Научная статья на тему 'Совершенствование налогообложения как инструмент экономического механизма функционирования высших учебных заведений'

Совершенствование налогообложения как инструмент экономического механизма функционирования высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Л. В.

Статья посвящена системе налогообложения вузов Оренбургской области. В статье рассмотрены и определены пути совершенствования налоговой системы в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогообложения как инструмент экономического механизма функционирования высших учебных заведений»

тивности и оценки регулирующего воздействия. Как уже отмечалось, сама сфера образования представляет сложный многогранный и многоуровневый механизм, на который накладываются трудности формирования системы показателей эффективности, которая должна отразить огромное количество действующих и постоянно меняющихся факторов. Работа по совершенствованию оценки эффективности целевых программ вообще и в сфере образования в частности, должна опираться на прогрессивный мировой опыт и становиться неотъемлемой частью эффективного управления.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Принят ГД РФ 17.07.1998. по сост. на 2010 г.] // Собрание законодательств РФ. - 1998. - № 30. - С. 3617.

2. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.anspa.ru/ncd-1-9-194/news_publications.html.

3. Мартынова А.П. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда / А.П. Мартынова, С.Ю. Рощин // Вопросы государственного и муниципального управления -2008 - № 4. - С. 27-48.

4. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография / А.К. Осипов. - Ижевск: Изд-во ИЖ ГТХ 2006. - 276 с.

5. Степанова В.В. К вопросу об особенностях количественных оценок при принятии управленческих решений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.econorus.org/cprogram.phtml?vid=tconf&sid=4&ssid=205&rid =129.

6. Шакина Е.А. Анализ методов оценки целевых программ субъектов РФ / Е.А. Шакина, М.А. Шелунцова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 11 (68) - С. 46-56.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© Чернова Л.В.*

Бузулукский гидромелиоративный техникум (филиал) Оренбургского государственного аграрного университета, г. Бузулук

Статья посвящена системе налогообложения вузов Оренбургской области. В статье рассмотрены и определены пути совершенствования налоговой системы в сфере образования.

* Главный бухгалтер, аспирант.

В условиях жесткого бюджетного финансирования доходы от предпринимательской деятельности для системы высшего образования служат важнейшим источником укрепления материально-технической базы, поддержки работников, позволяет расширить границы научно-исследовательской работы.

Согласно Закона РФ «Об образовании» вузы вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а так же осуществлять предпринимательскую деятельность.

В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности [1].

Для эффективного привлечения внебюджетных средств необходим экономический механизм регулирования приносящей доход деятельности, одной из составляющих которого является налоговая система, предусматривающая ряд льгот для образовательных учреждений.

Особенности налогообложения образовательных учреждений на примере государственных высших учебных заведений Оренбургской области заключаются в следующем.

Таблица 1

Динамика доходов и расходов вузов Оренбургской области [2]

Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. (план)

млн. руб % млн. руб % млн. руб %

Финансирование всего 3518 100,0 4340,6 100,0 4191,9 100,0

в том числе:

Финансирование из федерального бюджета 2073,4 58,9 2635,8 60,7 2255,3 53,8

Доходы от приносящей доход деятельности 1444,6 41,1 1704,8 39,3 1936,6 46,2

Расходы всего 3441,90 100,0 4259,80 100,0 4118,00 100,0

в том числе:

Налоговые расходы 399 11,6 509,9 12,0 549,9 13,4

в том числе:

Начисления на выплаты по оплате труда 325,4 9,5 401,9 9,4 458,3 11,1

Земельный налог 63,3 1,8 84,4 2,0 63,7 1,5

НДС 3 0,1 7,5 0,2 12,3 0,3

Транспортный налог 2,2 0,1 3,4 0,1 3,4 0,1

Налог на прибыль 5,1 0,1 12,7 0,3 12,2 0,3

в том числе:

федеральный бюджет (2 %) 0,51 1,27 1,22

субъект РФ (18 %) 4,59 11,43 10,98

Данные табл. 1 свидетельствуют, что в структуре расходов вузов налоговые расходы составляют в среднем 12 %, что уменьшает сумму финансирования на 486,3 млн.руб. соответственно на 12 %.

Самый большой процент приходится на начисления на выплаты по оплате труда. В структуре налоговых расходов, в среднем по области, начисления составили 10 %. С 1 января 2010 года у налогоплательщиков отменяется обязанность уплаты ЕСН. Вместо этого они исчисляют и уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Размер страховых взносов составляет: в ФСС РФ - 2,9 %; ФФОМС - 1,1 %; ТФОМС - 2 %; ПФ РФ - 20 % (причем с выплат в пользу лиц до 1966 года рождения включительно вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а с выплат лицам с 1967 года рождения и младше сумма взносов делится: 14 % на страховую и 6 % на накопительную часть трудовой пенсии) [3].

В структуре налоговых расходов земельный налог занимает 2 место, его доля составляет 1,7 %. В соответствии с Закон РФ об образовании, Земельным кодекс РФ земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Так же земельный кодекс РФ определяет, что юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками [4]. Специалисты Минфина РФ указывают, что регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету и отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом [5]. Для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения земельный участок должен быть индивидуально определен. То есть он должен иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все указанные данные учитываются в системе земельного кадастра. Таким образом, можно сделать вывод, что если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном ЗК РФ и Федеральным законом «О государственном земельном кадастре», то такой участок объектом налогообложения признаваться не может, так как моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Бюджетное финансирование на уплату земельного налога выделяется образовательным учреждениям не в полном объеме. В результате сложившейся ситуации вузы столкнулись с такой проблемой, как многочисленные судебные разбирательства с налоговыми органами о взыскании с них как

основной задолженности, образовавшейся в результате недофинансирования, так и пени. Ситуация усугубляется еще и тем, что уплата налогов (впрочем, как и пени) может быть произведена со ст. 290 бюджетной классификации расходов «Прочие расходы», с которой выплачиваются, кроме того, стипендии студентам, аспирантам, докторантам, государственные премии в различных областях и т.д., что чревато негативными социальными последствиями. В случае неуплаты авансовых платежей в установленные законом сроки налоговые органы начисляют пеню за просрочку платежа, что является несправедливым, так как вузы не могли исполнить свою конституционную обязанность по уплате налогов в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета на эти цели. По данным Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области задолженность по пеням и налоговым санкциям вузов составила 3,4 млн. руб. [6].

На наш взгляд, так как юридически образовательные учреждения не имеют земельных участков на балансе и не могут поставить их на баланс на основе свидетельства о государственной регистрации и справки о кадастровой стоимости и не имеют права распоряжаться этими земельными участками образовательным учреждениям нужно предоставить льготу по земельному налогу. Так же послужить выходом из сложившейся ситуации может внесение изменений в законодательные акты субъектов РФ и муниципальных образований, предусмотрев для государственных образовательных учреждений федерального подчинения право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в течение налогового периода, а также отменить отчетные периоды, что позволит сократить вузам возможные финансовые потери, вызванные начислением и взысканием пени, начисляемой в настоящее время, как правило, по итогам отчетных периодов. Предоставление льготы по земельному налогу вузам Оренбургской области позволило бы направить 70 млн. руб. израсходованных на уплату налога, на улучшение материально-технической базы и повышение оплаты труда преподавательского состава.

Налоговые расходы по НДС в структуре расходов вузов в среднем составляют 0,19 % в результате чего доходы по внебюджетной деятельности уменьшаются в среднем на 7,6 млн. руб. Налоговый кодекс РФ предусматривает некоторые послабления для образовательных учреждений.

Так услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений, освобождаются от НДС. Льгота предоставляется по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. Необходимым условием для предоставления льготы является наличие у образовательного учреждения лицензии. Следует отметить, что реализация продуктов питания, непосредственно произве-

денных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях и продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям, также освобождается от обложения НДС.

Действующее законодательство по налогу на добавленную стоимость предусматривает обложение в льготном порядке не только тех операций, которые непосредственно связаны с образовательным процессом, но также способствует и льготному налогообложению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых образовательными учреждениями.

Осуществление образовательного процесса без современной учебно-методической литературы не возможно. В целях стимулирования издательской деятельности образовательных учреждений предусмотрено применение пониженной 10 % ставки НДС в отношении операций по реализации периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

Необходимо отметить, что передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не признается реализацией товаров (работ, услуг). В связи с этим, передача имущества некоммерческим образовательным организациям на безвозмездной основе для нужд основной уставной деятельности не признается реализацией товаров, а, соответственно, объектом обложения НДС у передающей стороны. Однако, в случае, если некоммерческая образовательная организация, например, безвозмездно передает печатную продукцию коммерческим организациям, то у нее возникает объект налогообложения по НДС [7].

С 01.01.2002 года налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Средства целевого финансирования, а также и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиков, в том числе бюджетных учреждений и доходы, не учитываемые при определении налоговой базы приведенный в статье 251 НК РФ. Доля таких доходов вузов Оренбургской области составила 57 %. Плата, получаемая образовательными учреждениями за оказание услуг в области образования другим лицам на возмездной основе, в соответствии со статьей 39 НК РФ является выручкой от реализации товаров, работ, услуг, и, соответственно, должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для целей налогообложения принимаются расходы, от-

вечающие требованиям, предусмотренным статьи 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными, и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В связи с этим, образовательные учреждения всех форм собственности при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в пределах сумм выручки, полученной ими за оказанные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут учесть расходы по их содержанию в порядке, определенном главой 25 НК РФ.

Государственные ВУЗы обязаны платить налоги от сдачи имущества в аренду. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П положения пункта 4 части второй статьи 250 признаны не противоречащими Конституции РФ в той части, в какой они предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов государствен -ных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества и возникновение для этих учреждений обязанности по уплате налога на прибыль организаций с указанных доходов. При этом арендная плата признается доходом федерального бюджета после уплаты налогов и сборов. Для федеральных ВУЗов это означает, что они должны заплатить налог на прибыль с арендного дохода до его поступления в доход федерального бюджета, а это технически невозможно [8]. Таким образом, какой-либо специальный порядок уплаты налога ВУЗами законодательно не установлен, что свидетельствует о проблемности правого регулирования соответствующих отношений. Налоговые расходы по налогу на прибыль в среднем составили 0,25 %. В суммовом выражении федеральный бюджет ежегодно получает 1 млн. руб., региональный 9 млн. руб.

Самый низкий процент в налоговых расходах приходится на транспортный налог. Транспортный налог подлежит уплате теми образовательными учреждениями, на которые в соответствии с законодательством РФ зарегист -рированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговая база определяется в зависимости от вида транспортного средства. Чаще всего по мощности транспортного средства в лошадиных силах.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Законом Оренбургской области «О транспортном налоге» для образовательных учреждений льгота не предусмотрена [9]. Региональный бюджет от вузов получает в среднем 3 млн.руб.

По налогу на имущество Налоговый кодекс не предусматривает льгот в отношении образовательных учреждений, но предоставляет право при установлении налога законами субъектов Российской Федерации предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Законом Оренбургской области «О налоге на имущество»

предоставлена льгота организациям - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения [10], тем самым образовательным учреждениям области оказывается материальная поддержка. По данным статистики среднегодовая стоимость имущества по стоянию на 01.01.2010 г. составила 6256,8 млн. руб. Налоговая ставка 2,2 %. Финансовая поддержка региона на высшее образование составляет в среднем в год 137,6 млн. руб.

Совершенствование налогообложения высших учебных заведений предполагает:

- учитывать разрыв между задержкой финансирования вуза и уплатой налога на землю, которое осуществляется ежеквартально (задержку налоговых платежей налоговые органы рассматривают как просроченную и начисляют пени);

- предоставление льготы по земельному налогу;

- установление налоговых льготы инвесторам, вкладывающим средства в развитие системы образования;

- отмену уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (предусмотреть распределение взносов в государственные внебюджетные фонды при формировании бюджета);

- упрощение процедуры исчисления основных налогов (НДС, налог на прибыль,);

- уточнение положений налогового законодательства;

Данные предложения, по нашему мнению, позволят укрепить финансовый потенциал образовательных учреждений при осуществлении уставной деятельности.

Список литературы:

1. Закон об Образовании в редакции Федеральных законов от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, от 17.12.2009 г. № 321-ФЗ, от 21.12.2009 г. № 329-ФЗ, от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ, от 17.12.2009 г. № 313-ФЗ, от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ.

2. www.orenstat.gks.ru.

3. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

4. Земельный кодекс РФ.

5. Письмо Минфина России № 02-14-10ф/1406 от 26.05.2006 г.

6. www.r56.nalog.ru.

7. Налоговый кодекс РФ.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 г. № 10-П.

9. Закон Оренбургской области от 16.11.2002 г. №322/66-Ш-03 «О транспортном налоге».

10. Закон Оренбургской области от 26.11.2003 г. № 613 «О налоге на имущество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.