НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: РАЗВИТИЕ И РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЕ РФ
Л.П. Драненко, старший преподаватель Д.А. Питиляк, старший преподаватель А.Е. Лысковец, студент Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)
Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем что, система налога на доходы физических лиц, сложившаяся в РФ, не в полной мере отвечает современным реалиям. В данной статье проводится анализ и дается оценка места и роли НДФЛ в налоговой системе РФ. Приведены фактические данные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ. Проанализирована значимость поступлений налога при формировании бюджета Сахалинской области. Рассмотрены возможные пути развития НДФЛ в РФ. Проведен анализ проблемы дифференциации доходов населения на примере Сахалинской области. Выявлены положительные стороны внедрения прогрессивной шкалы НДФЛ в Сахалинской области. В ходе проведенного исследования использовались такие научные методы, как анализ, синтез, графический метод. В результате исследования выявлено, что НДФЛ имеет большое значение для консолидированных бюджетов регионов и местных бюджетов. С помощью изменения налога на доходы физических лиц можно оказать значительное воздействие на существующую проблему неравномерности распределения доходов населения.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговая система, налоговая ставка, налоговые поступления, бюджет Сахалинской области, неравенство доходов, прогрессивная шкала налогообложения, Сахалинская область.
Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регулятор - регулятор доходов населения. Механизм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах [1]. Такой точки зрения придерживается Ашмарина У.В.
Волохов С.П. в работе «Индивидуальное подоходное налогообложение как инструмент социально-ориентированной налоговой политики» высказывается схожее мнение о том, что НДФЛ носит ярко выраженный социальный характер и обладает значительным воздействием на величину реальных доходов граждан [2].
Изотова О.И. предлагает концепцию реформирования подоходного налогообложения физических лиц, основанную на переходе к прогрессивному налогообложению, целью которого является обеспечение реализации задач социальной политики государства на современном этапе развития российской экономики и общества [3].
Тарасова Т.М. в своей статье приходит к выводу, что для сглаживания резкой неравномерности в доходах физических лиц необходимо использовать систему льгот по налогу на доходы физических лиц [4].
Схожее мнение о социальной направленности НДФЛ высказывают в своих научных работах такие авторы как: Скрып-ник Н.В., Еремина Н.В., Юрченкова Н.В., Лященко Н.А.
Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, по-прежнему остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ.
Налоговая система в настоящее время немыслима без налога на доходы физических лиц. Преимущество этого налога заключается, прежде всего, в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, а его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц, являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы не только фискального, но и регулирующего характера,
в полной мере не отвечает реалиям современности в РФ.
В отличие от большинства других налогов этот вид налогообложения сравнительно молод. Первая попытка ввести относительно справедливое обложение налогом в зависимости от финансового состояния налогоплательщика была осуществлена в Англии в конце XVIII века в виде утроенного налога на роскошь [5].
В России налог на доходы физических лиц прошел несколько этапов, прежде чем стать таким, каким он является. Эти этапы включали в себя законы, указы и постановления (рисунок 1) [6].
Рис. 1. Этапы становления НДФЛ в России
Современная система налога на доходы физических лиц базируется на определенных принципах, закрепленных в НК РФ. Важнейшим принципом и отличительной чертой подоходного налога является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Только размер совокупного годового дохода определяет уровень обложения любого налогоплательщика [7]. Данная особенность налога накладывает на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за по-
строение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Так, например, в США подоходный налог должны платить все его резиденты независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход. После оформления декларации налог оплачивается в 3 адреса: на федеральный уровень, непосредственно штату, где проживает декларант, городу или округу. Ставки налогов федерального уровня колеблются в пределах от 10% до 39,6% в зависимости от уровня дохода [8].
Таблица 1 . Ставки НДФЛ, применяемые в США
Налоговая Налогооблагаемый годовой доход в долларах США
ставка для одного субъекта для супружеской пары для родителя - одиночки
10% 0 - 9075 0 - 18 150 0 - 12 950
15% 9076 - 36 900 18 151 - 73 800 12 951 - 49 400
25% 36 901 - 89 350 73 801 - 148 850 49 401 - 127 550
28% 89 351 - 186 350 148 851 - 226 850 127 551 - 206 600
33% 186 351 - 405 100 226 851 - 405 100 206 601 - 405 100
35% 405 101 - 406 750 405 101 - 457 600 405 101 - 432 200
39,6% от 406 751 от 457 601 от 432 201
В отличие от большинства западных стран, в которых применяется прогрессивная шкала налогообложения, в России применяется пропорциональная система
налогообложения. Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса налогоплательщика и источников получения доходов (рисунок 2).
основная ставка
дивиденды
доходы нерезидентов РФ
вышрышы. призы
Рис. 2. Ставки НДФЛ, применяемые в РФ
В настоящее время налог на доходы физических лиц является одним из налогов с наибольшим удельным весом в структуре доходов государственного бюджета. Например, в США НДФЛ занимает доминирующее положение, достигая 60% всех налоговых поступлений [9]. В налоговой системе РФ на сегодняшний день НДФЛ
по объёму поступлений в доходную часть бюджета занимает третье место, уступая налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль [10]. По данным ФНС России, из 17343,4 млрд. руб. поступивших в консолидированный бюджет РФ налогов и сборов, на долю НДФЛ пришлось только 3251,1 млрд. руб. (рисунок 3) [10].
Ю
a s 4 a
H
4 З 2 1
0
4,13
3,25
3,07
С
#
1,52
1,25
J?
S
S
Рис. 3. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ в 2017 г.,
трлн руб.
5
В последнее время усиливается роль региональных бюджетов. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из местных бюджетов. Несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, он имеет огромное значение для консолидированных бюджетов регионов и
местных бюджетов РФ. По действующему законодательству доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов России по нормативу 85% (п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ) [11], остальная часть налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями разных видов.
Рассмотрим значимость поступлений от НДФЛ для бюджетов субъектов РФ на примере Сахалинской области.
Ю
a
X
ч
120 100 80 60 40 20 0
110,20
13,22
2016
74,36
16,62
2017
64,71
17,54
59,08
18,34
54,82
19,18
2018 прогноз 2019 прогноз
2020 прогноз годы
□ НДФЛ □ Налоговые доходы
Рис. 4. Динамика поступлений от НДФЛ в консолидированный бюджет Сахалинской области и их прогноз министерством финансов Сахалинской области, млн руб.
^ 60 о4
50 40 30 20 10
0
49
52
52
2014
2015
2016
годы
□ Доля НДФЛ от налоговых доходов □ Доля НДФЛ от общих доходов бюджета
Рис. 5. Доля НДФЛ от налоговых доходов и от общих доходов бюджета
Сахалинской области, %
Данные представленные на рисунках 4 и 5 свидетельствуют о том, что для Сахалинской области, как и для большинства других субъектов РФ, НДФЛ является, одним из главных источников налоговых поступлений [12,13]. Прослеживается тен-
денция увеличения доли налога в доходной части бюджета, что связано, в первую очередь с увеличением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (рисунок 6) [13].
10 35 Л 30 ч 25 ^^ 20 15 10 5 0
-31,31
28,15 27 13 ^m
I-1 25,01
I-1 21,88 22,02 21,89
□ □□ooOQ
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016,
годы
Рис. 6. Общая сумма дохода, заявленная налогоплательщиками - физ. лицами в Сахалинской области в 2010-2016гг., млн руб.
Проанализировав отчет УФК по Сахалинской области о кассовых поступлениях и выбытиях от Сахалинской области в бюджетную систему РФ в 2015 - 2017 гг.,
можно сделать вывод о том, что главными лицами, обеспечивающими поступления налога, являются налоговые агенты (рисунок 7) [14].
ю 0
а
ч о
п
£ 0,6
0,4
0,2 0
0,09
0
0,32
0,15
0
0,39
0,2
0,47
I 0,1 Ж 0,12 Ж 0,12 J
2015
2016
2017
годы
■ НДФЛ с доходов ИП
□ НДФЛ с прочих доходов физ.лиц
□ НДФЛ с доходов иностранных граждан
Рис. 7. Отчет УФК по Сахалинской области о поступлении НДФЛ от Сахалинской области в бюджетную систему РФ в 2015-2017 гг., млрд руб.
Таким образом, из вышеизложенного анализа следует, что НДФЛ имеет большое значение не только для консолидированного бюджета РФ, но и для бюджетов регионов и местных бюджетов. Следовательно, поступления налога должны быть полными и своевременными.
Однако система налогообложения в России далека от совершенства. Например,
в Сахалинской области можно наблюдать значительные масштабы уклонения от уплаты налога (рисунок 8,9). В качестве мер борьбы с этим можно предложить: урегулирование вопроса с выплатами зарплат в конвертах, ограничение роста страховых взносов, а также повышение налоговой грамотности населения.
vo 1200 а
à 1000 ы
н
800 600 400 200 0
971,42
693,19
442,67
345,49
2011
2012
2013
2014
2015
2016 годы
Рис. 8. Задолженность по НДФЛ Сахалинской области в бюджетную систему РФ
тыс. руб.
£ 13,00
12,99
2010
2011
2012
2013
2014
2015 годы
Рис. 9. Доля удержанного налоговыми агентами НДФЛ в общей сумме дохода,
выплаченного физ. лицам, %
Еще одним направлением реформирования системы подоходного налогообложения непосредственно является реализация социальной роли НДФЛ. Переход к рыночной экономике привел к значительным изменениям в распределении доходов среди населения страны. Более четко стала проявляться тенденция к их дифференциации. Увеличение дифференциации доходов населения является причиной снижения темпов экономического роста. При
низких доходах снижается спрос, что постепенно может привести к сокращению производства. Если рассматривать НДФЛ не только с финансовой точки зрения, а еще и как социальный регулятор, то с его помощью можно оказать значительное воздействие на проблему неравномерного распределения доходов.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень дифференциации доходов населения, является коэффициент
фондов. Данный коэффициент отражает степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
В России коэффициент фондов в 2017 г. достиг значения 15,5. Согласно рекомендациям ООН, показатель не должен превышать 8 или 10, иначе ситуация в стране считается критической и способствует высокой нестабильности в обществе [15].
Далее проведен более детальный анализ проблемы дифференциации доходов населения на региональном уровне на примере Сахалинской области. Для этого рассмотрим основные показатели дифференциации населения по доходам.
Относительно высокое значение коэффициента фондов и его положительная динамика, представленная на рисунке 10, свидетельствует о значительном социальном расслоении [13].
Рис. 10. Динамика коэффициента фондов Сахалинской области в 2000-2016 гг.
Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.
Анализируя график динамики индекса концентрации доходов можно сделать вывод о том, что в Сахалинской области на протяжении длительного времени наблюдается достаточно высокое значение данного коэффициента, свидетельствующее о неравномерном распределении доходов (рисунок 11) [13].
0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00
as as
8
as as
as as as
0 0 0 2
0 0 2
2 0 0 2
345 000 000 222
ЧО r- 00 000 000 222
as
0 0 2
0 2
0 2
2
0 2
0 2
0 2
0 2
0 2
годы
Рис. 11. Динамика индекса концентрации доходов Сахалинской области в 2000-2016 гг.
Рассмотренные показатели свидетель- целевом использовании налоговых сборов ствуют о значительной дифференциации в значительной мере отличают нашу стра-населения Сахалинской области по дохо- ну от многих государств, где существует дам. Возможным решением этой пробле- прогрессивная шкала НДФЛ, и являются мы является изменение действующего по- объективным препятствием для ее введе-доходного налогообложения, путем введе- ния. Так, в марте 2015 года на рассмотрения прогрессивной шкалы. ние Госдумы поступили сразу три законо-
Благодаря вводу прогрессивной шкалы проекта об изменении ставок НДФЛ и по-НДФЛ (при прочих равных условиях) в рядка его исчисления. Два из них преду-Сахалинской области можно значительно сматривали введение прогрессивного на-увеличить доходную часть бюджета, сни- логообложения.
зить денежный разрыв между различными И это не первые попытки отказаться от
группами населения, снизить коэффициент действующей в России плоской шкалы. фондов и коэффициент концентрации до- Похожие законопроекты с завидной регу-ходов. Решение проблемы дифференциа- лярностью вносятся в Госдуму и так же ции доходов населения будет способство- регулярно отклоняются ею. вать развитию среднего класса и увеличе- Неизвестно, какие изменения, касаю-
нию потребительского спроса, вследствие щиеся НДФЛ, найдут отклик у парламент-чего открываются возможности для разви- ского большинства. Очевидно, что система тия предпринимательской активности. подоходного налогообложения в Россий-
Нынешнее состояние институтов, в том ской Федерации не совершенна и нужда-числе фискальных, неуверенность людей в ется в качественном преобразовании.
Библиографический список
1. Ашмарина, У. В. Налогообложение доходов физических лиц в России: перспективы реформирования и оценка фискальных эффектов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Ашмарина Ульяна Вячеславовна; ВолГУ. Волгоград, 2016. 29 с.
2. Волохов С.П. Индивидуальное подоходное налогообложение как инструмент социально-ориентированной налоговой политики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Волохов Сергей Павлович; МГУУ Правительства Москвы. М., 2015. 24 с.
3. Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 08.00.10 / Изотова Ольга Игоревна; Финансовый институт при правительстве РФ. М., 2015. 26 с.
4. Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2015. № 42. С. 54-60.
5. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2015. 192 с.
6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Дело, 2006. 399 с.
7. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика - М.: Издательство Юрайт, 2012. 747 с.
8. Какой подоходный налог в США и других странах мира. [Электронный ресурс]. URL: http://nalog-nalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/kakoj_podohodnyj_nalog_v_ssha_i_drugih_stranah_mira/ (дата обращения: 14.03.2018).
9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение - 6-е изд., пер. и доп. изд. - М.: Юрайт, 2018.
10. Официальный сайт ФНС РФ [Электронный ресурс]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.04.2018).
11. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюджетный кодекс РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Официальный сайт министерства финансов Сахалинской области [Электронный ресурс]. URL: http://sakhminfin.ru/ (дата обращения: 15.03.2018)
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области [Электронный ресурс]. URL: http://sakhalinstat.gks.ru/ (дата обращения: 15.03.2018)
14. Официальный сайт УФК по Сахалинской области [Электронный ресурс]. URL: http://sahalin.roskazna.ru/ (дата обращения: 02.04.2018)
15. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. - М.: Русаки, 2016. 876 с.
PERSONAL INCOME TAX: DEVELOPMENT AND ROLE IN THE TAX SYSTEM
OF THE RUSSIAN FEDERATION
L.P. Dranenko, senior lecturer D.A. Pitilyak, senior lecturer A.E. Lyskovets, student Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)
Abstract. The topicality of the chosen research title is determined by a fact, that Russian personal income tax (PIT) does not fully meet the requirements of modern realities. This article analyzes and discusses the place and a role of PIT in the Russian taxation. The article shows relevant data of the PIT revenues in the Russia's consolidated budget and analyzes their significance in the Sakhalin Oblast budget. The possible ways of the personal income tax development in the Russian Federation are considered. The analysis of the income differentiation problem on the example of Sakhalin oblast is conducted. Positive aspects of PIT progressive scale establishing in the Sakhalin Oblast have been revealed. Scientific methods such as analysis, synthesis, graphical method were used in this research. It turned out that PIT is important for consolidated regional and municipal budgets. By changing the personal income tax, it is possible to influence the problem of unequal distribution of income of population.
Keywords: personal income tax, tax system, tax rate, tax revenues, Sakhalin Oblast budget, income inequality, progressive scale, Sakhalin Oblast.