ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПРОИСШЕДШИХ С РАБОТНИКАМИ ОРГАНОВ И
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Д.А. Бурминский, заместитель начальника НИО Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,
г.Гомель
В современных условиях производства всё ещё имеют место опасности и сопутствующие им профессиональные риски. Заболеваемость, травматизм, а порой и смертность среди личного состава подразделений по ЧС находится в прямой зависимости от особенностей служебной деятельности, характера выполняемых функций по ликвидации ЧС и от обеспечения безопасных условий и охраны труда. В настоящий момент необходима организация работы по выявлению опасностей, оценке вызываемых ими профессиональных рисков, определению мер по управлению ими. Значимую роль в этом процессе играет внедрение систем управления охраной труда, как инструмента управления рисками и предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поэтому вопросы предотвращения производственного травматизма, а так же качественного и правильного расследования являются весьма актуальными в нынешних условиях труда спасателей.
Объектами исследования явились: динамика несчастных случаев на производстве в Республике Беларусь; динамика несчастных случаев при исполнении служебных обязанностей в ОПЧС; материалы расследований несчастных случаев, происшедших с работниками ОПЧС.
В обзорах о состоянии охраны труда в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям постоянно рассматривается вопрос комплексного изучения обстоятельств и причин несчастных случаев, произошедших с личным составом, необходимость их анализа как показателя неудовлетворительной организации системы управления охраной труда. А именно: имеют место нарушения требований Положения о расследовании и учёте несчастных случаев: объяснения свидетелей и очевидцев не содержат достоверной информации; истинные причины получения травм не устанавливаются, несвоевременно назначается работник, который до прибытия лица, проводящего расследование готовит ряд документов: протокол осмотра места происшествия; планы, схемы (эскизы) и фотоснимки места происшествия; протоколы опросов, объяснения потерпевшего, свидетелей, работников, должностных лиц, что не позволяет в сроки провести служебное расследование. Сам
потерпевший, работник органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям не знает своих обязанностей, (скрывает или вообще не сообщает о происшествии непосредственному руководителю или другому должностному лицу), также часто основной проблемой в установлении причинно-следственной связи между травмой и предшествовавшими ей действиями человека является отсутствие четкой и полной схемы проведения опроса. Всё это приводит к неполному установлению и субъективному исследованию обстоятельств и причин несчастного случая, которые являются основанием наступления страхового случая.
Таким образом, в настоящей работе целью является обоснование значимости качественного изучения обстоятельств несчастного случая, определения его причин, а также построения правильной методики расследования несчастного случая, происшедшего с работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в выработки управляющих воздействий по профилактике травматизма.
В соответствии с целью научной работы ставятся следующие задачи:
- провести анализ травматизма в Республики Беларусь, используя при этом различные методы анализа травматизма;
- на основе проведенного анализа травматизма предложить организационные мероприятия по управлению работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям для улучшения условий и охраны труда;
- на основе статистического анализа определить и рассчитать коэффициенты частоты и тяжести травматизма в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
- обосновать значимость качественного проведения опроса потерпевшего, очевидцев, должностных лиц;
- разработать схемы проведения опроса, которые помогут выявить истинную причину несчастного случая.
Основные результаты исследований:
- предложена методика анализа травматизма, которая способствует более объективному установлению причинно-следственных связей возникновения и получения травм (гибели);
- на основе проведённого анализа травматизма и рассчитанных коэффициентов частоты и тяжести травматизма предложены управляющие воздействия по улучшению условий и охраны труда в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, а так же программа улучшения условий труда в ГУО «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь;
- обозначена значимость качественного проведения опроса потерпевшего, очевидцев, должностных лиц;
- составлен примерный перечень (алгоритм) вопросов для каждой группы опрашиваемых (потерпевшего, очевидцев, свидетелей и
должностных лиц), который облегчит процедуру опроса и поможет более точно определить обстоятельства и причины несчастного случая, происшедшего с работником ОПЧС.
Результаты работы нашли применения в учебном процессе при изучении специальной дисциплины, «Охрана труда» на кафедре Управления защитой от чрезвычайных ситуаций при подготовке по специальности «Предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций» для системы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также в системе профессиональной подготовки руководителей городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям Учреждения «Гомельское областное управление МЧС Республики Беларусь» при изучении вопросов охраны труда, о чём свидетельствуют акты внедрения в учебный процесс и в практическую деятельность.
Помимо этого отдельные элементы работы в виде схем использовались при оформлении кабинета и уголков охраны труда не только в ГУО «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь, но и во многих подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Реализация предложенных результатов позволит не только улучшить условия труда, снизить производственный травматизм, уменьшить социальные и экономические потери, обусловленные заболеваемостью и травматизмом, но и повысить уровень ответственности и улучшить взаимодействие и координацию деятельности на всех уровнях в обеспечении безопасных условий и охраны труда в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ пожаров и чрезвычайных ситуаций
Г.И. Сметанкина, начальник кафедры, к.т.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж
Согласно 131-ому федеральному закону участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципальных образований всех видов - и городских округов, и муниципальных районов, и поселений.
Говоря об осуществлении указанных полномочий органами местного самоуправления, в первую очередь нужно отметить, что многие предложения по совершенствованию в муниципалитетах работы по