Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование учреждений высшего профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях: опыт Волгоградской области'

Налоговое стимулирование учреждений высшего профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях: опыт Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГ / МЕСТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ОТСРОЧКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараканов В. В.

В настоящей работе анализируется опыт Волгоградской области созданию системы налогового стимулирования развития высших учебных заведений в рамках реформы межбюджетных отношений. Предлагаются решения по снижению ставки налога на прибыль, установлению льгот по уплате налога на имущество, транспортного и земельного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование учреждений высшего профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях: опыт Волгоградской области»

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ: ОПЫТ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В. в. тараканов,

кандидат экономических наук, доцент первый проректор Волгоградского государственного университета

В настоящей работе анализируется опыт Волгоградской области по созданию системы налогового стимулирования развития высших учебных заведений в рамках реформы межбюджетных отношений. Предлагаются решения по снижению ставки налога на прибыль, установлению льгот по уплате налога на имущество, транспортного и земельного налога.

Ключевые слова: система налогового стимулирования, региональный налог, местный налог, налоговая льгота, отсрочка по уплате налога.

Сегодня важность высшего образования для развития национальной, региональной и местной экономики ни у кого не вызывает сомнений. Высшему образованию принадлежит ключевая роль как в создании и распространении знаний, так и в обеспечении экономической конкурентоспособности страны, региона, муниципального образования. Как показывает мировой опыт, университеты все более активно используют такой источник финансирования своей деятельности, как расширение связи с региональными и муниципальными властями, которые поддерживают развитие территориальных высших учебных заведений, рассматривая их как центры подготовки специалистов для нужд местной экономики1.

Перед региональными и муниципальными властями встает задача поиска путей налогового стимулирования развития высших учебных заве-

1 См. напр.: Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. — М., 1994. С. 87; Смирнов Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран // Российский экономический журнал. 2003. №2. С. 88 — 89.

дений. В последние годы интересные решения в этом направлении были приняты в Волгоградской области.

В рамках реформы межбюджетных отношений налог на имущество организаций, транспортный налог были отнесены к региональным налогам, а земельный налог — к местным. Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), кроме того, была дана возможность региональным властям регулировать в ограниченных пределах ставку налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответственно, у местных и региональных властей появились возможности налогового стимулирования развития образовательных учреждений. С другой стороны, одной из задач высших учебных заведений в развитии их отношений с региональными и муниципальными органами власти и управления стало получение налоговых льгот с целью оптимизации затрат и повышения эффективности и конкурентоспособности.

Федеральным законом Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. № 139-Ф3 «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» была введена в действие гл. 30 НК РФ. До принятия указанного правового акта государственные образовательные учреждения, как и некоммерческие образовательные организации, были освобождены от уплаты налога на имущество на основании п. 3 ст. 40 Закона РФ «Об образова-

нии», в соответствии с которым образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом, освобождались от уплаты всех видов налогов. Кроме того, Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» было установлено, что этим налогом не облагается имущество бюджетных образовательных учреждений. Поэтому данные организации сохраняли за собой право на указанную льготу, сдавая свое имущество в аренду или используя его в осуществлении предпринимательской деятельности.

Главой 30 НК РФ был изменен перечень федеральных налоговых льгот по налогу на имущество. При этом многие ранее действовавшие льготы были изменены или отменены. В частности, п. 7 ст. 381 НК РФ было установлено, что освобождаются от налогообложения «организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения».

Таким образом, сразу после принятия указанного федерального закона оказались подлежащими налогообложению налогом на имущество объекты жилищного фонда (общежития, ведомственные квартиры) и инженерной инфраструктуры образовательных учреждений, имущество научных лабораторий и производственных предприятий, объекты, сдаваемые образовательными учреждениями в аренду книготорговым организациям или предприятиям общественного питания. С 1 января 2006 г. отменялось и действие льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования.

Законом Волгоградской области от 28 ноября 2003 г. № 888-ОД «О налоге на имущество организаций» были определены положения только в части тех элементов налогообложения, установление которых отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. А именно, определена ставка налога, установлены порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности, предусмотрены налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиками. Каких-либо льгот образовательным учреждениям предоставлено не было. Таким образом, с 1 января 2006 г. на федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования возлагалась обязанность уплачивать налог даже на объекты жилищного фонда (студенческие общежития), что,

по экспертной оценке, составляло не менее 20 млн руб. в год. Это могло поставить высшие и средние учебные заведения перед необходимостью увеличить плату за проживание в студенческих общежитиях, что, прежде всего, сказалось бы на материальном положении студентов из сельских районов области, ограничило доступность профессионального образования для выпускников сельских школ, ухудшило социальную ситуацию в области.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» была принята гл. 28 Налогового кодекса, которой был введен транспортный налог.

Законом Волгоградской области 11 ноября 2002 г. № 750-0Д «О транспортном налоге» в соответствии с федеральным налоговым законодательством транспортный налог был установлен на территории Волгоградской области.

Законом были определены плательщики транспортного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога, также льготы по транспортному налогу.

От уплаты транспортного налога помимо ряда категорий граждан освобождались:

• органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления Волгоградской области;

• организации, созданные органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов;

• организации, осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) на территории Волгоградской области по тарифам, регулируемым органами государственной власти, с предоставлением льгот по проезду в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров.

Таким образом, федеральные образовательные учреждения высшего и среднего профессиональ-

ного образования оказались среди организаций, подлежащих налогообложению транспортным налогом в полном объеме.

Закон Волгоградской области от 17 декабря

1999 г. № 352-ОД «О ставках налога на прибыль организаций» (в редакции 23 октября 2003 г. № 874-ОД) был принят в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ. Установлена льготная ставка по зачислению налога на прибыль в бюджет Волгоградской области для ряда категорий налогоплательщиков, в частности для организаций, осуществляющих производство табачно-махорочных изделий, редакций средств массовой информации, организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в соответствии с Законом Волгоградской области от 14 февраля 2002 г. № 668-ОД «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области», общественных объединений инвалидов.

В то же время в законе отсутствовали какие-либо льготы для учреждений образования, что противоречило принципу признания приоритета образования, провозглашенному в ст. 2 Закона Волгоградской области от 21 сентября 1999 г. № 311 -ОД «Об образовании», а также задаче создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования, поставленной перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральной программе развития образования на 2001—2005 гг., принятой Федеральным законом РФ от 10 апреля

2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Таким образом, возможности учреждений образования в развитии своей материально-технической базы за счет доходов от внебюджетной деятельности существенно сузились.

В то же время ст. 284 НК РФ предусматривалась возможность установления законами субъектов Федерации льгот по уплате налога на прибыль. При этом ставка по налогу на прибыль в части зачисления сумм налога в бюджеты субъектов Российской Федерации могла быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков не более чем до 13 %.

Права субъектов Российской Федерации устанавливать льготы и основания для их использования налогоплательщиками по налогу на имущество были закреплены п. 2 ст. 372 НК РФ, по транспортному налогу — ст. 356 НК РФ.

Данные правовые нормы стали основанием для подготовки серьезного финансово-экономического обоснования необходимости принятия законодательных актов Волгоградской области о

предоставлении учреждениям профессионального образования налоговых льгот. При разработке проектов законов Волгоградской области и их финансово-экономического обоснования автором, исполнявшим в тот период на общественной основе обязанности председателя экспертно-консульта-тивного совета Комитета по науке и образованию Волгоградской областной думы, были выдвинуты следующие аргументы.

К 2004 г. уровень производства основных промышленных предприятий Волгоградской области не превышал показателей докризисного 1997 г., производственные мощности были загружены на 40—60 %, количество работников составляло в разных отраслях от 30 до 70 % ранее числившихся. В свою очередь, основные социально-экономические показатели развития системы профессионального образования Волгоградской области демонстрировали в последнее десятилетие устойчивый рост. В системе высшего образования области было занято не менее 110 тысяч человек, или примерно 5 % экономически активного населения области. С 1993 по 2003 г. количество вузов и их филиалов выросло с 13 до 44, число обучающихся — с 39,6 тыс. до 97,4 тыс. чел., численность профессорско-преподавательского состава за тот же период выросла с 4 до 5 тыс. человек. Ежегодный прием в государственные вузы Волгоградской области вырос с 12,4 тыс. чел. в 1998 г. до 21,4 тыс. в 2003 г., на очных отделениях обучалось более 50 тыс. студентов.

При формировании и исполнении регионального бюджета расходы на образование традиционно причисляли к социальным, наряду с расходами на здравоохранение, физическую культуру, культурно-массовые мероприятия. Однако высшие учебные заведения являются сосредоточием научного потенциала, участвуют в разработке программ социально-экономического развития региона. Основными функциями учреждений профессионального образования являются подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечение воспроизводства человеческого капитала, формирование позитивного регионального имиджа. Анализ некоторых итогов финансово-хозяйственной деятельности вузов Волгограда, а также сопоставление результатов их хозяйственной деятельности с некоторыми показателями социально-экономического развития региона позволили сделать вывод о том, что в условиях трансформации экономических отношений учреждениям профессионального образования отведена более значимая роль. Данная отрасль вносила и вносит существенный вклад в эконо-

мическое и социальное развитие Волгоградской области, являясь локомотивом инновационного развития региона.

В 2001—2003 гг. поступления в образовательные учреждения Волгоградской области из федерального бюджета, полученные в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений, капитальных вложений, целевых субсидий и субвенций на развитие научной и научно-технической деятельности, подготовку управленческих кадров и другие мероприятия, составили более 2 млрд руб. При этом годовой объем поступлений вырос с 500,5 млн руб. в 2001 г. до 877,9 млн руб. в 2003 г. Это существенно превышало, к примеру, объем иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области. В 2003 г. иностранными инвесторами на безвозвратной и возвратной основе в региональное хозяйство было вложено 25 млн долл., при этом 22,3 млн, инвестированных в экономику области в прежние годы, было возвращено в качестве платежей по лизинговым контрактам, возврата кредитов и т. д. 2

Таким образом, учреждения высшего и среднего профессионального образования, являясь непосредственными участниками инвестиционного процесса в регионе, наряду с крупными промышленными предприятиями вносят свой вклад как в формирование регионального консолидированного бюджета, так и в обеспечение притока дополнительных денежных ресурсов в экономику области. Поэтому рассматривать их исключительно в качестве элемента социальной сферы неправомерно, следует осознать четкую зависимость между уровнем развития образования в регионе и притоком денежных средств.

Сумма налога на прибыль, уплаченная в областной бюджет федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования, по данным самих вузов, представленным в Комитет по науке и образованию Волгоградской областной думы, составила в 2001 г. — 4,4 млн руб., в 2002 г. — 7 млн руб., в 2003 г. — 11,6 млн руб. В финансово-экономическом обосновании указывалось, что при сохранении в 2005 г. общей суммы прибыли государственных вузов на уровне 2003 г. сумма выпадающих доходов бюджета, связанных с установлением льготной ставки зачисления налога на прибыль в размере 13 %, составит менее 2,2 млн руб. В случае же продолжения тенденции роста

2 Тараканов В. В. Особенности налогообложения доходов государственных образовательных учреждений в Волгоградской области // Стратегия развития университетского образования в регионе. — Волгоград, 2005. С. 138 — 146.

доходов вузов и общей суммы прибыли на уровне 60 % в год поступления в бюджет возрастут уже в 2005 г. примерно до 15 млн руб.

В 2003 г. высшие учебные заведения Волгоградской области уплачивали транспортный налог. Поступления от уплаты федеральными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования транспортного налога в областной бюджет, по данным самих учреждений, представивших такую информацию в Комитете по науке и профессионального образования Волгоградской областной думы, составили 334,8 тыс. руб. (Данные представили 10 вузов, 4 филиала иногородних вузов, 43 колледжа, техникума и профессиональных училища).

Таким образом, ежегодная общая сумма таких поступлений в областной бюджет не превышала 400 тыс. руб.

Высвободившиеся средства образовательные учреждения предполагали направить на приобретение у волгоградских предприятий научного оборудования, оргтехники, мебели и иных основных средств, канцелярских товаров, текущий и капитальный ремонт и капитальное строительство. Это позволяло укрепить материальную базу образования, снизить себестоимость услуг, предлагаемых вузами Волгограда, повысить их конкурентоспособность в борьбе за государственный заказ, а, следовательно, должно было привести к привлечению в регион дополнительных средств из федерального бюджета, увеличению налогооблагаемой выручки коммерческих волгоградских предприятий, увеличению налогооблагаемой базы в целом.

Основываясь на серьезном финансово-экономическом анализе, председатель Комитета по науке и образованию Волгоградской областной думы, ректор Волгоградского государственного университета О. В. Иншаков внес законопроекты о внесении изменений в законы Волгоградской области «О ставках налога на прибыль организаций», «О налоге на имущество организаций» и «О транспортном налоге» на рассмотрение областного законодательного органа. Данные законопроекты были приняты в качестве законов и введены в действие с 1 января 2005 г.

Таким образом, образовательные учреждения профессионального образования, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Волгоградской области, были освобождены от налогообложения налогом на имущество и транспортным налогом, а ставка по налогу на прибыль образовательных учреждений в части

сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов федерации, снижена с 17 до 13 %.

В результате принятия данных региональных законодательных актов сумма экономии на уплате указанных налогов только в Волгоградском государственном университете составила в 2006 г. — 8,9 млн руб., в 2007 г. — 10,5 млн. руб., в 2008 г. — более 12 млн руб.

В 2009 г., после принятия Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №35-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», льгота по налогу на прибыль для вузов, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области, повысилась с 4 до 4,5 %, а ставка по налогу на прибыль с учетом ее общего снижения в федеральном масштабе снизилась с 20 до 15,5 %.

Серьезные проблемы в организации финансового планирования и экономической деятельности высших учебных заведений вызвало введение земельного налога.

До принятия соответствующих изменений в НК РФ, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 39 Закона РФ «Об образовании» и ст. 27 Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» земельные участки закреплялись за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. А на основании п. 3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом, освобождались от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была принята гл. 31 НК РФ «Земельный налог». В соответствии с п. 1 ст. 388 плательщиками земельного налога были признаны организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со ст. 390 налоговая база была определена как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, введение в действие настоящей главы НК РФ означало, что высшие учебные заве-

дения утрачивают право бесплатного бессрочного пользования земельными участками, установленного образовательным законодательством, что было впоследствии закреплено принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Средства на уплату земельного налога федеральными государственными образовательными учреждениями за участки, закрепленные за ними на праве постоянного бессрочного пользования, должны были выделяться из федерального бюджета. Эта обязанность была подтверждена ст. 78 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», в соответствии с которой в составе расходов федерального бюджета зарезервированы средства в размере 19,7 млрд руб. для компенсации расходов для уплаты федеральными бюджетными учреждениями земельного налога и налога на имущество.

В условиях стабильного бюджетного финансирования могло показаться, что введение земельного налога не поставит перед высшими учебными заведениями никаких новых проблем, однако на практике все оказалось далеко не так.

Земельный налог, являясь местным налогом, должен был устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Пунктом 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ при введении налога нормативными актами представительных органов муниципальных образований им было предоставлено право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Кроме того, п. 9 ст. 396 представительным органам муниципального образования при установлении налога была дана возможность предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.

Решениями местных органов власти на 2006г. были установлены ставки земельного налога, а также сроки уплаты как самого налога, так и авансовых платежей. В частности, постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23 ноября 2005 г. № 24/464 было введено в действие Положение о местных налогах на территории Волгограда. В отношении земельных участков, занятых такими учреждениями образования и культуры, как театры, концертные залы, цирки, выставочные залы, музеи, кинотеатры, библиотеки, архивы, дворцы культуры, консерватории, музыкальные

школы, школы искусств, художественные школы, художественные галереи, планетарии, киностудии, зоопарки, ставка земельного налога была установлена в размере 1% от кадастровой стоимости участка.

Бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти Волгоградской области, и муниципальные учреждения Волгограда были полностью освобождены от уплаты земельного налога. В свою очередь, федеральные государственные образовательные учреждения, реализующие на территории Волгограда образовательные программы по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, несмотря на важную социальную направленность и некоммерческий характер своей деятельности, оказались приравнены к обычным коммерческим организациям, которым ставка земельного налога была установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости участка. Льгот по уплате земельного налога для федеральных учебных заведений высшего профессионального образования установлено не было. В частности, для Волгоградского государственного университета это означало, что сумма земельного налога, подлежащая уплате университетом в местные бюджеты в 2006 г., должна была составить 56,98 млн руб., другие волгоградские вузы должны были выплачивать не менее 10 млн руб. в год.

Сложности с выделением из федерального бюджета средств на уплату земельного налога проявились уже к 15 марта 2006 г., когда наступил срок уплаты первого авансового платежа.

В адрес руководителей федеральных государственных учреждений, подведомственных Рособразованию, поступило письмо заместителя руководителя Федерального агентства по образованию А. В. Рождественского от 10 апреля 2006 г. № 10-55-1804/10-08, в котором было отмечено, что выделение средств из федерального бюджета произойдет не позднее 3-го квартала 2006 г. Одновременно указывалось, что Рособразование обратилось в Федеральную налоговую службу с просьбой о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога образовательными учреждениями.

В ответ Федеральная налоговая служба своим письмом от 5 апреля 2006 г. № ММ-15-19/377 рекомендовала вузам обратиться в территориальные органы ФНС с просьбой об отсрочке авансовых платежей в соответствии с Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени,

утвержденным приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. № САЭ-3-19/127.

Однако п. 7 ст. 64 Налогового кодекса было определено, что отсрочка предоставляется при наличии документа, подтверждающего сумму заявленной задолженности, а именно лимитов бюджетных обязательств, выданных главным распорядителем средств федерального бюджета. Высшим учебным заведениям не были к апрелю 2006 г. не только выделены бюджетные средства на уплату земельного налога, но до них не доводились и лимиты бюджетных обязательств. Поэтому, несмотря на то, что многие волгоградские вузы выполнили рекомендации Рособразования и направили в Территориальное управление ФНС по Волгоградской области заявления о предоставлении отсрочки, ни один из них не получил положительного ответа. Волгоградскому государственному университету удалось добиться только принятия Решения УФНС России по Волгоградской области от 17 мая 2006 г. № 1 о временном приостановлении уплаты земельного налога на период рассмотрения заявления.

Такое решение позволяло университету и другим вузам приостановить выплату самого налога, однако не избавляло их от начисления пени, сумма которой уже в апреле достигала десятков тысяч рублей. Поэтому руководство волгоградских учреждений высшего профессионального образования сосредоточило свои усилия на убеждении представительных органов власти городов Волгоградской области, в которых расположены вузы и их филиалы, в необходимости принятия решения о полном освобождении федеральных высших учебных заведений от уплаты земельного налога или, по крайней мере, от авансовых платежей по нему.

Необходимо отметить, что подобные законодательные акты были приняты в некоторых российских городах.

Законом города Москвы от 1 июня 2005 г. № 19 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге» учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, были освобождены от налогообложения в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта.

Постановлением Городской думы Нижнего Новгорода от 28 октября 2005 г. № 76 в отношении

земельных участков учреждений и организаций народного образования, земель под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозные объекты была установлена льготная ставка земельного налога в размере 1% от кадастровой стоимости участка.

В Волгоградской области, по предложению Комитета Волгоградской областной думы по образованию и науке и Совета ректоров высших учебных заведений, решения об освобождении вузов от уплаты земельного налога были приняты в городах Волжском, Михайловке, Урюпинске.

Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 26.12.2005 №7-ВГД п. 6.1 Городского положения о земельном налоге на территории городского округа — г. Волжский от 24 ноября 2005 г. №1-ВГД был дополнен подп. 8, определившим, что освобождаются от налогообложения земельным налогом все образовательные учреждения независимо от источников финансирования.

Решением Михайловской городской думы от 13 декабря 2005 г. № 42 от уплаты земельного налога были освобождены учреждения здравоохранения, искусства, культуры, кинематографии, физической культуры и спорта, туризма, социального обслуживания, государственные и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета городского округа.

Наконец, решением Урюпинской городской думы от 11 апреля 2006г. № 09/71 в постановление Урюпинской городской думы от 24 ноября 2005г. № 3/12 был внесен пункт об освобождении от уплаты земельного налога бюджетных учреждений.

В результате этих решений только для Волгоградского государственного университета сумма льгот по уплате земельного налога в местные бюджеты в 2006 г. составила более 365 тыс. руб.

В самом Волгограде ситуация оказалась более сложной. Специалистами волгоградских вузов, по инициативе и при непосредственном участии автора, были подготовлены письма председателя Комитета Волгоградской областной думы по образованию и науке, ректора Волгоградского государственного университета О. В. Иншакова, председателя Совета ректоров вузов Волгоградской области и ректора Волгоградского государственного технического университета И. А. Новакова в адрес Администрации Волгограда и Волгоградской городской думы с просьбой предоставить образовательным учреждениям права

не исчислять и не уплачивать авансовых платежей по налогу по итогам первого квартала и полугодия календарного года.

В обоснование высказанного предложения указывалось, что к 2005 г. основные социально-экономические показатели развития системы профессионального образования Волгограда демонстрировали устойчивый рост. В 2001—2005 гг. поступления в образовательные учреждения Волгограда из федерального бюджета, полученные в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений, капитальных вложений, целевых субсидий и субвенций на развитие научной и научно-технической деятельности, подготовку управленческих кадров и другие мероприятия, составили около 4 млрд руб. Таким образом, учреждения высшего и среднего профессионального образования являлись непосредственными участниками инвестиционного процесса в городе, наряду с крупными промышленными предприятиями, внося свой вклад как в формирование муниципального бюджета, так и в обеспечение притока дополнительных денежных ресурсов в экономику Волгограда.

С другой стороны, решение проблемы недоимки по земельному налогу путем ее погашения за счет внебюджетных средств высших учебных заведений ставило вузы Волгограда в очень затруднительное финансовое положение. Под угрозу срыва попадало не только исполнение целого ряда международных контрактов и обязательств, но реализация национального проекта «Образование».

Поэтому принятие подготовленного решения должно было поддержать конкурентоспособность и сохранить финансовую устойчивость образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в Волгограде.

Результатом кропотливой работы руководителей волгоградских вузов с комитетами Волгоградской городской думы, депутатскими фракциями и отдельными депутатами стало решение от 7 июня №32/695, в котором говорилось: «В 2006 г. для государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования установить исчисление и уплату авансового платежа по земельному налогу по отчетному периоду за 9 месяцев 2006г. в размере три четвертых установленной налоговой ставки (процентной доли) кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом... Действие настоящего решения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.»

Иными словами, волгоградским вузам была предоставлена столь необходимая отсрочка по уплате авансовых платежей по земельному налогу до 15 октября 2006 г., что должно было позволить им избежать начисления возможной пени в связи с несвоевременным и недостаточным выделением средств из федерального бюджета.

Однако ситуация с федеральным бюджетным финансированием средств на уплату земельного налога продолжала оставаться сложной и даже странной и непонятной на фоне стабильного выделения средств по другим сметным статьям. До 15 октября 2006 г. волгоградские университеты получили из Рособразования средства, необходимые только для оплаты земельного налога за первый квартал текущего года. Поэтому, начиная с этого дня, вновь стало производиться начисление пени на возникшую задолженность.

Поэтому важное значение имело решение Волгоградской городской думы от 30 мая 2007г. № 45/1078, которым было установлено, что государственными и негосударственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Волгограда земельный налог за 2006 г. уплачивается не позднее 1 июля 2007 г. Действие настоящего решения было распространено на налоговый период 2006 г.

В следующем году было принято решение Волгоградской городской думы от 18 апреля 2007 г. № 44/1062, которым было определено в 2007 г. для государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Волгограда установить исчисление и уплату авансового платежа по земельному налогу по отчетному периоду за 9 месяцев 2007 г. в размере трех

четвертых установленной налоговой ставки (процентной доли) кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Важность данных актов Волгоградской городской думы состояла в том, что с их принятием с вузов списывалась часть уже начисленной пени за задержку уплаты налога за 2006 г. и авансового платежа за 1 квартал 2007 г., а также им фактически предоставлялась отсрочка по уплате авансовых платежей до 15 октября текущего года. В результате Волгоградскому государственному университету удалось избежать оплаты пени за 2006—2007 гг. в сумме 5,3 млн руб.

Таким образом, законодательные акты, принятые в Волгоградской области в 2005—2007 годах, касающиеся предоставления льгот и отсрочек вузам в части уплаты налога на прибыль, налога на имущество, транспортного и земельного налога, способствовали экономии внебюджетных средств высших учебных заведений, сохранению и развитию их образовательного и научного потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. — М., 1994.

2. Смирнов Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 88—89.

3. Тараканов В. В. Особенности налогообложения доходов государственных образовательных учреждений в Волгоградской области // Стратегия развития университетского образования в регионе. — Волгоград, 2005. С. 138—146.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721-85-75

http:\\www.fin-izdat.ru Е-таН: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.