Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В 2019 ГОДУ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В 2019 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / СТРУКТУРА НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Диденко Сергей Леонидович, Лебская Татьяна Алексеевна

Системно изложены изменения в нормативной правовой базе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В результате анализа изменений в рассматриваемой базе, произошедших в предыдущие годы, установлена тенденция ее развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Диденко Сергей Леонидович, Лебская Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION AND ANALYSIS OF CHANGES IN THE POPULATION AND TERRITORIES EMERGENCIES PROTECTING LEGAL FRAMEWORK IN 2019

Changes in the regulatory framework in the field of protection of the population and territories from emergency situations are systematically described. As a result of the considered base changes analysis that occurred in previous years, the trends of its development are established

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В 2019 ГОДУ»

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 3 (65) УДК 614.84(083):355.242.2

Систематизация и анализ изменений в нормативной правовой базе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2019 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

А.В. Костров, С.Л. Диденко, Т.А. Лебская

Аннотация

Системно изложены изменения в нормативной правовой базе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В результате анализа изменений в рассматриваемой базе, произошедших в предыдущие годы, установлена тенденция ее развития.

Ключевые слова: защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; нормативный правовой акт; нормативная правовая база; структура нормативной правовой базы; юридическая сила нормативного правового акта.

Systematization and Analysis of Changes in the Population and Territories Emergencies Protecting Legal Framework in 2019

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

A. Kostrov, S. Didenko, T. Lebskaya

Abstract

Changes in the regulatory framework in the field of protection of the population and territories from emergency situations are systematically described. As a result of the considered base changes analysis that occurred in previous years, the trends of its development are established.

Key words: population and territories protection from emergency situations; normative legal act; normative legal base; structure of the normative legal base; legal force of the normative legal act.

25.06.2020

Сокращения понятий (терминов)

ГО — гражданская оборона

ЗНТЧС — защита населения и территорий от ЧС

НБ — нормативная база

НМБ — нормативная методическая база

НПА — нормативный правовой акт

НПБ — нормативная правовая база НТБ — нормативная техническая база РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ — Российская Федерация ФЗ — федеральный закон ЧС — чрезвычайная ситуация

Структуризация рассматриваемой нормативной правовой базы (НПБ)

НПБ, регулирующую отношения в области ЗНТЧС, составляют:

Конституция РФ и федеральные конституционные законы РФ;

федеральные законы; федеральные подзаконные акты: указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы и распоряжения федеральных министерств, ведомств и государственных корпораций;

конституции, уставы, законы и постановления субъектов РФ;

постановления и распоряжения органов местного самоуправления;

приказы и распоряжения организаций; международные правовые акты. Ниже устанавливается и кратко анализируется содержание изменений, произошедших в 2019 г., в указанных выше группах НПБ.

Изменения в НПБ ЗНТЧС в 2019 году

В 2019 г. Конституция и конституционные законы РФ не претерпели изменений.

Изменения в федеральных законах

Изменения в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», внесенные Федеральным законом от 1 мая 2019 г № 84-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», содержат нормы:

определяющие порядок введения Президентом Российской Федерации в действие Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

исключающие избыточные требования к созданию и поддержанию локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими в зоне действия поражающих факторов опасные производства и объекты, на которых не ведется хозяйственная и иная деятельность, а также организациями, эксплуатирующими линейные объекты магистрального трубопроводного транспорта I и II классов опасности;

определяющие условия, при которых организации могут вместо создания собственных нештатных аварийно-спасательных формирований привлекать профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на договорной основе, а для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности,— возникает необходимость создания таких формирований.

Изменения в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», внесенные Федеральным законом от 3 июля 2019 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», направлены на повышение эффективности функционирования РСЧС, в том числе на повышение эффективности и оперативности принятия решений при ликвидации ЧС. Новые нормы предусматривают: возложение на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций функций председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответственно;

уточнение полномочий координационных органов РСЧС, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

уточнение условий установления и порядка принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

уточнение полномочий Правительства Российской Федерации в части установления: порядка разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам и потенциально опасным объектам; порядка формирования и утверждения перечня критически важных объектов и перечня потенциально опасных объектов; порядка разработки и формы паспорта безопасности критически важных объектов и потенциально опасных объектов, а также порядка разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

установление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.

Изменения в Федеральном законе от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», внесенные Федеральным законом от 3 июля 2019 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», содержат;

скорректированные понятия (термины), а также принятые нормы, исключающие нецелевое использование транспортных средств, на которых установлены

устройства подачи специальных световых и звуковых сигналов;

уточнение терминов, определяющих транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих действия по защите жизни и здоровья граждан.

Внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки», и Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре».

Изменения в федеральных подзаконных актах

Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года». Указ определил цель и основные задачи в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Стратегия призвана обеспечить повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах. Реализация стратегии будет осуществляться в два этапа: на первом этапе (до 2024 года) предусматривается, в частности, издание соответствующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций; на втором этапе (до 2030 года) продолжится, в числе прочего, внедрение современных и перспективных спасательных технологий и образцов спасательной техники.

Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» определил новые приоритетные направления государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности.

Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 499 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» внес изменения в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 640 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» внес изменения в Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 214 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2006 № 808 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности».

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 289 внесенными изменениями в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определило: при организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, начиная с 01.01.2020, в обязательном порядке применять риск-ориентированный подход.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 497 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и скорректированы акты Правительства РФ, касающиеся региональных центров по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с ликвидацией этих центров их полномочия переданы территориальным органам МЧС России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1274 внесло поправки в Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», по вопросам гражданской обороны (ГО) и защиты населения. Закреплено, что выполнение мероприятий по ГО в органах власти обеспечивают их соответствующие органы управления, силы и средства ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1278 внесло поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов

материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств». МЧС России разрабатывает и утверждает рекомендации по определению номенклатуры и объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях ГО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2019 г. № 1391 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», уточнен порядок создания убежищ, противорадиационных и обычных укрытий. Также закреплено, что в качестве защитных сооружений ГО могут использоваться сооружения метрополитенов. МЧС России уполномочено принимать нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений ГО и по эксплуатации объектов ГО. Предусмотрено укрытие населения не только в защитных сооружениях ГО, но и в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 1743 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007г. № 304» изменило критерии классификации чрезвычайных ситуаций, а именно: связало величину ущерба со значением инфляции; установило необходимое соответствие границ зон чрезвычайных ситуаций по отношению к границам территорий административно-территориальных образований или организаций, в пределах которых устанавливается один из уровней реагирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1934 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в части коррекции порядка функционирования системы РСЧС и состава органов управления РСЧС. Вместо региональных центров МЧС России постоянно действующими органами управления РСЧС на межрегиональном уровне определены территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов. Также внесены поправки в постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части уточнения категории лиц, которые проходят подготовку, курсовое обучение или получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В 2019 г. приняты:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. № 1957-р «Обутверждении состава Межведомственной комиссии по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 № 2511-р «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Приказы и распоряжения федеральных министерств, ведомств и государственных корпораций

Приказом МЧС России от 29 марта 2019 г. № 185 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 № 1237 «Обутверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2019 г., регистрационный № 54872), обновлены правила конкурсного отбора получателей субсидий и утверждены порядок распределения средств и процедура перераспределения субсидий, оставшихся при отказе в финансировании или по иным причинам.

Принят приказ МЧС России от 06 мая 2019 г. № 251 «О Комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (вместе с «Положением о Комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру

для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2019 г, регистрационный № 55233).

Согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 382 «О внесении изменений в некоторые административные регламенты, утвержденные приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в части предоставления государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности», МЧС России изменило административные регламенты о предоставлении государственных услуг по лицензированию деятельности в сфере пожарной безопасности.

В соответствии с приказом МЧС России от 12 августа 2019 г. № 417 «Обутверждении положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, и методики оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.10.2019 г., регистрационный № 56162), обновлена методика оценки результативности деятельности подведомственных научных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологические работы гражданского назначения; утверждено Положение о комиссии по оценке.

В целях современного правового обеспечения деятельности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, а также иных организаций, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, в 2019 г. проводилась работа по совершенствованию НПБ, регламентирующей безопасную эксплуатацию маломерных судов и обеспечение безопасности людей на водных объектах, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в данной сфере. Подготовлены проекты приказов МЧС России «Обутверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и признании утратившим силу приказа МЧС России от 29.06.2005 № 502» и «Обутверждении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов». В 2020 г. будет проведено их согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В 2019 г. издано 20 приказов МЧС России по вопросам деятельности, подготовки, аттестации и применения спасательных формирований, а также изданы приказы по вопросам обезвреживания взрывоопасных предметов.

С целью организации и проведения конкурсов профессионального мастерства издано 13 организационных приказов и 3 распоряжения, которыми утверждены положения, определены составы конкурсных комиссий и подведены итоги конкурсов.

Издано 83 распоряжения по вопросам выполнения мероприятий Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на 2019 г. и поручений руководства Министерства, в том числе 74 распоряжения по применению пиротехнических расчетов, а также сил и средств АМГ спасательных воинских формирований.

Разработаны и утверждены МЧС России 28.03.2019 № 2-4-71-7-18 «Методические рекомендации по формированию ресурсов пожарной охраны в сельских поселениях Российской Федерации в зависимости от величины рисков пожарной опасности». Методические рекомендации определяют подходы к формированию ресурсов пожарной охраны (численности и технической оснащенности) в сельских поселениях Российской Федерации.

В 2019 г принят ряд совместных нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств:

совместный приказ Минэкономразвития России, Минпромторга России и Минкомсвязи России от 04 октября 2019 г. № 631/3696/569 «Об организации оповещения по сигналам гражданской обороны в правительственном комплексе»;

соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 17 сентября 2019 г. № 2-4-38-39/С52/01;

с целью установления единых требований по охране жизни людей МЧС России совместно с Минэкономразвития России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в целях правового регулирования пляжей».

Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 30мая 2019 г. № 157 «Обутверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности».

Принят приказ Минпромторга России № 5104 от 27 декабря 2019 г. «Обутверждении состава Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».

Развитие НПБ субъектов Российской Федерации

Развитие НПБ субъектов Российской Федерации в 2019 г. выполнялось в традиционных целях:

повышения эффективности деятельности координационных органов РСЧС;

совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сопряжения и развития автоматизированных информационно-управляющих систем, обеспечивающих работу указанных органов управления;

совершенствования системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развития систем информационного обеспечения;

повышения уровня готовности органов управления, сил и средств РСЧС к реагированию на ЧС;

создания, содержания, эффективного использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ЧС;

создания и поддержания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;

реализации на территориях субъектов Российской Федерации положений федерального законодательства по вопросам пожарной безопасности;

повышения эффективности надзора и контроля за обеспечением безопасности населения.

В 2019 г. субъектами Российской Федерации, по докладам ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, было принято более 1100 нормативных правовых актов, из них: около 40 законов субъектов Российской Федерации; более 570 постановлений руководящих органов субъектов Российской Федерации и 300 распоряжений глав субъектов; более 120 приказов и распоряжений министерств и ведомств. Проведенная работа по развитию НПБ в значительной степени обусловлена изменениями в федеральном законодательстве в рассматриваемой области деятельности государства и общества.

Внесены изменения и дополнения в исполнение положений вышеупомянутого Федерального закона

от 3 июля 2019 г. № 159-ФЗ в законы Воронежской, Еврейской автономной, Мурманской, Архангельской, Липецкой областей и других субъектов.

В качестве положительного примера следует отметить утверждение в 2019 г. Соглашения между МЧС России и высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа о передаче части полномочий по: сбору информации в области ЗНТЧС и обмену такой информацией; организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, которые вступают в силу с 1 января 2020 года.

В 2019 г. помимо рекомендованных МЧС России НПА субъектами Российской Федерации обеспечивалось своевременное принятие необходимых НПА по предупреждению сезонных ЧС, а также о введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы субъектов РСЧС, в первую очередь связанных с неблагоприятными метеорологическими условиями.

На рис. 1 представлено процентное распределение количества НПА (проанализировано более 1100 актов субъектов Российской Федерации, предоставивших необходимые данные) по следующим направлениям: вопросы, регулирующие ЗНТЧС,— около 540 документов, что составляет более 42% от общего количества НПА и организационно-методических документов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вопросы пожарной безопасности, совершенствования противопожарной службы и развития добровольной пожарной охраны — более 170 документов (14%);

вопросы безопасности людей на водных объектах — более 90 документов, что составляет 7% от общего числа принятых документов;

в смежных областях, связанных с формированием, подготовкой и поддержанием в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; подготовкой населения к действиям в условиях производственных аварий и стихийных бедствий, а также организацией государственной экспертизы, лицензирования, надзора

Рис. 1. Процентное распределение количества нормативных правовых актов по направлениям: ЗНТЧС, пожарная безопасность, безопасность на водных объектах, смежные области

Рис. 2. Распределение количества принятых в 2019 г. нормативных правовых актов по направлениям защиты и обеспечения безопасности в федеральных округах РФ

ЗНТЧС Пожарная Безопасность на Смежные

безопасность водных объектах области ■ ЦФО СЗФО ■ ЮФО ■ ПФО ■ УФО ш СКФО ■ СФО ДФО

и контроля в области ЗНТЧС,— около 300 документов, что составляет 25% от общего числа.

На рис. 2 представлено количественное распределение нормативных правовых актов субъектов РФ, объединенных по федеральным округам. В текущем году в субъектах РФ отмечается оживление нормотвор-ческой деятельности, что обусловлено изменениями в федеральном законодательстве в рассматриваемой области. Наибольшее количество НПА было принято в ЦФО, СЗФО, СФО, ДВФО; в меньшей степени — в ПФО и СКФО; минимальное количество изменений в НПБ было зафиксировано в ЮФО и УФО.

Развитие НПБ органов местного самоуправления и организацияй

Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наделяет органы местного самоуправления широкими полномочиями самостоятельно:

осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для ЗНТЧС, а также подготовку населения в области защиты от ЧС;

принимать решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и об организации их проведения;

организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

осуществлять сбор информации в области ЗНТЧС и обмен такой информацией, обеспечивать, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или

о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В последние годы указанные полномочия все более широко находят отражение в нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления.

В 2019 г. в целях совершенствования НПБ на муниципальном уровне (по направлениям — ЗНТЧС, ГО, пожарная безопасность, безопасность людей на водных объектах) принято более 9000 нормативных правовых актов. Местными органами власти разработано и заключено 73 договора в области ЗНТЧС.

Обобщение результатов развития НПБ ЗНТЧС в 2019 году

1) В федеральном законодательстве: внесены изменения в 4 ФЗ; принято 4 Указа Президента Российской Федерации; 10 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; издано более 80 приказов федеральных министерств, ведомств и государственных корпораций; разработан и утвержден Правительством Российской Федерации 10 февраля 2020 г № 1016п-П4 «План мероприятий на 2020-2024 годы (I этап) по реализации Стратегии в области развития ГО, ЗНТЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года».

2) В субъектах РФ принято более 1100 нормативных правовых актов, из них: около 40 законов субъектов РФ; более 570 постановлений руководящих органов субъектов РФ; 300 распоряжений глав субъектов; более 120 приказов и распоряжений министерств и ведомств.

3) Заметно оживление в принятии нормативных правовых актов органами местного самоуправления (муниципалитетами), что также обусловлено произошедшими изменениями в федеральном законодательстве, касающимися расширения полномочий муниципальных органов власти в области ЗНТЧС.

4) Не обнаружено изменений в части состава международных документов, регулирующих отношения в рассматриваемой области деятельности.

Авторы полагают, что выполненная систематизация будет полезной для исполнителей раздела «Совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» при подготовке последующих ежегодных Государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий РФ

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Авторы выражают благодарность вед. научн. сотр. ВНИИ ГОЧС к. т. н., доц. Наталье Валерьевне Свентской за высказанные замечания и рекомендации по статье, позволившие устранить отдельные ее недостатки.

Литература

1. Ежегодные Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2005-2018.

2. Костров А.В., ДзодзиковД.С. Защита и обеспечение защищенности населения от угроз и ЧС природного, техногенного и иного характера: Правовая база деятельности МЧС России // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2014. № 5. С. 11-29.

3. Костров А. В. Структурирование и систематизация нормативной базы гражданской обороны // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2015. № 2. С. 8-36.

4. Доклады структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, федеральных министерств, ведомств и государственных корпораций России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации о состоянии защиты населения и территорий субъектов Российской Федерации, представленные в МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в установленном порядке подготовки ежегодных Государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

5. Ресурсы компьютерных справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», информационных порталов министерств, ведомств, государственных корпораций, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Сведения об авторах

Костров Анатолий Васильевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: avk1933@yandex.ru SPIN-код — 3101-5157.

Диденко Сергей Леонидович: к. соц. н., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), начальник института.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: vniigochs@vniigochs.ru

SPIN-код — 5182-0900.

Лебская Татьяна Алексеевна: аспирантка МГТУ им. Н. Э. Баумана; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. науч.-ис-след. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: tutiana95@mail.ru SPIN-scientific — 6418-8229.

Information about authors

Kostrov Anatoly V.: PhD in Technical Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: avk1933@yandex.ru SPIN-scientific — 3101-5157.

Didenko Sergey L.: Candidate of Sociological Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Institute.

7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: vniigochs@vniigochs.ru SPIN-scientific — 5182-0900.

Lebskaya Tatiana A.: graduate student of the Bauman Moscow State Technical University; All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher at the Research Center.

7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: tutiana95@mail.ru SPIN-scientific — 6418-8229.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623286

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том IV (Т-Я) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623279

Степанов В.В. и др. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» http://elibrary. ru/item.asp?id=23535982

Дежурный Л.И. и др. Вопросы развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Международная научно-практическая конференция. Москва, 20 мая 2015 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=23777013

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: нам 39 http://elibrary. ru/item.asp?id=24142482

Чуприян А.П. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сборник трудов конференции http://elibrary. ru/item.asp?id=24637787

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.