Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении работников органов государственного надзора'

Инновационные технологии в обучении работников органов государственного надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касперов Георгий Иванович, Малашевич В. А.

Представлены результаты внедрения в учебный процесс форм и методов обучения с целью совершенствования работы органов государственного пожарного надзора (ГПН) в области правоприменительной деятельности при проведении проверок по соблюдению противопожарных правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Касперов Георгий Иванович, Малашевич В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении работников органов государственного надзора»

УДК 001.895:378:614.841.3

Г. И. Касперов, кандидат технических наук, доцент (БГТУ);

В. А. Малашевич, старший преподаватель (ГУО «Командно-инженерный институт» МЧС Республики Беларусь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА

Представлены результаты внедрения в учебный процесс форм и методов обучения с целью совершенствования работы органов государственного пожарного надзора (ГПН) в области правоприменительной деятельности при проведении проверок по соблюдению противопожарных правил.

The present article provides results of introduction of new educational methods and forms which are aimed to improve State Fire Inspection functions in the sphere of law-enforcement in fire regulations compliance monitoring.

Введение. В последние десятилетия при уменьшении количества чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (ЧС) (рис. 1) сохраняется рост ущерба от негативных последствий ЧС, которые существенно влияют на экономическую деятельность, жизнь и здоровье людей (табл. 1,2), окружающую среду.

Пожары и взрывы как вид ЧС вызывают тяжелые травмы и гибель людей, а также причиняют весомый материальный ущерб. В Беларуси наибольшие убытки от пожаров и взрывов отмечаются в энергетике. Весьма ощутимый ущерб наносится сельскому хозяйству. Колоссальные материальные потери и экологический ущерб наносят лесные и торфяные пожары, а в зоне отселения, загрязненной радионуклидами, они представляют серьезную проблему.

Важным в этой связи является разработка комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер,

совершенствование деятельности сил и средств, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров.

Проблема возникновения пожаров и гибели людей от них - это острая, нарастающая из года в год социальная проблема. Решать ее необходимо комплексно, используя как традиционные пути и методы, так и новые подходы, концептуальные решения и прогрессивные инновационные технологии. Для достижения указанной цели необходимо проводить целенаправленную работу по устранению причин, способствующих возникновению пожаров и других ЧС.

Правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности в республике определяет Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности», действующий в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики республики.

In-

, — Ш|-11169-

I---- 9548 - 9374 -

■ ■ Н 8687 Н 8894

IIIIII

Рис. 1. ЧС, произошедшие на территории Республики Беларусь за 2005-2010 гг.

Таблица 1

Последствия ЧС (количество погибших людей)

Административно-территориальная единица Количество людей, погибших в ЧС

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Брестская область 147 143 138 134 141 125

Витебская область 205 226 200 199 193 241

Гомельская область 163 164 162 159 158 173

Гродненская область 167 146 137 129 127 123

г. Минск 47 47 39 35 44 30

Минская область 268 268 255 255 253 301

Могилевская область 199 165 160 156 126 117

Республика Беларусь 1196 1159 1091 1067 1042 1110

Таблица 2 Последствия ЧС (количество травмированных людей)

Административно-территориальная единица Количество людей, т равмированных в ЧС

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Брестская область 66 58 107 40 58 177

Витебская область 54 132 97 76 92 108

Гомельская область 51 54 39 64 55 56

Гродненская область 56 63 67 60 54 59

г. Минск 57 56 42 58 86 63

Минская область 83 93 70 47 75 81

Могилевская область 153 55 65 34 53 62

Республика Беларусь 520 511 487 377 473 606

Основная часть. Пожар - неконтролируемое горение вне специального очага, приводящее к ущербу. После того, как пожар потушен, работа органов и подразделений по ЧС Республики Беларусь не заканчивается — наступает новый ее этап, не менее ответственный, чем тушение пожара - расследование [1].

Установление причины пожара является важным условием для успешного его расследования. Возникновение пожара есть следствие ряда событий и обстоятельств, сложившихся еще до него, которые и обусловливают его причину. Поэтому для установления причины необходимо выяснить те обстоятельства, которые предшествовали возникновению пожара [2]. Выясненные события и обстоятельства являются основой для выдвижения версий возникновения пожара [3]. Версия служит фундаментом для накопления, упорядочения, обработки и планирования дальнейшего сбора информации.

Пожар не всегда является результатом совершенного преступления, поэтому по большинству происходящих пожаров уголовные дела не возбуждаются. Их причины устанавливаются в служебном порядке. Это обязывает работников органов и подразделений по ЧС, особенно специализирующихся на дознании, иметь достаточную правовую подготовку [4].

Наряду с этим, не менее острой сегодня является проблема качества расследования пожаров, установления причин их возникновения и недопущения нарушения законности в ходе

осуществления процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий органом дознания Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Республики Беларусь. Достижение данных целей невозможно без подготовки квалифицированных специалистов, способных качественно и в минимальные сроки решать поставленные задачи в указанном направлении деятельности. На сегодняшний день это доминирующая цель Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь (КИИ). Одной из задач обучения курсантов и слушателей, как специалистов в области дознания по пожарам, является освоение ими задач в рамках применения законодательных и нормативных правовых актов. Необходимость глубокой правовой подготовки диктуется требованием Уголовно-процессуального законодательства по самостоятельному проведению органами ГПН дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении законодательства в области пожарной безопасности.

Сегодня реализация задач по повышению качества осуществления дознания по делам о пожарах и преступлениях, связанных с ними, определена одним из приоритетных направлений деятельности органов ГПН. На основе этих предпосылок на кафедре организации деятельности органов и подразделений по ЧС КИИ создается кабинет игрового моделирования для подготовки специалистов в области дознания по пожарам (рис. 2).

Рис. 2. Кабинет игрового моделирования в области дознания по пожарам

Основная цель создания кабинета — повышение качества практического обучения, обеспечение условий для проведения учебных занятий по криминалистике с использованием инновационных эффективных методов обучения с применением криминалистической и компьютерной техники.

Кабинет игрового моделирования предназначен для проведения учебных занятий по дисциплинам:

— «Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» (раздел «Уголовное и уголовно-процессуальное право Республики Беларусь»);

— «Курс подготовки эксперта-дознавателя»;

— «Методика расследования пожаров».

Планируются следующие формы учебных

занятий:

— работа с программным обеспечением для моделирования деятельности органов ГПН как органов дознания;

— просмотр и обсуждение под руководством профессорско-преподавательского состава видео- и фотоматериалов с мест пожаров;

— проведение ролевых игр в малых и больших группах с использованием ситуационных задач на основе фабул реально произошедших

пожаров для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков действий в предлагаемых условиях;

— проведение конкурсов и конференций, дискуссий в различных формах (круглый стол, переговоры, дебаты, заседание экспертной группы, симпозиум), где будут обсуждаться проблемные вопросы формирования практических навыков процессуальных действий по производству дознания и расследования пожаров;

— информирование обучаемых об изменениях в нормативных правовых актах Республики Беларусь, обсуждение различных правовых тем, комментарии к ним;

— проведение комплексных тестирований с целью отработки в интерактивном режиме учебного материала и контроля уровня знаний обучаемых.

Кабинет рассчитан на размещение двадцати восьми обучаемых (рис. 3). В кабинете предусмотрена установка интерактивной доски для объяснительно-иллюстративного и активно-деятельностного типов обучения.

В помещении кабинета выделены две зоны:

-зона преподавателя, оборудованная интерактивной доской;

— зона обучаемых на 28 рабочих мест.

Рис. 3. Размещение обучаемых в кабинете игрового моделирования

Интерактивная доска позволяет применять как традиционные методы обучения, так и инновационные, в том числе:

1) обучающие:

— «иллюстрация» - подтверждает или опровергает некоторые теоретические положения или утверждения (фотоматериалы «Очаг пожара и его признаки», «Последствия проявления опасных факторов пожара», от простого к сложному; фото- и видеоматериалы произошедших пожаров в зданиях Ф1—Ф5 и т. д.);

-«упражнение», когда обучаемые должны выполнить практические действия с информацией или предметом («Осмотр места пожара» -составление протокола осмотра места происшествия, планов, чертежей, схем и фототаблиц; «Очаг пожара» - поиск, определение и фиксация, изъятие и упаковка вещественных доказательств при помощи инструментов, приборов и материалов, входящих в комплект унифицированного чемодана для осмотра места пожара);

2) контролирующие:

— оценка правильности совершенного действия («Видеонарезка», когда обучаемый в течение 5—10 минут просматривает видеоматериалы, а затем сообщает преподавателю о тех обстоятельствах, которые смог обнаружить; осмотр места пожара с целью установления очага пожара с привлечением практических работников органов и подразделений по ЧС для контроля правильности действий курсантов);

— проведение деловых игр, конференций по дисциплинам кафедры и т. д.

Процесс обучения курсантов и слушателей в кабинете игрового моделирования будет осуществляться в форме ролевой игры, разделив подгруппу на дознавателя, свидетеля, потерпевшего и прочих участников уголовного процесса по определенной схеме.

Предусматривается установка демонстрационной витрины, содержащей:

-бланки и образцы уголовно-процессуальных документов, оформляемых при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и расследовании уголовных дел данной категории;

— сведения об опыте работы отечественных и зарубежных органов, осуществляющих дознание и расследование уголовных дел;

— вещественные доказательства, изъятые при производстве осмотров мест происшествий, в зависимости от причины возникновения пожаров.

Заключение. Предлагаемые технологии обучения и внедрение их в учебный процесс при подготовке работников органов госнадзора в учреждениях высшего образования Республики Беларусь позволят повысить уровень работы органов ГПН в области правоприменительной деятельности при проведении проверок по фактам пожаров и нарушениям противопожарных правил.

Литература

1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. — Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2009. - 146 с.

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. — Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. - 448 с.

3. Мегорский, Б. В. Методика установления причин пожаров / Б. В. Мегорский. - М.: Строй-издат, 1966. - 240 с.

4. Федотов, А. И. Пожарно-техническая экспертиза / А. И. Федотов, А. П. Ливчиков, Л. Н. Ульянов. - М.: Стройиздат, 1986. - 350 с.

Поступила 28.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.