ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.221.4
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ: РОССИЙСКОЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И ПРАКТИКА
М.М. Безденежных Н.Б. Севастьянова
Новосибирский государственный технический университет
[email protected] [email protected]
Рассматриваются различные подходы к созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний. Выявлено, что льготы по налоговому стимулированию инновационной деятельности не носят системного характера. Они отличаются непостоянством, малочисленностью, не охватывают всей совокупности институтов и отношений, присущих инновационной деятельности. Эти льготы лишь отчасти компенсируют предпринимательский риск, связанный с ведением инновационной деятельности. Предложены направления совершенствования системы этих льгот: уменьшение налогов на прибыль для инновационных фирм, использование налоговых вычетов для упрощенной системы налогообложения. Особое внимание уделено необходимости установить социальный налоговый вычет на обучение в размере фактических затрат для тех специальностей, в которых экономика испытывает недостаток кадров. Рекомендовано более широкое использование инвестиционного налогового кредита и налоговых каникул для инновационных фирм. Проанализировано состояние компаний, осуществляющих инновационную деятельность, в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"» по Новосибирской области в 2012 г.
Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговые льготы и преференции, технико-внедренческая зона, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-57-67
В последнее время рассматриваются различные подходы к созданию новых налоговых условий для инновационных компаний, так как актуальна проблема модернизации российской экономики путем развития инновационной деятельности. Налоговое стимулирование и формирование эффективной инновационной среды тесно взаимосвязаны, но ожидаемая система льгот и преференций не определена, и трудно сказать, какой она будет.
Налогообложение — важнейший фактор влияния государства на инновационную деятельность фирм. Каждое государство имеет свою налоговую систему, которая обусловлена уровнем развития экономики страны и особенностями ее исторического развития. Очевидно, что инструментом, позволяющим стимулировать инновационную деятельность, являются налоги. Так как инновации повышают эффективность экономики, то для фирм,
применяющих новые технологии или выпускающих новую, высокотехнологичную продукцию, необходимо предоставить налоговые льготы.
Наиболее предпочтительным решением проблемы внедрения инноваций является установление специального налогового режима для тех фирм, которые требуют особых подходов в сфере налогообложения. Ожидаемый эффект — снижение налогового бремени для инновационных фирм.
В рамках существующего налогового законодательства основная доля налоговых доходов в нашей стране приходится на федеральный уровень. Отдача от инновационных проектов носит проблемный характер, так как это высокорискованные инвестиции, а следовательно, расходование бюджетных средств на такие проекты будет нежелательным для властей любого уровня. Решить эту задачу можно, используя налоговые стимулы на стыке бюджетов различных уровней: бюджет более высокого уровня осуществляет финансирование инновационной деятельности на уровне региона в системе налоговых стимулов.
Налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог составляют значимую налоговую нагрузку для научно-исследовательских и внедренческих фирм.
Налоговые льготы в большинстве стран не являются самодостаточными для стимулирования инновационных процессов. Они являются составной частью прямого бюджетного финансирования, амортизационной политики, государственных заказов и гарантий, грантов и создания корпораций с государственным участием, а также частичного возмещения процентных ставок по кредитам.
Ниже приведены наиболее часто встречающиеся в практике других стран налоговые льготы:
— вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
— предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
— уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
— связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
— льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
— зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели;
— уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
— «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
— льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
— снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР.
Оценивая всю совокупность существующих в РФ льгот по налоговому стимулированию инновационной деятельности,
можно сделать вывод о том, что они не носят системного характера, отличаются непостоянством, малочисленностью, не охватывают всей совокупности институтов и отношений, присущих инновационной деятельности, и лишь отчасти компенсируют предпринимательский риск, связанный с ведением инновационной деятельности [3, с. 115].
Склонность к инновационному предпринимательству существенно зависит от уровня налогообложения, и зависимость эта прямая. Законодательством Российской Федерации предусмотрены меры льготного налогообложения для организаций с инновационной деятельностью.
Фирмы, выпускающие новую продукцию или совершенствующие ранее выпускавшуюся, а также внедряющие новые технологии или усовершенствующие старые, проводящие научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, освобождаются от уплаты НДС. Также в налоговые льготы включается уменьшение налога на прибыль на сумму прямых затрат на НИОКР (с повышающим коэффициентом в отношении утвержденного правительством перечня работ). Также налог на прибыль уменьшается на сумму лимитированных отчислений во внебюджетные фонды, создаваемые для финансирования всех видов инновационной деятельности. R&D, инвестируемые из таких фондов, НДС не облагаются.
Уменьшение налогов на прибыль для инновационных фирм может быть осуществлено за счет:
— сокращения налогооблагаемой базы;
— уменьшения налоговых ставок;
— уменьшения вычетов или налоговых платежей.
Также могут быть предоставлены налоговые субсидии на определенные виды де-
ятельности. Например, из дохода, облагаемого налогом, следует исключить сумму доходов, полученных в результате создания и внедрения инновационных технологий и продуктов.
Существенное влияние на инновационно-внедренческую деятельность оказывает система амортизационных отчислений. Стимулируемая государством система ускоренной амортизации должна привести к относительному уменьшению прибыли, подлежащей налогообложению, и должна стимулировать увеличение объемов собственных инвестиций, в том числе инновационного характера. Хотя ускоренная амортизация сама по себе не является составляющей пакета налогового стимулирования, а лишь снижает убытки фирм от инфляции, так как амортизация основных средств, начисленная за несколько лет, меньше той суммы, в которую обойдется приобретение ими нового оборудования. Поэтому инфляция — это явление, негативно влияющее на развитие экономики инновационного типа, так как инфляция значительно уменьшает ожидаемый экономический эффект от налоговых преференций, предоставляемых государством. Можно позаимствовать опыт тех стран, в которых капитальные затраты на R&D списываются в момент приобретения фирмами основных средств.
Введенная в 2009 г. амортизационная премия при введении в эксплуатацию энергоэффективного оборудования, а также ускоренная амортизация с коэффициентом 3 для основных средств, используемых для научно-технической деятельности), и налоговые вычеты по НДС при вводе в эксплуатацию строящихся (реконструируемых) основных средств должны стимулировать спрос на инновации. Государство должно стимулировать
закупку за рубежом оборудования и технологий при отсутствии импортозамещающих производств в стране, вводя таможенные льготы. Также стимулирует технологическое перевооружение освобождение ввозимых комплектующих от таможенных пошлин.
Предусмотрены налоговые вычеты и для упрощенной системы налогообложения с целью стимулирования спроса на изобретения, промышленные образцы, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и для развития инфраструктуры для создания инновационной экономики.
Главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрена система налоговых вычетов, в которую входит социальный налоговый вычет на обучение, которое большинством современных экономистов рассматривается как инновационная деятельность, так как это инвестиции в человеческий капитал [2].
Данные налоговые вычеты, на наш взгляд, несовершенны:
— существующее ограничение на величину вычета на обучение в размере 50 тыс. руб., как правило, недостаточно для возмещения фактических затрат налогоплательщика;
— структура образовательных услуг на сегодняшний день не отвечает потребностям производства и науки.
Существует предложение установить социальный налоговый вычет на обучение в размере фактических затрат для тех специальностей, в которых экономика испытывает недостаток кадров. Прежде всего это касается специальностей, необходимых для развития инновационной экономики в стране.
Выполнение следующих условий необходимо для освобождения от НДФЛ вы-
плат стимулирующего характера с целью создания мотивации рационализаторской и изобретательской деятельности:
— если фирма получает прибыль от внедрения инноваций;
— если выплаты осуществляются из прибыли после уплаты налогов;
— если выплаты не превышают прибыли от внедрения инноваций;
— если выплаты получают авторы изобретений.
Выполнение этих условий позволит осуществлять налоговый контроль и исключить возможные злоупотребления.
В настоящее время налоговыми льготами пользуются экспортеры 1Т-услуг и компании, работающие по заказам западных фирм. На внутреннем рынке аналогичный вид деятельности не получил налоговых льгот, так как очень сложен механизм их получения. Представляется целесообразным налоговую льготу для 1Т-компаний предоставлять всему наукоемкому сектору экономики с высокими издержками на оплату труда.
К ним можно отнести и снижение налогов на фонд оплаты труда инновационных предприятий, которые приглашают высококвалифицированных иностранных специалистов, и ввести для них национальный режим расчета НДФЛ. К налоговым льготам относится и освобождение от уплаты налогов в фонд социального страхования расходов работодателей на обучение сотрудников.
К числу элементов государственной политики налогового стимулирования бесспорно можно отнести пониженные ставки ЕСН для предприятий, зарегистрированных на территории технико-внедренческих зон. В Новосибирской области это прежде всего Технопарк Новосибирского Академгородка.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) занимает особое место среди общих мер стимулирования инновационной деятельности. Им предусмотрено изменение срока уплаты налогов, что является особой льготой. В течение установленного периода времени фирма получает право перечислять налоговые платежи не в полном размере или полностью освобождается от уплаты налогов. Сумма невыплаченного налогового обязательства и есть инвестиционный налоговый кредит.
Срок предоставления ИНК — от одного года до пяти лет по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам. Условия предоставления ИНК фирмам:
— если они осуществляют R&D и модернизируют собственное производство;
— занимаются внедренческой деятельностью;
— создают новую продукцию и используют новые технологии или совершенствуют уже существующие;
— осуществляют инвестиции в создание объектов, которые имеют наивысший класс энергетической эффективности либо высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ от 12.07.11 № 562.
Основания, определяющие величину получения инвестиционного налогового кредита:
— научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства (пп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ);
— внедренческая или инновационная деятельность, в том числе создание новых или усовершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов (пп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ).
Также определены стимулы для получения ИНК, которые закреплены в действующем налоговом законодательстве. Однако механизм инвестиционного налогового кредита не оказал существенного влияния на стимулирование капитальных вложений фирм из-за коротких сроков предоставления данного кредита и незначительных размеров уменьшения текущих платежей по налогам.
Например, существует ограничение в получении ИНК: кредит предоставляется в размере 30 % от инвестиций в оборудование при проведении R&D или перевооружении существующего производства, и оборудование предназначено исключительно для данных целей, что препятствует развитию инвестиций в экономику.
Так как фирма может получить инвестиционный налоговый кредит только для проведения технического перевооружения производства, то срок предоставления кредита на пять лет недостаточен, поскольку инвестиции, предназначенные на такие цели, не окупаются за такой период, следовательно, сроки предоставления ИНК должны зависеть в том числе от срока окупаемости капиталовложений.
К налоговым льготам относится возможность уменьшить налог на прибыль на сумму затрат на R&D. Причем можно использовать повышающий коэффициент по определенному виду работ, список которых утвержден Правительством. Также следует уменьшить налог на прибыль на сумму отчислений во внебюджетные фонды, если они предназначены для финансирования таких работ. R&D, выполненные за счет таких фондов, также не должны облагаться НДС.
На наш взгляд, целесообразно применение налоговых каникул по налогу на при-
быль для инновационных фирм. Это связано с тем, что в начале деятельности инновационные фирмы имеют финансовые затруднения и именно в первые годы существования налоговые каникулы по налогу на прибыль существенно снизили бы для них налоговое бремя. В дальнейшем использование инноваций обеспечит таким фирмам высокую прибыльность и налог на прибыль не будет столь обременителен.
В настоящее время налоговые льготы и преференции для компаний, занимающихся инновационной деятельностью, разделены на две группы:
— для всех фирм, осуществляющих инновационную деятельность;
— специально предусмотренные для компаний, работающих в технико-внедренческих ОЭЗ (технопарках). Согласно ст. 36 Закона № 116-ФЗ, налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Расчет налога на прибыль осуществляется следующим образом. Фирмы-резиденты технико-внедренческих зон ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ). Для всех налогоплательщиков ОЭЗ возможна экономия на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Например, в соответствии с 4 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором
они были осуществлены, в размере фактических затрат. Указанный порядок распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и на организации, зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ.
Расчет налога на добавленную стоимость следующий. Федеральным законом от 19.07.2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» приняты льготы по налогу на добавленную стоимость. В соответствии с этим законом с 1 января 2008 г. освобождены от уплаты НДС следующие виды деятельности: промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, передача исключительных прав на изобретения и программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
С 1 января 2008 г. освобождение от уплаты НДС также распространяется на выполнение фирмами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, если они относятся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Условия получения данной льготы — это наличие следующих видов деятельности:
— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
— разработка новых технологий. Как указано в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, новые технологии — это способы объединения физических, химических, технологических и дру-
гих процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
— создание опытных (т. е. не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
Существуют налоговые льготы и для фирм, работающих по упрощенной системе налогообложения.
В соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения вправе уменьшать полученные доходы на следующие расходы:
— на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
— патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
— научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.
Фирмы, расположенные на территории ОЭЗ, кроме специально для них разработанных льгот, применяют и льготные нормы ст. 149, 251, 346.16 НК РФ.
Рассмотрим кратко существующие налоговые льготы, которые предоставлены в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"», принятым Государственной Думой 21 сентября 2010 г. и одобренным Советом Федерации 22 сентября 2010 г. для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность по Новосибирской области. Информация об этих предприятиях представлена в таблице.
Как видно из таблицы, инновационные предприятия имеют налоговые льготы только по двум видам налогов: по НДС и налогу на прибыль. Льгота предоставлена в размере 100 %, но только по инновационным видам деятельности. Если фирма ведет и другую деятельность, то для нее применяется обычный режим налогообложения. По Новосибирской области в 2012 г. налоговые льготы в качестве инновационных предприятий имели следующие фирмы:
Технопарк Новосибирского Академгородка:
— ООО «Унискан-Резерч»,
— ООО «БИОСОФТ.РУ»,
— ООО «БиоЛинк»,
— ООО «Центр Компетенции "Катализаторы для энергоэффективных технологий"»,
— ООО «УНИКАТ»,
— ООО «Аурус»,
— ООО «Техноскан-Лаб»,
— ООО «Микрозарядные устройства»,
— ООО «Сибмикрореактор»,
— ЗАО «Аэрозащита»,
— ООО «Фотоводород»,
— ООО «Фемтотех»,
— ООО «Экстремальное прикладное программное обеспечение», г. Новосибирск,
— ООО «КБК Групп», Таким образом, налоговые льготы пре-
— ООО «НЭВЗ-Н», доставлены в основном фирмам Техно— ООО «ЦСБ Геномика» г. Бердск, парка Новосибирского Академгородка.
— ООО «САН ИННОВАЦИИ».
Сведения об участниках проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"» по УФНС России по Новосибирской области
Наименование показателей В 2011 г. В 2012 г.
1. Количество участников проекта, стоявших на учете в налоговых
органах* 7 17
2. Количество участников проекта, применявших право на освобождение от обязанностей налогоплательщиков:
налога на добавленную стоимость 1 8
налога на прибыль организаций 1 9
3. Количество участников проекта, не применявших право на освобождение от обязанностей налогоплательщиков:
налога на добавленную стоимость 2 2
налога на прибыль организаций 2 1
В том числе по причине получения статуса участников проекта
в конце года:
по налогу на добавленную стоимость 2 0
по налогу на прибыль организаций 2 0
4. Количество участников проекта, представивших в качестве подтверждения права на освобождение от обязанностей налогопла-
тельщиков налога на прибыль и (или) НДС:
выписку из книги учета доходов и расходов 0 1
отчет о прибылях и убытках 1 8
* Особенности учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников про— утверждены Приказом Минфина России от 08.02.2011 № 14н «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре «Сколково»"» (зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19994);
— приведены в письме ФНС России от 17.03.2011 № ПА-4-6/4202 «Об учете в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре «Сколково»"».
Кроме того, в 2011 г. из семи организаций, получивших статус участников проекта, четыре организации применяли упрощенную систему налогообложения. В 2012 г. из 13 организаций, получивших
статус участников проекта, семь организаций применяли упрощенную систему налогообложения, т. е. относятся к малому предпринимательству, а участников проекта, у которых годовой объем выручки от
реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за 2011 и за 2012 гг. превысил один миллиард рублей, не имеется.
Вероятным изменением налогообложения инновационных фирм могут быть меры налогового стимулирования инновационной деятельности путем введения нового специального налогового режима. Эта мера позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.
Льготы по налогам и сборам, по уплате арендной платы за землю, арендной платы за иное имущество, льготные тарифы на энергоносители и коммунальные услуги и другие преференции, т. е. так называемые стимулирующие изъятия, должны предоставляться государством, инвестору, осуществляющему инновационную деятельность. При этом должен быть получен эффект мультипликатора: речь идет о мультипликационном эффекте инвестиций, когда на один рубль инвестиций получаем рост ВВП более чем на один рубль в соответствии с коэффициентом мультипликатора.
В соответствии со ст. 16 законопроекта о промышленной политике («Специальный инвестиционный контракт») инвестиционные фирмы могут получить льготы, заключив инвестконтракты по следующим направлениям:
— создание не имеющего аналогов в России производства;
— развитие приоритетных отраслей;
— внедрение передовых и критических технологий (утверждены Указом Президента от 7 июля 2011 г. № 899);
— создание высокопроизводительных рабочих мест;
— создание объектов промышленной и социальной инфраструктуры.
Данные льготы не распространяются на добывающие отрасли.
Право распоряжаться налоговыми льготами следует отдать регионам. В регионах разработан перечень приоритетных для социально-экономического развития отраслей. Инновационные фирмы из утвержденных сфер деятельности могут получить льготы по решению территориального органа по промышленной политике. Также государство намерено стимулировать деятельность бизнесменов через предоставление им широкого набора льгот, список которых еще не определен. Желательно установление налоговых каникул для фирм, заключивших инвестконтракт, аналогично тому, как это практикуется на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Эффективным также будет использование в отношении научно-технических комплексов принципа «консолидированного налогоплательщика»: затраты и убытки, связанные с нововведениями одних участников, будут покрываться за счет доходов других. Необходимо согласовать льготы и обеспечить взаимодействие инновационных структур друг с другом так, чтобы получить системное развитие научно-технического комплекса.
Особым налоговым статусом должны пользоваться резиденты технико-внедренческих зон (нулевая ставка по налогу на прибыль, право на освобождение от НДС, уменьшенные в два раза страховые взносы на фонд оплаты труда), что является персо-нализацией мер государственной поддержки. Хотя это и является некоторым нарушением принципа равенства налогообложения, но позволяет стимулировать инновационную деятельность.
Итак, необходимо более детально проработать и выявить зависимость размера инвестиций в наукоемкий бизнес, включая налоговые льготы и государственную финансовую поддержку, от итоговых результатов научных исследований — коммерческого эффекта, учитывающего возврат инвестиций и возмещение налоговых льгот за счет увеличения налогооблагаемой базы в будущем. Это представляется особенно важным, так как широкомасштабная государственная поддержка науки и образования может трансформироваться в ведомственный принцип распределения государственной помощи через адресное стимулирование и развитие точек роста. Также нежелательно, чтобы снижение налогового бремени обрастало неповоротливым механизмом получения налоговых льгот, что приведет к тому, что они перестанут быть привлекательными для инновационных фирм, и следует избежать искусственных барьеров для доступа значительной части инновационных предприятий к получению системы налоговых льгот.
Литература
1. Куприянова ОА. Влияние налогообложения на инновационную деятельность // Вестник ТИСБИ. - 2004. - № 4. - С. 105-106.
2. Литвинцева Г.П., Герман Е.Г. Факторы развития региональных инновационных систем Сибирского федерального округа // Вестник НГУЭУ. - 2011. - № 2. - С. 111-118.
3. Литвинцева Г.П. Результативность социальных институтов в сфере государственной политики доходов населения России с учетом регионального фактора // Journal of Institutional Studies. - 2010. - Т. 2. - № 2. - С. 38-54.
4. Рюмина ЮА. Проблемы эффективного налогообложения инновационной деятельности в РФ // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - Экономика. -№ 3 (15). - С. 116-119.
5. Саврай Д.С. Налогообложение инновационных предприятий, находящихся в особых экономических зонах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs41-412012/item/1352-2012-05-19-07-13-02
STIMULI FOR INNOVATION: RUSSIAN TAXATION LEGISLATION AND PRACTICE
M^. Bezdenezhnykh
N.B. Sevostyanova
Novosibirsk State Technical University [email protected] [email protected]
Different practices of taxation stimuli of innovation companies are compared. It is revealed, that tax benefits for innovative activities are not systematic. These benefits are characterized by instability and paucity; moreover, they do not cover all the complexity of institutes and relationships of the innovative activities. These benefits only partially compensate for entrepreneurial risks of carrying on innovative activities. The following ways of improving the system of such tax benefits are described: cutting profit taxes for innovative companies, using tax deduction for simplified taxation system. Special emphasis is put on the necessity to introduce social tax deduction (equal to the amount of actual costs) for education in those economic spheres, where a lack of personnel can be identified. Broader usage of investment tax credit and tax holidays for innovative companies are recommended.
Financial conditions of innovative companies in Novosibirsk region dealing in accordance with "Skolkovo" federal act in 2012 are analyzed.
Keywords: innovations, tax incentives, techno park, income tax, VAT.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-57-67
References
1. Kuprijanova O.A. Vlijanie nalogooblozhenija na innovacionnuju dejatel'nost' [Influence of the taxation on innovative activity] // Vestnik TISBI [Bulletin of TISBI]. 2004. No. 4. P. 105-106.
2. Litvintseva G.P., Herman E.G. Faktory raz-vitiya regional'nykh innovatsionnykh sistem Sibirskogo federal'nogo okruga [Factors of development of regional innovative systems of Siberian federal district] // Vestnik NGUEU [Bulletin of NSUEM]. -2011 . - No. 2. - P. 111-118.
3 Litvintseva G.P. Rezul'tativnost' sotsial'nykh in-stitutov v sfere gosudarstvennoypolitiki dokhodov naseleniya Rossii s uchetom regional'nogo faktora [Productivity of social institutes in the sphere of a state policy of the income of the population of Russia taking into
account a regional factor] //Journal of Institutional Studies. 2010. T. 2. No. 2. P. 38-54.
4. Ryumin Yu.A. Problemy effektivnogo nalogoob-lozheniya innovatsionnoy deyatel'nosti v RF [Problems of the effective taxation of innovative activity in the Russian Federation] // Vestnik Tomskogo Gosu-darstvennogo Universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2011. Economy No. 3(15). P. 116-119.
5. Savray D.S. Nalogooblozhenie innovatsionnykh predpriyatiy nakhodyashchikhsya v osobykh ekonomi-cheskikh zonakh [The taxation of the innovative enterprises being in special economic zones] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektron-nyy nauchnyy zhurnal. [Management of economic systems: electronic scientific magazine]. URL: access Mode: http://www.uecs.ru/uecs41-412012/ item/1352-2012-05-19-07-13-02