Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование деятельности малых инновационных предприятий в России'

Налоговое стимулирование деятельности малых инновационных предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / МАЛЫЙ НАУКОЕМКИЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВУЗАХ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фишер О. В., Романенко Н. М.

В статье рассмотрены вопросы налогового стимулирования инновационной активности в России. Доказана необходимость расширения государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов путем создания системы налоговых льгот, снижающей уровень совокупной и эффективной налоговой нагрузки на данный сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фишер О. В., Романенко Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование деятельности малых инновационных предприятий в России»

УДК 336.221

налоговое стимулирование деятельности малых инновационных предприятий в россии

О. В. ФИШЕР,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: olgafisher@yandex. ru Н. М. РОМАНЕНКО, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: fc@volsu. ru

Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены вопросы налогового стимулирования инновационной активности в России. Доказана необходимость расширения государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов путем создания системы налоговых льгот, снижающей уровень совокупной и эффективной налоговой нагрузки на данный сектор экономики.

Ключевые слова: развитие инновационной активности, малый наукоемкий бизнес, малые инновационные предприятия при вузах, налоговое стимулирование, система налоговых льгот.

Основной системной проблемой в области развития науки и технологий на сегодняшний день является несоответствие темпов развития и структуры российского сектора исследований и разработок потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. При этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности

национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора1.

Мировая практика работы правительств по стимулированию модернизации экономики и инновационных процессов обусловлена совокупностью двух тенденций: во-первых, снижением барьеров в сфере международной и межрегиональной торговли; во-вторых, открытием экономически привлекательных перспектив для международных корпораций в странах с переходной экономикой, развивающих производственную базу в сочетании с дешевой рабочей силой. Влияние этих двух тенденций делает товары и услуги, не имеющие каких-либо оригинальных дополнительных свойств, неконкурентоспособными, а их производство — малорентабельным. Таким образом, наличие развитых условий продуцирования инноваций в национальной экономике становится все более важным фактором экономического роста.

1 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

Важнейшим из таких условий во всем мире считается государственная политика в сфере налогообложения инновационной деятельности.

Большинство стран расширяет спектр инструментов налоговой поддержки процессов модернизации и инновации. Это относится как к странам с переходной, так и со зрелой экономикой. Страны, добившиеся успеха в стимулировании инноваций, создали налоговые системы, в которых сочетаются меры, ориентированные как на корпоративный сектор, так и на инвесторов2:

• пониженный уровень налогообложения (благодаря низким налоговым ставкам в целом, низким отраслевым налоговым ставкам или налоговым каникулам);

• меры налогового стимулирования в связи с проведением НИОКР, например налоговые льготы и (или) вычеты по затратам на НИОКР;

• налоговые льготы для операций с объектами интеллектуальной собственности (уплаты роялти);

• меры по повышению капитальных инвестиций, такие как инвестиционные налоговые кредиты;

• налоговые льготы для холдинговых компаний;

• кроме того, в этих странах особое внимание уделяется вопросам налогообложения инвесторов — им предоставляются инвестиционные налоговые кредиты.

Однако для того, чтобы меры налогового стимулирования стали действенными, необходимо наличие функционирующего рынка — многочисленных покупателей и продавцов, участвующих в операциях без неоправданного внешнего воздействия. Логика мер налогового стимулирования заключается в изменении расчета соотношения риска и прибыли участников рынка с целью поощрения их более активного инвестирования в исследования, разработку новых продуктов, усовершенствование бизнес-процессов.

Правительство может способствовать развитию инноваций, но государственный сектор мало чего добьется при отсутствии конкуренции со стороны частных компаний. Для эффективных рыночных отношений, способствующих повышению темпов роста инновационной составляющей экономики, необходимо наличие достаточного числа свободных рыночных игроков. Государствен-

2 Налоговые и фискальные механизмы стимулирования инноваций в системе государственного регулирования: исследование PricewaterhouseCoopers // ГосБук — Экспертная сеть по вопросам государственного управления, 2011. URL: http://www. gosbook. ru/system/files/blog_files/2011/02/03/PWC. pdf.

ное предпринимательство в период модернизации должно значительно сокращаться, уступая место поощрению возникновения новых участников рынка путем предоставления финансирования, увязанного с результатами деятельности. Таким образом, налоговая политика должна содействовать формированию в обществе предпринимательского настроя, необходимого для вывода инноваций на рынок.

Для России в этом смысле показательным является изменение инновационной активности и удельного веса предприятий и организаций, выполнявших научные исследования и разработки (табл. 1).

Опираясь на данные табл. 1, можно говорить о крайне низкой инновационной активности российских предприятий (не выше 10 %), поскольку в странах Европейского Союза показатель составляет 53 %, а в США — 33 %. Низкая инновационная активность подтверждается высоким износом и средним возрастом основных фондов в России. По данным Росстата, средний возраст основных фондов в 2008 г. составил 16,25 лет, более трети всего имеющегося оборудования имеет срок службы более 20 лет. Коэффициент обновления при этом не превышает 4,5 %.

К тому же динамику числа предприятий, зани -мающихся научными исследованиям и разработками, трудно назвать позитивной (см. рисунок), учитывая, что удельный вес таких предприятий в экономике крайне мал.

Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес. Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. Именно этот сектор нуждается в государственной поддержке, в том числе мерами налоговой политики, направленными на повышение инновационной активности бизнеса.

Однако прежде чем говорить о мерах налогового стимулирования малого инновационного бизнеса, следует оценить текущую ситуацию в этой

- 67

Таблица 1

Динамика показателей инновационной деятельности в Российской Федерации за 1995—2009 гг.

Показатель 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Износ основных фондов 43,5 46,1 49,4 43,7 43,5 44,1 44,4

в целом по РФ, %

Коэффициент обновления основных 1,9 1,8 3,0 3,3 4,0 4,4 4,1

фондов (в сопоставимых ценах), %

Общее число предприятий 2 249 531 3 346 483 4 767 260 4 506 607 4 674 896 4 771 904 4 907 753

и организаций в РФ

Число организаций, выполнявших на- 4 059 4 099 3 566 3 622 3 957 3 666 3 536

учные исследования и разработки, ед.

Удельный вес предприятий и организа- 0,18 0,12 0,07 0,08 0,08 0,08 0,07

ций, выполнявших научные исследова-

ния и разработки, % от общего числа

Объем инновационных товаров 154 682,4 545 540 777 458,1 958 928,7 1 103 934 589

(работ, услуг), млн руб. 365,5

В том числе от общего объема 4,4 5 4,7 4,6 5 4,5

отгруженных товаров (выполненных работ, услуг), %

Инновационная активность 8,8 9,7 9,9 10 9,4 9,3

организаций*, %

*Инновационная активность организации характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом. Уровень инновационной активности организаций определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране.

Источник:Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010. Стат. сб. М., 2010. С. 400—402; 784—825; Основные фонды // Информация Федеральной службы государственной статистики (Росстат). URL: http://www. gks. ги/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/enterprise/fund/index. html.

4100

3 800

сфере, определить степень развитости самого сектора в России для того, чтобы выработать адекватный, наиболее эффективный налоговый инструментарий, а также выбрать направления и степень интенсивности его воздействия.

Несмотря на провозглашенное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3 направление содействия развитию малого и среднего предпринимательства, на сегодняшний день число малых, в том числе малых инновационных предприятий (МИП) в России незначительно. Динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное

3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред.

от 08.08.2009) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010. Стат. сб. М., 2010. С. 784.

Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в целом по РФ за 1995—2009 гг.

обслуживание», устойчиво отрицательная. Если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс. 4. Вместе с тем сле-

4 Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и труд. 2005. № 3. URL: http://www. chelt. ru/2005/3-05/dezgina_3-05.htmL

Таблица 2

Показатели инновационной деятельности малых предприятий в России

Показатель На конец 2009 г. На 1 января 2011 г.

Число малых предприятий, тыс. 227,8 219,7

Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных предприятий, % 9,2 —

Число малых предприятий, оказывающих услуги в сфере научных исследований и разработок, тыс. 1,75 —

Затраты на технологические инновации малых предприятий, млн руб. 6 793,6 —

Объем инновационных товаров (работ, услуг), млн руб. 10 215,8 —

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России, 2010. Стат. сб. М., 2010. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_113984160139; Число малых предприятий в России в 2010 году уменьшилось на 3,6 % и составило 219,7 тыс. // Бизнес on-line. Деловая электронная газета. URL: http://www. business-gazeta. ru/article/39110/6/.

дует отметить, что подобные предприятия активно работают и в различных отраслях промышленности. По оценкам экспертов, в этом секторе в 2009 г. было сосредоточено около 78 тыс. малых предприятий. Если предположить, что около четверти из них являются инновационными, то общее число МИП может составлять порядка 19—20 тыс. Однако точных данных о количестве таких фирм нет, поэтому с определенной степенью уверенности можно фиксировать лишь тенденции в этой сфере (табл. 2).

Исходя из сказанного, можно утверждать, что российский малый бизнес пока не является «транслятором» инноваций в экономику, становится вполне очевидным, что современная отечественная налоговая политика должна способствовать формированию инновационной инфраструктуры, от создания которой наша страна все еще далека.

В контексте инновационной политики РФ невозможно обойти вниманием проект по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Сейчас Правительство РФ делает серьезную ставку на повышение инновационной активности предприятий путем привлечения их к участию в научных исследованиях и разработках на специально отведенной территории в Подмосковье, где создаются особые экономические условия. Основной акцент здесь делается на продвижение технологических новаций в области энергетики, космоса, телекоммуникаций, навигационных систем, медицинских и компьютерных технологий, программного обеспечения. Этот проект призван стать испытательным полигоном для новой экономической политики, который уже сейчас нуждается в массированной государственной поддержке, в том числе и со стороны обеспечения благоприятного инвестиционного и налогового климата. Однако, на взгляд авторов,

невозможно достигнуть целей модернизации экономики в целом за счет запуска одного единственного иннограда в надежде, что этот комплекс обеспечит потребности всего народного хозяйства в наукоемких технологиях. В сложившихся условиях стимулирование инновационной деятельности должно быть направлено на формирование конкурентных рыночных отношений. Задача подобных наукоградов — реализация целевых стратегических ориентиров общегосударственного масштаба в сфере науки и научных разработок. Но это не означает, что нужно отказаться от инновационной политики и создания инновационной инфраструктуры в регионах и на отдельных территориях, которые должны обеспечить удовлетворение соответствующих потребностей на субфедеральном уровне. Концентрация научных исследований в одном центре на данный момент, на взгляд авторов, экономически неоправданна в силу как минимум двух обстоятельств. Во-первых, на местах имеется база для подготовки научных кадров, научных исследований и разработок, утрата которой противоречила бы принципам рационального хозяйствования в условиях модернизации.

Во-вторых, проект «Сколково» — масштабный, однако научные направления, сформулированные как приоритетные для развития базовых отраслей промышленности, носят скорее характер ожидаемых технологических прорывов. В этих условиях не исключена вероятность «захлестывания» в ущерб создания новаций других типов (например процессных, продуктовых, маркетинговых, организационных). Научные идеи как результат творчества нуждаются в бережном к себе отношении, здесь также важно не растратить кадровый потенциал, способный к их продуцированию.

Россия, без сомнения, обладает высоким инновационным потенциалом, заключенным в системе высшего профессионального образования и

- 69

научно-исследовательских институтов, реализовать и коммерциализировать который требуется незамедлительно. По известной формуле американских специалистов в области инновационной деятельности, «если технология не коммерциализирована, то она не создана». Как отмечалось ранее, эффективной формой выведения новых технологий на рынок является МИП, образование которых при вузах и НИИ и требуется стимулировать на данный момент.

Правовую основу для инновационных предприятий при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях создал Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», вступивший в силу 15 августа 2009 г. Нужно сказать, что нормативно-правовая база функционирования МИП при вузах на сегодняшний день представлена очень большим спектром документов5, что само по себе составляет некоторое препятствие для их создания. Причем большинство ученых отмечают серьезные противоречия в применяемом терминологическом аппарате системы указанных нормативных актов. Тем не менее МИП при вузах создаются, и в этом процессе определенную роль играют налоговые меры последних трех лет, направленные на создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержку инноваций и модернизации в Российской Федерации6.

В частности, на территории России не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость такие операции, как:

1) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

5 На сегодняшний день МИП при вузах должны руководствоваться в своем создании и деятельности тридцатью тремя нормативно-правовыми актами различного уровня, не считая соответствующей нормативно-правовой базы каждого конкретного субъекта РФ, на территории которого они функционируют.

6 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: одобрены Правительством РФ 20.05.2010 // Справочно-право-вая система «Консультант Плюс».

2) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

3) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав указанных работ включаются следующие виды деятельности:

а) разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

б) разработка новых технологий, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

в) создание опытных (не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации;

4) реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве.

Введена возможность возмещения НДС в заявительном порядке (до завершения камеральной налоговой проверки) для крупнейших налогоплательщиков либо при представлении банковской гарантии.

В отношении налога на прибыль организаций при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Мерами, улучшающими налоговые условия инновационной деятельности, можно считать изменения в амортизационной политике и порядке

определения расходов при налогообложении прибыли организаций.

Изменения в отношении амортизации:

• введена ускоренная амортизация основных средств с помощью «амортизационной премии» — немедленного списания на расходы до 30 % (для 3—7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;

• модифицированы правила применения нелинейного метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50 % первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования;

• действует повышающий коэффициент (не выше 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности.

В отношении расходов, учитываемых при налогообложении прибыли:

• сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• введен повышающий коэффициент 1,5 для учета в расходах фактических затрат на НИ-ОКР (в том числе не давших положительного результата). Утвержден перечень направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом;

• увеличен до 1,5 % от выручки (втрое по сравнению с действовавшим ранее) норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов.

Предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество организаций имущества государственных научных центров. В то же время применительно к указанному налогу не предусматривается какой-либо льготный порядок обложения для хозяйствующих субъектов, использующих инновационное оборудование. Собственно, для МИП при вузах этот вопрос не столь актуален, поскольку все имущество они в основном пока арендуют, именно высокая арендная плата на сегодняшний момент становится одним из препятствий к их созданию. Однако для вузов, имуществом которых они пользуются, проблема, действительно, важна, они как собственники (владельцы, распорядители) дорогостоящего оборудования вынуждены уплачивать налог на имущество в больших размерах.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность предоставления налогоплательщикам

инвестиционного налогового кредита, который определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации могут в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66—68 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. В частности, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии таких оснований, как:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

Позитивная в целом идея стимулирования инвестиционной активности организаций с помощью инвестиционных налоговых кредитов на практике не нашла достойного применения: в 2008—2009 гг. на эти цели средства не выделялись; по состоянию на 1 января 2011 г. инвестиционный налоговый кредит был выделен в объеме 98,56 млн руб. за счет региональных бюджетов7.

Действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для резидентов особых экономических зон.

Особый режим налогообложения установлен для участников проекта «Сколково»: • в течение 10 лет со дня получения статуса

участники имеют право на освобождение от

7 Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2008—2010 гг. // Информация официального сайта ФНС России. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/ analitika/budjet/.

- 71

обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, упомянутых в ст. 145.1 и 246.1 НК РФ соответственно, а также применяют пониженные тарифы страховых взносов (только 14 % в Пенсионный фонд РФ);

• освобождены от налога на имущество и земельного налога.

Организации утрачивают право на льготы, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 1 млрд руб. в год (совокупный размер прибыли, начисленный налогоплательщиком с момента достижения указанного размера выручки, должен превысить 300 млн руб.).

Кроме того, участники проекта «Сколково» могут быть освобождены от уплаты ряда государственных пошлин (например за выдачу разрешения на работу на территории РФ иностранному гражданину, если он собирается работать в Сколково) и имеют право не вести бухгалтерский учет, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 1 млрд руб.

Что касается МИП при вузах, то налоговые нововведения 2011 г. разрешили основное противоречие, существовавшее с момента вступления в действие Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ. Расширены возможности по применению упрощенной системы налогообложения.

Так, НК РФ содержит перечень организаций, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН). В частности, это хозяйственные общества, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 %. Согласно Федеральному закону № 217-ФЗ доля вуза в уставном капитале акционерного общества должна составлять более 25 % или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — более чем треть. С 2011 г. из этого перечня исключены хозяйственные общества, создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями и государственными академиями наук. Такие общества должны применять на практике (внедрять) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредившим их научным учреждениям или вузам (Федеральный закон от 27.11.2010 № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Данное новшество решило проблему невозможности применения МИП при вузах упрощенного налогового режима. Теперь, перейдя на УСН, инновационное предприятие освобождается

72 -

от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество и НДС.

Однако с вступлением в силу с 1 января 2010 г. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 28.12.2010) фискальная нагрузка на налогоплательщиков этой группы увеличилась. До 2010 г. применение УСН предполагало освобождение от ЕСН, что также являлось существенной преференцией для малого бизнеса. Теперь ЕСН заменен взносами на обязательное пенсионное и социальное страхование, которые не относятся к налоговой сфере. Переходный период, при котором действовали пониженные тарифы взносов, для основной массы плательщиков закончился в 2010 г. Общий тариф в 2011 г. составляет 34 % против 14 %. Следует отметить, что в 2011 г. вступили в силу изменения к Федеральному закону № 212-ФЗ, предполагающие продление переходного периода по применению пониженных тарифов до 2019 г. для организаций, функционирующих в области информационных технологий. Все остальные инновационные предприятия под действие данной льготы не попадают.

Государственная политика в области стимулирования инновационной активности должна быть направлена не только на поддержку хозяйствующих субъектов, но и на развитие кадрового потенциала, способного порождать новые идеи. По мнению научного руководителя ГУ-ВШЭ, директора Экспертного института Евгения Ясина, для того чтобы решить задачу создания инновационной экономики в России, необходимо выстраивать инфраструктуру, которая могла бы заниматься коммерциализацией научных разработок и вкладывать инвестиции в профессорско-преподавательский состав вузов.

Пока в области льготного налогообложения доходов физических лиц, полученных от научной и связанной с ней деятельности, сделано совсем не много. Так, от обложения налогом на доходы физических лиц в России освобождаются:

1) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ;

2) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или россий-

ских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Интересна с точки зрения повышения инновационной активности мера, которая должна стимулировать работодателей к инвестированию средств в человеческий капитал. Так, с 2009 г. суммы, направленные работодателем на оплату обучения работников (повышение квалификации, переподготовка, получение среднего специального или высшего образования), учитываются им в составе расходов при исчислении налога на прибыль. При этом суммы, направленные работодателем на оплату обучения, не включаются в облагаемый НДФЛ доход обучающегося работника.

Также некоторые категории плательщиков НДФЛ могут уменьшить налоговую базу на величину профессионального налогового вычета при получении дохода за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.

Проведенный анализ наглядно показывает, что масштабы налоговой поддержки создания и внедрения инноваций в РФ весьма незначительны и не соответствуют задачам создания национальной инновационной системы, развития инновационной инфраструктуры и коммерциализации результатов научной деятельности. В целом на сегодняшний день в России отсутствует комплексный подход к налоговому стимулированию инновационной деятельности. Нет и целенаправленной поддержки и налогового стимулирования создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных учреждений и государственных высших учебных заведений, составляющих важное звено региональной инновационной инфраструктуры. Если такое стимулирование и существует, то оно носит крайне ограниченный характер и весьма незначительно затрагивает внедренческую деятельность.

Принципиальные основы налогообложения инновационной деятельности можно сформулировать следующим образом. Взимание каждого налога должно быть организовано так, чтобы: 1) выгоды от осуществления новаторской деятельности получали национальные субъекты хозяйствования; 2) отечественные предприятия не несли прямых дополнительных затрат (в пользу государства) от проявления ими инновационной активности.

Для развития компаний предпочтительными всегда являются низкие налоговые ставки и предсказуемость налоговой политики. В качестве мер по

уменьшению налоговой и фискальной нагрузки на российский сектор малого бизнеса в сфере исследований и разработок, учитывая его незначительную долю в экономике страны, предлагается:

1) освободить от уплаты налога на имущество организаций, переданное образовательным и научным (инновационным) организациям для создания научно-технической продукции, машины, оборудование, опытные образцы, макеты и другие основные средства, которые были переданы для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставлены заказчиком в пользование образовательным и научным (инновационным) организациям в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно-технической продукции в соответствии с условиями договора (заказа). Введение этой нормы обеспечивало бы создание стимулов для образовательных и научных (инновационных) организаций к созданию новых производств или расширению действующей научно-производственной базы;

2) ввести налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций и НДС для коммерческих организаций, ассоциированных с вузами, осуществляющих исследования, разработки, технологическую подготовку производства по заказам организаций предпринимательского и государственного сектора, а также сектора высшего образования сроком не менее 5 лет. По окончании срока действия каникул установить особый порядок налогообложения для указанных хозяйствующих субъектов налогом на прибыль организаций (путем применения пониженных ставок). Порядок предполагает предоставление налоговой скидки, ориентированной на результат, в отношении прибыли, получаемой в связи с осуществлением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, а также от реализации прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Уровень скидки предлагается увязать со следующими результатами деятельности инновационных предприятий:

а) производство и реализация инновационной продукции, не имеющей аналогов на мировом рынке, и/или производства продукции с помощью

- 73

революционных новаторских технологий, не имеющих аналогов в мировом масштабе;

б) производство и реализация инновационной продукции с высоким уровнем конкурентоспособности на мировом рынке и/или производство продукции на основе новаторских технологий, обладающих высокой степенью новизны в мировом масштабе;

в) производство и реализация инновационной продукции с высокой степенью новизны и уровнем конкурентоспособности на внутреннем рынке и территории Таможенного союза и потенциально способной стать конкурентоспособной на мировом рынке и/или производство продукции с помощью новаторских технологий, обладающих высокой степенью новизны в масштабах России и территории Таможенного союза;

г) производство и реализация инновационной продукции, обладающей новизной и высоким уровнем конкурентоспособности только внутри России и/или производство продукции с помощью технологий, новых применительно к стране;

д) производство и реализация инновационной продукции, обладающей новизной лишь применительно к конкретному предприятию и конкурентоспособной на территории России, и/или производство продукции с помощью технологий, новых по отношению к данному предприятию;

3) предусмотреть для вновь созданных хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, учрежденных (в том числе совместно с другими лицами), несущих убытки на ранних этапах деятельности, возможность конвертировать инвестиционные налоговые кредиты в денежные средства, получаемые из бюджета (эта льгота нуждается в особом механизме администрирования правомерности применения и целевого использования средств, например на основе критериев, предлагаемых в п. 1). Подкрепить выпадающие доходы региональных бюджетов целевыми межбюджетными трансфертами;

4) продолжить политику повышения налоговых вычетов расходов на НИОКР, так как именно эта мера позволяет снизить максимальную стоимость проведения НИОКР и благодаря этому повысить эффективность таких работ;

5) установить до 2019 г. переходный период по применению пониженных страховых тарифов на обязательное пенсионное и социальное страхование для хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной

74 -

деятельности, учрежденных высшими учебными заведениями (в том числе совместно с другими лицами) для определенных групп работников. Размеры страховых тарифов в переходный период приравнять к действующим для участников проекта «Сколково»;

6) предоставить физическим лицам налоговый вычет по НДФЛ при вложении средств в создаваемое МИП, ассоциированное с вузом;

7) установить налоговые каникулы по НДФЛ для доходов, получаемых в виде оплаты труда за выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, а также от реализации прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) сроком на 5 лет с момента зачисления в штат МИП, ассоциированное с вузом.

Задача законодателя построить такую систему налоговых льгот в области инноваций, при которой они могут быть максимально объективно гарантированы тем, кто действительно нуждается в них (например, не зависеть от субъективного мнения налогового инспектора, а основываться на законе) и быть устойчивыми к необоснованному применению.

Реализация предлагаемых стимулирующих мер представляет достаточно большую сложность для государства. Так, монетизация средств инвестиционного налогового кредита представляется одной из самых сложных в управлении. Злоупотребления в этой сфере как со стороны компаний, использующих их для мошеннических целей, так и со стороны государственных служащих могут стать серьезной проблемой. Решить этот вопрос можно путем установления полномочий по проверке заявления на получение инвестиционного налогового кредита на проведение НИОКР для специальной структуры, например в Федеральном государственном учреждении «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ).

Стратегической задачей промодернизацион-ной налоговой политики в области коммерциализации результатов интеллектуального труда должно выступать сокращение не номинальной, а эффективной налоговой нагрузки, т. е. снижение реального налогового бремени на инновационный сектор

экономики. Налогообложение бизнеса должно содействовать созданию комфортных условий обмена инновационными товарами, внедрению передовых технологий в производство. Отечественный инновационный сектор должен стать экономически привлекательным в первую очередь для субъектов малого предпринимательства, способных в силу своей гибкости и адаптивности к изменению технологий создавать конкурентную рыночную среду. Вместе с тем Россия обладает высоким инновационным потенциалом, заключенным в системе высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов, где на данный момент сосредоточены необходимые ресурсы, и что очень важно, интеллектуальные, для коммерциализации инноваций. Функционирование на их базе малых инновационных предприятий в современных условиях — наиболее рациональный способ выведения отечественных инновационных продуктов на рынок. Все это требует расширения практики налоговых льгот, причем налоговое стимулирование должно носить системный характер, при котором субъекты инновационной активности не только не испытывают чрезмерного налогового гнета, но и выполняют свои налоговые обязанности согласно классическим принципам справедливости и удобства.

Список литературы

1. Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и труд. 2005. № 3. URL: http://www. chelt. ru/2005/3-05/dezgina_3-05.html.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Малое и среднее предпринимательство в России, 2010. Стат. сб. М., 2010. URL: http:// www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_ 1139841601359.

4. Налоговые и фискальные механизмы стимулирования инноваций в системе государственного регулирования: исследование Pricewater-

houseCoopers // ГосБук — Экспертная сеть по вопросам государственного управления. 2011. URL: http://www. gosbook. ru/system/files/blog_ files/2011/02/03/PWC. pdf.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством РФ 20.05.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Основные фонды // Информация Федеральной службы государственной статистики (Росстат). URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/enterprise/fund/index. html.

7. Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2008—2010 гг. // Информация официального сайта ФНС России. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/analitika/ budjet/.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010. Стат. сб. М., 2010. С. 400—402; 784—825.

9. Степаненко Д. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2—11. С. 36—46.

10. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) // Справочно-правовая система «Гарант Эксперт».

11. Число малых предприятий в России в 2010 году уменьшилось на 3,6 % и составило 219,7 тыс. // Бизнес on-line. Деловая электронная газета. URL: http://www. business-gazeta. ru/article/39110/6/.

12. Ясин Е. Г. Государство и экономика на этапе модернизации: доклад // Материалы VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство». Государственный университет — Высшая школа экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. URL: http://www. hse. ru.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

_ 75

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.