ШяшШ
УДК 657.6
РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В УПРАВЛЕНИИ СУБЪЕКТОМ БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE ROLE OF INTERNAL AUDIT IN THE MANAGEMENT OF A BUSINESS ENTITY IN RUSSIA
Ваганова Ольга Евгеньевна
Vaganova Olga Evgenievna
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), associate professor of the department of accounting, analysis of economic activity and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
__e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению влияния организации на предприятии системы внутреннего аудита на систему внутреннего контроля и достоверность осуществляемых процедур бухгалтерского учета в субъекте бизнеса в РФ. Отсутствие со стороны руководства предприятий и руководства экономических служб должного внимания к роли данного вида аудита может приводить к возникновению искажений и негативных явлений в ходе учета и приводить к ошибкам в определении результата финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Для целей получения достоверной учетной информации руководству коммерческой организации необходимо осуществить мероприятия по организации эффективной системы внутреннего контроля, которая должна включать и систему осуществления внутреннего аудита. На сегодняшний день требуется усиление нормативно-законодательного и методического обеспечения организации контрольных мероприятий в разрезе внутреннего аудита в Российской Федерации. Именно поэтому необходимо уделять решению данной проблемы как можно больше внимания не только со стороны аудиторских организаций и государства, но и со стороны руководства субъектов бизнеса.
Ключевые слова: внутренний аудит, управленческая информация, система внутреннего контроля, бухгалтерский учет.
The article studies the impact of the organization's internal audit system on the internal control system and reliability of the accounting procedures in Russia. The author argues that the lack of proper attention to the role of internal audit from the management can lead to distortions and negative phenomena in accounting and result in erroneous reporting about business performance of a commercial organization. In order to obtain reliable accounting information the management needs to implement measures to organize an efficient system of internal control, which should include the system of internal audit. The author stresses that now it is necessary to strengthen regulatory, legislative and methodological support for organizing internal control in the context of internal audit in the businesses of the Russian Federation. Thus, it is important to involve not only audit companies and the state but also management of business entities in solving this problem.
Keywords: internal audit, management information, internal control system, accounting.
Очень часто на практике руководство предприятия и люди, не связанные с экономикой как профессиональной сферой, не принимают всерьез необходимость осуществления контрольных мероприятий в сфере организации и ведения бухгалтерского учета. Порой даже работники бухгалтерии и экономических служб коммерческих организаций не считают, что внутренний аудит важен и играет роль в поддержании достоверности учетного процесса. Это связано с отсутствием деловой культу-
ры среди работников бухгалтерии и руководителей предприятий. Это необходимо исправить [10, с. 119]. Несмотря на то, что внешний обязательный аудит должен осуществляться на предприятиях, попадающих под действие Федерального закона «Об аудиторский деятельности», в Российской Федерации целый ряд коммерческих организаций не обязан проводить данное мероприятие. Вследствие этого они не проводят не только обязательный и инициативный аудит, но и не осуществляют вну-
тренний аудит. Внутренний аудит позволяет контролировать достоверность и законность осуществления бухгалтерского учета в коммерческой организации. Таким образом, необходимо рассмотреть современную трактовку понятия внутреннего аудита и роль данного мероприятия в управлении субъекта бизнеса [1, с. 390].
Необходимость создания оптимальной модели функционирования службы внутреннего аудита связана с увеличением количества пользователей текущей и отчетной экономической и финансовой информацией как на внешнем, так и на внутрихозяйственном уровнях, а также с затруднением оценки деятельности предприятия и необходимостью повышения эффективности его управления и появлением новых рисков. Так как внутренний аудит является формой внутреннего контроля, то следует уделить внимание изучению содержания внутреннего контроля [9, с. 153].
В экономической литературе нет четкого определения внутреннего контроля. Например, Е.Л. Иванова в своей работе «Контроль и ревизия» дает следующее определение: «контроль -это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонения, допущенных в ходе выполнения данных решений» [4, с.10].
Опираясь на вышеприведённые определения, а также на теоретические знания, можно дать следующее определение термину «контроль»: контроль - это взаимосвязанный процесс наблюдения за изучаемым объектом, проверки соответствия, сбора и обработки информации о ходе реализации принятых управленческих решений [5, с. 373]. Руководство определяет адекватность принятых управленческих решений текущей ситуации и устанавливает необходимость внесения корректив. Контроль необходим для улучшения какой-то определенной деятельности, которая уже имеет место, а также для устранения и предотвращения возникающих ошибок. Предметом контроля являются произошедшие действия, а информация, полученная в процессе осуществления контрольных мероприятий, становится информационной основой для принятия решений, которые будут осуществлены в будущем. Исходя из этого, систематизированная, структурированная и достоверная информация, полученная при проведении контроля, определя-
ет правильность принимаемых управленческих решений. Многие экономисты выделяют контроль как самостоятельную функцию управления, которая имеет собственные предмет и метод [2, с. 535]. Оптимальный ход любой стадии процесса (планирование, регулирование, экономический учет и анализ) необходимо сопровождать контролем, оказывающим воздействие на эффективность их осуществления. Значительно шире в своих работах Т.М. Садыкова определяет сущность контроля: «контроль - это система наблюдения, проверки и оценки выполнения целей, поставленных перед хозяйствующим субъектом, ко -торая связана с поиском и привлечением резервов увеличения эффективности производства; которая позволяет вовремя выявлять отклонения от требований управленческих решений; которая позволяет исправлять отрицательные результаты, предотвращая негативные тенденции, и усилить действие позитивных факторов в случае позитивных результатов; а также позволяет установить целесообразность и законность операций и процессов деятельности управляемого объекта» [7, с. 396]. Согласно данной точке зрения, контроль является самостоятельной функцией управления экономикой, а также системой активного воздействия на происходящие хозяйственные процессы и особым целенаправленным видом практической деятельности. Выполнение вышеперечисленных принципов обеспечивает эффективное функционирование системы внутреннего контроля, а также приводит к повышению доверия к ней как внешних, так и внутренних пользователей данными контроля. Следует отметить, что целью организации должно являться создание системы, которая помогла бы своевременно выявлять и устранять отклонения, ошибки и неэффективности в работе, способствуя этим повышению эффективности [3, с. 11]. Оценка эффективности системы внутреннего контроля, с точки зрения достижения поставленных целей и экономичности, является одной из целей внутреннего аудита. Отличие контроля от аудита заключается в выполняемых ими функциях: наблюдение за ходом реализации принятых управленческих решений является основной функцией внутреннего контроля, а обеспечение достоверности финансовой информации - одна из главных функций внутреннего и внешнего ау -дита [8, с. 121]. Внешний аудит носит разовый характер и использует выборочные методы, а
ШшшяШ
полная уверенность в достоверности информации на протяжении финансового года и в моменты принятия управленческих решений достигается при проведении внутреннего аудита [6, с. 23].
Формирование системы контроля и внутреннего аудита в организации сопровождается необходимостью проверки финансово-экономических результатов деятельности, а также требованиями внутренней и внешней среды организации. Процессы формирования и функционирования системы внутреннего контроля и аудита приобретают особое значение и специфику, в результате чего внутренний аудит выступает важнейшим элементом этой системы. В Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 1 мая 2017 г.) дается следующее определение аудиту: «аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Таким образом, основываясь на вышеизложенных определениях, можно дать следующее определение внутреннему аудиту. Внутренний аудит - это часть контрольной функции управления, учитывающая особенности структуры управления проверяемого субъекта и предполагающая проведение проверок, осуществляемых в соответствии с внутренними регламентами и заданиями руководства для обеспечения достоверной информацией об уровне планирования, состоянии финансового и управленческого учета и отчетности, а также для выполнения указаний руководства по хозяйственной деятельности структурных подразделений.
Поставленная цель внутреннего аудита достигается путем решения таких задач, как:
- подтверждение достоверности финансовой информации, которая является основой для принятия управленческих решений;
- оценка состояния системы внутреннего контроля учетной, аналитической и бюджетной составляющей, взаимодействие с внешними аудиторами по данному вопросу;
- обнаружение и сокращение предпринимательских, налоговых и финансовых рисков и потерь;
- контроль соблюдения законодательной и нормативной базы Российской Федерации, а также соблюдения выполнения внутренних регламентов и нормативных документов;
- выявление негативных факторов, способных оказывать влияние на искажение учетной
информации предприятия и анализ этих факторов;
- обнаружение и устранение непроизводительных расходов;
- оценка эффективности деятельности подразделений для определения их вклада в развитие предприятий;
- по итогам проверки подготовка необходимой информации для совершенствования внутренних регламентов аудита.
Исходя из задач внутреннего аудита, определяются функции внутреннего аудита, к которым относятся: координационная функция; консультационная функция; контролирующая функция; оценивающая функция; аналитическая функция; предупреждающая функция; информационная функция.
Внутренний аудит должен быть способен адаптироваться к непрерывному развитию, изменяющимся задачам и объектам проверки организации. Учитывая особенность деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, необходимо выделить классификацию объектов и субъектов проверки. В научной литературе существуют различные мнения относительно того, что является объектом проверки и контрольной деятельностью. Так, по мнению одних ученых, объектом контроля является проверяемая организация, к которой применяется контрольная деятельность уполномоченных органов. Другие считают, что объектом контроля являются действия людей, которые отвечают за определенные участки своей работы. Очевидно, что такое разностороннее понимание в рамках единого понятия объекта контроля является недопустимым для определения объекта контроля, в результате чего объектом внутреннего аудита можно назвать то, что подлежит проверке и образует большое многообразие.
На коммерческом предприятии могут быть выделены следующие объекты внутреннего аудита в каждом отделе проверки: доходы; расходы; активы и обязательства, капитал. Таким образом, можно сделать вывод, что объекты проверок являются тесно взаимосвязанными между собой, но при этом разделены по своему функциональному назначению, в связи с чем необходимо построение информационных потоков между объектами проверки, т. к. это является важным этапом в процессе построения эффективно функционирующей системы внутреннего контроля и аудита.
Определившись с тем, что является объектом внутреннего аудита в системе внутреннего контроля, необходимо дать определение субъекту проверки. Субъектом внутреннего аудита выступают участники и пользователи информации, которые обладают соответствующими возможностями и правами совершения проверки, для проведения которых используют специальные процедуры, приемы и способы, и которые выполняют рекомендации проверок и осуществляют контроль за исполнением результатов. Субъекты проверки с точки зрения их участия в контрольных мероприятиях целесообразно разделить на три группы. Первая группа - это собственники предприятия, которые осуществляют косвенно стратегический контроль через постановку задач, заданий и должностных инструкций внутренним аудиторам, ревизорам, консультантам. Вторая группа - это субъекты проверки, выполняющие профессиональные и контрольные функции. К ним относится административно-управленческий персонал или исполнительное руководство. Третья группа - это субъекты, в обязанности которых входит осуществление проверки. К данной группе можно отнести сотрудников отдела внутреннего контроля и аудита, членов отдела ревизионной комиссии, сотрудников отдела технического контроля и т. д. Под заинтересованными лицами внутреннего аудита понимается совокупность субъектов внутреннего аудита и других лиц, которые при-частны к соблюдению принципа непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта.
Внутренний аудит, являясь функцией управления, направлен на предупреждение, выявление и оценку наибольшего количества отклонений и нарушений в проверяемой области деятельности с учетом человеческого фактора; способствует снижению вероятности возникновения отклонений в ходе функционирования и управления хозяйствующим субъектом; способствует выявлению и анализу допущенных отклонений во всех сферах деятельности.
Как говорилось ранее, внутренний аудит является формой внутреннего контроля, способной обеспечивать подтверждение эффективности системы управления организацией. Выбор формы внутреннего контроля зависит от:
- организационной структуры;
- правовой формы;
- видов и масштабов деятельности;
- целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
- отношения руководства организации к контролю.
Как говорилось ранее, внутренний аудит является частью системы внутреннего контроля предприятия и занимает особое место в ней. Это связано с тем, что внутренний аудит изучает наличие, работоспособность и эффективность деятельности систем внутреннего контроля при проведении проверок и дает им оценку. На основе проведенного анализа внутренний аудит дает рекомендации по совершенствованию систем внутреннего контроля, однако напрямую изменить он их не может, т. к. руководство может не принять эти рекомендации.
Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие аспекты деятельности, которые внутренний аудит может осуществлять на предприятии:
1) мониторинг функционирования внутренней и внешней среды для своевременного обнаружения отклонений, анализа и оценки причин, приведших к возникновению отклонений, а также выдача рекомендаций для принятия управленческих решений, направленных на регулирование выявленных отклонений;
2) проведение внутренним аудитором специальных исследований в различных областях, в результате которых руководство обеспечивают полученной информаций, для принятия управленческих решений, которые касаются как всей системы в целом, так и отдельных функциональных элементов управления.
На основании информации, предоставленной службой внутреннего аудита, проводится оценка текущего состояния предприятия, оцениваются существующие отклонения и пути их устранения.
Таким образом, управленческие решения принимаются в соответствии с полученными выводами внутреннего аудита. Эти решения могут относиться и к краткосрочным, и к долгосрочным перспективам деятельности предприятия, охватывая все сферы его деятельности.
Итак, осуществляемые мероприятия в ходе внутреннего аудита, который является частью системы внутреннего контроля в субъекте бизнеса, позволяют получить ценную управленческую информацию, которая поможет руководству коммерческой организации своевременно предпринять меры по устранению соответствующих искажений и повысить эффективность системы бухгалтерского учета.
Ш|л,ц,Я7
Библиографический список
1. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность осуществления аудита эффективности в рамках деятельности союзного государства // Решение. 2017. Т. 1. С. 388-390.
2. Ваганова О.Е. Основные проблемы применения метода аудита эффективности // В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 535.
3. Ваганова О.Е. Отличие аудита эффективности использования государственных средств от финансового аудита // Баланс. 2011. № 8. С. 11-13.
4. Ваганова О.Е. Прогнозный анализ денежных потоков // Социально-экономическое развитие России в XXI веке : матер. II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза : АННОО «Приволжский Дом знаний», 2003. С. 10-12.
5. Ваганова О.Е., Бердинская Ю.П. Влияние системы внутреннего аудита на организацию системы внутреннего контроля предприятия // Решение. 2016. Т. 1. С. 373-374.
6. Ваганова О.Е., Зверякина С.А. Особенности формирования эффективной системы аналитического обеспечения управления капиталом коммерческой организации // Актуальные проблемы современных общественных наук. Социальный вектор развития государственного управления и экономики : матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых ; под ред. А.Р. Дауто-вой. Уфа : БАГСУ, 2016. С. 18-23.
7. Ваганова О.Е., Мильзихова Л.М. Международные стандарты аудита: их роль и влияние на развитие и реформирование системы отечественного аудита // Решение. 2016. Т. 1. С. 396-398.
8. Носов В.В., Саломатина Т.В. О методологических проблемах анализа устойчивости функционирования предприятий // Проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности : матер. Межрегион. науч.-практ. конф. : в 2-х ч. ; под ред. Б.Я. Татарских. Пенза : АННОО «Приволжский Дом знаний», 1998. С. 121-124.
9. Садыкова Т.М. The objects of professional accounting judgements in the system of economic security // Вестник СГСЭУ. 2015. № 4 (58). С. 153-156.
10. Чушинская О.С. Аудит как одна из форм внутреннего контроля // Вестник СГСЭУ. 2004. № 8. С. 119-122.
References
1. Vaganova O. Ye. (2017) Neobkhodimost' i rezul'tativnost' osushchestvleniya audita effektivnosti v ramkakh deyatel'nosti soyuznogo gosudarstva [Necessity and effectiveness of conducting performance audit within the framework of the federal state] // Resheniye. Vol. 1. P. 388-390.
2. Vaganova O.Ye. (2011) Osnovnyye problemy prime-neniya metoda audita effektivnosti [Major issues of applying the efficiency audit method] // V mire nauchnykh otkrytiy. № 6.1. P. 535.
3. Vaganova O.Ye. (2011) Otlichiye audita effektivnosti ispol'zovaniya gosudarstvennykh sredstv ot finansovogo audita [Difference between the audit of the public funds use efficiency and financial audit] // Balans. № 8. P. 11-13.
4. Vaganova O.Ye. (2003) Prognoznyy analiz denezh-nykh potokov [Forecasting of cash flows] // Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Rossii v XXI veke : mater. II Vseros. nauch.-prakt. konf. Penza : ANNOO «Privolzhskiy Dom znaniy». P. 10-12.
5. Vaganova O.Ye., Berdinskaya Yu.P. (2016) Vliyaniye sistemy vnutrennego audita na organizatsiyu sistemy vnutrennego kontrolya predpriyatiya [Impact of the internal audit system on the organization of the internal control system] // Resheniye. Vol. 1. P. 373-374.
6. Vaganova O.Ye., Zveryakina S.A. (2016) Osobennosti formirovaniya effektivnoy sistemy analiticheskogo obespecheniya upravleniya kapitalom kommercheskoy organizatsii [Some aspects of establishing an effective system of analytical support for the management of business capital] // Aktual'nyye problemy sovremennykh obshchest-vennykh nauk. Sotsial'nyy vektor razvitiya gosudarstvennogo upravleniya i ekonomiki : mater. VI Vseros. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh ; pod red. A.R. Dautovoy. Ufa: BAGSU. P. 18-23.
7. Vaganova O.Ye., Mil'zikhova L.M. (2016) Mezhdu-narodnyye standarty audita: ikh rol' i vliyaniye na razvitiye i reformirovaniye sistemy otechestvennogo audita [International standards on auditing: their role and impact on the development and reform of the Russian audit system] // Resheniye. Vol. 1. P. 396-398.
8. Nosov V.V., Salomatina T.V. (1998) O metodo-logicheskikh problemakh analiza ustoychivosti funktsio-nirovaniya predpriyatiy [On methodological problems of the analysis of business stability of an enterprises] // Problemy povysheniya effektivnosti predprinimatel'skoy deyatel'nosti : mater. Mezhregion. nauch.-prakt. konf. : v 2-kh ch.; pod red. B.Ya. Tatarskikh. Penza: ANNOO «Privolzhskiy Dom znaniy». P. 121-124.
9. Sadykova T.M. (2015) The objects of professional accounting judgements in the system of economic security // Vestnik SGSEU. № 4 (58). P. 153-156.
10. Chushinskaya O.S. (2004) Audit kak odna iz form vnutrennego kontrolya [Audit as one of the forms of internal control] // Vestnik SGSEU. № 8. P. 119-122.