией мер противодействия COVID-19

В представленных ниже группах НПА расположены независимо от их юридической силы в хронологическом порядке их принятия4.

НПА, регулирующие отношения, связанные с реализацией 1-й группы мер (ограничение перемещений)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 г. «О мероприятиях по недопущению завоза в Россию и распространения новой инфекции, вызванной ССУШ-19».

Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 194-р «О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Китайской Народной Республики в воздушных пунктах пропуска через государственную границу РФ».

Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2020 г. № 447-р, предусматривающее временные меры по ограничению въезда на территорию РФ граждан с территории Исламской Республики Иран.

Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2020 г. № 448-р «О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Кореи в воздушных пунктах пропуска через госграницу РФ».

Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2020 г № 597-р, предусматривающее временные меры по ограничению въезда на территорию РФ граждан с территории Итальянской Республики.

Распоряжение Правительства РФ от 14 марта 2020 г № 622-р «О мерах по обеспечению безопасности государства, защите здоровья населения и нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории РФ», предусматривающее временные меры по ограничению въезда на территорию РФ граждан с территорий Республики Польша и Королевства Норвегия.

Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 г № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан Республики Белоруссия».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения С0^Б-2019», предусматривающее требование по изоляции лиц, прибывших в Россию, продолжительностью 14 дней.

3 Перечень выявленных НПА, систематизированных по их юридической силе и хронологии принятия, в настоящую статью не включен, он (с кратким комментарием НПА) подготовлен для отдельной публикации.

4 Письма, телеграммы, методические рекомендации, информационные сообщения в статье не рассматриваются, как не являющиеся в соответствии с законодательством России нормативными правовыми актами.

Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 763-р «О мерах по предупреждению проникновения на территорию РФ новой коронавирусной инфекции», предусматривающее временное ограничение передвижения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

НПА, регулирующие отношения, связанные с реализацией 2-й группы мер (обеспечение эффективной работы системы здравоохранения)

Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 № 294 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № 648-р «О выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовую поддержку медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения такой инфекцией».

Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р «О приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.06.2019 № 1391-р».

Приказ Минздрава России от 27.03.2020 № 246н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОУТО-19».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.03.2020 № 723-р «О выделении средств из резервного фонда Правительства России на разработку средств профилактики и диагностики новой корона-вирусной инфекции».

Приказ Минздрава России от 02.04.2020 № 264н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Постановление Правительства РФ от 15.04.2020 № 507 «О временном порядке распределения в Российской Федерации тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции».

Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2020 № 1131-р «Об утверждении предварительного перечня медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую ко-ронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях по особому указанию».

Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников».

Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р «Об утверждении Перечня заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/74173380/.

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2020 № 1607-р «О несении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 г № 976-р. «5. Минздраву России, Минобрнауки России, Минтруду России, ФМБА России и федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием указанных в пункте 1 настоящего распоряжения бюджетных ассигнований с представлением докладов до 1 августа 2020 г.».

НПА, регулирующие отношения, связанные с реализацией 3-й группы мер (поддержка граждан, семей и детей)

Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка», устанавливающий порядок исчисления больничных листов и определяющий, что их размер не может быть ниже МРОТ.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 № 402 «Об утверждении Временных правил оформления

листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»;

Указ Президента РФ от 7.04.2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 435, устанавливающее максимальные размеры кредитов, по которым заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2020 № 868-р «Об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территориях иностранных государств и не имеющим возможности вернуться в РФ, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474 «Об утверждении Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал».

Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 485 и постановление Правительства РФ от 10.06. 2020 № 844, которые определяют максимальный размер пособия по безработице в апреле-августе 2020 г. — 12 130 руб. и дополнительные выплаты безработным гражданам с детьми.

Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году».

Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 № 1276-р, предусматривающее стимулирующие выплаты сотрудникам организаций соцобслуживания за особые условия труда и дополнительную нагрузку в связи с оказанием услуг гражданам, у которых выявлен коронавирус, и лицам из групп риска5.

НПА, регулирующие отношения, связанные с реализацией 4-й группы мер (поддержка экономики, бизнеса)

Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 (в ред. от 20 марта 2020 г.) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» — внесены изменения в перечни

стратегических предприятий и АО, на которые распространяется мораторий на банкротство6.

Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р, содержащее расширенный перечень организаций, которые относятся к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий расширение полномочий Правительства РФ, понижение ставок страховых взносов, НДФЛ с дохода по вкладам и другие изменения.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», устанавливающее отсрочку сдачи отчетности для системообразующих и стратегических предприятий пострадавших от коронавируса, от уплаты налогов и взносов.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля

2020 г № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предусматривающее приостановление до 1 января

2021 г. взыскания неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», предусматривающее введение моратория на банкротство в отношении: наиболее пострадавших от распространения коронавируса системообразующих предприятий; стратегических предприятий.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской

5 Приняты также НПА, содержащие следующие меры поддержки граждан: доплата медработникам, выплаты медикам, заболевшим COVID-19; освобождение от НДФЛ выплат медикам; введение оплаты больничных листков вернувшимся из-за границы; возврат средств по оплаченным турпутевкам или перенос туров и броней; выплаты волонтерам; помощь россиянам, оказавшимся за рубежом; смягчение миграционного законодательства; продление срока действия паспортов и прав; дистанционная экспертиза по инвалидности продление инвалидности; экспертиза утраты профтрудоспособ-ности.

6 20 марта 2020 г Банк России распространил информацию: 1) № ИН-06-59/22 «О предоставлении отсрочки (уменьшении) платежей в связи с коронавирусной инфекцией (COVID19)»; 2) № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП)» — кредитным организациям рекомендовано предоставлять отсрочку платежей и не начислять неустойку (штраф, пени) по договорам кредита (займа) с субъектами МСП и самозанятыми; 3) № ИН-015-44/25 «О комплексе мер по поддержке рынка микрофинансирования». Рекомендации микрофинансовым организации (МФО) и кредитным потребительским кооперативам (КПК) осуществлять реструктуризацию для малого и среднего бизнеса; 4) № ИН-06-59/22 «О предоставлении отсрочки (уменьшении) платежей в связи с коронавирусной инфекцией (COVID19)» — банкам рекомендовано оперативно принимать решения о реструктуризации долга в отношении заемщиков, у которых подтвержден COVID-19, 24.03.2020 — информацию; 5) № ИН-0б-59/28 «О реализации заемщиком — физическим лицом по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, права на обращение к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода (ипотечных каникул)», 25 марта 2020 — информацию 6) «Дополнительные меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса».

Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа», устанавливающий порядок предоставления кредитных каникул.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г № 435 «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств».

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества».

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 441 «Об особенностях обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов».

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 442 «Об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и(или)возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. № 478 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 435».

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. № 1229-р. Из резервного фонда Правительства Федеральному казначейству выделено более 81,1 млрд рублей на предоставление в 2020 году субсидий из федерального бюджета малому и среднему бизнесу из отраслей, пострадавших от коронавируса.

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2020 г. № 681 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях со-финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций».

Постановление Правительства РФ от 26 мая 2020 г. № 745 — Изменения, внесенные в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2020 г № 899 «О внесении изменения в Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»7.

НПА, регулирующие отношения, связанные с реализацией 5-й группы мер (повышение юридической ответственности физических и юридических лиц и недопущение нарушения установленного режима жизни и деятельности)

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности, нарушение санитарно-эпидемиологических норм, требований, предписаний».

7 Также были приняты НПА, включающие иные меры поддержки бизнеса:

поддержка судоходных компаний, занимающихся круизами; предоставление субсидий авиакомпаниям и аэропортам на возмещение убытков от ограничения полетов; возмещение расходов на вывоз российских туристов из-за рубежа; возмещение затрат туроператоров по невозвратным тарифам на авиаперевозки; поддержка российских автопроизводителей; поддержка участников страхового рынка; субсидии предприятиям электронной промышленности;

перенос реформы техосмотра на март 2021 г; мораторий на штрафы за непрохождение транспортными средствами техобслуживания; перенос срока обязательного оборудования автобусов и ТС для опасных грузов спутниковой навигации; продление срока действия свидетельств водителей, перевозящих опасные грузы; перенос на полгода предустановки российского ПО на гаджеты; мораторий на проведение проверок.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» — внесены изменения, ужесточающие ответственность за распространение ложной информации о пандемии коронавирусной инфекции и нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

НПА, регулирующие отношения, связанные с реализацией 6-й группы мер (контроль и надзор складывающейся обстановки, выполнение норм, принятых НПА)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСо^>.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСо^».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСо^».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения С0ШБ-2019», обязывающее регионы обеспечить лабораторное обследование на C0VID-2019 всех граждан, вернувшихся из-за рубежа.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения C0VID-2019», обязывающее регионы обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих в Россию, продолжительностью 14 календарных дней с момента прибытия.

Приказ Роспотребнадзора от 24 марта 2020 г. № 188 «О координации деятельности по лабораторной диагностике С0'7ГО-19», в котором главам региональных управлений Роспотребнадзора поручено обеспечить: координацию лабораторной деятельности по диагностике C0VID-19; информирование Службы о результатах исследований; осуществление контроля формирования заявок на тест-системы, контроля за эпидситуацией, проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения C0VID-2019», предписывающее главам регионов: обеспечить изоляцию и меднаблюдение в течение

14 календарных дней лиц, прилетевших в Россию; ввести ограничительные мероприятия, включая режим самоизоляции; организовать диагностику С0'УГО-19.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.04.2020 № 11 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения С0УТО-2019».

Приказ Роспотребнадзора от 15.04.2020 № 239 «Об утверждении формы сведений об используемых организациями, осуществляющими работу с возбудителями инфекционных заболеваний человека Ш-ГУ групп патогенности, тест-системах для диагностики новой коронавирусной инфекции, о полученных результатах исследований с использованием указанных тест-систем, о выявленных положительных результатах исследований на коронавирусную инфекцию, а также об остатках неиспользованных тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (C0VГD-19)»» — описаны меры по предупреждению распространения инфекции, лабораторной диагностике и регистрации заражений; противоэпидемические мероприятия, общие и связанные с госпитализацией зараженных; по профилактике внутрибольничного инфицирования, организации и проведению дезинфекции.

Заключение

Необходимость противодействия коронавирусу потребовала существенного изменения законодательного обеспечения функционирования федерального звена РСЧС. Теперь в случаях распространения заболевания, представляющего опасность для населения, Правительство РФ наделено правом: экстренно реагировать на возникающие опасности, связанные с распространением эпидемии; вводить режим постоянной готовности (РПГ) или чрезвычайной ситуации (РЧС). Правительство также получило право своевременно, без внесения изменений в закон о федеральном бюджете, финансировать принимаемые меры по профилактике и устранению последствий распространения эпидемии.

Федеральные законы и федеральный конституционный закон [1-3] допускают введение в целях предотвращения и противодействия распространению эпидемии (коронавирусной инфекции) следующих четырех «чрезвычайных» режимов: «повышенной готовности» (РПГ), «карантина» (РК), «чрезвычайной ситуации» (РЧС), «чрезвычайного положения» (РЧП). Как следует из проведенного выше анализа НПА, принятых в связи с пандемией ^^0-19, никакой из указанных режимов на федеральном уровне власти официально введен не был. Введение РК, РЧС или РЧП могло бы привести к глубокому экономическому кризису.

Следует признать, что Президент РФ, имеющий право вводить самый жесткий режим — РЧП,

в сложившейся ситуации предоставил широкие полномочия Правительству РФ и руководителям СРФ. Президент, да и Правительство РФ обошлись без введения специального (чрезвычайного) административно-правового режима, но это обусловило определенные трудности всеобъемлющего объединения сил РСЧС.

По нашему мнению, для повышения эффективности реагирования органов государственного управления (особенно федерального уровня) на чрезвычайные

ситуации, подобные рассматриваемой, необходимо устранение ряда существенных неопределенностей в «чрезвычайном» российском законодательстве.

Авторы выражают благодарность вед. научн. сотр. ВНИИГОЧС к. в. н., с. н. с. Анатолию Николаевичу Кудрявцеву за высказанные замечания и рекомендации по статье, позволившие устранить отдельные ее недостатки.

Литература

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями).

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3- ФКЗ «О чрезвычайном положении».

4. Костров А.В, КорнейчукЛ. В. и др. Режим чрезвычайного положения: пределы применения мер и временных ограничений // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2002. № 6. С. 3-24.

5. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 (с изменениями и дополнениями).

6. Костров А. В., Савченков С. Н. Проблемы развития правовой базы защиты населения и территорий от биолого-социальных

чрезвычайных ситуаций // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2010. № 6. С. 19-26.

7. Чиквин А. Карантин, ЧС и режим повышенной готовности — ответы на вопросы о российских законах во время пандемии коро-навируса [Электронный ресурс] // Tjournal: электронное онлайн издание о технологиях и трендах. 2020. 6 апреля. URL: https://tjournal.ru/analysis/155951-karantin-chs-i-rezhim-povyshennoy-gotovnosti-otvety-na-voprosy-o-rossiyskih-zakonah-vo-vremya-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 17.09.2020).

8. Полянко Н. И., Галузо В. Н. О роли права в предупреждении пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные исследования: научн. журн. 2020. № 8 (11). С. 8-14. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=42772024 (дата обращения: 12.09.2020).

9. Воробьев Н. И. Правовое обеспечение борьбы с эпидемией (закон и практика): краткая аналитика [Электронный ресурс] // 9111.ru: юридическая консульт. он-лайн. 2020. 7 апреля. URL: https://9111.ru /questions/777777777834821/ (дата обращения: 29.09.2020).

Сведения об авторах

Костров Анатолий Васильевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: avk1933@yandex.ru SPIN-код — 3101-5157.

Свентская Наталья Валерьевна: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: s.w.natali@mail.ru SPIN-код — 8885-3651.

Information about authors

Kostrov Anatoly V.: PhD in Technical Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: avk1933@yandex.ru SPIN-scientific — 3101-5157.

Sventskaya Natalya V.: PhD in Technical Sciences, Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: s.w.natali@mail.ru SPIN-scientific — 8885-3651.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Романов А.А. и др. Международная гуманитарная помощь: опыт, реалии, перспективы. Актуальные вопросы формирования культуры безопасности населения (международные аспекты). XXIII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 7 июня 2018 г., Ногинск, Россия. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=36660995

Пискарев В.И. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XIII научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации», г. Ногинск, 6 июня 2018 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=36778035

Кайнер Марко и др. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике. Международная научно-практическая конференция. 18-20 июля 2018 года, г. Мурманск. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=36710837

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.