Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации системы государственного управления в области пожарной безопасности'

К вопросу об оптимизации системы государственного управления в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации системы государственного управления в области пожарной безопасности»

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С.А. Дашко, Г.И. Сметанкина, к.т.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В последние годы в России, как и в ряде других стран, ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и такую сферу общественных отношений как обеспечение пожарной безопасности.

Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения его надежной защиты и безопасности.

Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы.

Само же понятие «административная реформа» впервые прозвучало в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2001 года, при этом в качестве основной была поставлена следующая задача: «...пересмотреть не только и не столько структуру и штаты, но главным образом -функции органов власти» [1].

Одной из главных задач реформы было определено завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Решение этих задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451.

Пожарная безопасность, являясь одним из видов безопасности, обеспечение которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п.п. «б» и «з» ст. 72 Конституции РФ, соответственно, была также подвергнута реформированию.

Формализованным результатом данного этапа административной реформы стало подписание 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ, основная часть положений, которого вступила в действие 1 января 2005 г. [2].

В сфере общественных отношений, находящихся в ведении МЧС России, это означало, в частности: создание территориальных органов МЧС России -главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (взамен

333

постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации); признание утратившей силу ст. 17 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей совместные полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности; впервые предпринята попытка разграничения полномочий и предметов ведения в указанной сфере общественных правоотношений.

В настоящее время полномочиями по созданию, организации деятельности и финансированию территориальных подразделений пожарной охраны обладают как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Критерий зависимости минимальной численности личного состава противопожарной службы от численности населения заменен на показатель минимального времени прибытия первого подразделения на тушение пожара, но при этом так и не произведено разграничение зон ответственности по исполнению этого требования между уровнями государственной власти и местного самоуправления [3].

Вторая масштабная реформа по перераспределению полномочий между федерацией, регионами и местным самоуправлением, осуществляемая в настоящее время в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 425-рп «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления», затронула полномочие по осуществлению федерального государственного пожарного надзора [4].

Однако, значительное число властных полномочий, в первую очередь контрольно-надзорных, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы в регионах, на инвестиционный климат, по-прежнему осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Вместе с территориальными подразделениями федеральных естественных монополий территориальные органы федеральных органов исполнительной власти составляют преобладающую экономическую власть на территории [5].

На наш взгляд несколько спорным представляется аргумент, о том, что «руководители регионов, обладая необходимой политической ответственностью, административными и политическими рычагами, гораздо эффективнее могут выполнить эту функцию и организовать ее исполнение - любую федеральную функцию, чем руководитель любого территориального органа». Несмотря на это, решение, фактически, принято и на современном этапе необходимо:

1. В целях эффективной защиты населения от пожаров, четкого и однозначного разграничения полномочий и, соответственно, повышения ответственности федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления представляется целесообразным установить и законодательно закрепить их сферы

334

ответственности в зависимости от категории населенных пунктов в работе по созданию и организации деятельности территориальных подразделений пожарной охраны.

2. Обозначить функциональные направления осуществления федерального государственного пожарного надзора в новых условиях.

3. Проводить мониторинг и прогнозирование ситуации, осуществлять работу по выявлению возможных проблем.

4. Сформировать концептуально программу действий по решению данных проблем.

В заключении, хотелось - бы выразить надежду, что проходящие реформы позволят повысить уровень обеспечения пожарной безопасности.

Список использованной литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. -2001. - 4 апреля.

2. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

3. Сметанкина Г.И. Взаимодействие органов ГПН с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). С. 279-281.

4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Роль местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проблемы и пути решения. Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 1. С. 255-260.

5. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе Естественные и технические науки. 2014. № 11-12 (78). С. 461-464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.