Научная статья на тему 'Роль и значение налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета субъекта РФ (на примере Волгоградской области)'

Роль и значение налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета субъекта РФ (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1660
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / БЮДЖЕТ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ДОХОДЫ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыскова Наталья Александровна

В статье рассматривается роль и значение налога на доходы физических лиц при формировании консолидированного бюджета субъекта РФ, приведены фактические данные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Волгоградской области, предложены мероприятия по реформированию налога в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лыскова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета субъекта РФ (на примере Волгоградской области)»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE TAX TO INCOMES OF

PHYSICAL PERSONS IN THE FORMATION OF THE CONSOLIDATED BUDGET SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE

VOLGOGRAD REGION)

Лыскова Наталья Александровна к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», г. Волжский

[email protected] Lyskova Natalia Aleksandrovna Candidate of Economic Sciences, assistant professor of Economics and economic security Municipal budgetary educational institution of higher professional education "Volzhsky Institute of Economics, pedagogy and law", Volzhsky

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается роль и значение налога на доходы физических лиц при формировании консолидированного бюджета субъекта РФ, приведены фактические данные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Волгоградской области, предложены мероприятия по реформированию налога в РФ.

Abstract: the paper considers the role and value of the tax to incomes of physical persons at formation of the consolidated budget of a RF subject, given the actual data of the revenues from the tax on incomes of physical persons in the consolidated budget of the Volgograd region, proposed measures to reform the tax in Russia.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, бюджет, консолидированный бюджет субъекта РФ, прогрессивная шкала налогообложения, доходы, налоговая ставка, налоговая система.

Key words: tax on income of physical persons, the budget, the consolidated budget of a RF subject, progressive taxation, income, tax rate, tax system.

Широкое распространение налога на доходы физических лиц во многих странах обусловлено тем, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученным налогоплательщиком. Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев [1].

Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы (статья 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а

также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьей 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: стандартные (статья 218 НК РФ), социальные (статья 219 НК РФ), имущественные (статья 220 НК РФ) и профессиональные (статья 221 НК РФ). Основная налоговая ставка - 13% (статья 224 НК РФ).

В сегодняшних российских условиях налог на доходы с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны (он занимает пятое место, уступая НДС, НДПИ, налогу на прибыль и таможенной пошлине). Доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ составляет чуть менее 10% и явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%. Существующее положение вещей имеет место на фоне российских налоговых ставок - с 2001 года значительно более либеральных, чем ставки налога в других странах [2, с. 488-489].

В большинстве стран применяется прогрессивная шкала налогообложения физических лиц. Приведем пример налоговых ставок некоторых стран (таблица 1) [3].

Таблица 1. Размер налоговых ставок по НДФЛ в различных странах

Страна Налоговая ставка

Австралия 17 - 47% (0%, если годовой доход ниже 6000 австралийских долларов)

Австрия 36,5 - 50 % (0 %, если годовой доход ниже 11 000 евро (2011 год))

Бельгия 25 - 53,7 %

Германия 14 - 47,5 %

Испания 24 - 45 %

Италия 23 - 45,6 % (0 %, если годовой доход ниже 8000 евро (2008 год))

Канада 15 - 29 %

Китай 5 - 45 %

Люксембург 0 - 42,1 %

Нидерланды 0 - 52 %

Норвегия 28 - 51.3 %

США 0 - 35 %

Франция 0 - 45%

Швеция 0 - 56,4 %

Япония 5 - 40 %

Россия 9%, 13%, 15%, 30%, 35%

Во многих странах мира, ставка налога зависит от совокупного годового дохода физического лица. И если, кажется, что ставки по налогу на доходы физических лиц не очень высоки в РФ, то не надо забывать и о размере доходов граждан Российской Федерации.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2013 году составила 29 тыс. 792 рубля [4]. А, например, в Германии среднемесячная заработная плата немца составляет 2500 Евро. Больше всех зарабатывают учителя, врачи, судьи, летчики, руководители компаний — от 6000 до 15000 Евро [5].

В Государственную Думу РФ уже несколько лет поступают законопроекты «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которые предусматривают введение прогрессивной шкалы налогообложения. Целью введения таких изменений в налоговом законодательстве являются увеличение доходной части региональных бюджетов и устранение огромного имущественного неравенства населения. Согласно законопроекту ставка НДФЛ будет зависеть от годового дохода налогоплательщика:

- до 5 млн. руб. в год - ставка 13%;

- от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год - ставка 18%;

- от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год - ставка 23%;

- свыше 500 млн. руб. в год - ставка 28%.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выступил против принятия этих законопроектов, сообщив, что введение прогрессивной шкалы может привести к снижению общей инвестиционной привлекательности России и ухудшению налоговых условий для формирующегося среднего класса. Кроме того, это создаст дополнительные стимулы для оттока из страны высококвалифицированных специалистов. Правительство РФ также не поддержало принятие законопроектов [6]. На наш взгляд, введение прогрессивной шкалы налогообложения не приведет к снижению инвестиционной привлекательности России и ухудшению налоговых условий налогоплательщиков (чтобы ставка стала 18%, доход в месяц должен составлять более 400 тыс. руб.).

Еще одно предложение сторонников кардинального реформирования налога на доходы физических лиц связано с изменением принципа его уплаты, то есть зачисления налога не по месту работы физического лица (по месту учета налоговых агентов в налоговых органах), а по месту его жительства. Существуют определенные плюсы перехода на уплату данного налога по месту жительства, как для субъектов РФ, так и для налогоплательщиков. Для консолидированного бюджета субъекта РФ - это, конечно, пополнение бюджета. Сторонники изменения принципа уплаты НДФЛ считают, что получение социальной поддержки населением из того же бюджета, в который поступает налог налогоплательщиков, проживающих в данной местности, повысит их мотивацию и ответственность за благосостояние региона. Данное предложение не раз рассматривалось на заседании Государственной Думы РФ, но данный законопроект был отклонен по причине сложности администрирования данного налога.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов, роль региональных бюджетов усиливается. С помощью

региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов. Несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, он имеет огромное значение для консолидированных бюджетов регионов и местных бюджетов РФ.

Динамика поступлений основных администрируемых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области представлена в таблице 2 [7]. Проанализируем роль НДФЛ в доходной части консолидированного бюджета области.

Таблица 2. Структура поступлений основных администрируемых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области за 2012-2013 гг.*

Администрируемые доходы 2012 г. млн. руб. уд. вес, % 2013 г. млн. руб. уд. вес, % в % 2013 г. к 2012 г.

Всего доходов 65071,6 100 66177,8 100 101,7

Налог на прибыль организаций 17720,0 27,2 15398,7 23,3 86,9

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 22516,4 34,6 24186,2 36,6 107,4

Акцизы 12421,9 19,1 12148,6 18,4 97,8

Налог на имущество физических лиц 289,4 0,4 357,7 0,5 123,6

Налог на имущество организаций 5531,6 8,5 6106,9 9,2 110,4

Транспортный налог 1061,1 1,6 1212,8 1,8 114,3

Земельный налог 1629,3 2,5 2681,8 4,1 164,6

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 46,9 0,1 37,6 0,1 80,1

Остальные налоги и сборы 3837,6 5,9 4041,0 6,1 105,3

*Составлено и рассчитано автором на основе данных официального сайта УФНС России по Волгоградской области. Режим доступа: http://www.r34.nalog.ru.

Из таблицы 2 видно, что доходы консолидированного бюджета Волгоградской области в 2012 году составили 65071,6 млн. руб., в 2013 году -66177,8 млн. руб. В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, увеличились поступления от НДФЛ, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.

Первое место в доходной части консолидированном бюджете Волгоградской области принадлежит НДФЛ (34,6% в 2012 году, 36,6% в 2013 году). Прослеживается тенденция увеличения доли налога в доходной части бюджета, что связано, в первую очередь, с увеличением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Анализируя отчет налоговых органов о начислении и поступлении НДФЛ от Волгоградской области в бюджетную систему Российской Федерации в 2012-2013 гг., можно сделать вывод о том, что главным источником поступления налога являются налоговые агенты РФ, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (таблица 3).

Таблица 3. Отчет о начислении и поступлении НДФЛ от Волгоградской области в бюджетную систему Российской Федерации в 2012-1013 гг.*

Налог 2012 г. млн. руб. 2013 г. млн. руб.

Всего НДФЛ, в том числе 22516,4 24186,2

Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации 22145,7 23762,7

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации 148,1 144,0

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового Кодекса Российской Федерации 146,9 197,6

Налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации 75,7 81,9

*Составлено автором на основе данных официального сайта УФНС России по Волгоградской области. Режим доступа: http://www.r34.nalog.ru.

Для Волгоградской области, как и для других субъектов РФ, НДФЛ, вместе с налогом на прибыль, является основным бюджетообразующим налогом. Следовательно, актуальным является своевременность и полнота поступления НДФЛ в бюджет Волгоградской области.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов. Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

Основные направления проводимой в Российской Федерации налоговой политики в области налогообложения доходов физических лиц должны быть следующими:

- введение прогрессивной шкалы подоходного налога с граждан (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);

- установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов;

- легализация теневых доходов;

- улучшение координации работы налоговых органов с МВД РФ и Следственным комитетом РФ с целью повышения эффективности налогового контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет;

- сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Налог на доходы физических лиц может приносить значительные поступления только за счет обложения всего населения, которое должно иметь высокие доходы. Кроме того, этот налог основан на декларировании личных доходов граждан. А, соответственно, налог предполагает выработанное отношение к его уплате как к исполнению общественного долга и соответствующее понимание социальной справедливости. В этом смысле имеет значение уровень социальных расходов государства, который, безусловно, должен быть довольно высоким.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан. Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 №117 - ФЗ (действующая редакция от 24.11.2014). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.rU/popular/nalog2/3_3.html#p4182

2. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 747 с.

3. Подоходный налог. Ставки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org.

4. Заработная плата: Федеральная служба государственной статистики. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/zrpl-v.doc

5. Уровень заработной платы в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: germany-in-russian.ru

6. Зыкова Т. В России могут ввести налог на большие зарплаты 29.10.2013 // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru.

7. Официальный сайт УФНС России по Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r34.nalog.ru.

References

1. Tax code of the Russian Federation (the tax code) part 2 of 05.08.2000 No. 117 -FZ (the current edition of 24.11.2014). [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_3.html#p4182

2. Panskov, C., Taxes and taxation: theory and practice: a textbook for undergraduate / Century, Panskov. - M.: Publishing House Yurayt, 2012. - 747 S.

3. The income tax. Rates [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.ru.wikipedia.org.

4. Wages: Federal service of state statistics. - Mode of access: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/zrpl-v.doc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Wages in Germany [Electronic resource]. - Mode of access: germany-in-russian.ru

6. Zykova So In Russia can impose a tax on large salaries 29.10.2013 // the Russian newspaper [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.rg.ru.

7. Official website of the UFNS Russia in Volgograd region [Electronic resource]. -Mode of access: http://www.r34.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.