Научная статья на тему 'Налоговые возможности стимулирования инноваций в современной России'

Налоговые возможности стимулирования инноваций в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1993
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / TAXES / INCENTIVES / INNOVATION / TAX BREAK / TAX CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инчин М. Е.

Предметом исследования является система налоговых инструментов, влияющих на инновационную активность организаций. Несмотря на большое количество налоговых льгот и преференций для инвестиционной деятельности, в России эффективность их стимулирующего воздействия минимальна. Целью статьи является предложение комплексной системы налогового стимулирования инновационной деятельности. В результате проведенного исследования меры налогового стимулирования инноваций сгруппированы по формам: налоговые льготы, налоговые каникулы, налоговые кредиты, налоговые рассрочки, налоговый вычет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES FOR FORINNOVATION IN MODERN RUSSIA

The paper deals with a system of taxation instruments that affect innovative activity of organizations. Despite the large number of tax preferences for investment activity in Russia the efficiency of their stimulating effect is minimal. The purpose of the paper is to offer an integrated system of tax incentives for innovation. The author classifies tax measures for innovation is grouped according to their forms: tax credits, tax holidays, tax breaks, tax installments, and the tax deduction.

Текст научной работы на тему «Налоговые возможности стимулирования инноваций в современной России»

♦----------

УДК 336.22

----------♦

М.Е. Инчин

НАЛОГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Предметом исследования является система налоговых инструментов, влияющих на инновационную активность организаций. Несмотря на большое количество налоговых льгот и преференций для инвестиционной деятельности, в России эффективность их стимулирующего воздействия минимальна. Целью статьи является предложение комплексной системы налогового стимулирования инновационной деятельности. В результате проведенного исследования меры налогового стимулирования инноваций сгруппированы по формам: налоговые льготы, налоговые каникулы, налоговые кредиты, налоговые рассрочки, налоговый вычет.

Ключевые слова: налоги, стимулирование, инновации, налоговые льготы, налоговый кредит.

M.Ye. Inchin

TAX INCENTIVES FOR FORINNOVATION IN MODERN RUSSIA

The paper deals with a system of taxation instruments that affect innovative activity of organizations. Despite the large number of tax preferences for investment activity in Russia the efficiency of their stimulating effect is minimal. The purpose of the paper is to offer an integrated system of tax incentives for innovation. The author classifies tax measures for innovation is grouped according to their forms: tax credits, tax holidays, tax breaks, tax installments, and the tax deduction.

Key words: taxes, incentives, innovation, tax break, tax credit.

Налоговое стимулирование является одним из факторов создания среды, успешно поддерживающей инновации [5]. Система налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне.

Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства - от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты. Налоговая политика государства должна быть нацелена на повышение мотивации бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере. Без решения этой первоочередной задачи невозможно создание финансовой базы для построения инновационной экономики в России.

Действующим налоговым законодательством России предусмотрены льготы и преференции, направленные на стимулирование инновационной деятельности. Основными налогами, в рамках которых следует внедрять стимулирующие механизмы, являются, как правило, налоги, несущие наибольшую налоговую нагрузку на предприятиях, реализующих инновационные проекты,

- НДС, налог на прибыль организаций, региональный налог на имущество организаций. На стимулирование инноваций и инвестиций в целом направлены не более десяти льгот по налогам, что вряд ли соответствует провозглашаемой ориентации государственной политики России на модернизацию и инновации [1, с. 74].

На сегодняшний день наиболее распространенными формами налогового стимулирования инноваций выступают налоговые льготы, налоговые каникулы, налоговые кредиты, налоговые рассрочки, налоговый вычет [3, с. 85].

Налоговые льготы могут использоваться государством для интенсификации инновационной деятельности, форсированного развития перспективных отраслей

национальной экономики , облегчения предприятию финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований, проведения определенной демографической политики и т.д.

В рамках НДС в России не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями НИОКР, относящихся к созданию новой продукции и новых технологий или усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав НИОКР включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию;

- создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Целесообразно ввести освобождение от обложения НДС ввоза на территорию России высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему (перечень такого оборудования должен утверждаться Правительством РФ). Данная мера позволит активизировать процесс модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Предлагается также рассмотреть вопрос о введении льготных ставок НДС применительно к реализации наиболее значимых видов инновационной продукции: отечественного высокотехнологичного оборудования (навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной тех-

ники, средств связи нового поколения, лазеров), наноматериалов и изделий из них (перечень продукции должен быть установлен Правительством РФ). Так, в Китае общий НДС - 18%, а для компаний в секторе информационных технологий - всего 6% [8, с. 8].

Налоговые льготы для инновационной деятельности широко распространены в отношении налога на прибыль организаций, когда не учитываются доходы с целью налогообложения прибыли, использованные по целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности. Каждый вложенный государством рубль за счет уменьшения платежей по налогу на прибыль позволяет вложить в инвестиции в основной капитал дополнительные 4 руб. средств инвесторов [7, с. 204]. В российском законодательстве установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше трех к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. В настоящее время отсутствует прямая зависимость размера начисленной амортизации и фактического использования амортизационных отчислений на инвестиции: из начисленных сумм амортизации на инвестиции расходовалось около 60%. Из общей суммы начисленной в 2008 г. амортизации в 1,9 трлн руб. на не связанные с инвестициями в основные фонды цели было направлено 0,7 трлн руб.

Считаем необходимым повысить значимость механизма ускоренной амортизации и упорядочить его. Ввиду того что ускоренная амортизация влечет за собой снижение налога на прибыль, следует узаконить положение, согласно которому высвободившаяся в процессе применения ускоренного порядка прибыль должна в обязательном порядке направляться на приобретение наукоемкого оборудования, внедрение новых технологий и прочее (или на погашение кредитов банка, выданных на эти цели, с учетом процентов), т.е. инвестиционную деятельность. В случае нецелевого использования прибыли налоговые органы должны требовать восстановления сумм недоплаченного налога на прибыль.

Наибольший удельный вес налоговых стимулов в бюджетах имеют региональные органы. Основными статьями являются налоговое стимулирование создания технопарков, предоставление налоговых льгот в различной форме инноваторам, а также затраты на строительство наукоградов. Существует ряд примеров, когда регионы, предоставляющие налоговые льготы, при прочих равных условиях имеют лучшие экономические показатели по сравнению с регионами, где такие льготы отсутствуют. Самым популярным налогом, по которому предоставляется льгота региональными органами власти, является налог на прибыль - 40 субъектов РФ предоставляют льготу по данному налогу. Как правило, размер льготы составляет 4%. В некоторых субъектах РФ предоставляется льгота по налогу на прибыль в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

На втором месте - налог на имущество организаций. Чаще всего льгота предоставляется в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет. В некоторых случаях допускается снижение ставки по налогу на имущество на 50% (Орловская область).

В 22 регионах предоставляются различные налоговые льготы для кредитных учреждений, лизинговых и страховых компаний, участвующих в финансировании инвестиционных проектов, включенных в областную инвестиционную программу. Чаще всего предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество предприятий. В 17 регионах предоставляются льготы для субъектов инвестиционной деятельности по земельному налогу в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

В Саратовской области установлена пониженная ставка в размере 0,1% (а до 2008 г. - в размере 1,1%) в отношении отдельных видов имущества. В целях повышения инвестиционной привлекательности Саратовской области, роста инвестиций в экономику региона, увеличения налоговой базы с 1 января 2008 г. для вновь создаваемых организаций-инвесторов, осуществивших капитальные вложения на территории области в размере не менее 50 млн руб., а в строительстве - не менее 650 млн руб., снижена ставка налога на прибыль на 4%.

Налоговые льготы в российских особых экономических зонах (ОЭЗ) относительно невелики: государство снижает в основном только региональные и местные налоги, что делает этот инструмент налогового регулирования менее интересным для субъектов РФ. Поэтому необходимо расширение льготных механизмов за счет федеральной части налогов с соблюдением принципа налоговой нейтральности, по которому налоги не должны вести к нарушению конкуренции внутри страны.

Под налоговыми каникулами понимается установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы - одна из самых распространенных форм стимулирования в ряде стран, таких как Индия, Китай, Малайзия, Ирландия, Израиль и др. Наиболее совершенной моделью применения этого инструмента является израильская, в ней предусмотрено 100%-ное возмещение государством расходов на НИОКР, а также полное высвобождение из налогооблагаемой базы расходов, связанных с обновлением производства и внедрением инновационных технологий [6]. Тем не менее в РФ существуют не менее благоприятные условия для создания собственных масштабных наукоемких проектов.

Примером практики использования налоговых каникул выступает решение о создании глобального по масштабам и значению льготного налогового режима для тех экономических субъектов, которые осуществляют свою деятельность в инновационном центре Сколково. В рамках данного режима предусмотрены налоговые каникулы по налогу на прибыль, земельному и имущественному налогам сроком на 10 лет. Это беспрецедентный случай для инновационных организаций в России. В некоторых государствах похожий режим уже существует, однако Сколково обладает более существенными преимуществами, что делает этот проект привлекательным: участники проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов освобождаются от налога на прибыль организаций, НДС и налога на имущество в течение 10 лет со дня получения соответствующего статуса.

Также механизм налоговых каникул используется в отношении резидентов ОЭЗ России. Причем особый

налоговый режим предусмотрен на срок 5 - 10 лет (по различным налогам и типам зон) или существования ОЭЗ (20 лет). Инновационные организации (не только резиденты ОЭЗ) нуждаются в освобождении от налога на имущество организаций сроком на 3 года, пока новое оборудование не будет установлено, а производственный процесс - полностью отлажен.

Считаем возможными выведение на несколько лет (5 - 10) из-под налогообложения всего, что связано с инновационной деятельностью, освобождение от налога на прибыль организаций доходов, полученных от продажи изделий, которые сделаны по инновационным разработкам в первые два-три года после внедрения инновации, а также налогообложения прибыли банков в результате кредитования ими стартовых инновационных проектов.

Ряд экспертов высказываются за возрождение такого вида налоговой льготы, как налоговые каникулы по налогу на прибыль для организаций инновационного типа. Целесообразность использования данной льготы обусловлена тем, что именно на старте своей деятельности организации инновационного типа испытывают финансовые затруднения. Налоговое бремя для них велико именно в первые годы существования. В последующем сама суть организации инновационного типа предполагает, что практическое использование инноваций обеспечит высокую прибыльность хозяйственной деятельности и уплачиваемые суммы налоговых платежей не будут столь обременительны.

В этой связи целесообразным представляется включение в гл. 25 НК РФ нормы, предусматривающей предоставление налоговых каникул в течение 5 лет вновь созданным научным и инновационным организациям. Данная льгота должна предоставляться только при условии, что валовой доход организации от осуществления научной и инновационной деятельности составляет не менее 70% всего полученного в отчетном периоде дохода.

Образовательным учреждениям, организациям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, необходимо предоставить налоговые каникулы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Сегодня эти затраты компенсируются бюджетным учреждениям из бюджета, поэтому введение подобной льготы оправданно.

Система налоговых кредитов в России имеет свою уникальную специфику и фактически применяется в форме налоговых рассрочек, поэтому эти две формы налогового стимулирования рассматриваются в едином ключе с акцентом на кредите [2, с. 29]. Инвестиционные налоговые кредиты и скидки для стимулирования инвестиций используются во всем мире, например, в США они применяются с 1962 г. [4].

По нашему мнению, в настоящее время целесообразно ввести инновационный налоговый кредит вместо инвестиционного. Под инновационным налоговым кредитом автор понимает такое изменение срока уплаты налога, при котором для субъектов инновационной деятельности, являющихся налогоплательщиками соответствующего налога, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов либо без таковых. Инновационный налого-

вый кредит может быть предоставлен по федеральным налогам (налогу на прибыль организации, НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых), а также по региональным и местным налогам. Инновационный налоговый кредит может быть предоставлен субъектам малого предпринимательства и другим налогоплательщикам, перешедшим на специальные налоговые режимы (такие как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при выполнении соглашений о разделе продукции).

Для субъектов инновационной деятельности, успешно внедривших результаты научной и научно-технической деятельности и начавших выпуск инновационной продукции с перспективой получения доходов в будущем, отменяется режим полного или частичного возврата сумм инновационного налогового кредита и начисленных процентов (либо только начисленных процентов). Порядок отмены данного режима устанавливается в НК РФ.

При решении вопроса о возврате или частичном возврате сумм инновационного налогового кредита и начисленных процентов (либо только начисленных процентов) учитывается вид инновационной деятельности, послужившей источником получения прибыли, с применением принципа экономической сущности в отношении аффилированных лиц и проверкой наличия реального экономического эффекта. Порядок возврата сумм инновационного налогового кредита устанавливается в НК РФ.

Кроме того, автор считает, что полномочия по принятию решения о предоставлении инновационного налогового кредита целесообразно передать субъектам РФ, которые могли бы, не спрашивая разрешения Министерства финансов РФ, самостоятельно предоставлять такой кредит выбранной группе предприятий инновационной направленности.

Налоговые вычеты как форма налогового стимулирования инноваций применяется в отношении налога на доходы физических лиц. Необходимо осуществлять налоговое стимулирование инновационной деятельности не только организаций, но и физических лиц. В этой связи предлагается отнести к выплатам, не подлежащим налогообложению, вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений и рационализаторских предложений. С целью усиления у работников мотивации рационализаторской и изобретательской деятельности автор считает возможным и целесообразным освободить от НДФЛ выплаты стимулирующего характера в пользу работников при реализации следующих условий:

- выплаты осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций;

- источником выплаты является прибыль организации после налогообложения;

- выплата производится в размере, не превышающем фактической прибыли организации от внедрения указанного нововведения;

- выплаты осуществляются в пользу авторов изобретения или рационализаторского предложения.

Соблюдение данных условий освобождения от НДФЛ указанного вида дохода физического лица позволит обеспечить налоговый контроль и предотвратить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков.

Реализация целенаправленной системы мер налогового стимулирования инноваций при контроле государства над эффективным использованием предоставляемых льгот и преференций - важный фактор модернизации российской экономики и ее перехода на инновационный путь развития.

1. См.: Вылкова Е.С., Красавин В.И. Формирование налоговых льгот в субъектах Российской Федерации (на примере СЗФО). СПб.: Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, 2011.

2. См.: Ермакова Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. 2007. № 8.

3. См.: Ермакова Е, Попов М., Шевченко Л. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности в условиях модернизации российской экономики. Саратов: СГСЭУ, 2011.

4. См.: Забалуева М.А. Налоговое стимулирование инвестиций в инновационное развитие экономики России // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32). С. 106 - 109.

5. См.: ЗамлиловаЯ.Н., Никитин А.Н. Кластерный подход в реализации региональной экономической политики: проблемы финансового обеспечения // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36). С. 145 - 148.

6. См.: Лукин А.Е. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: опыт зарубежных стран // Экономические проблемы инновационного развития / под ред. К.А. Хубиева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2009.

7. См.: Реформирование налоговых систем. Теория, методология и практика / под ред. И. Майбурова, Ю. Иванова, А. Крисоватого. Киев: Кондор, 2011.

8. См.: Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Система факторов экономического роста российской экономики // Финансы и кредит. 2005. № 12.

удк 336.131 В.Н. Козельский

МЕТОДОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Объектами данного исследования являются система управления общественными финансами и мониторинговая оценка ее качества в государстве, в том числе финансового менеджмента в государственном секторе. Данная проблема нова для России и поэтому пока недостаточно изучена. Целями статьи являются изучение существующей нормативно-правовой базы качества финансового менеджмента на уровне государственных ведомств, анализ результатов оценки финансового менеджмента в федеральных органах исполнительной власти. В результате проведенного исследования уточнены определение финансового менеджмента и его цель на макроуровне, доказана необходимость мониторинга качества управления общественными финансами, предложена система индикаторов, которая позволяет осуществлять мониторинг финансового состояния публично-правовых образований.

Ключевые слова: управление общественными финансами, финансовый менеджмент, мониторинг, бюджетный процесс.

V.N. Kozelskiy

METHODOLOGY FOR MONITORING THE QUALITY OF PUBLIC FINANCE MANEGEMENT

The paper studies the system of public finance management and monitoring of its quality in Russia, including financial management in the public sector. This problem is new for Russia, and therefore is not sufficiently studied. The objectives of this paper are to study the existing legal framework for financial management quality at the level of government departments, to analyze results of assessment of financial management in the federal executive bodies. The study clarifies the definition of financial management and its purpose at the macro level, proves the need to monitor the quality of public finance management, and proposes a system of indicators, which allows monitoring finances of public legal entities.

Key words: management of public finances, financial management, monitoring, budget process.

В настоящее время в развитых странах в системе управления общественными (публичными) финансами большое внимание уделяется мониторингу качества такого управления в связи с реализующимися в России бюджетными реформами, направленными на повышение результативности и совершенствование регулирования и контроля (внутреннего и внешнего) финансово-бюджетных отношений.

К середине 2007 г. заложены и законодательно закреплены внешние условия для повышения эффективности управления бюджетными средствами, включая внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, качества управления бюджетными

средствами и эффективности функционирования бюджетного сектора [1].

Качество регулирования в бюджетной и денежнокредитной сфере (в сфере управления долгом), а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. Для Минфина России такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами, в числе которых - «эффективный финансовый контроль и мониторинг». Данный принцип предполагает регулярное проведение анализа и оценки качества управления общественными финансами (для пу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.