Научная статья на тему 'Государственный пожарный надзор в республике Беларусь: правовая основа, принципы организации и осуществления'

Государственный пожарный надзор в республике Беларусь: правовая основа, принципы организации и осуществления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1073
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА / STATE FIRE CONTROL / STATE FIRE AUTHORITIES / OFFICIALS OF STATE FIRE CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаркин С. В.

Показана организация и принципы осуществления государственного пожарного надзора; дан анализ нормативных правовых актов, определяющих систему, полномочия должностных лиц и органов государственного пожарного надзора в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Fire Control in Belarus: Legal Base, Principles of Management

The article describes the principles of the state fire control management; analysis of normative certificates that define the system, authority officials and the state fire control agencies in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Государственный пожарный надзор в республике Беларусь: правовая основа, принципы организации и осуществления»

С. В. Макаркин

канд. юрид. наук, доцент,

начальник кафедры Уральского института

ГПС МЧС России, г. Екатеринбург, Россия

УДК 614.84

государственный пожарный надзор в республике Беларусь: правовая основа, принципы организации и осуществления

Показана организация и принципы осуществления государственного пожарного надзора; дан анализ нормативных правовых актов, определяющих систему, полномочия должностных лиц и органов государственного пожарного надзора в Республике Беларусь.

Ключевые слова: государственный пожарный надзор; органы государственного пожарного надзора; должностные лица органов государственного пожарного надзора.

Правовую основу и принципы организации государственного пожарного надзора (далее — госпожнадзор) в Республике Беларусь (РБ) определяет Закон Республики Беларусь "О пожарной безопасности" от 15 июня 1993 г. № 2403-Х11 [1] (далее — Закон). В соответствии с ним госпожнадзор в республике проводится в целях защиты при пожарах жизни и здоровья людей, национального достояния и обеспечения устойчивого функционирования экономики ([1], ст. 32). В свою очередь, порядок осуществления госпожнадзора в республике устанавливается Положением по осуществлению государственного пожарного надзора [2] (далее — Положение).

Несмотря на то что в законодательстве РБ [1] вопросам госпожнадзора посвящен целый раздел (разд. V), его положения не содержат определения понятия "государственный пожарный надзор". Не раскрывает суть этого понятия и Положение [2].

Госпожнадзор согласно ст. 4 Закона [1] за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, осуществляется органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами ГПН. На это также указывает и ст. 33 Закона [1].

Органы ГПН при осуществлении госпожнадзо-ра руководствуются Конституцией РБ [3], иными

© Макаркин С. В., 2011

актами законодательства РБ и Положением [2]. Органы ГПН образуют систему, в которую входят (согласно п. 10 [2]):

1) органы ГПН МЧС:

- управление надзора и профилактики МЧС (УНиП);

- отдел экспертизы лицензируемых видов деятельности и отдел сертификации учреждения "Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности" МЧС (РЦСиЭ);

2) органы ГПН областных (Минского городского)

управлений МЧС:

- отдел надзора и профилактики, отдел нормативно-технической работы и предупреждения чрезвычайных ситуаций областных (Минского городского) управлений МЧС;

- сектор надзора и профилактики на объектах метрополитена Минского городского управления МЧС;

- отделения (группы) экспертизы лицензируемых видов деятельности (лицензирования) научно-практических (научно-исследовательских) центров областных (Минского городского) управлений МЧС;

3) органы ГПН городских (районных) отделов по

чрезвычайным ситуациям (ГРОЧС):

- инспекции ГПН ГРОЧС.

Органы ГПН осуществляют свою деятельность по административно-территориальному принципу на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим (п. 7 и 11 [2]). В отдельных случаях

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2011 ТОМ 20 №12

по решению Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору возможно осуществление деятельности одного органа ГПН на территории административно-территориальной единицы, закрепленной за другим органом. Обоснованные предложения для принятия такого решения вносят органы ГПН областных (Минского городского) управлений МЧС (п. 7 [2]).

Систему органов ГПН определяет Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору. В своей деятельности органы ГПН взаимодействуют с другими органами государственного надзора.

Отметим, что в Законе [1] упоминается в качестве должностного лица органов ГПН только Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору. В свою очередь Положение [2] расширяет перечень должностных лиц органов ГПН. Так, согласно п. 13 [2] к должностным лицам органов ГПН относятся:

1) должностные лица органов ГПН МЧС:

- Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору — первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

- заместители Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору — начальники УНиП и РЦСиЭ;

- старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору — работники УНиП, отделов сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности РЦСиЭ;

2) должностные лица органов ГПН областных (Минского городского) управлений МЧС:

- главные государственные инспекторы области (г. Минска) по пожарному надзору — начальники областных (Минского городского) управлений МЧС;

- заместители главных государственных инспекторов областей (г. Минска) по пожарному надзору — первые заместители начальников областных (Минского городского) управлений МЧС;

- старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по пожарному надзору — работники отделов надзора и профилактики, нормативно-технической работы и предупреждения чрезвычайных ситуаций областных (Минского городского) управлений МЧС, сектора надзора и профилактики на объектах метрополитена Минского городского управления МЧС, отделений (групп) экспертизы лицензируемых видов деятельности (лицензирования) научно-практических (научно-ис-

следовательских) центров областных (Минского городского) управлений МЧС; 3) должностные лица органов ГПН ГРОЧС:

- главные государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору — начальники ГРОЧС;

- государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору — заместители начальников ГРОЧС по ГПН (начальники инспекций ГПН), работники инспекций ГПН ГРОЧС, начальники пожарных аварийно-спасательных постов (имеющие специальные звания среднего и старшего начальствующего состава).

В случае отсутствия Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору, главных государственных инспекторов областей (г. Минска) по пожарному надзору исполнение обязанностей возлагается на их заместителей. При отсутствии главных государственных инспекторов городов (районов) по пожарному надзору исполнение обязанностей возлагается на должностных лиц органов ГПН, замещающих их по должностным обязанностям.

Нельзя недооценивать роль органов ГПН РБ в обеспечении пожарной безопасности страны, так как они наряду с Советом Министров РБ, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами осуществляют государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности (ст. 3 Закона [1]).

Говоря об обязанностях должностных лиц органов ГПН, в очередной раз обратимся к тексту Закона [1]. Согласно ст. 35 органы ГПН РБ:

• осуществляют надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и гражданами требований настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, в том числе требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• дают заключения по проектам технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• осуществляют выборочный контроль за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

• информируют население о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности;

12

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНаСТЬ 2011 ТОМ 20 №12

• оказывают помощь внештатным пожарным формированиям в организации профилактической работы и боевой подготовки;

• участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов;

• оказывают помощь республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в обучении учащихся, студентов и работников требованиям пожарной безопасности;

• осуществляют в соответствии с законодательством Республики Беларусь [4, 5] производство дознания по уголовным делам о пожарах и (или) нарушении противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях.

Перечисленные обязанности органов ГПН РБ в п. 12 [2] закреплены в качестве функций рассматриваемых надзорных органов.

Необходимо отметить, что на должностных лиц органов ГПН запрещается возлагать обязанности и давать поручения, которые могут повлиять на качество работы и независимость при осуществлении надзорных функций. В случае нарушения указанного требования должностное лицо органа ГПН вправе обратиться к вышестоящему главному государственному инспектору по пожарному надзору, в том числе непосредственно к Главному государственному инспектору РБ по пожарному надзору (п. 6 [2]).

Должностные лица органов ГПН несут ответственность в установленном законодательством порядке за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей (п. 8 [2]).

В соответствии с законодательством РБ (ст. 36 Закона [1]) органам ГПН для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

• проводить пожарно-техническое обследование объектов, выдавать предписания, предупреждения, заключения и рекомендации по устранению нарушений требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации. Отметим, что Закон запрещает обследование индивидуальных жилых домов и построек при них, квартир в ночное время;

• утверждать в соответствии со своей компетенцией нормы и правила пожарной безопасности, другие технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности. Отметим, что нормы и правила пожарной безопасности, иные технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности и используемые при осуществлении строительной деятельности,

утверждаются после их согласования с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;

• приостанавливать действие технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, не согласованных с органами ГПН и противоречащих требованиям пожарной безопасности;

• осуществлять проверку знания вопросов пожарной безопасности работниками и гражданами в предусмотренных законодательством случаях;

• требовать и получать от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений и выпускаемой продукции, а также о пожарах и их последствиях;

• координировать проведение научных исследований и государственных испытаний в области обеспечения пожарной безопасности, участвовать в проведении данных исследований и испытаний, осуществлять в пределах своей компетенции подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности и лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности;

• привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, инженерно-технических и других работников объектов для участия в разработке противопожарных мероприятий, проведения по-жарно-технических экспертиз, а в случае необходимости и для участия в работе по контролю за соблюдением технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• приостанавливать полностью или частично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и проектной документации, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением названных требований. Следует особо отметить, что приостановка осуществляется без соответствующего предупреждения, если создана непосредственная угроза возникновения пожара;

• запрещать выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требова-

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2011 ТОМ 20 №12

13

ниям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• рассматривать в соответствии с законодательством Республики Беларусь дела об административных правонарушениях;

• издавать техническую, информационно-справочную и другую литературу, направленную на предупреждение пожаров и совершенствование деятельности по обеспечению пожарной безопасности;

• согласовывать проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований. Кроме того, в соответствии со ст. 11 Закона [1]

органы ГПН имеют право требовать от государственных средств массовой информации бесплатно помещать в них и передавать для населения информацию противопожарной направленности.

Говоря о деятельности должностных лиц органов ГПН, отметим, что Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору осуществляет в соответствии с законодательством РБ руководство органами ГПН. Компетенция Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору устанавливается законодательством РБ. Однако Закон [1] напрямую не определяет его права. Некоторые из них можно выделить, анализируя содержание отдель-

ных статей Закона [1]. Так, в ст. 8 указано, что Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору в рамках своей компетенции:

• определяет порядок функционирования системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• согласовывает технические нормативные правовые акты системы противопожарного нормирования и стандартизации в порядке, установленном законодательством РБ.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона [1] Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору устанавливает перечень ввозимых в республику и выпускаемых на ее территории средств противопожарной защиты, а также изделий, представляющих пожарную опасность. Кроме того, он определяет перечень и компетенцию других должностных лиц органов ГПН (ст. 34 [1]).

Отметим, что в п. 15-22 [2] конкретизируются права Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору и четко определяются права других должностных лиц органов ГПН.

Немаловажным является и то, что согласно законодательству (ч. 3 ст. 36 [1]) работники органов ГПН являются представителями власти. При исполнении своих служебных обязанностей указанные лица руководствуются законодательством РБ и подотчетны только вышестоящим должностным лицам органов ГПН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О пожарной безопасности : Закон РБ от 15 июня 1993 г. № 2403-XII // Ведомости Верховного Совета РБ. — 1993. — № 23, ст. 282.

2. Об утверждении положения по осуществлению государственного пожарного надзора: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ от 25 июня 2003 г. № 26 // Национальный реестр правовых актов РБ. — 2003. — № 82, 8/9795.

3. Конституция Республики Беларусь : 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный правовой Интернет-портал РБ. Эталонный банк данных правовой информации РБ. — URL: http:\\pravo.by\webnpa\text.asp?RN=V19402875 (дата обращения: 20.08.2011).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс РБ от 16 июля 1999 г. № 295-З (с послед. изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов РБ. — 1999. — № 76, 2/50.

5. Об административных правонарушениях : Кодекс РБ от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с послед. изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов РБ. — 2003. — № 63, 2/946.

Материал поступил в редакцию 12 октября 2011 г.

Электронный адрес автора: mak_s@e1.ru.

14

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВВБЕЗВПАСНПСТЬ 2011 ТОМ 20 №12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.