Налоговая поддержка малых инновационных предприятий, применяющих общую систему налогообложения. Налоговые и страховые льготы участников проекта «Сколково»*
И.В. Апарышев
консультант Управления налогообложения Федеральной налоговой службы, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, соискатель кафедры налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)
Илья Валерьевич Апарышев, [email protected]
Экономисты накопили богатый опыт по распределению предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия. Каждое государство в зависимости от национальной ментальности, производственных преференций, культуры экономики устанавливает
свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Рассмотрим вопрос отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в отдельных зарубежных странах по критериям «численность работников» и «годовой оборот» (табл. 1).
Как видно из указанной таблицы, малым
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства
в зарубежных странах1
Страна Численность работников (не более), чел. Годовой оборот (не свыше)
Великобритания 24-99 (до 250 в промышленности) 400 тысяч фунтов стерлингов
Бельгия 100 145 миллионов бельгийских франков
Франция 200 3,5 миллиона франков
Германия 500 до 11,5 миллиона евро
Люксембург 100 60 тысяч люксембургских франков
Япония 100 (не более 300 в промышленности) 30 миллионов иен (до 100 миллионов в промышленности)
США 500 3-12 миллионов долларов
Канада 100 2-20 миллионов долларов
Китай 100 300 тысяч юаней Жэньминьби
Изложенное в статье является мнением автора, которое может не совпадать с чьей-либо позицией.
1 Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8. С. 19-26.
предприятием, к примеру, в Германии и США может считаться предприятие с численностью сотрудников до 500 (!) человек.
В новой России у малого предпринимательства не слишком счастливая судьба, хотя за последние два десятилетия правительством было принято немало решений, направленных на его поддержку и развитие. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого и среднего предпринимательства определены хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• от 101 до 250 человек включительно -для средних предприятий;
• до 100 человек включительно - для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предприниматели, занимающиеся деятельностью без образования юридического лица, также понимаются как субъекты малого предпринимательства.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его сотрудни-
ков, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
В настоящее время под малыми предприятиями зачастую подразумеваются предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Именно с помощью инновации такие предприятия могут сохраниться в условиях суровой конкуренции.
Что такое инновация и инновационная деятельность?
По мнению Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцевой, инновации -нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [6]. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что инновация - это интеллектуальный объект, используемый в ходе производственной деятельности, для создания которого применялись новейшие научные и опытные достижения.
Под инновационной деятельностью, по мнению Правительства Российской Федерации, подразумевается следующее:
• создание и организация производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
• создание и применение новых или модернизация существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;
• применение структурных, финансовоэкономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии (извлечение из документа [3]).
Таблица 2
Сравнительная характеристика показателей развития малых инновационных предприятий (МИП) в развитых странах и России2
Показатель Развитые страны Россия
Доля МИП среди малых предприятий, % 80 5-6
Объем научных исследований и разработок МИП, % 30 5
Объем всех создаваемых новшеств в МИП, % 20 2
Доля МИП в обрабатывающей промышленности, % 15 2
Число разработок МИП, которые доходят до реализации 60 3
Нужно учитывать, что инновационная деятельность предприятия имеет цели, которые могут в значительной степени не соответствовать целям новатора. Таким образом, целями предприятия являются:
• защита или увеличение своей доли существующего рынка;
• завоевание позиций на новом, ранее не освоенном рынке;
• создание нового рынка или рыночного сегмента [4].
Таким образом, несмотря на новаторство, в любом случае деятельность предприятия, даже малого, имеет цель - увеличение получаемой прибыли. Иначе зачем заводить собственное дело?!
Для понимания уровня развития малых инновационных предприятий (далее - МИП) в развитых странах и России рассмотрим отдельные экономические показатели таких предприятий (табл. 2).
Очевидно, что в России потенциал малых инновационных предприятий реализован не в полной мере.
В зарубежных развитых странах малые, а также средние предприятия представляют собой главную сферу занятости населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиску и внедрению новых форм деятельности, а также сферу сбыта и финансирования.
Почему в России малые инновационные предприятия играют такую незначительную роль в экономике, что этому препятствует?!
Определенно, наибольшее влияние на развитие малого инновационного предпринимательства оказывает налогообложение, или фискальное бремя, наложенное государством. Налоговое законодательство в России регулирует Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).
НК РФ не разграничивает налогоплательщиков по критериям малых и крупных, установленных Законом № 209-ФЗ. Однако стоит отметить, что НК РФ предусматривает 2 системы налогообложения:
1) общий режим, который применяют все налогоплательщики вне зависимости от размера;
2) специальные налоговые режимы, разработанные для малого и среднего предпринимательства.
Налоговые преференции для малых инновационных предприятий, применяющих общий режим налогообложения
Малые инновационные предприятия, применяющие общий режим налогообло-
2 Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8. С. 19-26.
жения, то есть являющиеся плательщиками основных бюджетоформирующих налогов (НДС, налог на прибыль), вправе воспользоваться отдельными льготами, которые предусмотрены НК РФ для такой категории налогоплательщиков. Рассмотрим эти льготы в рамках проводимой государством политики подробнее.
Налоговые льготы являются важным инструментом налоговой политики государства. Статьей 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере. Налоговые льготы предоставляются путем установления:
• вычета (уменьшения) из налоговой базы;
• понижения (в том числе до нуля) налоговой ставки;
• уменьшения суммы налога (в частности, на величину средств, направленных на конкретные цели).
Помимо налоговых льгот, существуют так называемые изъятия из общего режима налогообложения, которые являются скрытой формой льготирования, в частности:
• по налогу на прибыль организаций -налоговые преференции в виде учета при налогообложении отдельных видов расходов и неучета отдельных видов доходов;
• по НДС - освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика;
• по налогу на имущество организаций, земельному налогу - в отношении имущества или земельных участков, не признаваемых объектами налогообложения.
По налогу на прибыль организаций наиболее значимыми в суммовом выражении налоговыми преференциями являются перенос убытка (части убытка) на будущее, понижение налоговой ставки и ряд расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, которые по своей эко-
номической сути можно условно отнести к льготам.
Одним из актуальных вопросов налоговой политики является повышение эффективности использования стимулирующей роли налогов, в том числе налога на прибыль, для достижения государственнозначимых целей.
В настоящее время одной из важнейших и приоритетных задач является придание производству инновационного характера как основы ускорения темпов экономического развития страны. В этом смысле у налога на прибыль есть еще достаточно большой потенциал, который можно задействовать для решения указанной задачи. Достаточно обратиться к практике применения налоговых льгот организациями, разрабатывающими новые продукты, услуги или производственные процессы или совершенствующими их. Последние несколько лет характеризовались повышенным вниманием со стороны государства к мерам по поддержке такой деятельности. Перечень основных налоговых преференций организациям, проявляющим научную и инвестиционную активность, достаточно обширен и содержит не менее 20 позиций (см. табл. 5).
Анализ информации, содержащейся в действующих формах налоговой отчетности, приводит к выводу, что организации в целях уменьшения своего налогового бремени используют льготы и преференции, установленные налоговым законодательством в поддержку создания и реализации продуктов интеллектуальной деятельности и обновления производственных фондов.
Так, за период 2007-2010 годы налогоплательщики - прибыльные организации заявили о наличии расходов с особым порядком признания для целей налогообложения налогом на прибыль (см. табл. 3).
За 2009 и 2010 годы организациями - плательщиками налога на прибыль при формировании налоговой базы учтены в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее - НИОКР) (в том числе
Таблица 3
Заявленные расходы с особым порядком признания для целей налогообложения
налогом на прибыль, млн. р.3
Вид расходов Год
2007 2008 2009 2010
Амортизационная премия 137120 170 231 400 485 496 842
Расходы на НИОКР (всего), 16 232 14 743 12 846 19 768
в том числе не давшие положительного результата (в скобках в %) 1 368 (8,4) 1 478 (10,3) 1 179 (9,2) 1 699 (8,6)
Налоговая база прибыльных организаций 8 830 069 8 464 556 7 096 084 8 974 932
не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации4, в суммах соответственно 751,5 и 2 399,7 миллиона рублей, что составляет только 3,8 и 11,1 процента от общих сумм расходов на НИОКР. Наибольшие суммы затрат приходятся на НИОКР, относящиеся:
• к технологии производства программного обеспечения и к технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления (№ 16 и 21 в Перечне) - 413 миллиона рублей (17,4% от указанной общей суммы затрат);
• к технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом (№ 7 в Перечне) - 313,8 миллиона рублей (13,1%);
• к технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии (№ 29 в Перечне) -107,7 миллиона рублей (4,5%);
• к технологии экологически безопасной разработки месторождений и до-
бычи полезных ископаемых (№ 32 в Перечне) - 100,4 миллиона рублей (4,2%)5.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время в силу ограничения информации, которая может быть получена при проведении камеральных проверок, налоговые инспекции не располагают данными о принадлежности около 30 процентов затрат на НИОКР к конкретным видам технологий, поименованных в Перечне. Поправками в НК РФ, вступившими в действие с 1 января 2012 года, установлено представление организациями в налоговый орган отчета о таких выполненных НИОКР.
Дополнительное включение в расходы при формировании налоговой базы сумм, соответствующих половине фактически произведенных затрат организаций на НИОКР, позволило снизить налоговые обязательства этих организаций на 50,1 миллиона рублей за 2009 год и на 160 миллионов рублей за 2010 год.
В таблице 4 указаны суммы выпадающих доходов по НДС в результате использования налогоплательщиками установленных законодательством льгот, поддерживаю-
3 Таблица составлена по данным Федеральной налоговой службы.
4 Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 : постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 988.
5 Приведены данные Федеральной налоговой службы.
Таблица 4
Суммы выпадающих доходов по НДС, млн р.6
Вид льготы Сумма льготы за год
2007 2008 2009 2010
Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджета (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ) 32 113 24 592 43 270 49 453
Освобождение от НДС операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) 6 436 8 369
Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются отдельные виды деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ 1 867 3 408
ИТОГО 32 113 24 592 51 573 61 230
щих научную и инвестиционную деятельность.
Однако надо иметь в виду, что понятие инновационной деятельности связывается в первую очередь с доведением уже имеющихся результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения. С этой точки зрения сегодня пока можно говорить не столько о поддержке инновационной деятельности, сколько о преференциях в области создания условий для развития инновационной сферы. Ведь проведение НИОКР входит в инновационную деятельность только лишь как дополнительные работы в той части, в которой они направлены на доведение уже имеющихся результатов научной деятельности до получения продукции, внедренной на внутреннем и внешнем рынках. Также очевидно, что обновление производственных фондов часто является необходимым, но не един-
ственным условием для внедрения в практику инновационных продуктов.
Таким образом, анализируя имеющиеся меры поддержки организаций по отдельным направлениям их деятельности, можно сделать вывод, что в НК РФ содержится достаточно много норм, создающих предпосылки для внедрения в организациях достижений научно-технического прогресса, однако нет конкретных льгот, стимулирующих непосредственно использование этих достижений. Другими словами, в настоящее время целенаправленная поддержка именно инновационной деятельности практически не осуществляется. Льготы, которые прямо направлены на учет коммерциализации результатов исследований и разработок, определены только в отношении инновационного центра «Сколково». Это пока единственный механизм поддержки инновационных решений, в котором льготы
6 Таблица составлена по данным Федеральной налоговой службы.
в виде практически полного освобождения проводимых там работ от налогообложения в течение достаточно длительного времени (до 10 лет) по тексту законодательства увязаны с внедрением итогов НИОКР в коммерческое производство. Все же остальные действующие сегодня льготы и преференции фактически не имеют зависимости от достижения (или недостижения) конечного результата, ради которого они предоставляются. Таким образом, льготируется сам процесс осуществления деятельности, а не достигнутый результат.
В качестве примера можно привести порядок учета расходов на НИОКР, установленный статьей 262 НК РФ.
В соответствии с поправками, вступившими в действие с 1 января 2012 года, расходы налогоплательщика на НИОКР признаются для целей налогообложения независимо от полученного результата в отчетном периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ). При таком порядке признания расходов отсутствует стимулирование использования результатов НИОКР в деятельности организаций с уче-
том рисков, связанных с ведением научноисследовательских разработок.
Для стимулирования использования положительных результатов НИОКР в деятельности организации можно предложить дополнительно увеличивать сумму расходов с применением коэффициента
1,3 (возможны варианты) к сумме расходов на НИОКР при внедрении итогов исследований. В результате таких поправок сумма расходов на НИОКР была бы учтена для целей налогообложения в любом случае, но чем раньше налогоплательщик начнет использовать в своей организации эти результаты НИОКР, тем большую сумму он сможет учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В таком случае можно будет говорить о реальной государственной поддержке внедрения научно-технических достижений и именно инновационной активности бизнеса.
Основные налоговые преференции организациям, проявляющим научную и инвестиционную активность, с точки зрения НК РФ по налогу на прибыль и НДС, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Перечень основных налоговых преференций организациям, проявляющим научную и
инвестиционную активность
№ п/п Суть налоговой льготы Примечание
1 2 3
1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Освобождено от налогообложения налогом на прибыль имущество, полученное: • в виде иностранных инвестиций, полученных на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ (норма действует с 01.01.2002)
2 Сокращены сроки учета в уменьшение налоговой базы стоимости основных средств путем предоставления права использования повышенных норм амортизации, но не более чем в 2 раза для основных средств следующих налогоплательщиков: • сельскохозяйственных организаций промышленного типа; Пункты 1 и 2 статьи 259.3 НК РФ (норма применяется с 01.01.2002, в отношении лизинга -с 01.01.2008)
1 2 3
2 • организаций, имеющих статус резидента промышленнопроизводственных особых экономических зон
3 Сокращены сроки учета в уменьшение налоговой базы стоимости основных средств путем предоставления права использования повышенных норм амортизации, но не более чем в 2 раза для основных средств: • которые относятся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность. Условие: в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации (в настоящее время такой перечень еще не утвержден); • которые относятся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности. Условие: если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности Не более чем в 3 раза для основных средств: • являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Условие: указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам; • используемых только для осуществления научно-технической деятельности Пункты 1 и 2 статьи 259.3 НК РФ (норма применяется с 01.01.2002, в отношении лизинга -с 01.01.2008)
4 Предоставлено право выбора метода начисления амортизации (линейный или не линейный) вне зависимости от метода, применяемого в бухгалтерском учете Условие: вне зависимости от выбранного метода начисления амортизации линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-10 амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов Пункт 1 статьи 259 НК РФ (норма применяется с 01.01.2002)
5 «Амортизационная премия» - предоставлено право единовременно включать в расходы до 10 процентов первоначальной стоимости основных средств, а в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, до 30 процентов от первоначальной стоимости Условие: в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которыхбыла применена «амортизационная премия», суммы расходов подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу Пункт 9 статьи 258 НК РФ (с 01.01.2002 -10%, с 01.01.2009 -30%)
6 Предоставлено право уменьшать налоговую базу по прибыли на расходы на НИОКР (как давшие положительный результат, так и не давшие результат) путем равномерного распределения указанных расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). С 2012 года - путем признания расходов в отчетном периоде, в котором завершены исследования или разработки Условия: • в статье 269 НК РФ определен Перечень расходов, относящихся к расходам на НИОКР; • расходы признаются после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки Пункт 2 статьи 262 НК РФ (порядок применяется с 01.02.2008, до этого периода - в течение 3-х и 2-х лет)
1 2 3
7 Предоставлено право увеличивать в 1,5 раза сумму фактических затрат на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, при расчете налоговой базы по налогу Условие: с 2012 года налогоплательщик представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 Отчет о выполненных НИОКР должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов Пункт 2 статьи 262 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2009)
8 Для целей налогообложения допустимый размер расходов налогоплательщика на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, установлен в пределах 1,5 процента от доходов (валовой выручки). С 2012 года - в этих же пределах в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» Пункт 3 статьи 262 НК РФ (с 01.01.2008 до 01.01.2008 - в размере 0,5%)
9 Предоставлено право налогоплательщикам-арендаторам учитывать расходы на капитальные вложения в арендованные объекты (неотделимые улучшения чужого имущества). Сокращены сроки признания таких расходов Условие: капитальные вложения произведены с согласия арендодателя и им не возмещаются Пункт 1 статьи 258 НК РФ (норма применяется с 01.01.2006)
10 Предоставлено право учитывать расходы на приобретение прав на земельные участки Условие: земельные участки приобретаются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках Статья 264.1 НК РФ (норма применяется с 01.01.2008)
11 Предоставлено право учитывать расходы на страхование имущества без ограничений Условие: в статье 263 НК РФ приведены виды добровольного имущественного страхования, включаемые в расходы в фактических суммах Статья 263 НК РФ (норма применяется с 01.01.2002)
12 Не учитывается в доходах стоимость имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации Пункт 37 статьи 251 НК РФ (норма применяется с 01.01.2009)
13 Налогообложение дивидендов производится по ставке 0 процентов Условие: если на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. Эта норма не распространяется на организации, зарегистрированные в оффшорных зонах Пункт 3 статьи 284 НК РФ (порядок применяется с 29.12.2009)
1 2 3
14 Освобождены от налогообложения доходы от реализации акций или долей в уставном капитале российских организаций, если на дату продажи продавец владел продаваемыми акциями или долями более пяти лет. Норма применяется в отношении ценных бумаг (долей), приобретенных начиная с 1 января 2011 года (то есть реально еще не применяется) Статья 284.2 НК РФ
15 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС Не облагаются НДС: • операции по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) (то есть не облагаются НДС операции по отчуждению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) • операции по передаче прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности. Эта операция не облагается НДС только при условии заключенного лицензионного договора ') Подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2008)
16 Не облагается НДС выполнение НИОКР Такое освобождение от налога применяется при условии, если работы выполняются за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2001)
17 Не облагается НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2001)
18 Не облагается НДС выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий Указанное освобождение от налога применяется, если в состав работ включаются следующие виды деятельности: • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); • создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации Подпункт 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2008)
1 2 3
19 Установлен общий порядок применения вычетов по НДС при осуществлении капитальных вложений. То есть с 1 января 2006 года у инвесторов - будущих собственников построенных подрядчиками объектов недвижимости появилась возможность применять ускоренные налоговые вычеты в полном объеме предъявленных сумм НДС, не дожидаясь ввода построенных объектов в эксплуатацию и оформления на них права собственности Согласно порядку, действовавшему до 1 января 2006 года, право принятия уплаченного налога к вычету возникало только после постановки инвестором - налогоплательщиком завершенного капитальным строительством объекта на учет, с момента начисления амортизации в налоговом учете Статьи 171 и 172 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2006)
20 Суммы НДС, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом, подлежат вычету в периоде начисления Ранее период между обязанностью начислить и уплатить налог и правом на применение налоговых вычетов составлял не менее 1 квартала Подпункт 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2009)
21 Предусмотрен ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС. Условия его применения регламентированы положениями статьи 176.1 НК РФ Важно, что, имея соответствующую банковскую гарантию, ускоренно возместить НДС из бюджета вправе и малые инновационные предприятия Статья 176.1 НК РФ (порядок применяется с 01.01.2010)
Несмотря на указанные в таблице 5 положения НК РФ, малая инновационная деятельность в России все же, как уже указывалось, развивается не на должном уровне.
В настоящее время государству необходимо выработать фискальную политику (методику) для приведения малого и среднего бизнеса предпринимательства к уровню развитых зарубежных стран. Особенно это важно в регионах России, малых городах. Одной из таких методик может стать особая система налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на стимуляцию развития таких субъектов правоотношений. Назовем эту систему «специальный налоговый режим для налогоплательщиков - представителей малого и среднего бизнеса (на налог на средний и малый бизнес)» (далее - НСМБ). Такой налоговый режим должен обладать следующими особенностями:
1) упрощенный порядок регистрации на-
логоплательщиков, заявляющих при регистрации НСБМ;
2) отмена уплаты отдельных налогов для плательщиков НСБМ;
3) единая налоговая ставка с прибыли в размере 5-7 процентов;
4) упрощенный порядок декларирования и уплаты налога.
Кроме того, необходимо разработать критерии налогоплательщиков, имеющих право на применение НСМБ - наличие основных средств, штат сотрудников, представление бизнес-плана и т. д.
И самое важное, необходимо разработать порядок, согласно которому «входной» НДС от налогоплательщиков, применяющих НСМБ, будет ставиться к вычету у налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения - плательщиков НДС. Возможно, налогоплательщики НСМБ будут являться плательщиками НДС.
В этих обстоятельствах государству придется вернуться к рассмотрению вопроса
установления в России института «плательщик НДС», применяемого во многих развитых странах.
Изучая вопрос налоговой поддержки малых инновационных предприятий, нельзя не остановиться на проекте «Сколково». По данным официального сайта Фонда развития инновационного центра «Сколково»7, к концу декабря 2011 года участниками «Сколково» стали 355 компаний.
Налоговые льготы для участников проекта установлены следующими федеральными законами:
• от 28 сентября 2010 года № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (вступил в силу 30 сентября 2010 года);
• от 28 декабря 201 0 года № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
• от 28 ноября 201 1 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанные законы предусматривают, в частности, налоговые льготы участникам проекта «Сколково» - российским юридическим лицам, созданным исключительно для деятельности, указанной в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» и включенным в реестр участников, на срок до 10 лет.
Участники проекта в инновационном центре «Сколково»:
• не являются плательщиками земельного налога, так как согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28 сентября 2010 года № 243-Ф3, земельные участки, находящиеся в границах территории Центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности. Организации, признаваемые управляющими компа-
ниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», освобождаются от налогообложения в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
• освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в случае не-превышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в 1 миллиард рублей, если они воспользовались правом ведения учета в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (то есть в книге учета доходов и расходов). Однако при этом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
о бухгалтерском учете, ведут учет основных средств и нематериальных активов. При превышении указанного лимита бухгалтерский учет ведется в полном объеме со следующего после превышения года;
• освобождаются от обязанностей налогоплательщика платить налог на прибыль, пока годовой объем выручки не превысит 1 миллиард рублей. С года, в котором выручка превысила этот объем, участник проекта становится налогоплательщиком, но облагает прибыль по ставке 0 процентов до тех пор, пока сумма его прибыли начиная с этого года не превысит 300 миллионов рублей. Начиная с года, в котором произошло превышение прибыли, участник проекта уплачивает налог по обычной ставке, а также пени;
• освобождаются от обязанностей налогоплательщика НДС (исключая ввоз товаров на территорию Российской Федерации) и освобождаются от налога на имущество до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 миллионов рублей с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 миллион ру-
7 иЯЬ: http://www.sk.ru/ru-RU/GetInvolved/Innovator.aspx
блей. Начиная с первого числа налогового периода, в котором произошло превышение прибыли, участник проекта уплачивает налоги по обычной ставке, а также пени;
• уплачивают страховые взносы только в Пенсионный фонд Российской Федерации по ставке 14 процентов (с 1 января 2011 года) до достижения указанного выше объема прибыли. После утраты права на льготу сумма страховых взносов за соответствующий период подлежит восстановлению и уплате вместе с пеней.
От использования льгот можно отказаться, но повторно они не предоставляются.
Если лицо теряет статус участника проекта ранее истечения 10 лет, то на него возлагается обязанность по уплате налогов и соответствующих пеней с начала периода, в котором статус утрачен.
Кроме того, все юридические лица, участвующие в реализации проекта, имеют право на возмещение НДС и таможенных пошлин, уплаченных через управляющую компанию при ввозе товаров (за исключением подакцизных) для их использования при строительстве и исследовательской деятельности в инновационном центре «Сколково». Особенности предоставления субсидий из бюджета на возмещение НДС и таможенных пошлин могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Участник проекта, использующий право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление, документы, подтверждающие его статус, выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках (пп. 3 и 6 ст. 145.1 НК РФ). Если годовой объем выручки от реализации превысит 1 миллиард рублей, участник также подает расчет совокупного размера прибыли.
Указанные документы и уведомление о продлении использования права на освобождение от налога на добавленную стоимость нужно представлять каждые 12 месяцев (п. 5 ст. 145.1 НК РФ), а для продления
использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль - не позднее 20 января.
Предложения по внесению изменений в НК РФ в отношении налогообложения участников проекта «Сколково», по мнению экспертов, могут выглядеть следующим образом:
• четко установить, что участники проекта определяют доходы и расходы по кассовому методу в соответствии с положениями главы 25 НК РФ;
• унифицировать порядок представления участниками проекта в налоговые органы документов, подтверждающих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС и налога на прибыль, на льготы по налогу на имущество организаций. Согласно действующему порядку участник проекта должен представить в налоговый орган в различные сроки в одном и том же году документ, подтверждающий статус участника, - 5 раз, выписку из книги доходов и расходов - 3 раза;
• представлять в налоговый орган документы (уведомления, выписки из книги доходов и расходов, отчет о прибылях и убытках, расчет совокупного размера прибыли) в электронном виде;
• предоставить участникам проекта, применяющим упрощенную систему налогообложения, право перехода на общий режим налогообложения с момента получения статуса участника проекта и, соответственно, применения с этого периода права на освобождение от обязанностей налогоплательщика.
Целесообразно отметить, что проект «Сколково» в целом нужен и важен для российской экономики. Было бы правильным создать аналогичные проекты и в других субъектах Российской Федерации или даже в каждом федеральном округе, что стимулировало бы еще более широкий круг специалистов, в том числе молодых ученых, к инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1 . Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ // Российская газета. 2007. № 164.
3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года : утверждены Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 года № 2473п-П7.
4. Центр менеджмента и маркетинга «Прогресс». ^Ь: http://www.innovbusiness. ru/content/document_r_0AFD1368-94B2-423E-BA0A-DEF99A6C416F.html
5. Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.
6. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономиче-
ский словарь. М. : ИНФРА-М, 2006.
7. Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом
2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 : постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 988.
8. Сайт инновационного центра «Сколково». ^Ь: http://www.sk.ru/ru-RU/GetInvolved/ Innovator.aspx
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» : Федеральный закон от 28 сентября 2010 года № 243-ФЗ.
10. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 395-ФЗ.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 339-ФЗ.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«АГЕНТСТВО ПРАВОВЫХ УСЛУГ»
Общество образовано в 1999 году и объединяет высококвалифицированных юристов, специализирующихся в разнообразных областях права
Юристы Агентства оказывают следующие услуги:
• сопровождение различных сделок с недвижимостью: аренды, приватизации, купли-продажи
• представительство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о государственном заказе
• полное юридическое сопровождение хозяйственной деятельности организации
• юридическое сопровождение выкупа арендуемого имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
105554, г. Москва, ул. 11-я Парковая, д. 9/35; тел.: 790-75-47; e-mail: [email protected], сайт: http://klarikon.ru/