Научная статья на тему 'Роль местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проблемы и пути решения'

Роль местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1946
1069
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сметанкина Г.И., Дорохова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проблемы и пути решения»

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Г.И. Сметанкина, начальник кафедры, к.т.н., доцент, О.В. Дорохова, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Вопросы повышения эффективности управленческой деятельности, оптимизации структуры управления в центре и на местах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обсуждаются не первый год на различных уровнях.

Важную организующую роль в этом процессе играет МЧС России, но только при поддержке местного сообщества, органов местного самоуправления и органов власти субъектов РФ можно рассчитывать на качественно новый уровень обеспечения безопасности личности, общества и государства.

При изучении вопросов функционирования органов местного самоуправления в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возникает необходимость глубокого изучения полномочий органов местного самоуправления.

Основной характеристикой местного самоуправления является административная самостоятельность территориальных коллективов и их органов в отношениях с государством. Самостоятельность самоуправления основана не на собственном праве, как у субъектов Федерации, а на законе, акте центральной власти. Права муниципалитета производны, поскольку самоуправляющая территория обладает лишь административной, но не политической самостоятельностью [5].

Местное самоуправление и его организационно-правовое содержание в современном виде является продолжением государственного управления общественными процессами на местах. Оно адаптирует государственное управление применительно к местным особенностям с учетом исторических и иных местных традиций и интересов. Именно на муниципальном уровне государственное управление окончательно реализуется, получает оформленное выражение в нормативных правовых актах, достигает своих целей и решает поставленные перед ней задачи [5].

Можно с уверенностью утверждать, что исполнительная власть занимает важное место в нормотворческой деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, основное функциональное предназначение исполнительной власти состоит в обеспечении реализации муниципальных правовых актов соответствующих муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления играют ведущую роль по формированию на территории муниципального образования муниципального элемента подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящего в состав

территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации. Именно на исполнительные органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию основных элементов муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: координационных органов; постоянно действующих органов управления; органов повседневного управления; сил и средств; резервов финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Российская Федерация имеет достаточно развитое законодательство в сфере предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Вместе с тем, для повышения его эффективности необходимо решение ряда проблем.

Одна из проблем связана с большой фрагментарностью законодательства, действующего в этой сфере (в общей сложности, действует около 2 500 нормативных правовых актов), что стало причиной появления не только значительного числа противоречий между отдельными законодательными актами, но и пробелов в правовом регулировании.

Помимо совершенствования законодательной базы, необходима модернизация муниципальных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций.

В целях повышения эффективности деятельности органам местного самоуправления нужно вести работу с населением, направленную на пропаганду культуры противопожарного поведения, на доведение до сведения граждан информации о порядке их действий в чрезвычайных ситуациях [7].

Отдельно необходимо остановиться на вопросах совершенствования муниципального правового регулирования.

Недостаточный уровень бюджетной обеспеченности многих муниципальных образований не позволяет органам местного самоуправления в должной мере реализовывать мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникают сложности с созданием резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций [2].

Согласно статьям 14, 15 Федерального закона РФ № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения и поселений, и муниципальных районов относится:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что позволяет, как сужать, так и расширять полномочия органов местного самоуправления, что негативно сказывается на реализации потенциала местного самоуправления в этой сфере.

Помимо этого, в законе эти вопросы сформулированы одинаково. Но

муниципальный район и поселения в его составе обладают территориальной общностью, поэтому вопрос о том, кто должен бороться с чрезвычайными ситуациями в случае их возникновения - поселение или район - остается неурегулированным [3].

Говоря об осуществлении указанных полномочий органами местного самоуправления, в первую очередь нужно отметить, что многие предложения по совершенствованию в муниципалитетах работы по вопросам предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций, так или иначе, затрагивают компетенцию федеральных или региональных органов государственной власти [1, 2].

Проблема разграничения полномочий в этой сфере также имеет место на муниципальном уровне - между муниципальным районом и поселениями в его составе.

Представляется, что такие полномочия должны быть закреплены за муниципальными районами, поскольку поселения, как правило, не обладают достаточными материальными и кадровыми ресурсами для осуществления этих функций.

Помимо совершенствования законодательной базы, необходима модернизация муниципальных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций.

В целях повышения эффективности деятельности органам местного самоуправления нужно вести работу с населением, направленную на пропаганду культуры безопасного поведения, на доведение до сведения граждан информации о порядке их действий в чрезвычайных ситуациях.

Такая информация может размещаться любыми доступными способами: в СМИ, в сети «Интернет», в специализированных телепередачах и видеороликах на телевидении, на информационных стендах, по радио и т.д.

Кроме того, важнейшую роль в предупреждении чрезвычайных ситуаций играют общественные организации. Органы местного самоуправления должны обеспечить максимальное взаимодействие с ними в этом направлении, так как контроль со стороны общественности будет только способствовать повышению их эффективности при осуществлении этих полномочий.

Одним из перспективных направлений работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций является расширение межмуниципального сотрудничества в этой сфере. Так, посредством объединения сил и ресурсов соседние поселения могли бы совместно осуществлять обучение граждан, в том числе, учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях, проводить межмуниципальные конкурсы, тренировки и т.п.).

Также следует усилить работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в организациях и предприятиях, прежде всего, на уровне принятия ими локальных правовых актов, предусматривающих особый порядок действий сотрудников в чрезвычайных ситуациях в целях оперативного преодоления административных барьеров.

Как видим, большинство из указанных предложений по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций либо затрагивает компетенцию органов государственной власти, и соответственно, не может быть реализовано муниципалитетами самостоятельно, либо требует выделения значительных финансовых и кадровых ресурсов, что многие муниципальные образования в настоящее время себе позволить не могут.

Отдельного внимания заслуживает глава пятая Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», закрепившая следующие формы непосредственного выражения власти муниципального сообщества:

1) муниципальный референдум и муниципальные выборы (высшее непосредственное выражение власти муниципального сообщества);

2) иные формы непосредственного волеизъявления сообщества в осуществлении муниципальной власти (сходы граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания и т.д.) [3].

Таким образом, на сегодняшний момент реальным шагом по приближению МЧС России к населению могло бы стать усиление взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальным сообществом посредством использования форм непосредственного волеизъявления и опросов жителей муниципального сообщества по вопросам, требующим первоочередного решения в области обеспечения безопасности и с учетом полученных данных планирование развития и функционирования муниципальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Рассматривая полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности [1], необходимо остановиться более детально на вопросах местного значения «обеспечение первичных мер пожарной безопасности» в границах территории муниципального образования.

Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров во многом зависит от уровня обеспечения первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в статье 63 [4] определил, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах

развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Впервые нормативно-правовая база обеспечения первичных мер пожарной безопасности была заложена в Федеральном законе РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 18, 19), которые определили полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Осуществление первичных мер пожарной безопасности необходимо реализовывать с привлечением населения к их проведению в порядке, устанавливаемом правовыми актами органов местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности.

Рассмотрев полномочия органов местного самоуправления становится очевидным, что качество и оперативность работы всей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций зависит от своевременного сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях между организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. Очевидно, что полноценная реализация полномочий органами местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возможно только при наличии сформировавшейся и реально действующей нормативно-правовой базы их обеспечения на всех уровнях власти: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Для

каждого из видов муниципальных образований необходимо определить минимально необходимый перечень муниципальных правовых актов, которые, в случае их принятия, могли бы послужить основой правового регулирования отношений, складывающихся в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» //Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649; 1995. № 35. Ст. 3503; 1996. № 17. Ст. 1911; 1998. - №4. - Ст. 430.

2. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

3. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

4. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 30 (Ч.1) ст. 3579.

5. Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и её субъектов / Аникин С.Б. - Административное право и процесс. - 2008. - № 5. - С. 3.

6. Сметанкина Г.И. Первичные меры пожарной безопасности / Сметанкина Г.И. - Фондовая лекция. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2009. -5-6 с.

7. Сметанкина Г.И. Реформирование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера: Матер. XXVII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию МЧС России в 3 ч. «Актуальные проблемы пожарной безопасности». 2015 Изд-во: Москва, ФГБУ ВНИИПО МЧС России - С.204-212.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТИЗИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

В.М. Усков, профессор, д.мед.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

О.Н. Болдырева, доцент, к.т.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

В условиях развития промышленных производств и использоания новых материалов появляется тенденция к возникновению чрезвычайных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.