УДК 657.6
Развитие методического инструментария обеспечения экономической безопасности организации
КЕВОРКОВА ЖАННА АРАКЕЛОВНА,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: zhanna.kevorkova@maiL.ru
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются вопросы необходимости организации службы внутреннего аудита (контроля) в экономическом субъекте с учетом отраслевых особенностей, его роли и значимости в обеспечении экономической безопасности бизнеса. Автор опирается на изданные ранее статьи и полагает, что экономическую безопасность бизнеса необходимо рассматривать как самостоятельное направление исследования через значимость внутреннего аудита путем создания механизма его взаимодействия с ключевыми заказчиками через раскрытие функций, задач, прав и обязанностей службы внутреннего аудита. При этом дается авторская позиция сущности внутреннего аудита. Автором обоснована роль внутреннего аудита, которая повышается путем создания и совершенствования механизма взаимодействия службы внутреннего аудита с руководством организации, подразделениями по ведущим бизнес-процессам. Доказано, что эффективный процесс взаимодействия рассматривается через формирование (определение) текущих целей внутренних аудиторов и представление результатов их деятельности комитету по аудиту экономического субъекта. Кроме того, автором подчеркивается значимость и достоверность отчетной бухгалтерской информации, являющиеся важнейшими условиями экономической безопасности коммерческой организации.
Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний контроль, обеспечение экономической безопасности организации, методический инструментарий, служба внутреннего аудита, достоверность финансовой отчетности.
The Development of Methodical Toolkit for the Economic Security of an Organization
ZHANNA A. KEVORKOVA,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Auditing and Control, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: zhanna.kevorkova@maiL.ru
ABSTRACT
The article describes the need for the organization of internal audit (control) in the economic entity taking into account industrial characteristics, its role and importance in ensuring the economic security of the business. The author relies on the previously published articles and believes that the economic security of business should be
considered as an independent direction of research resulting from the significance of the internal audit through the creation of the mechanism of its interaction with key customers through the disclosure functions, tasks, rights and duties of the internal audit service. Moreover, the author's position regarding the essence of internal audit is given in the article. The author substantiates the role of internal audit, which is enhanced by establishing and improving the mechanism of interaction of the IAS with the leadership of the organization, regarding the main business processes. It is proved that the effective process of interaction is seen through the creation (definition) of the current objectives of the internal auditors and the presentation of the results of their activities to the auditing Committee. In addition, the author emphasizes the relevance and reliability of accounting information, which is the essential economic security condition of a commercial organization.
Keywords: internal audit, internal control, ensuring the economic security of the organization, methodical toolkits, the internal audit service, the reliability of financial reporting.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших составляющих компонент*. При этом результаты обзора специальной и экономической литературы в данной области показывают, что экономическая безопасность рассматривается в разрезе государства, территорий, регионов, экономических субъектов (см. таблицу). Следовательно, экономическую безопасность в целом и экономическую безопасность бизнеса в частности следует рассматривать как самостоятельные направления.
Результаты анализа приведенных определений позволяют констатировать, что многие авторы предлагают определение экономической безопасности и в большинстве случаев оно во многом будет совпадать. Однако в риск-менеджменте под экономической безопасностью бизнеса принято считать разумную и объективную уверенность собственников, акционеров экономического субъекта в том, что с их бизнесом ничего страшного, необратимого или существенно плохого не произойдет. То есть, исходя из содержания данного определения, можно говорить о реализации принципа непрерывности деятельности организации. Поскольку наличие проблем в ходе осуществления фактов хозяйственной жизни никто не исключает, то уверенность в том, что в деятельности экономического субъекта не будет негативных явлений,
* Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99. html (дата обращения: 10.03.2016).
и должна обеспечивать система экономической безопасности бизнеса.
Сегодня основная задача, стоящая перед руководством, собственниками, менеджментом экономического субъекта, — это обеспечение поддержания внутреннего баланса деятельности экономического субъекта, т.е. обеспечение его экономической безопасности. Считаем, что для ее достижения руководством, собственниками, менеджментом должны быть определены параметры моделей управления экономическим субъектом и реализованы функции внутреннего аудита, в составе которых можно выделить следующие: координационную, консультационную, контролирующую, оценивающую, аналитическую, предупреждающую, информационную. При этом под внутренним аудитом нами понимается организованная и регламентированная внутренними документами деятельность службы внутреннего аудита (СВА) по оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, системы внутреннего контроля, корпоративного управления, экономической безопасности, информационных систем и информационной безопасности, а также оказанию внутренних консультаций, направленных на совершенствование деятельности СВА по перечисленным выше вопросам.
На наш взгляд, развитие методического инструментария обеспечения экономической безопасности бизнеса возможно осуществить в рамках развития внутреннего аудита. В любом экономическом субъекте построение СВА должно осуществляться с учетом стандартизированного (стандартного) подхода. Первоочередным этапом является разработка локальных
Трактовка определения «экономическая безопасность» в трудах российских ученых
Источник информации Сущность определения
B.К. Буторин, А.Н. Ткаченко, C.А. Шипилов [1] Экономическая безопасность рассматривается как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей
В.Х. Цуканов [2] Экономическая безопасность - это качественная характеристика экономической системы, определяющая способность поддерживать ее существование
Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрииляна [3] Экономическая безопасность - это состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов организации, при котором гарантируется стабильность ее функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие
М.И. Королев [4] Экономическая безопасность - это наличие условий и факторов, обеспечивающих реализацию стратегических целей организации посредством эффективного использования имеющихся у нее ресурсов, и достижение на этой основе конкурентных преимуществ
Концепция экономической безопасности Российской Федерации* Экономическая безопасность - состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития
Л.И. Абалкин [5] Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию
* Концепция экономической безопасности Российской Федерации. 111^1-: http://www.crime.vl.ru/index. рЬ|р?р=4085&тоге=1 (дата обращения: 10.03.2016).
актов, таких как «Положение о службе внутреннего аудита», «Порядок планирования и проведения внутреннего аудита бизнес-процессов», «Осуществляемые контрольные процедуры» и других внутренних регламентов (документов), реализуемых во всех структурных подразделениях организации с учетом разработанных бизнес-планов и экономической политики, представляющих собой направления стратегических целей экономических субъектов. Поскольку «для современного бизнеса характерным является высокий уровень развития внутриотраслевых и межотраслевых связей, наличие в национальной экономике базового элемента интеграции и кооперации множества производственных процессов... необходимость устойчивого развития экономики на основе учета мнения людей относительно будущего» [6], то они могут быть нарушены по разным причинам: изменения законодательства, структуры управления, внутренней и внешней среды, условий конкурентной среды и т.п. Для того чтобы экономическому субъекту отреагировать должным образом на подобные изменения, необходима эффективная система
оценки тех или иных факторов для обоснованной уверенности руководства, собственников и менеджмента в достоверности предоставляемой учетной и внеучетной информации.
На наш взгляд, для решения задачи обеспечения экономической безопасности бизнеса и развития методического инструментария целесообразно создание подразделений, отвечающих за организацию системы безопасности бизнеса. Такая позиция основана на реализации требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014) в части организации системы внутреннего контроля в экономических субъектах. Считаем, что в организационную структуру экономического субъекта может входить одно из подразделений, функции которых позволят обеспечить экономическую безопасность бизнеса: СВА (служба внутреннего контроля); риск-менеджмент; служба экономической безопасности; контрольно-ревизионный отдел; служба комплаенс-контроля; служба информационной безопасности; отдел корпоративного взаимодействия; отдел по защите активов.
Список таких подразделений могут дополнить структуры, в функции которых входит контроль за исполнением поручений высшего органа управления экономического субъекта. Это могут быть комитет по аудиту, наблюдательный совет, секретариат, комиссия по деловой этике и т.д. Независимо от названия подразделения их правовой статус регулируется внутренним регламентом, в котором определены его миссия, задачи, функции, права и обязанности, порядок взаимодействия с контрагентами, контрольные процедуры. На наш взгляд, ведущая роль в обеспечении экономической безопасности бизнеса принадлежит СВА, осуществляемому в широком смысле, постоянный контроль за эффективностью управления деятельностью экономического субъекта и его структурных подразделений.
Поскольку СВА организуется в интересах органов управления экономического субъекта с целью проверки и оценки его работы, а также установления надежности и эффективности функционирования отдельных компонентов системы внутреннего контроля, то ее основной целью является содействие совету директоров, менеджменту организации в достижении поставленных задач путем систематизированной и последовательной оценки и повышения эффективности внутреннего контроля и корпоративного управления. Реализация данной функции внутреннего аудита может предоставить разумную и объективную уверенность руководству, собственникам экономического субъекта в отношении безопасности их бизнеса. В этом плане ценность внутреннего аудита в системе обеспечения экономической безопасности бизнеса неоспорима. Это следует из содержания общего понятия ценности, определенного С.И. Ожеговым как «важность, значимость, польза или полезность чего-либо» [7].
Считаем, что к основным задачам и функциям СВА для целей обеспечения экономической безопасности бизнеса можно отнести:
• контроль за соответствием законодательству и интересам организации совершенных в экономическом субъекте, его структурных подразделениях финансовых операций и фактов хозяйственной жизни с целью защиты его активов;
• проверку бухгалтерской, управленческой и оперативной информации, предоставляемой
подведомственными организациями, структурными подразделениями экономического субъекта, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• изучение отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности с детальной проверкой специфических фактов хозяйственной жизни, разделов бухгалтерского учета, остатков по бухгалтерским счетам, включая забалансовые;
• проверку наличия и состояния активов и обязательств, обеспечения их сохранности, организации бизнес-процессов в соответствии с внутренними регламентами;
• оценку исполнения решений органов управления экономическим субъектом в отношении использования активов и полученных кредитных ресурсов, финансовых обязательств, включая оценку текущей ликвидности активов;
• независимую оценку и анализ финансового состояния экономического субъекта в целом и его структурных подразделений;
• контроль сделок и крупных сделок, в совершении которых имеется заинтересованность экономического субъекта, партнеров, акционеров, связанных сторон;
• контроль за исполнением внутренних учетных процедур и анализ эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в целом, а также эффективности контроля отдельных стратегических проектов, государственных заданий, сегментов рынка, направлений деятельности экономического субъекта в целом и его структурных подразделений;
• разработку методологии по организации системы внутреннего контроля в соответствии с законодательством в экономическом субъекте в целом, его структурных подразделениях и оказание консультаций по ее внедрению;
• активное содействие и помощь совету директоров, комитету по аудиту и менеджменту экономического субъекта путем оказания соответствующих консультаций:
- в организации эффективной системы внутреннего корпоративного контроля и управления до уровня соответствия стандартам и лучшим мировым практикам;
- в создании эффективной информационной среды;
- в организации и повышении эффективности системы внутреннего контроля;
- в разработке в экономическом субъекте эффективной системы управления рисками [8];
- в проведении внешнего аудита с соблюдением требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и международных стандартов аудита;
- в создании эффективной системы оценки элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности — активов, обязательств, доходов, расходов, капитала;
- в создании эффективной системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9000, ISO 14 000 и OHSAS 18 000, разработанными Международной организацией по стандартизации, и др.;
• выявление, классификацию и идентификацию рисков, их анализ в разрезе текущей, финансовой и инвестиционной деятельности в ходе внутренних аудиторских проверок, разработку предложений по их снижению и устранению;
• оценку адекватности уровня рисков деятельности экономического субъекта, а также отдельных проектов, государственных заданий, бизнес-процессов, решений и сделок целям деятельности организации и требованиям нормативной базы федерального уровня и уровня экономического субъекта;
• взаимодействие при непосредственном участии комитета по аудиту с ревизионной комиссией экономического субъекта и внешними аудиторами;
• обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в экономическом субъекте;
• своевременное информирование комитета по аудиту, совета директоров и руководителя экономического субъекта о выявленных отклонениях и нарушениях в деятельности, разработку и представление предложений по устранению выявленных в ходе проведения
внутренних проверок и мониторинга нарушений, недостатков;
• разработку рекомендаций по повышению эффективности управления экономическим субъектом;
• анализ и разработку рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов, направлений деятельности экономического субъекта;
• оценку применяемых стандартов, внутренних регламентов и методик, утвержденных и действующих в экономическом субъекте;
• оценку соответствия действий сотрудников экономического субъекта принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям экономического субъекта, интересам акционеров и инвесторов;
• подтверждение достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав информации, подлежащей в обязательном порядке раскрытию экономическим субъектом;
• осуществление внутреннего аудита (контроля) в подведомственных организациях и структурных подразделениях экономического субъекта с участием представителей ревизионных комиссий и сотрудников СВА;
• обеспечение эффективных коммуникаций в рамках своих функций с советом директоров, комитетом по аудиту в целях их обеспечения объективной, своевременной, полной и качественной информацией для принятия решений и получения обоснованной уверенности в оценке степени достижении экономическим субъектом поставленных целей;
• оказание консультаций менеджменту экономического субъекта по вопросам, входящим в компетенцию СВА, при условии сохранения независимости и объективности внутреннего аудита [8];
• оценку соответствия действующих в экономическом субъекте внутренних организационно-распорядительных документов действующему законодательству, требованиям саморегулируемых организаций аудиторов, лучшей мировой практике, решениям органов управления, стратегическим целям, интересам акционеров и инвесторов;
• оценку размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного экономическому субъекту
действиями сотрудников, третьих лиц, связанных сторон и т.д.
Приведенный перечень задач, стоящих перед СВА, нельзя считать закрытым. Наличие внешних и внутренних факторов, рисков в деятельности экономического субъекта могут повлечь постановку новых задач.
Результатом деятельности СВА является объективная и независимая оценка по вопросам, относящимся к их компетенции, выраженная в форме отчетов, актов проверок, аналитических справок, методика формирования которых разрабатывается работниками СВА в качестве внутренних регламентов (стандартов). В их составе можно выделить отчеты:
• об эффективности системы внутреннего контроля, внутреннего корпоративного контроля и управления, информации и коммуникаций;
• об эффективности системы управления рисками [8];
• об эффективности деятельности СВА (и ее подразделений при наличии) с точки зрения достижения поставленных задач и утвержденных планов;
• об идентификации и характере рисков, сопутствующих реализуемым проектам, программам и государственным заданиям;
• о сохранности активов, документации и информации в экономическом субъекте [8];
• о ликвидности имущества и иных активов;
• о достоверности предоставляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• о деятельности экономического субъекта и его структурных подразделений по результатам внутренних проверок;
• о рекомендациях по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов и направлений деятельности экономического субъекта;
• об использовании «горячей линии» в работе СВА и разработке четкого регламента обработки сообщений по «горячей линии» и программы оповещения по полученным сообщениям и принятым мерам по отношению к виновным;
• об эффективности проводимых контрольных мероприятий;
• о состоянии имиджа экономического субъекта и т.д.
Считаем, что роль и значение внутреннего аудита повышается путем создания и совершенствования механизма взаимодействия СВА с ключевыми заказчиками, т.е. руководством организации, подразделениями по ведущим бизнес-процессам. Эффективный процесс взаимодействия рассматривается нами через определение текущих целей внутренних аудиторов и представление результатов их деятельности как путем личных встреч (семинаров, конференций) с ключевыми заказчиками, так и на основании анкет-опросников. При этом анкетирование проводится по различным направлениям деятельности, бизнес-процессам, сегментам рынка, результаты которого направляются по окончании внутренних проверок ключевым заказчикам для принятия соответствующих решений.
Потребителями результатов деятельности СВА являются:
• совет директоров, комитеты совета директоров, наблюдательный совет, комитет по аудиту;
• топ-менеджмент, менеджмент среднего звена, сотрудники головной организации и ее подведомственных организаций, структурных подразделений (в части получения консультаций);
• внешние аудиторы (в части информации, необходимой при проведении внешнего аудита либо снижающей объем аудиторских процедур при его проведении).
Организации эффективного внутреннего аудита способствует обсуждение результатов проверок и вопросов работы СВА членами совета директоров без участия представителей топ-менеджмента экономического субъекта.
В целях обеспечения объективности и независимости своей деятельности руководитель СВА функционально подчиняется комитету по аудиту, а при его отсутствии — совету директоров. В административном порядке СВА подчиняется генеральному директору (руководителю) экономического субъекта.
Функциональная подотчетность СВА комитету по аудиту (совету директоров) означает, что данный комитет (совет директоров):
• одобряет Положение о СВА, изменения и дополнения к нему и выносит его на утверждение совета директоров [8];
• вносит рекомендации в организационную структуру, годовой план работы и бюджет СВА, систему оплаты труда персонала СВА и выносит их на утверждение совета директоров;
• получает отчеты от руководителя СВА о результатах деятельности данного подразделения, включая встречи в конфиденциальном формате без присутствия менеджмента экономического субъекта, и анализирует основные показатели;
• рекомендует кандидатуру руководителя СВА, условия трудового соглашения (контракта) с ним и выносит ее на утверждение совета директоров [8];
• формирует предложения о поощрении (взысканиях) руководителя СВА для рассмотрения на заседании совета директоров [8];
• выносит на рассмотрение совета директоров предложение о прекращении полномочий руководителя СВА;
• осуществляет необходимые коммуникации с менеджментом экономического субъекта и руководителем СВА, чтобы определить, имеются ли препятствия или бюджетные ограничения, которые снижают возможности СВА по выполнению своих функций.
Административная подчиненность руководителя СВА руководителю экономического субъекта имеет целью обеспечение текущей деятельности СВА. Административная подчиненность включает в себя:
• обеспечение исполнения бюджета СВА и контроль ведения бухгалтерского и налогового учета;
• обеспечение выполнения административных процедур по управлению персоналом СВА;
• обеспечение СВА необходимыми внутренними коммуникациями и информационным обслуживанием;
• обеспечение необходимых условий труда для сотрудников СВА.
В настоящее время с введением антикоррупционных мер и процедур по-новому рассматриваются возможности СВА в противодействии корпоративному мошенничеству, в выявлении признаков коррупции, экономического ущерба и упущенной выгоды ключевых заказчиков. В соответствии со стандартизированным подходом внутренний аудитор должен обладать достаточными знаниями, для того чтобы установить
признаки мошенничества. Однако он не обязан обладать компетенцией сотрудника, основная функция которого заключается в выявлении и расследовании фактов мошенничества [8]. К основным видам корпоративного мошенничества можно отнести:
• завышение (занижение) прибыли;
• занижение (завышение) обязательств;
• налоговые преступления;
• хищения и вывод активов;
• коррупцию;
• искажение учетной документации и фальсификацию бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• приписки и пересортицу;
• повторные закупки;
• неучтенное производство продукции и ее реализацию;
• «откаты» и манипуляции с ценами;
• злоупотребления при осуществлении подрядных работ;
• встроенный бизнес;
• манипуляции в тендерах и др.
Выявление таких фактов в деятельности экономического субъекта влечет возникновение репутационного риска, риска деловой активности, налоговых рисков, риска контроля качества деятельности СВА, риска при планировании проведения внутренних проверок, риска при сборе аудиторских доказательств, риска при написании отчета и сохранения правильной информации о результатах проведенных проверок, риска при осуществлении оценки эффективности управления рисками, экономического ущерба. На наш взгляд, требуют развития функции подразделений экономической безопасности с целью минимизации рисков коррупции. Нарушений, которые помогает предупредить СВА, может быть столько, сколько существует экономических субъектов, бизнес-процессов, явлений, ситуаций, проектов, этапов, процедур.
Так, например, контроль сохранности активов и информации, осуществляемый СВА, может выявить недостоверную величину сформированной первоначальной стоимости актива, резерва под обесценение актива, несанкционированный перевод денежных средств на банковскую карту, открытую для получения заработной платы, фальсификацию документов со
стороны сотрудников, имеющих одновременный доступ к системе электронных платежей и начислению заработной платы, и т.д. По нашему мнению, такой контроль позволяет отследить случаи завышения стоимости разных видов активов, схемы их хищения и круг лиц, участвующих в таких операциях. В качестве примера можно привести ситуации, когда сотрудник организации, ответственный за логистику, одновременно отвечает за выбор поставщика, одобрение счетов на оплату и приемку активов. При этом в его функции входит создание соответствующих приходных учетных документов и бухгалтерских записей.
Анализ результатов проведенных исследований позволяет сделать вывод о ситуативном характере большинства перечисленных нами злоупотреблений персонала экономического субъекта. Приведенный выше перечень направлений мотивации мошенничества подчеркивает разнообразие практики, а с учетом «человеческого» фактора он может быть расширен. Это объясняется тем, что «благоприятные» ситуации всегда имеют место в деятельности экономического субъекта.
Полученные результаты исследования позволяют с уверенностью утверждать, что любой внутренний регламент (например, должностная инструкция) может быть обойден или приспособлен под «нужды» мошенников. На наш взгляд, это объясняется тем, что многие материально ответственные лица, менеджеры разных уровней управления участвуют в разработке внутренних регламентов. По нашему мнению, основными причинами корпоративного мошенничества является непрозрачность и неэффективность систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, предотвращающих его риски. Однако только внутренними проверками невозможно справиться с фактами корпоративного мошенничества, большинство из которых выявляется случайно. Необходим комплекс мер с учетом отраслевой специфики, внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности экономического субъекта. Поэтому работа СВА должна быть направлена на разработку системы (плана, программы, процедур, способов) противодействия коррупции и мошенничества, включающей:
• мониторинг и расследование каждого случая корпоративного мошенничества и коррупции;
• диагностику слабых сторон схем мошеннических действий с учетом деятельности экономического субъекта и осуществляемых фактов хозяйственной жизни, механизма их получения, обработки и реализации;
• определение перечня коррупцион-но-опасных должностей в разрезе каждого бизнес-процесса;
• формирование достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом обязательного осуществления таких контрольных мероприятий, как:
- минимизация прямых и косвенных расходов на производство продукции, товаров, выполненные работы, оказываемые услуги с учетом отраслевой направленности, контроль за формированием и соблюдением требований их документального оформления;
- составление баланса использованных видов материальных ресурсов на основании результатов инвентаризации с применением реальных контрольных процедур (взвешивание, измерение), отражения в текущем учете выявленных излишков и недостач;
- контроль в местах хранения внеоборотных активов, материальных ресурсов, готовой продукции, других видов активов;
- проведение контрольных процедур, связанных с осуществлением внутреннего регламента документооборота с контрагентами (процедуры контрактации) на предмет их благонадежности;
- сопровождение бизнес-процессов заготовления, производства, продаж и прочего выбытия активов, управления и др.
В настоящее время для СВА складываются благоприятные условия, чтобы доказать свою необходимость на существование. Для руководства, совета директоров, собственников, менеджмента устойчивых, успешно развивающихся экономических субъектов внутренний аудит является инструментом повышения эффективности их деятельности и обеспечения
экономической безопасности бизнеса, а развитие его методического обеспечения позволит разработать и внедрить такую систему
внутреннего контроля, которая помогает наиболее эффективно решать задачи, поставленные перед организацией.
Литература
1. Буторин В.К., Ткаченко А.Н., Шипилов С.А. Основы экономической безопасности: В 3 т. Т. 1. Системные концепции экономической безопасности. Кемерово, 2007. 297 с.
2. Цуканов В.Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения: монография. Челябинск, 2007. 284 с.
3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрииляна. 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. 1376 с.
4. Королев М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии: монография. М.: Экономика, 2011. 280 с.
5. АбалкинЛ.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
6. Карпова Т.П. О согласовании методологии трех бухгалтерских систем в процессе формирования единого учетного пространства // Учет. Анализ. Аудит. 2014. № 1. С. 45-50.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. 846 с.
8. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты) (в ред. от 12.08.2015). Официальный сайт Российского Института внутренних аудиторов. URL: http://www. iia-ru.ru (дата обращения: 10.03.2016).
References
1. Butorin V.K., Tkachenko A.N., Shipilov S.A. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti: V 3 t. T. 1. Sistemnye kontseptsii ekonomicheskoi bezopasnosti [The foundations of economic security: Vol. 3/1. System concepts of economic security]. Kemerovo, 2007, 297 p. (in Russ.).
2. Tsukanov V.Kh. Ekonomicheskaia bezopasnost': sushchnost', faktory vliianiia i metody obespecheniia: monografiia [Economic security: the essence, factors of influence and methods of maintenance: a monograph]. Cheliabinsk, 2007, 284 p. (in Russ.).
3. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' / pod red. A.N. Azriiliana. 6-e izd., dop [Big economic dictionary / under the editorship of A.N. Asriran. 6th revised edition]. Moscow, Institut novoi ekonomiki — The Institute of the new economy, 2004, 1376 p. (in Russ.).
4. Korolev M.I. Ekonomicheskaia bezopasnost' firmy: teoriia, praktika, vybor strategii: monografiia [The economic security of the firm: theory, practice, the choice of strategy: a monograph]. Moscow, Ekonomika — Economics, 2011, 280 p. (in Russ.).
5. Abalkin L.I. Ekonomicheskaia bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [The economic security of the Russian Federation: threats and their reflection]. Voprosy ekonomiki — The issues of the economy, 1994, no. 12, pp. 4-13 (in Russ.).
6. Karpova T.P. O soglasovanii metodologii trekh bukhgalterskikh sistem v protsesse formirovaniia edinogo uchetnogo prostranstva [On the harmonization of the methodology of the three accounting systems in the process of formation of a unified accounting space]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2014, no. 1, pp. 45-50 (in Russ.).
7. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo iazyka [The dictionary of the Russian language]. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia — Soviet Encyclopedia, 1975, 846 p. (in Russ.).
8. Mezhdunarodnye professional'nye standarty vnutrennego audita (Standarty) (v red. ot 12.08.2015). Ofitsial'nyi sait Rossiiskogo Instituta vnutrennikh auditorov [International professional standards of internal auditing (The standards, date of edition 12.08.2015). The official site of Russian Institute of internal auditors]. URL: http://www.iia-ru.ru (accessed: 10.03.2016) (in Russ.).