должностных лиц), который облегчит процедуру опроса и поможет более точно определить обстоятельства и причины несчастного случая, происшедшего с работником ОПЧС.
Результаты работы нашли применения в учебном процессе при изучении специальной дисциплины, «Охрана труда» на кафедре Управления защитой от чрезвычайных ситуаций при подготовке по специальности «Предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций» для системы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также в системе профессиональной подготовки руководителей городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям Учреждения «Гомельское областное управление МЧС Республики Беларусь» при изучении вопросов охраны труда, о чём свидетельствуют акты внедрения в учебный процесс и в практическую деятельность.
Помимо этого отдельные элементы работы в виде схем использовались при оформлении кабинета и уголков охраны труда не только в ГУО «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь, но и во многих подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Реализация предложенных результатов позволит не только улучшить условия труда, снизить производственный травматизм, уменьшить социальные и экономические потери, обусловленные заболеваемостью и травматизмом, но и повысить уровень ответственности и улучшить взаимодействие и координацию деятельности на всех уровнях в обеспечении безопасных условий и охраны труда в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ пожаров и чрезвычайных ситуаций
Г.И. Сметанкина, начальник кафедры, к.т.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж
Согласно 131-ому федеральному закону участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципальных образований всех видов - и городских округов, и муниципальных районов, и поселений.
Говоря об осуществлении указанных полномочий органами местного самоуправления, в первую очередь нужно отметить, что многие предложения по совершенствованию в муниципалитетах работы по
вопросам предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций так или иначе затрагивают компетенцию федеральных или региональных органов государственной власти.
В этой связи представляется, что порядок взаимодействия различных структур, имеющих полномочия в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должен быть чётко закреплён на законодательном уровне. Это, относится, например, и к порядку проведения проверок предприятий и организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций контрольно-надзорными органами. Представляется, что такие проверки должны быть совместными, т.е. к ним следует привлекать сотрудников подразделений администрации муниципального образования по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В настоящее время должностные лица органов местного самоуправления о проведении проверок подобного рода даже не уведомляются.
Проблема разграничения полномочий в этой сфере также имеет место на муниципальном уровне - между муниципальным районом и поселениями в его составе. Согласно статьям 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения и поселений, и муниципальных районов относится:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В законе [4] эти вопросы местного значения сформулированы одинаково. Но муниципальный район и поселения в его составе обладают территориальной общностью, поэтому вопрос о том, кто должен бороться с чрезвычайными ситуациями в случае их возникновения - поселение или район - остается неурегулированным. Представляется, что такие полномочия должны быть закреплены за муниципальными районами, поскольку поселения, как правило, не обладают достаточными материальными и кадровыми ресурсами для осуществления этих функций.
Помимо совершенствования законодательной базы, необходима модернизация муниципальных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
В частности, нужно усилить ответственность должностных лиц местного самоуправления, не принимающих меры к устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности (после предупреждения со стороны контрольно-надзорных органов), - вплоть до их отстранения от должности.
Также в целях повышения эффективности этой деятельности
органам местного самоуправления нужно вести работу с населением, направленную на пропаганду культуры противопожарного поведения, на доведение до сведения граждан информации о порядке их действий в чрезвычайных ситуациях.
Такая информация может размещаться любыми доступными способами: в СМИ, в сети «Интернет», в специализированных телепередачах и видеороликах на телевидении, на информационных стендах, по радио и т.д.
Кроме того, важнейшую роль в предупреждении пожаров и чрезвычайных ситуаций играют общественные организации. Органы местного самоуправления должны обеспечить максимальное взаимодействие с ними в этом направлении, так как контроль со стороны общественности будет только способствовать повышению их эффективности при осуществлении этих полномочий.
Одним из перспективных направлений работы по предупреждению пожаров и чрезвычайных ситуаций является расширение межмуниципального сотрудничества в этой сфере. Так, посредством объединения сил и ресурсов соседние поселения могли бы совместно осуществлять обучение граждан, в том числе, учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях, проводить межмуниципальные конкурсы, тренировки и т.п.)
Также следует усилить работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в организациях и предприятиях, прежде всего, на уровне принятия ими локальных правовых актов, предусматривающих особый порядок действий сотрудников в чрезвычайных ситуациях в целях оперативного преодоления административных барьеров.
Как видим, большинство из указанных предложений по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в сфере предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций либо затрагивает компетенцию органов государственной власти, и соответственно, не может быть реализовано муниципалитетами самостоятельно, либо требует выделения значительных финансовых и кадровых ресурсов, что многие муниципальные образования в настоящее время себе позволить не могут.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
РАСЧЕТ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ НА ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
М.А. Галишев, профессор, д.т.н., профессор
М.И. Архипов, адъюнкт С.В. Тарасов, доцент, к.т.н. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г.Санкт-Петербург
Риском принято называть количественную характеристику опасности, определяемую частотой реализации опасностей. Риск выражают формулой:
Я = п (1)
N v У
где п - число случаев проявления опасностей; N - возможное число случаев проявления опасностей. При расчете коллективного (группового, социального) риска в качестве возможного числа случаев проявления опасностей следует принимать тот или иной коллектив, определенную социальную или профессиональную группу людей.
Кривую роста вероятности какого-либо события по мере изменения управляющих параметров можно моделировать логистической функцией или сигмоидой - гладкой монотонной нелинейной -образной функцией. При моделировании роста опасности (риска) управляющими параметрами являются факторы риска, которые могут принимать положительные и отрицательные значения.
Простейшая логистическая функция может быть описана формулой:
(2)
где функцию Р(г) можно рассматривать как вероятность риска возникновения ЧС, а переменную г- как значения факторов риска.
г = к0+к1г1+к2г2+...+кпгп (3)
где - фоновая величина фактора риска, т.е. величина г, при
нулевых значениях всех специфических факторов риска;
- некоторые коэффициенты, требующие подбора, обычно,
методом наибольшего правдоподобия.
Начальная стадия роста логистической кривой соответствует