ISSN 1994-5094 ♦-
137 -♦
Olga Semenovna Chushinskaya,
PhD in Economics,
associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Tamara Makhmutovna Sadykova,
Doctor of Economics, professor,
head of the department of accounting,
business analysis and audit,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
Olga Yevgenyevna Vaganova
PhD in Economics,
associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 657.6
Ольга Семеновна Чушинская,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
4баЬ [email protected]
Тамара Махмутовна Садыкова,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Ольга Евгеньевна Ваганова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
•ИМ* [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НМА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Развитие цифровой экономики и оборонной промышленности - одна из приоритетных задач правительства Российской Федерации. На сегодняшний день оборонная промышленность РФ вносит весомый вклад в ВВП страны. Многообразие хозяйственных операций, осуществляемых оборонными промышленными предприятиями, вызывает необходимость осуществления внутреннего аудита НМА с учетом особенностей их функционирования. Формирование эффективной системы внутреннего аудита на предприятии оборонной промышленности связано с массой трудностей, которые во многом обусловлены необходимостью соблюдения государственной тайны, а также отсутствием достаточного числа специалистов, имеющих соответствующий уровень допуска к проверке финансовых документов. В статье предложен вариант решения данного вопроса, который позволит повысит уровень достоверности и эффективности не только внутреннего аудита НМА на предприятии оборонной промышленности, но и внешнего.
Ключевые слова: оборонная промышленность, НМА, Российская Федерация, внутренний аудит, цифровая экономика.
IMPROVING THE METHODOLOGY OF INTERNAL AUDIT OF INTANGIBLE ASSETS AT DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES
The article states that development of the digital economy and defense industry is one of the priorities of the government of the Russian Federation. At present the defense industry of the Russian Federation provides a significant contribution to the country's GDP. Diverse nature of business operations carried out by the defense industry enterprises necessitates an internal audit of their intangible assets taking into account specific factors of their operation. Building of an effective internal audit system at a defense industry enterprise will undoubtedly be hindered by a lot of difficulties largely due to the existence of state secrets, as well as lack of a sufficient number of experts with a required level of security clearance to audit financial documents. The article presents a way to solve this problem and increase the level of reliability and effectiveness of both internal and external audit of IA at the defense industry enterprise.
Keywords: defense industry, intangible assets, Russian Federation, internal audit, digital economy.
В настоящий момент в Российской Федерации наблюдается устойчивый интерес руководства предприятий к методике организации внутреннего аудита. Большое внимание к развитию и совершенствованию системы внутреннего аудита связано с тем, что он является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности организации [6, с. 63].
Эффективно функционирующие предприятия оборонно-промышленного комплекса является важнейшим средством обеспечения национальной безопасности страны [12, с. 56]. Национальная безопасность приобретает особре значение для успешного осуществления политических, социально-экономических и духовно-идеологических функций государства. Исходя из этого, государство проявляет повышенное внимание к проблемам развития
138 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
оборонно-промышленного комплекса, созданию и производству новых вооружений и военной техники для повышения уровня научно-технического и военно-технического потенциалов Российской Федерации.
В последнее десятилетие в Российской Федерации осуществляется реформа вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. Продолжением реформы вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса явилась система внутреннего контроля и аудита, которая учитывает специфику производства и особенности управления оборонно-промышленным комплексом.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) отражает необходимость наличия системы внутреннего контроля и аудита в Российской Федерации [1, с. 374]. Согласно данному закону, организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовывать и проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета, а также составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Наличие эффективной системы внутреннего контроля и аудита в организации приводит к формированию более адекватной и достоверной информации об осуществляемой деятельности хозяйствующего субъекта. Достоверная информация является основой для принимаемых управленческих решений и ожидания внешних пользователей [2, с. 26].
В настоящее время отсутствует методика аудиторской проверки, которая учитывала бы специфику получаемых доходов и осуществляемых расходов на предприятии оборонной промышленности. Необходимость создания оптимальной модели функционирования службы внутреннего аудита связана с увеличением количества пользователей текущей и отчетной экономической и финансовой информацией как на внешнем, так и на внутрихозяйственном уровнях, а также с затруднением оценки деятельности предприятия и необходимостью повышения эффективности его управления и появлением новых рисков [3, с. 207].
Контроль необходим для улучшения определенной деятельности, а также для устранения и предотвращения возникающих ошибок. Предметом контроля являются осуществленные действия, а полученная информация в процессе предпринятых контрольных мероприятий становится информационной основой для принятия решений. Исходя из этого, систематизированная, структурированная и достоверная информация, полученная при проведении контроля, определяет правильность принимаемых управленческих решений [4, с. 39].
Многие экономисты выделяют контроль как самостоятельную функцию управления, которая имеет собственные предмет и метод. Оптимальный ход любой стадии процесса (планирование, регулирование, экономический учет и анализ) необходимо сопровождать контролем, оказывающим воздействие на эффективность их осуществления [5, с. 125].
Значительно шире в своих работах Т.М. Сады-кова определяет сущность контроля: контроль - это
система наблюдения, проверки и оценки выполнения целей, поставленных перед хозяйствующим субъектом, которая связана с поиском и привлечением резервов увеличения эффективности производства; которая позволяет вовремя выявлять отклонения от требований управленческих решений; которая позволяет исправлять отрицательные результаты, предотвращая негативные тенденции, и усилить действие позитивных факторов - в случае позитивных результатов; а также позволяет установить целесообразность и законность операций и процессов деятельности управляемого объекта [8, с. 63]. Согласно данной точке зрения, контроль является самостоятельной функцией управления экономикой, а также системой активного воздействия на происходящие хозяйственные процессы и особым, целенаправленным видом практической деятельности.
Следует отметить, что целью организации должно являться создание системы, которая помогла бы своевременно выявлять и устранять отклонения, ошибки и неэффективности в работе, способствуя этим повышению эффективности работы. Оценка эффективности системы внутреннего контроля с точки зрения достижения поставленных целей и экономичности является одной из целей внутреннего аудита [11, с. 209].
Отличие контроля от аудита заключается в выполнении ими следующих функций: наблюдение за ходом реализации принятых управленческих решений и обеспечение достоверности финансовой информации [10, с. 119]. Внешний аудит носит разовый характер и использует выборочные методы, а полная уверенность в достоверности информации на протяжении финансового года и в моменты принятия управленческих решений достигается при проведении внутреннего аудита.
Формирование системы контроля и внутреннего аудита в организации сопровождается необходимостью проверки финансово-экономических результатов деятельности, а также требованиями внутренней и внешней среды организации [9, с. 17].
Процессы формирования и функционирования системы внутреннего контроля и аудита приобретают особое значение и специфику, в результате чего внутренний аудит выступает важнейшим элементом этой системы.
Рассмотрим особенности применения методики внутреннего аудита НМА на примере оборонного промышленного предприятия.
Нематериальные активы на оборонных предприятиях имеют довольно большой вес в составе внеоборотных активов. В связи со спецификой деятельности аудируемых оборонных предприятий, а именно производства предметов, относящихся к оборонному заказу, попадающих в разряд оружия и объектов военного назначения, на исследуемом предприятии введена система государственной секретности. Большая часть нематериальных объектов, а именно патенты, полезные модели и промышленные образцы, попадают по своему содержанию и описанию под систему защиты государ-
НБЫ1994-5094 ♦-
139 -♦
ственной тайны. Также в разряд особо охраняемых объектов (в разрезе государственной тайны) попадают и расходы на осуществление НИОКР.
В связи с этим возникает определенная сложность в подборе персонала отдела внутреннего контроля и аудита, который может быть привлечен в ходе тематической проверки, а именно в процессе внутреннего аудита учета объектов НМА на исследуемом предприятии.
По итогам изучения внутрифирменного стандарта по внутреннему аудиту учета операций с объектами НМА предлагается ввести ряд обязательных документальных форм, связанных с защитой государственной тайны, распространяемых на определенные объекты НМА. В данном случае это связано со спецификой используемых в деятельности исследуемого предприятия разнообразных видов НМА, которые по итогам проведенного исследования относятся к категории объектов, защищаемых законом о государственной тайне, и к категории документов под грифом «Секретно».
В практике проведения внутреннего аудита нередки случаи, когда в ходе формирования группы внутренних аудиторов для осуществления проверки операций с объектами НМА руководство отдела внутреннего контроля и аудита не учитывает степень допуска данных сотрудников. С каждым сотрудником исследуемого предприятия в зависимости от занимаемой им должности и служебной инструкции заключается договор о неразглашении и присваивается степень доступа к секретной информации, связанной с деятельностью предприятия [7, с. 396].
Однако в ходе проведения внутреннего аудита расходов по НИОКР, а также создании промышленных образцов и полезной модели может выясниться, что участвующие в проверке внутренние аудиторы не обладают необходимой степенью допуска к экономической аналитической информации, связанной с различными видами НМА [15, с. 12]. Это приводит к ограничению доступа внутренних аудиторов к необходимой экономической информации и снижает оценки достоверности операций,
связанных с учетом создания и движения соответствующих объектов НМА [13, с. 38].
Именно с целью устранения данных фактов возможного ограничения доступа к необходимой информации в ходе планирования внутреннего аудита объектов НМА необходимо разработать и использовать «Лист опроса» о соответствии уровня доступа и наличия ограничений на сотрудников по уровню секретности (табл. 1).
При разработке внутрифирменного стандарта, используемого при аудите учета объектов НМА, следует обратить внимание на устранение такого явления, как возможность ограничения на доступ к экономической информации о затратах, связанных с приобретением и созданием, а также движением объектов НМА.
Так, в практике встречаются случаи, когда у отдела внутреннего аудита нет достаточного числа сотрудников, которые имеют уровень доступа секретности к соответствующим источникам экономической информации по различным объектам НМА. В данном случае, на наш взгляд, может быть применена на практике процедура обезличивания объекта проверки. На практике это означает следующее: объект проверки, например затраты на успешное завершение НИОКР по разработке какого-либо объекта, связанного с производством вооружения, порой имеет высокий уровень допуска секретности.
В данном случае можно предложить заменять конкретное название объекта НМА на цифровой код или буквенный. Например, патент на изготовление «Корпусные компоненты прибора информационного противодействия» можно заменить на цифровой код «НМА-097897». В данном случае буквенный или цифровой код конкретного объекта НМА, подвергаемый проверке в ходе внутреннего аудита, должен присваиваться должностным лицом, имеющим достаточный доступ секретности, а в службу внутреннего аудита должны передаваться списки и описание объектов НМА с обезличенным названием.
Примером данного документа может быть следующая форма (табл. 2).
Таблица 1
Вопросник для определения участников группы внутренних аудиторов с целью осуществления мероприятия «Внутренний аудит НМА»
Наименование вопроса Ответ
Да Нет
Имеется ли допуск к уровню секретности для доступа к информации по учету затрат на патенты
Имеется ли допуск к уровню секретности для доступа к информации по учету затрат на НИОКР
Имеется ли допуск к уровню секретности для доступа к информации по учету полезных моделей
Имеется ли допуск к уровню секретности для доступа к информации по учету промышленных образцов
140 Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Таблица 2
Списки объектов НМА с обезличенным названием
Тип объекта НМА Буквенный и цифровой код Количество Место нахождения
Патент 951255 1 Конструкторское бюро
Промышленный образец 7896512 1 Цех разработок
Полезная модель 789523 1 Цех разработок
НИОКР 324589 1 Конструкторское бюро
В завершение всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Нематериальные активы являются инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность организаций. Доля объектов НМА на промышленных оборонных предприятиях составляет 40-50% от всех внеоборотных активов предприятия.
В Российской Федерации на разработку НИОКР выделяется 13-25% расходов промышленных предприятий.
Внутренний аудит информации об объектах НМА в пределах оценки эффективности системы внутреннего контроля позволяет аудитору правильнее спланировать дальнейшие действия для того, чтобы результативность контроля была максимальной.
Таким образом, процесс оценки внутреннего контроля за организацией достоверного учета объектов НМА представляет собой систему определенных правил и процедур, направленных на сбор аудиторских доказательств, проведение анализа для достижения цели предприятия с позиции оценки управленческой деятельности разных уровней управления объектами НМА [14, с. 105].
Совершенствование системы внутреннего контроля необходимо начинать с рассмотрения элементов внутреннего контроля и их взаимосвязи, которые позволяют определить степень влияния системы внутреннего контроля относительно НМА на показатели, которые характеризуют достижение основных целей предприятия.
1. Бердинская Ю.П., Ваганова О.Е. Влияние системы внутреннего аудита на организацию системы внутреннего контроля предприятия // Решение. 2016. Т. 1. С. 373-374.
2. Ваганова О.Е., Ефремова Н.А., Ягубов Ш.Р. Порядок формирования состава и объема информационной базы для целей управления эффективностью инвестиционного проекта предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 23-26.
3. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.
4. Ваганова О. Е. Роль внутреннего аудита в управлении субъектом бизнеса в Российской Федерации // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 2 (31). С. 35-39.
5. Зверякина С.А., Ваганова О.Е. Необходимость формирования эффективной системы аналитического обеспечения управления капиталом коммерческой организации // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 123-125.
6. Ефремова Н.А. О рисках в деятельности предприятий в современных условиях повышенной неопределенности // Актуальные проблемы управления: теория и практика: мат. VI Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 63-67.
7. Мильзихова Л.М., Ваганова О.Е. Международные стандарты аудита: их роль и влияние на развитие и реформирование системы отечественного аудита // Решение. 2016. Т. 1. С. 396-398.
8. Садыкова Т.М. Методология внутреннего контроля и его организация в системе управленческого учета: дис. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2005.
9. Чушинская О.С. Содержание внутреннего аудита, его функции и принципы // Поволжский гуманитарный журнал. 2005. № 1. С. 17.
10. Чушинская О.С. Аудит как одна из форм внутреннего контроля // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 8. С. 119-122.
11. Чушинская О.С. Группировка прямых затрат химических производств для целей внутреннего аудита // Академический вестник. 2008. № 4. С. 207-209.
12. Ефремова Н.А. Развитие организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006.
13. Волошин И.П., Сорокина Е.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности при организации информационного взаимодействия муниципальных учреждений // Информационная безопасность регионов. 2015. № 3 (20). С. 38-42.
14. Волошин И.П., Некрасова А.С. Информационные технологии как инструмент поддержки принятия решения управленца среднего звена // От земских учреждений к местному самоуправлению в России: традиции, опыт, перспективы (к 150-летию Земской реформы): мат. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 105-106.
15. Никорюкин А.В. Проблемы оценки нематериальных активов // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности коммерческой организации: мат. Междунар. межвуз. науч.-практ. интернет-конф. / ред-кол.: А.В. Глущенко (отв. ред.), И.Е. Исаева (зам. отв. ред.), Е.П. Кучерова (отв. секретарь). Волгоград, 2017. С. 122-126.