Научная статья на тему 'Совершенствование методов работы органов местного самоуправления по вопросам предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций'

Совершенствование методов работы органов местного самоуправления по вопросам предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сметанкина Г. И., Антропова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов работы органов местного самоуправления по вопросам предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОЖАРОВ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Г.И. Сметанкина, доцент, к.т.н., М.А. Антропова, преподаватель, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Согласно 131-ому федеральному закону [1] участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципальных образований всех видов - и городских округов, и муниципальных районов, и поселений.

Говоря об осуществлении указанных полномочий органами местного самоуправления, в первую очередь нужно отметить, что многие предложения по совершенствованию в муниципалитетах работы по вопросам предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций так или иначе затрагивают компетенцию федеральных или региональных органов государственной власти. В этой связи представляется, что порядок взаимодействия различных структур, имеющих полномочия в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должен быть чётко закреплён на законодательном уровне [6].

Проблема разграничения полномочий в этой сфере также имеет место на муниципальном уровне - между муниципальным районом и поселениями в его составе. Согласно статьям 14, 15 Федерального закона РФ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения и поселений, и муниципальных районов относится:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законе [1] эти вопросы местного значения сформулированы одинаково. Но муниципальный район и поселения в его составе обладают территориальной общностью, поэтому вопрос о том, кто должен бороться с чрезвычайными ситуациями в случае их возникновения - поселение или район - остается неурегулированным.

Происходящие реформы управления в области пожарной безопасности коснулись не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. Это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы [2].

Помимо совершенствования законодательной базы, необходима модернизация муниципальных нормативно-правовых актов по вопросам

обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций. В частности, нужно усилить ответственность должностных лиц местного самоуправления, не принимающих меры к устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности (после предупреждения со стороны контрольно-надзорных органов), - вплоть до их отстранения от должности [4].

Также в целях повышения эффективности этой деятельности органам местного самоуправления нужно вести работу с населением, направленную на пропаганду культуры противопожарного поведения, на доведение до сведения граждан информации о порядке их действий в чрезвычайных ситуациях. Такая информация может размещаться любыми доступными способами: в СМИ, в сети «Интернет», в специализированных телепередачах и видеороликах на телевидении, на информационных стендах, по радио и т.д.

Одним из перспективных направлений работы по предупреждению пожаров и чрезвычайных ситуаций является расширение межмуниципального сотрудничества в этой сфере. Так, посредством объединения сил и ресурсов соседние поселения могли бы совместно осуществлять обучение граждан, в том числе, учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях, проводить межмуниципальные конкурсы, тренировки и т.п.) [3].

Также следует усилить работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в организациях и предприятиях, прежде всего, на уровне принятия ими локальных правовых актов, предусматривающих особый порядок действий сотрудников в чрезвычайных ситуациях в целях оперативного преодоления административных барьеров [7].

Как видим, большинство из указанных предложений по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в сфере предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций либо затрагивает компетенцию органов государственной власти, и соответственно, не может быть реализовано муниципалитетами самостоятельно, либо требует выделения значительных финансовых и кадровых ресурсов, что многие муниципальные образования в настоящее время себе позволить не могут.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что в стране создана и действует на всех уровнях государственной власти система, которая должна быть гарантом обеспечения защищенности личности и общества перед угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. В противном случае, если в обществе не будут реализовываться права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС, на медицинское обслуживание и т.д., рассчитывать на стабильное социально-экономическое развитие современного общества невозможно [5].

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Сметанкина Г.И. Реформирование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Матер. XXVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию МЧС России в 3 ч. «Актуальные проблемы пожарной безопасности». 2015 Изд-во: Москва, ФГБУ ВНИИПО МЧС России - С.204-212.

3. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Роль местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проблемы и пути решения. Матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. «Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

- Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 15-16 декабря 2015.

4. Сметанкина Г.И., Шуткина С.А., Буданов С.А. Правовое регулирования деятельности надзорных органов МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Вестник Московского государственного областного университета, Москва: МГОУ, 2015. - С. 83-87.

5. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально-экономическое развитие общества В сб.: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сб. ст. под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь, 2016. - С. 71-73.

6. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе. Естественные и технические науки. - 2014. - №11/12 (78). - С. 461-463.

7. Сметанкина Г.И. К вопросу о публичности и информационной открытости надзорных органов. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2013.

- С.86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.