Научная статья на тему 'О формировании криминалистических знаний у обучающихся на i ступени высшего образования по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»'

О формировании криминалистических знаний у обучающихся на i ступени высшего образования по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Набатова А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании криминалистических знаний у обучающихся на i ступени высшего образования по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»»

воинские формирования, не имеют достаточных знаний и навыков, необходимых для решения задач военного времени.

Таким образом, процесс подготовки бакалавров по направлению «Техно-сферная безопасность» требует совершенствования. Необходимо уделить внимание обеспечению всех видов практик, внести изменения в учебный план, совершенствовать учебно-материальную базу для проведения практических занятий.

Библиографический список

1. Приказ Министра от 23 ноября 2005 г. № 836 «О применении в системе МЧС России Приказа Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации»».

2. Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России, 2009.

3. Приказ Министра от 22 марта 2012 года № 138 «О проведении занятий с курсантами и слушателями образовательных учреждений МЧС России в 179 Спасательном центре МЧС России, учебных спасательных центрах и центрах подготовки спасателей МЧС России»

4. Указ Президента от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».

О формировании криминалистических знаний у обучающихся на I ступени высшего образования

по специальности

«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

Набатова А. Э.,

Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Гомель

В настоящее время, учреждения высшего образования МЧС Республики Беларусь осуществляют подготовку инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по образовательному стандарту высшего образования I ступни третьего поколения [1].

Важным элементом данного стандарта является «Компонент учреждения высшего образования», в рамках которого определены специальные дисциплины, направленные на формирование компетенций будущего специалиста по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важное место в компоненте учреждения высшего образования занимает дисциплина «Надзорная и правоприменительная деятельность». Целью ее изучения является подготовка высококвалифицированных специалистов для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, обладающих глубокими теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями в организации государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного по-

жарного надзора, расследования дел по пожарам. Задачами дисциплины выступают - обобщение, систематизация и формирование у обучаемых теоретических знаний и практических навыков в области организации государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного пожарного надзора, расследования дел по пожарам, осуществлении регулирования и управления в обеспечении пожарной безопасности.

Таким образом, можно констатировать, что наряду с изучением будущими специалистами различных нормативных правовых актов в рамках заявленной дисциплины, возникает необходимость рассмотрения вопросов, связанных с криминалистическим обеспечением расследования дел по пожарам. Для этих целей в учебной программе разработан и включен самостоятельный раздел «Расследование дел по пожарам». В нем комплексно рассматриваются вопросы уголовного права и уголовного процесса, криминалистики в объеме, необходимом для инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В пользу изучения заявленного раздела можно высказать несколько аргументов. Во-первых, в Республике Беларусь ежегодно происходит более 7 000 пожаров (например, в 2012 г. зарегистрировано 7410 пожаров -949 человек погибло, 2011 г. - 1110 человек, по состоянию на 19.11.2013 г. произошло 6038 пожаров, погибло 654 взрослых и 18 детей), каждый 7 пожар сопровождается гибелью людей, некоторые из них носят криминальный характер, велик материальный ущерб. Практически по каждому из них осуществляются проверки в рамках УПК, с проведением неотложных следственных действий, в том числе до возбуждения уголовного дела.

В условиях современного динамически развивающегося государства, которым является Республика Беларусь ситуация связанная с гибелью людей на пожарах, причинением ущерба экономике, экологии является недопустимой с точки зрения демографической, экономической, экологической, безопасности страны.

Во-вторых, за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена уголовная ответственность: части 2 и 3 ст. 218 УК «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества», ст. 219 УК «Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности», ст. 270 УК «Уничтожение либо повреждение торфяников», ст. 276 УК «Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности», ст. 304 УК «Нарушение правил пожарной безопасности» [2].

В-третьих, пожар независимо от причины его возникновения является чрезвычайной ситуацией, которая может повлиять на различные сферы жизнедеятельности общества и национальную безопасность Республики Беларусь. Результаты пожаров, как правило, вытекают в значительный материальный ущерб для отдельного собственника и государства, в некоторых случаях влекут гибель людей, наносят вред экологии. Не всегда причина пожара носит криминальный подтекст, однако его последствия могут быть значительнее и глобальнее чем от нескольких десятков преступлений.

В-четвертых, обеспечение пожарной безопасности вовлечены министерства и ведомства. Основополагающую роль можно определить Министерству

по чрезвычайным ситуациям. Примечательным является тот факт, что в соответствии с п. 8 ст. 37 УПК органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и осуществляют четыре вида уголовно-процессуальной деятельности, являясь при этом инженерами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

— осуществляют прием и регистрацию заявлений и сообщений о пожарах;

— проводят проверки заявлений и сообщений о пожарах в рамках УПК;

— осуществляют дознание по делам о пожарах, проводят неотложные следственные действия;

— исполняют поручения следователя о проведении следственных действий и проверочных мероприятий [3].

Таким образом, можно констатировать следующее. Указанные выше четыре вида деятельности осуществляют не юристы. На сегодняшний день сложилась ситуация, что на законодательном уровне данная проблема не разрешима, и упразднить функцию дознания в органах государственного пожарного надзора не представляется возможным в силу исторически сложившейся правоприменительной практики. Юридические знания органов государственного пожарного надзора, как правило, формируются с опытом работы по производству дознания. В рамках МЧС Республики Беларусь делались неоднократные попытки, на уровне локальных нормативных правовых актов, отдельных методических рекомендаций, по приведению в систему данного вида деятельности.

В связи с вышеизложенным, существует настоятельная необходимость в рамках образовательного процесса, в рамках рассматриваемой специальности, формировать криминалистические знания у инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как представляется, в систему криминалистической подготовки правомерно включены для изучения следующие вопросы:

— уголовно-правовой компонент;

— уголовно-процессуальный компонент;

— научно-технические средства, используемые при проведении неотложных следственных действий;

— криминалистическая характеристика поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности, обстоятельства подлежащие доказыванию по делам данной категории;

— тактику проведения неотложных следственных действий;

— пожарно-техническую экспертизу

Библиографический список

1. Образовательный стандарт высшей школа на первой ступени высшего образования по специальности 1-94 01 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» - ОСВО 1-94 01 01-2013. - Минск, 2013. - 30 с.

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой Представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: с изм. и доп. по сост. на 26 октября 2012 г., № 435-3 // Национальный

Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://www. pravo. by - Дата доступа: 06.12.2013.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой Представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: с изм. и доп. по сост. на 13 июля 2012 г. // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://www.pravo.by - Дата доступа: 06.12.2013.

Сущность и особенности развития

инновационных образовательных процессов в высшей школе

Назаренко К. С.,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Воронеж

Сегодня необходимость развивать инновационные процессы в сфере высшего образования признается на всех уровнях системы образования. Однако разработка и внедрение инноваций сталкиваются со значительными трудностями. Отсутствие материальной заинтересованности в инновационной деятельности, разобщенность вузовских коллективов, отсутствие сотрудничества в инновационных процессах, консерватизм преподавательского состава, их нежелание менять привычные формы и методы деятельности тормозят развитие инновационных процессов. Высшие учебные заведения, на наш взгляд, чрезмерно специализированны и оторваны от процессов, происходящих в материальной и духовной сфере, свидетельством чего является определенное недовольство выпускников высшей школы и заказчиков образовательных услуг качеством профессиональной подготовки. Важным препятствием на пути инноваций является недостаточная эмоционально-психологическая подготовка преподавателей, материальная заинтересованность, недостаточная подготовленность и низкая мотивация преподавателей к освоению образовательной инновации. Такая ситуация оказывается наиболее рельефна в проектировании и реализации профессионально-педагогической деятельности преподавателя в условиях развития инновационных процессов в высшей школе.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения представленных выше противоречий в образовании, связанных с инновационными процессами.

Целью статьи является анализ сущности и особенностей развития инновационных процессов в высшей школе, видов инноваций, характеристика инновационной деятельности преподавателя высшей школы. Несмотря на то, что этой теме посвящено много научных исследований, понятие «нововведение», «инновация», «инновационная деятельность» неоднозначно трактуются в современной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.