Научная статья на тему 'Налоговые стимулы привлечения инвестиций в образовательный процесс вузов'

Налоговые стимулы привлечения инвестиций в образовательный процесс вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Л. И., Журавлева И. А., Липатова И. В.

Авторы считают, что успешное решение задач, стоящих перед современной системой высшего профессионального образовании, возможно лишь при наличии современной материальной базы. Однако материальная основа российской системы высшего профессионального образования весьма далека от тех критериев, которые предъявляются требованиями инновационного развития. Коренному изменению сложившейся ситуации, по мнению авторов, могло бы способствовать повышение инвестиционной привлекательности российских ВУЗов для российских и зарубежных организаций и физических лиц. Однако последнее маловероятно без достижения оптимального сочетания экономической самостоятельности вузов и их государственной поддержки, в т.ч. через формирование соответствующих налоговых механизмов. Авторы приходят к выводу, что совершенствование налогового законодательства в целях расширения возможностей участия физических и юридических лиц по реализации совместных с вузом проектов, вложение инвестиций в систему высшего профессионального образования будут способствовать качественному развитию российского высшего профессионального образования, обогащению взаимодействия и заинтересованности коммерческих структур в инвестициях и качестве кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые стимулы привлечения инвестиций в образовательный процесс вузов»

Проблемы образования

НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ

Л. И. ГОНЧАРЕНКО, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ

И. А. ЖУРАВЛЕВА, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ

И. В. ЛИПАТОВА, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ

Стратегической задачей развития Российской Федерации является формирование инновационной национальной экономики. В новых условиях особенно возрастает значение второй составляющей системы высшего профессионального образования, а именно, роль вузов как плацдарма генерирования научных идей и их практической реализации. Успешное решение задач, стоящих перед современной системой высшего профессионального образовании, возможно лишь при наличии современной материальной базы. Однако материальная основа российской системы высшего профессионального образования весьма далека от тех критериев, которые предъявляются требованиями инновационного развития.

Коренному изменению сложившейся ситуации могло бы способствовать повышение инвестиционной привлекательности российских вузов для российских и зарубежных организаций и физических лиц. Однако последнее маловероятно без достижения оптимального сочетания экономической самостоятельности вузов и их государственной поддержки, в т. ч. через формирование соответствующих налоговых механизмов. Вместе с тем современная ситуация складывается следующим образом.

Процесс реформирования действующего нало-

гового законодательства в Российской Федерации, одной из концептуальных основ которого был отказ от налоговых льгот, затронул и систему налогообложения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ГОУ ВПО). Так, с 1 января 2005 г. утратила силу ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», гарантирующая образовательным учреждениям государственное финансирование и льготное налогообложение. В частности, образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождались от уплаты всех видов налогов.

Теперь образовательные организации, наряду с другими организациями, для целей налогообложения руководствуются положениями Налогового кодекса РФ (Далее — НК РФ), которыми определяются как общие, так и в определенных случаях и особые нормы налогообложения непосредственно для них. При этом образовательные организации принципиально выступают плательщиками целого ряда федеральных, региональных и местных налогов в случае, если имеет место объект налогообложения. Так, вузы являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

По данному налогу они имеют право на ряд льгот и освобождений от налогообложения:

• освобождается от налогообложения НДС реализация услуг по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2ст. 149 НК РФ);

• не подлежат налогообложению НДС научноисследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, а также на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НКРФ);

• налогообложение по ставке 10 % производится при реализации периодических печатных изданий, а именно, газет, журналов, альманахов, бюллетеней, иных изданий, имеющих постоянное название, текущий номер и выходящих в свет не реже одного раза в год, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Как и все налогоплательщики, образовательные организации согласно ст. 145 НК РФ могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Единый социальный налог также относится к системе налогообложения образовательных организаций. Налоговые льготы по ЕСН для них не предусмотрены, но существует ряд освобождений от налогообложения. Так:

• не подлежат налогообложению ЕСН расходы на повышение профессионального уровня работников; расходы на командировки (суточные в пределах норм, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи); суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников, не превышающие 3 ООО руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

Законодательство о налогах и сборах разде-

ляет деятельность образовательных организаций на предпринимательскую (коммерческую) и непредпринимательскую деятельность. Последней признается деятельность, осуществляемая в рамках выполнения государственного заказа и финансируемая из бюджета соответствующего уровня (полностью или частично). В части своей предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом, образовательные организации обязаны уплачивать налог на прибыль организаций, например, при торговле покупными товарами, оборудованием; оказании посреднических услуг; долевом участии в деятельности других учреждений и др.

Вместе с тем в части определения доходов и расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имеются особенности, обусловленные статусом государственной образовательной организации как бюджетных учреждений. Так:

• к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относится имущество, полученное в рамках целевого финансирования (условие: ведение раздельного учета доходов (расходов), полученное (произведенное) в рамках целевого финансирования) и безвозмездно полученное (условие: наличие у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной и уставной деятельности) (подп. 14 и22п. 1 ст. 251 НК РФ);

• при формировании налоговой базы согласно п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. от 29.11.2007) также не учитываются целевые поступления, например, целевые поступления на содержание образовательных учреждений и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению;

• в соответствии с п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание образовательной организации и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Следует отметить, что согласно ст. 284 НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена (но не ниже 13,5 %). Многие регионы вводят

данную льготу для учреждений бюджетной сферы независимо от вида деятельности. Однако в трех регионах Российской Федерации данная налоговая льгота введена конкретно для образовательных учреждений (включая автономные и бюджетные учреждения) (Московская область1, Тюменская область2, Новосибирская область3).

Помимо рассмотренных выше федеральных налогов в систему налогообложения образовательных организаций входят региональные налоги, такие как транспортный налог и налог на имущество организаций. Льготы по ним для образовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены. С момента вступления в силу 1 января 2005 г. гл. 31 НК РФ образовательные организации являются также плательщиками земельного налога (местный налог). Ранее земельные участки закреплялись за ними в бессрочное бесплатное пользование (п. 1 ст. 39 Закона об образовании). Но льготы для образовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены.

Однако почти во всех регионах не уплачивают налог на имущество бюджетные организации, в том числе образовательные учреждения, в частности, деятельность которых финансируется из регионального и/или местного бюджетов (Сахалинская область4, Ленинградская область5, Тюменская область6, Калужская область7, Республика Северная Осетия—Алания8, Смоленская область9 и др.). Также наблюдается дифференциация условий применения налоговых льгот в виде налоговых изъятий в зависимости от вида и характера использования имущества.

Например, в Красноярском крае некоммерческие организации, финансируемые из регионального и (или) местного бюджетов, освобож-

1 Ст. 15 Закона Московской Области от 24.11.2004 № 151/2004-03 «О льготном налогообложении в Московской области».

2 Закон Тюменской области от 07.11.2007 № 39 «О предоставлении налоговых льгот на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов отдельным категориям налогоплательщиков».

3 Закон Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-03 «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

4 Закон Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций».

5 Областной закон Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-оз «О налоге на имущество организаций».

6 Закон Тюменской области от 27.11.2003 № 172 «О налоге на имущество организаций».

7 Закон Калужской области № 263-03 от 10.11.2003 «О налоге на имущество организаций».

8 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.2003 № 43-Р3 «О налоге на имущество организаций».

9 Закон Смоленской области от 29.09.2007 № 93-з «О на-

логовых льготах на 2008 год».

дены от уплаты налога в отношении объектов, используемых для предоставления населению услуг образования10. Таким образом, налоговые условия функционирования образовательных организаций высшего образования, с одной стороны, достаточно жесткие, поскольку на них распространяются общие принципы налогообложения коммерческих доходов, но с другой стороны, имеет место принципиальная возможность использования налоговых преференций. В определенной мере можно заметить акцент налоговых освобождений в пользу бюджетных организаций, в том числе по принципу их поддержки для решения социальных задач.

В целом налоговым законодательством предусмотрены следующие виды льгот по налогам на разных уровнях бюджета, которыми могут воспользоваться как вузы, так и коммерческие структуры, инвестирующие в образовательный процесс:

• введение дифференцированных ставок по одному и тому же налогу для различных категорий налогоплательщиков;

• освобождение от уплаты налогов (полное и частичное, например, для отдельных видов деятельности, или полученных доходов, инвестиций);

• особый порядок расчета налоговой базы для льготных категорий налогоплательщиков (увеличение размера и видов допустимых вычетов из налоговой базы, отнесение на затраты, применение понижающего коэффициента);

• снижение по решению регионов непосредственно налоговой ставки налога для юридических и физических лиц — инвестиционных партнеров вуза;

• применение ускоренной амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

• инвестиционный налоговый кредит.

Однако их эффективному применению препятствует целый ряд барьеров (законодательные, организационные, экономические, технические), среди которых:

• неточности налогового законодательства, приводящие к вероятности двоякой трактовки норм, особенно в отношении применения налоговых льгот, в т. ч. регионального уровня; экономическая непривлекательность вузов вследствие низкой материальной, научно-исследовательской, учебно-методической базы, что приводит к низкому качеству подготовки выпускников, не востребуемых работодателями — потенциальными инвесторами;

10 Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».

• необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в случае применения тех или иных механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в вузы, причем как образовательных организаций, так и у органи-заций-инвесторов;

• ограниченность бюджетных средств, «заложенных» в бюджетах, для реализации права регионов предоставлять инвестиционный налоговый кредит;

• барьеры, связанные с реализацией «человеческого фактора» — технические ошибки, обусловленные необходимостью переработки, проверки и анализа большого объема данных (отчетности, форм, заявлений и пр.) для принятия решений о предоставлении налоговых льгот инвесторам в сфере высшего профессионального образования.

Все это в совокупности приводит к низкому уровню эффективности реализации налоговых преференций в сфере инвестирования в профессиональное образование по сравнению с международной практикой. При этом имеет место и недостаточность налоговых льгот, отсутствие их связи с другими мерами экономического и организационного характера. В результате отсутствие комплекса механизмов налогового стимулирования существенно ограничивает экономический интерес частных инвесторов к участию в развитии и вузов по сравнению с международной практикой. Ежегодно крупные западные корпорации тратят 2-5% своего бюджета на обучение и развитие работников. В США значительную часть финансирования высшего образования составляют инвестиции корпораций — примерно 20%. 12 ведущих корпораций США создали совместно с 15 университетами, объединенными с Ассоциацией непрерывного инженерного обучения, новый тип учебного заведения — национальный технологический университет. Общий бюджет сферы образования в США превышает 200 млрд долл. в год. В ряде стран существуют особые льготы, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки.

В России в настоящее время потребность в развитии инновационного типа экономики, новые аспекты в социально-экономических процессах (демографический спад, затем рост, преобразования в системе образования, медицины и т.п.), повышение качества контрольной деятельности налоговых органов заставили пересмотреть негативную оценку налоговых льгот на более взвешенную. При этом имеет место и система факторов, способных

содействовать эффективной работе комплекса механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в систему высшего профессионального образования. Они включают в себя: увеличение бюджетных ассигнований, в том числе и за счет реализации национального проекта «Образование», внедрение прогрессивных форм бюджетного финансирования, нацеленных на эффективность использования средств из бюджета, разработка новых кредитных продуктов, целью которых является поддержка всех участников образовательного процесса, тенденции к объединению вузов.

Таким образом, налоговые преференции необходимы, но их введение должно приводить с учетом временного лага к росту налоговой базы, а условия их применения должны обезопасить от злоупотребления льготами со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Общей целью механизмов налогового стимулирования является повышение эффективности налогообложения определенных категорий налогоплательщиков, достижение определенных результатов путем изменения порядка налогообложения и создания специальных налоговых условий для их достижения.

Прежде всего, инвестиционная привлекательность вузов, как уже отмечалось, связана с реальным научным потенциалом образовательных организаций, привлечением в научные исследования молодого поколения. Поэтому становление экономической самостоятельности вузов будет существенно затруднено, если не стимулировать привлечение инвестиций через механизм налогового льготирования научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и внедрения полученных результатов в производство результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 256, 260, 262, 264 НК РФ в себестоимость продукции включается ряд инновационных затрат или «затрат развития». К их числу, в частности, относятся: амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, в т.ч. по нелинейному методу; износ нематериальных активов; расходы на НИОКР. Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года.

Изученный зарубежный опыт показывает, что стимулирование должно распространяться, прежде всего, на инвестора или на комплекс инвестор — НИИ (вуз). Налоговые льготы должны быть дифференцированы в зависимости от приоритет-

ности прикладных НИР, ОКР и технологических разработок. Все льготы на инновационную деятельность должны предоставляться «условно», в случае невостребованности (отсутствие реализации) инновационного проекта налоги должны быть уплачены с начислением пеней за несвоевременную уплату налога, а льготные кредиты — возвращены с уплатой повышенных процентов.

Представляются также необходимыми и дополнительные меры по распространению налоговых преференций и на некоторые другие виды расходов или расширение имеющихся возможностей.

Например, для стимулирования инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций целесообразно разрешить организациям образования, осуществляющим научные исследования, сдавать землю в аренду в целях создания инновационных комплексов на долевой основе. Обоснование целесообразности такого подхода, в частности, вытекает из рассмотрения следующей ситуации. Инвестор готов вложить средства в реализацию научно-технической разработки путем создания на долевой основе производства на земле, находящейся в бессрочном пользовании у НИИ; в соответствии с Земельным кодексом РФ земля, пропорциональная площади здания, должна передаваться в собственность владельцу части здания, т.е. федеральная земля переходит в частные руки. Чтобы этого не происходило, целесообразно допустить сдачу соответствующего участка земли в долгосрочную аренду. Кроме того, доходы от сдачи в аренду земли, по аналогии с доходами от разрешенной законом сдачи в аренду имущества, были бы существенным дополнением к бюджету научных организаций для поддержания и развития их материальной базы, а может быть, и инновационной деятельности.

Еще одной, возможно более распространенной, причем как в отношении организаций-ин-весторов, так и образовательных организаций, формой предложенных механизмов налогового стимулирования инвестиций, как показывает практика и подтверждает проведенный анализ с учетом зарубежной практики, является изменение сроков уплаты налогов. В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Их детальное сравнение, исходя из современных тенденций, позволяет считать, что в целях налогового стимулирования привлечения инвестиций в деятельности российских вузов наиболее эффективно применение ИНК.

Инвестиционный налоговый кредит можно рассматривать как наиболее прогрессивный вид

льгот с позиций сочетания государственных и частных интересов и возможности устранения тех барьеров (организационных, прежде всего), которые имеют место в настоящее время.

Однако в настоящее время на получение ИНК может претендовать организация, являющаяся налогоплательщиком соответствующего налога, только при наличии хотя бы одного из следующих условий (перечень исчерпывающий):

• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами (в данном случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей);

• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. Таким образом, использование ИНК в целях

стимулирования инвестиций организаций в вузы возможно, будет только при расширении сферы применения инвестиционного налогового кредита, который должен выдаваться организациям на реализацию любых инвестиционных проектов, в том числе при совместных проектах с организациями образования, а не только связанных с собственным производством. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов.

Кроме узкого круга оснований представления ИНК причинами, по которым использование ИНК на практике затруднено, как показало исследование, являются излишне сложная административная процедура его применения; недостаточность доходов многих региональных и местных бюджетов и определенная пассивность либо нерасторопность исполнительных органов власти субъекта РФ и органов власти местного самоуправления в части установления порядка предоставления ИНК в пределах их компетенции. В результате позитивная в целом идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налоговых инструментов в виде ИНК не нашла широкого применения (на 1 января 2007 г. — 219,5 млн руб.) и осталась по сути декларативной.

Наконец, перспективным направлением совершенствования механизма налогового стимулирования выступает встраивание налоговых

льгот в концепцию государственных возвратных субсидий в сферу высшего образования. В работе предложены схемы по организации системы государственных образовательных субсидий и движения бюджетных средств при предоставлении субсидий через уполномоченный банк (вариант с участием работодателя).

Для эффективной реализации изложенных (но возможно и иных схем) механизмов возвратного субсидирования важным дополнением станут налоговые льготы в отношении физических лиц — студентов (абитуриентов) и организаций-ра-ботодателей, в виде частичного, при установленных жестких ограничения освобождения от возврата долга физического лица.

Таким образом, совершенствование налогового законодательства в целях расширения возможностей участия физических и юридических лиц по реализации совместных с вузом проектов, вложение инвестиций в систему высшего профессионального образования будут способствовать качественному развитию российского высшего профессионального образования, обогащению взаимодействия и заинтересованности коммерческих структур в инвестициях

и качестве кадров. Для осуществления данной задачи необходимо внедрение новых правовых конструкций, способствующих повышению экономической самостоятельности образовательных учреждений и стимулирующих вложения частных инвесторов в сферу образования. Как уже рассматривалось выше, это и внедрение формы автономного учреждения, предусматривающее повышение экономической самостоятельности вузов, применение инвестиционного налогового кредита для коммерческих структур как наиболее эффективной формы стимулирования инвестиций. Кроме того, создание правового и налогового механизма для формирования фондов целевого капитала, позволяющего осуществлять благотворительную деятельность в сфере образования в более удобной, прозрачной и эффективной форме. Инвестиции в образование являются важным способом не только наращивания человеческого капитала страны, но и улучшения перспектив ее экономического роста. Также увеличение доли частного инвестирования в высшее образование способствует ликвидации проблем его неэффективного финансирования и структурных перекосов развития образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.