ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ) УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПУТЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА
Г.И. Сметанкина, профессор, к.т.н., доцент, О.В. Дорохова, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Материальный ущерб от пожара почти всегда достаточно велик. Ежегодно в результате пожаров выводятся из строя большое количество объектов различного назначения, а для объектов малого предпринимательства, зачастую пожар становится необратимым последствием, после чего предприятие не может функционировать вовсе [3]. Расследование пожаров представляет собой сложную работу, в результате которой не всегда можно установить причину пожара и определить виновное лицо [4], а следовательно и возместить убытки в полном объёме. Конечно, в данном случае, на помощь может прийти противопожарное страхование. Но на сегодняшний день, не многие руководители стремятся заключать такие договора. Собственники полагают, что при проверке органами Госпожнадзора сотрудники выявят все нарушения требований пожарной безопасности, выдадут предписание об их устранении. В то же время, бизнес-сообщество говорит, что проверки надо сокращать, доводить до минимума. В связи с этим одной из важнейших задач, поставленных перед надзорными органами МЧС России на текущий период, является снижение уровня государственного регулирования в области пожарной безопасности. Неотъемлемой частью проводимой работы является оптимизация количества проверок в отношении объектов малого и среднего предпринимательства [1].
Где же выход из этой ситуации? Кто поможет собственнику разобраться с огромным перечнем требований в области пожарной безопасности. На помощь должен прийти аудит пожарной безопасности.
В соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности), наравне с государственным пожарным надзором является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности [2].
Осуществляется независимая оценка пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией, аккредитованной МЧС России в установленном порядке. Основными целями независимой оценки пожарного риска являются: вовлечение собственника в создание условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности и управление системой обеспечения пожарной безопасности; поиск наиболее оптимальных решений по обеспечению пожарной безопасности; реализация мероприятий системы так называемого «гибкого нормирования»; снижение административных барьеров; повышение уровня пожарной безопасности и ответственности собственников имущества [6].
На практике это выражается в том, что собственник объекта защиты,
совместно с аудитором может выработать ту концепцию противопожарной защиты, которая подходит именно для его объекта, оборудовать объект тем комплексом установок противопожарной защиты, который минимально необходим для выполнения условий соответствия требованиям пожарной безопасности на основании анализа величины пожарного риска. Кроме этого, в случае поступления в орган государственного пожарного надзора заключения по результатам проведения независимой оценки пожарного риска на конкретном объекте защиты до утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок (до 20 октября года, предшествующего году проведения плановой проверки), плановая проверка данного объекта планируется по истечении трех лет со дня поступления в орган государственного пожарного надзора данного заключения.
Следует отметить, что в настоящее время в арсенале аудиторов находятся технические средства, позволяющие автоматизировать процесс проведения независимой оценки пожарного риска (например, программно-аппаратный комплекс «IFSES»), а также различные прикладные программные комплексы, реализующие различные методы проведения расчетов пожарного риска [7].
Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте защиты.
Процедура независимой оценки пожарного риска объекта включает в себя следующие этапы:
- подача на рассмотрение заявки о проведении независимой оценки пожарного риска;
- запрашиваются определенные сведения об объекте и проводится предварительный анализ полученных документов;
- подписание договора;
- подготовка программы по проведению независимой оценки пожарного риска, утверждение данной программы и состава группы экспертов;
- анализ предоставленных документов, характеризующих состояние пожарной безопасности объекта;
- комплексное обследование объекта, с целью анализа на соответствие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- проведение расчета по оценке пожарного риска, если имеются отступления от нормативных документов по пожарной безопасности;
- подготовка документации, сопровождающей проведение независимой оценки пожарного риска, выдача заключения по рассматриваемому объекту (вывод о соответствии либо несоответствии данного объекта требованиям нормативных документов по пожарной безопасности).
Несмотря на предпринимаемые меры, проблема избыточности административных барьеров и высоких издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора по-прежнему остается актуальной для взаимоотношений государства и бизнеса [5].
Список использованной литературы
1. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе Естественные и технические науки. 2014. № 11-12 (78). - С. 461-464.
2. Сметанкина Г.И., Шуткина С.А. Правовые основы совершенствования государственной надзорной деятельности в области пожарной безопасности. Матер. VII междунар. науч.-практ. конф: в 4 ч. Научный центр «Диспут». 2015. -С. 27-28.
3. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный пожаром Вестник научных конференций. 2016. № 4-2 (8). -С. 98-99.
4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами. Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России». 2015. № 1. - С. 123-126.
5. Сметанкина Г.И. Взаимодействие органов ГПН с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). - С. 279-281.
6. Сметанкина Г.И. Реформирование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Матер. XXVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию МЧС России в 3 ч.. 2015. - С. 204-212.
7. Сметанкина Г.И. Проблемы обеспечения эффективности государственного надзора в сфере пожарной безопасности В сб.: Пожарная безопасность: «Проблемы и перспективы» сб. ст. по матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. 2012. - С. 89-90.