Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами'

К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6004
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЧС РОССИИ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / EMERCOM OF RUSSIA / SUPERVISORY ACTIVITIES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гессе Ж. Ф.

В работе рассмотрены особенности взаимо-действия надзорных органов МЧС России с другими надзорными органами, нацеленного на повышение эффективности деятельности надзорных органов при осуществлении госу-дарственного контроля (надзора) и муници-пального контроля. Показано, что эффектив-ность деятельности надзорных органов МЧС России напрямую связана с успешным меж-ведомственным взаимодействием с другими надзорными органами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гессе Ж. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses interaction features of su-pervisory authorities of EMERCOM Russia with other oversight bodies. This interaction increased effectiveness of supervisory authorities in carrying out state control (supervision) and municipal control. It is shown that the effectiveness of supervisory authorities of EMERCOM Russia is deals with successful interdepartmental cooperation with other oversight bodies within supervisory activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 37.014.61

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

А. К. Кокурин, В. Ю. Емелин, Ж. К. Гессе

Вопросы взаимодействия надзорных органов МЧС России с другими надзорными органами - перспективное, практически ориентированное направление повышения эффективности деятельности надзорных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Основанием этого выступают проблемы, возникающие при осуществлении контрольно-надзорных функций при проведении плановых/внеплановых и документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны различных надзорных органов, в частности, с правоохранительными органами.

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К ним относятся суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции и др.

Среди правоохранительных органов наиболее часто надзорные органы МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры и различными службами органов внутренних дел в пределах их компетенции.

Например, совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, КСБ России, Минэкономразвития России, КСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений» правоохранительные органы осуществляют взаимодействие при ведении единого порядка учёта преступлений на территории Российской Кедерации.

Приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» регламентирован порядок приёма, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений и иным сообщениям, которые регистрируются органами федерального государственного пожарного надзора (КГПН) и направляются по подведомственности для рассмотрения в другие правоохранительные органы.

Наиболее часто надзорные органы МЧС России при исполнении государственной функции за выполнением требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности взаимодействуют с органами прокуратуры, полномочия, организация и порядок деятельности которой определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с учётом их полномочий по следующим направлениям:

1. информирование о состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами;

2. планирование и проведение проверок в рамках мероприятий по контролю за соблюдением требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

3. осуществление административно-правовой деятельности по пресечению нарушений требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях правил пожарной безопасности;

4. участие в проведении прокурорских проверок, оперативно-следственных действий по делам о пожарах и мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5. ведение единого учёта преступлений;

6. участие в работе координационных советов и органах по борьбе с преступлениями;

7. обеспечение исполнения обязанностей и защита прав государственных инспекторов по пожарному надзору и других должностных лиц надзорных органов МЧС России;

8. проведение совместных консультаций, совещаний, семинаров, конференций по правовым вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Важное место в деятельности надзорных органов МЧС России уделяется взаимодействию с различными службами органов внутренних дел, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

В то же время полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Так, совместным приказом МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами» устанавливается порядок взаимодействия органов управления и подразделений ГПС МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами, в соответствии с которым региональные центры МЧС России и органы ГПС МЧС России должны обеспечить: 1. Своевременную передачу в дежурные части соответствующих территориальных органов внутренних дел сообщений:

- об обнаруженных на месте пожара погибших гражданах, а также гражданах, здоровью которых причинён вред, в том числе и не связанный с опасными факторами пожара, либо наступлении иных тяжких последствий;

- о несанкционированном проникновении на объект пожара посторонних лиц, признаках хищения имущества и оборудования с объекта, о повреждении запорных устройств входных дверей и оконного остекления, а также других признаках, свидетельствующих об имевшем место преступлении, предусмотренном соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;

- о пожарах на объектах с массовым пребыванием людей;

- о пожарах в зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- о пожарах, на тушение которых привлечены силы и средства по повышенному номеру (рангу) пожара или для организации их тушения создано три и более боевых участка;

- о пожарах на объектах жизнеобеспечения в соответствии с перечнями, утверждёнными в установленном порядке.

2. Участие должностных лиц органов ФГПН в следственно-оперативных группах для выезда на все случаи крупных пожаров, а также пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью.

3. Своевременное составление акта о пожаре по установленной форме с отражением в нём всех необходимых сведений.

4. Сохранение от уничтожения (повреждения) огнём финансово-хозяйственной документации и технических средств контроля объекта пожара, а также следов (носителей

информации), могущих быть признанными в установленном порядке вещественными доказательствами.

5. Недопущение необоснованного разрушения (повреждения), полного уничтожения или изменения обстановки на объекте пожара, а также уничтожения информации о фактах и явлениях, связанных с развитием пожара, в том числе и до значительных (крупных) размеров.

6. Проведение, при наличии признаков административного правонарушения, по всем пожарам, независимо от размеров причинённого материального ущерба и иных последствий, административного расследования, установленного КоАП РФ.

Органы внутренних дел должны обеспечить:

1. Незамедлительное направление на место происшествия, связанного с пожаром, для его охраны и обеспечения общественного порядка ближайших нарядов полиции, группы немедленного реагирования, участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию, а в необходимых случаях - сотрудников других подразделений органов внутренних дел.

2. Выезд на все случаи крупных пожаров и пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью, следственно-оперативных групп в составе: следователя, эксперта-криминалиста, сотрудников службы криминальной полиции, а также сотрудника органа ГПС (по согласованию, должностное лицо ОНДиПР, исполняющего по должности обязанности дознавателя).

3. Качественный осмотр мест происшествия, связанных с пожарами, и возбуждение уголовных дел в соответствии с подследственностью, за исключением случаев, когда отсутствие состава преступления очевидно.

В целях организации эффективного взаимодействия надзорных органов МЧС России и органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений приказом МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений» определено, что органы ФГПН и органы внутренних дел обеспечивают производство судебных экспертиз и исследований по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и находящимся в производстве:

- органов ФГПН - в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы, а также в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России;

- органов предварительного следствия системы МВД России - в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России, а также в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы.

Органы ФГПН и органы внутренних дел организуют направление в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве органов ФГПН, о преступлениях, совершённых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, объектов исследований (следов рук неустановленных лиц, следов подошв обуви, следов протекторов колес транспортных средств и микрообъектов: микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла), изъятых с мест преступлений (происшествий) для их проверки и постановки на учёт.

Органы внутренних дел организовывают своевременную проверку указанных объектов исследований и их постановку на учёт.

ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России» при наличии соответствующих обращений организовывает в установленном порядке и с учётом имеющихся воз-

можностей стажировку сотрудников судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы на базе экспертно-криминалистических центров МВД России.

ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России» и ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» осуществляют по согласованию регулярный взаимный обмен материалами научно-методического и справочного характера, информацией о проводимых семинарах, сборах, конференциях по проблемам использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.

Деятельность надзорных органов МЧС России по взаимодействию со службами органов внутренних дел осуществляется и по другим вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, например:

- с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями - по вопросам координации сроков проведения плановых и внеплановых проверок организаций, на объектах которых сконцентрированы товарно-материальные ценности, а также в предревизион-ный период;

- с подразделениями вневедомственной охраны - по проверке наличия лицензий на выполнение работ (услуг), связанных с оснащением предприятий установками, системами охранно-пожарной сигнализации, вывода сигналов на пульты централизованного наблюдения и в подразделения ГПС МЧС России, а также сертификатов на соответствующую продукцию, по контролю за порядком несения службы по охране организаций;

- с государственной инспекцией по безопасности дорожного движения - по проведению проверок состояния пожарной безопасности автотранспортных средств на предприятиях;

- со службами полиции, включая вневедомственную охрану, по осуществлению мероприятий по раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с пожарами, применению мер административного воздействия за нарушение и невыполнение требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, а также привлечению сотрудников полиции к проведению в установленном порядке проверок выполнения на объектах отдельных мероприятий, указанных в предписаниях. Взаимодействие осуществляется на основании соглашений, приказов, указаний, договоров, а также разрабатываемыми на их основе совместными планами работ, либо мероприятиями, согласованными с соответствующими службами и включаемыми в планы работ.

Государственные инспекторы по пожарному надзору на обслуживаемой территории по мере необходимости в установленном законом порядке совместно со службами органов внутренних дел осуществляют проверки предприятий, жилых домов, дачных, жилищностроительных, гаражных кооперативов и других объектов защиты, а также рассматривают и принимают решения по протоколам о нарушениях требований пожарной безопасности, составленных сотрудниками полиции, в том числе участковыми уполномоченными полиции.

В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по надзору (контролю) приоритетным становится взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов, соглашение с которой и дополнительное соглашение с которой от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 «О взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов» определяет общие принципы взаимодействия МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений при исполнении:

1. исполнительных документов, выданных судами на основании принятых ими судебных актов, в том числе судебных актов об административном приостановлении деятельности (далее - исполнительные документы);

2. актов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе органов государственного надзора, входящих в систему МЧС России.

В этом случае, задачами взаимодействия МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются:

1. укрепление законности и правопорядка в сферах государственного надзора и исполнительного производства;

2. осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес;

3. повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений об административном приостановлении деятельности, актов уполномоченных органов государственного надзора, в том числе входящих в систему МЧС России, по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов;

4. формирование и проведение совместной информационной политики в установленных сферах деятельности.

Взаимодействие МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных и других формах.

Взаимодействие пресс-служб МЧС России и ФССП России осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и в иных формах сотрудничества.

Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию надлежащего взаимодействия МЧС России и ФССП России обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица МЧС России и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов МЧС России и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов МЧС России и ФССП России.

В целях оперативного обмена информацией допускается её передача между МЧС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (например, в системе межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ). СМЭВ представляет собой федеральную государственную информационную систему, утверждённую Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ. При этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, должностными лицами, осуществляющими передачу (принятие) информации, принимаются меры, направленные на её защиту. Оригиналы документов при необходимости направляются заказной почтой или передаются нарочным.

Обмен информацией из баз данных осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными федеральными и ведомственными нормативными актами. Стороны обязуются в необходимых случаях обеспечивать конфиденциальность получаемой информации и использовать её исключительно в служебных целях.

С целью повышения уровня квалификации должностных лиц надзорных органов МЧС России, совершенствования правоприменительной деятельности, повышения уровня их взаимодействия с судами необходимо проводить совместные совещания руководителей судов общей юрисдикции, арбитражных судов с руководящим составом надзорных органов МЧС России.

Кроме этого, надзорные органы МЧС России могут привлекаться судами к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причинённого жизни, здоровью людей, вреда, причинённого животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юриди-

ческих лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Таким образом, эффективность деятельности надзорных органов МЧС России напрямую связана с успешным межведомственным взаимодействием с другими надзорными органами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений».

2. Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 13.07.2015).

5. Приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами».

6. Приказ МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений».

7. Соглашение от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 «О взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.