РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 6 • июнь 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
становление службы внутреннего аудита как инструмента развития и безопасности бизнеса в практике российских компаний
Рау Э.И. 1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ (Барнаульский филиал), Барнаул, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Предметом исследования данной работы является сравнительно новый для России инструмент и институт в управлении бизнесом - «внутренний аудит». Цель работы - рассмотреть сущность и роль внутреннего аудита в деятельности и развитии организаций и дать авторскую оценку: является ли внутренний аудит инструментом развития и безопасности бизнеса, оценить затраты на её организацию. Для достижения поставленной цели в работе приведены подходы к дефиниции «внутренний аудит», его основные характеристики, хронология развития, его задачи, место среди инструментария корпоративного управления. Приведена информация, какие компании обязаны организовать у себя деятельность службы внутреннего аудита. Для оценки экономической целесообразности формирования службы внутреннего аудита в компании и приблизительного бюджета на ее функционирование автор обратился к статистической информации. Предложенные автором критерии и их минимальные количественные значения помогут в принятии решения о целесообразности организации собственной службы внутреннего аудита в конкретной компании. Приведен обзор основных норм, регулирующих деятельность института внутреннего аудита. В этой связи результаты исследования представляют профессиональный интерес не только для ученых, педагогов, студентов экономических направлений, а также для профессионалов-практиков. Отвечая на основной вопрос темы исследования, автор отмечает, что служба внутреннего аудита является инструментом экономического развития и безопасности компании, так как служит гарантом соблюдения требований действующего законодательства и движущим звеном в оптимизации и развитии компании с учетом всех вызовов современного рынка. При этом компания должна быть достаточно крупной, чтобы покрывать затраты на содержание службы внутреннего аудита.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внутренний аудит, инструмент развития бизнеса и компании, экономическая безопасность, инструмент корпоративного управления.
Formation of the internal audit service as a tool for development and business security in the practice of Russian companies
Rau E.I. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Barnaul branch), Russia
введение
Одним из эффективных инструментов развития и оптимизации развития крупного бизнеса в настоящее время является сравнительно новый институт в управлении бизнесом в России - «внутрен-
ний аудит», который получил широкое распространение за рубежом и постепенно становится элементом корпоративной культуры российских крупных компаний. Внутренний аудит является инструментом для выявления потенциальных возможностей повышения эффективности деятельности организаций. Одной из задач внутреннего аудита является устранение «слабых сторон» организации. Согласно трактовке Международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), «миссией внутреннего аудита является сохранение и повышение стоимости организации посредством проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода, предоставления рекомендаций и обмена знаниями» [1].
ABSTRACT:_
The subject of this study is a relatively new instrument and an institute for business management for Russia - "internal audit". The purpose of the work is to consider the nature and the role of internal audit in the activities and development of organizations and to give an authoritative assessment of whether internal audit is an instrument for the development and security of business, to estimate the costs of its organization. To achieve this goal, the work presents approaches to the definition of "internal audit", its main characteristics, the chronology of development, its tasks, its place among the tools of corporate governance. The information is provided which companies are obliged to organize the activity of the internal audit service. To assess the economic feasibility of forming an internal audit service in the company and an approximate budget for its functioning, the author turned to statistical information. The criteria proposed by the author and their minimum quantitative values will help in deciding on the expediency of organizing your own internal audit service in a particular company. The review of the basic norms regulating the activity of the institute of internal audit is given. In this regard, the results of the study are of professional interest not only for scientists, teachers, students of economic fields, but also for professional practitioners. Answering the main question of the research topic, the author notes that the internal audit service is an instrument of economic development and security of the company, as it serves as a guarantor of compliance with the requirements of the current legislation and a driving link in the optimization and development of the company, taking into account all the challenges of the modern market. At the same time, the company should be large enough to cover the costs of maintaining the internal audit service.
KEYWORDS: internal audit, business development tool and companies, economic security, corporate governance tool.
JEL Classification: M21 M42 012 Received: 16.04.2018 / Published: 30.06.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rau E.I. (edr2OO60mail.ru)
CITATION:_
Rau E.I. (2018) Stanovlenie sluzhby vnutrennego audita kak instrumenta razvitiya i bezopasnosti biznesa v praktike rossiyskikh kompaniy [Formation of the internal audit service as a tool for development and business security in the practice of Russian companies]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (6). - 18791890. doi: 10.18334/rp.19.6.39159
понятие, роль и хронология развития института «внутренний аудит»
Прежде чем ответить на вопрос, что представляет собой внутренний аудит, сначала отметим, что данный институт для России сравнительно новый. Российская практика на данный момент переживает период зарождения в корпоративной культуре этого элемента, а сама его методология (идея, понятие, подходы организации) и практический опыт берут своё начало и заимствованы на Западе.
Согласно трактовке Международного Института внутренних аудиторов, под «внутренним аудитом» (ВА) понимается «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленная на совершенствование работы организации». «Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [1].
В России с переходом к рынку был также введен институт «внутреннего аудита». Внедряться он стал постепенно, в основном, в деятельность крупных корпораций. Впервые термин «внутренний аудит» был определен в 1997 году в «Перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности», утвержденной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В данном документе «аудит внутренний» определен «как организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля» [2]. Характерными чертами внутреннего аудита в настоящее время являются:
1) независимость и объективность;
2) нацеленность на совершенствование деятельности компании;
3) предоставление консультаций и гарантий заказчикам (клиентам) [3]. Основные этапы, задачи и заказчики внутреннего аудита по мере его развития в
мировой практике представлены схематично на рисунке 1.
Согласно данным рисунка 1, видно, что с течением времени роль и задачи внутреннего аудита существенно расширились. Среди современных задач внутреннего аудита, наряду с совершенствованием процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления, добавились совершенствование операционной деятельности и информационных систем организации.
ОБ АВТОРЕ:_
Рау Эдуард Иванович, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент (edr2OO60mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Рау Э.И. Становление службы внутреннего аудита как инструмента развития и безопасности бизнеса в практике российских компаний // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 6. - С. 18791890. doi: 10.18334/rp.19.6.39159
. - 40 гг. XX века 40 - 70 гг. XX века 70 гг. XX века - наст. вр.
Основные Основные Основные
задачи задачи задачи
>
- проверка бухгалтерской отчетности;
- проверка сохранности активов;
- эффективность использования средств
- проверки системы внутреннего контроля;
- специальные проекты
- совершенствование процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления
Заказчики (клиенты) -линейное руководство (финансовый
директор), гл. бухгалтер
Заказчики (клиенты) -высшее руководство и финансовый директор
Заказчики (клиенты) -
Совет директоров (аудиторский комитет), высшее руководство
Рисунок 1. Осно вные этапы развития внутреннего аудита Источник: составлено автором на основе [4]
Рисунок 2. Сфера компетенций внутреннего аудита Источник: [5] (GorodUov,2013).
Исходя из вышеприведенной информации, определим конкретные направления внутреннего аудита по улучшению корпоративных систем. Сфера компетенций внутреннего аудита схематично представлена на рисунке 2.
Многообразие задач, стоящих перед службой внутреннего аудита, требует от её сотрудников, на наш взнляд, наряду с распространенными требованиями к работникам, занятых в других сферах, также особых профессиональных компетенций, которые закреплены в трудовых функциях профессионального стандарта «Внутренний аудитор», принятых приказом ММинистерства труда зз социальной защиты РФ, и будут
рассмотрены в статье далее. К особенностям трудовых функций, занятых в проведении внутренних аудиторских проверок, можно отнести: знание основных концепций, программ развития, методик анализа, последних изменений в законодательстве и современных новаций в сфере проведения аудита, во многом управленческих навыков и, что не отражено в профессиональном стандарте, но подразумевается - творческого подхода к решению поставленных задач.
какие организации используют механизм внутреннего аудита в своей деятельности и как он может быть реализован?
Согласно действующему российскому законодательству, все компании, которые обязаны раскрывать информацию о результатах своей деятельности, должны сформировать собственную службу внутреннего аудита. Таким образом, к числу таких компаний относятся все публичные акционерные общества и корпорации с государственным участием.
Поскольку внутренний аудит зависит от особенностей финансово-хозяйственной деятельности компании, то в организационно-правовом ключе является индивидуальным для каждой организации.
С учетом сложившейся практики выделяются следующие организационные формы внутреннего аудита [3]:
- организация собственной службы внутреннего аудита;
- использование услуг по аутсорсингу;
- использование услуг по ко-сорсингу.
Ко-сорсинг предполагает создание внутри компании органов внутреннего аудита с возможностью привлечения экспертов сторонних компаний.
оценка целесообразности внедрения собственной службы внутреннего аудита
Оценивая целесообразность внедрения собственной службы, считаем необходимым обратиться к исследованиям. С одной стороны, согласно данным Сибирской юридической компании - Аудит, компании, у которых отсутствует даже система внутреннего контроля, не говоря уже о внутреннем аудите, несут значительные типовые потери. А именно до 20% в капитальных вложениях, до 10% в закупках, до 5% в выручке от продаж и другие потери. С другой стороны, при наличии системы внутреннего контроля потери сокращаются до 10%, 5% и до 1-3% соответственно [6].
Согласно мнению Международного института внутренних аудиторов, внутренний аудит способствует компаниям разного уровня достичь поставленных целей на каждом уровне развития, используя последовательный и систематизированный подход к оценке и повышению эффективности процессов корпоративного управления, контроля и управления рисками.
^ Общий средний бюджет на человека
^ Средние расходы на заработную плату и премии на 1 сотрудника
■ Средние расходы на обучение 1 сотрудника
Рисуно к 3. Средние расходы службы внутреннего аудита в расчете на одного внутреннего аудитора (по отраслям экономики,тыс.руб.)
Источник: составлено ав тором на о сно ве [7]
С другой стороны, чтобы оценить экономическую целесообр азность сформирования службы внутреннего аудита (СВА) в компании и приблизительный бюджет на ее функционирование, обратимся к статистической информации.
По результатам исслед ования рнзвития внутреын его аудита в России [7], которое проводили Институт внутренних аудиторов [8] и аудиторская компания КРМО в 2017 г., среди показателей, с помощью которых оценивается эффективность деятельности СВА, наиболее часто используемыми являются: степень выполнения плана аудиторских заданий (71%), степень удовлетворенности заказчиков внутреннего аудита (55%), результаты опроса членов комитета по аудиту и/или совета директоров (40%) и высшего исполнительного руководства (50%).
Таким образом, можно сделать вывод, что в данный момент времени нет абсолютно и даже преимущественно довольных заказчиков и других опрошенных результатами деятельности в их компаниях внутренней службы аудита.
Доля бюджетов СВА относительно годовой выручки компаний-респондентов варьировалась в пределах 0,002-0,63%. При этом в каждой третьей СВА размер бюджета соответствовал 0,01-0,05% годовой выручке компании в 2016 г., а в каждой четвертой -0,11-0,5%. Стоит отметить разницу в объеме финансирования СВА в зависимости от отраслевой принадлежности компании. При этом основную часть (в среднем 85%) бюджета СВА составляет заработная плата и дополнительные вознаграждения работников СВА.
Если проанализировать средние расходы СВА в расчете на одного внутреннего аудитора по отраслям экономики, то наиболее высокие затраты на заработную плату и
Деятельность в области информации и связи
Добыча полезныгс ископаемых
Обрабатывающие производства
Обеспечение электрической энергией, газом и паром
Инвестиционная деятельность Оптовая и розничная торговля Сельское и лесное хозяйство Иное
2762
2683
премии несут компании, осуществляющие деятельность в отраслях «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства» (рис. 3). При этом средние расходы на заработную плату и премии одного внутреннего аудитора колеблются в диапазоне от 1 233 тысяч рублей в год в сельском и лесном хозяйстве до 2 157 тысяч рублей в отрасли «Добыча полезных ископаемых» [7].
На рисунке 3 представлена средняя величина ежегодных затрат на одного внутреннего аудитора по отраслям экономики, которые являются ориентиром для планирования затрат при организации службы.
Данные о среднем количестве работников компании в расчете на одного внутреннего аудитора в зависимости от отраслевой принадлежности компаний-респондентов приведены в таблице.
Для оценки предстоящих затрат и целесообразности создания СВА автор, на основе результатов исследования данного вопроса, предлагает следующие критерии «целесообразности» внедрения СВА и приводит их предельные минимальные количественные характеристики, полученные посредством расчетов и анализа вышеприведенной статистической информации:
• бюджет СВА (менее 0,63% от выручки);
• годовые затраты на содержание службы (не менее 1500 тыс. руб.);
• на заработную плату одного аудитора (не менее 1233 тыс. руб./год);
• на обучение одного аудитора (не менее 100 тыс. руб./год - взято максимальное статистическое значение прямых затрат по причине начальной организации службы);
• среднее значение численности работников компании в расчете на одного внутреннего аудитора (не менее 517 работников на одного аудитора). Этот критерий и его среднее статистическое значение в большей степени служит ориентиром для оценки эффективности организации собственной службы внутреннего аудита компании.
Таблица
количество работников компании в расчете на одного внутреннего аудитора
отрасль экономики среднее значение
Добыча полезных ископаемых 1256
Деятельность в области информации и связи 1015
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 1517
Обрабатывающие производства 1024
Строительство 942
Оптовая и розничная торговля 3000
Транспортировка и хранение 1039
Инвестиционная деятельность 690
Иные 517
Источник: [7].
Таким образом, при принятии решения о целесообразности организации собственной службы внутреннего аудита в конкретной компании рекомендуется принять во внимание предложенные автором критерии и их минимальные количественные значения. При принятии решения также можно руководствоваться и другими подходами [9] (Filipev, 2016).
обзор основных правовых норм регулирования организации внутреннего аудита в российских компаниях нефинансового сектора
В действующей системе российских нормативно-правовых актов понятие «внутреннего аудита», принципы его функционирования, методы, приёмы и варианты его организации в последние годы стали появляться со ссылкой на международные стандарты. Они представляют собой набор требований к внутреннему аудиту, были разработаны Международным Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) и вступили в силу с 1 января 2017 г. [10]. Сегодня допускается разработка и внедрение персональных внутрифирменных стандартов проведения ВА. Они могут быть детализированными и сильно отличаться от федеральных и международных правил, но при этом не должны им противоречить.
В России основные аспекты работы проверяющих регламентированы также федеральными законами, например, «Об аудиторской деятельности» и другими.
Ввиду специфики организации и проведения внутреннего аудита потребностью охвата разных направлений деятельности при его проведении, а также принимая во внимание его зарождение в России, для упрощения процессов его внедрения и интеграции в практику российских компаний в настоящее время приказом Министерства финансов РФ от 9 ноября 2016 г. № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» были приняты 18 международных стандартов аудита [11]. Также приказом Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 г. № 192н введены в действие 30 международных стандартов, регламентирующих обязанности внешнего аудитора при использовании работы внутренних аудиторов, определены цели и объем работы службы внутреннего аудита, обязанности аудитора по выявлению и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности и многое другое [12].
Дополнительный стимул развитию и совершенствованию института внутренних аудиторов в РФ, по мнению автора, могут дать:
• приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 398н «Об утверждении профессионального стандарта «Внутренний аудитор»». Приказ описывает подробно цель профессиональной деятельности и трудовые функции занятых в проведении внутренних аудиторских проверках, что значительно способствует облегчению представления о профессии для обучающихся и работающих [13];
• Распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2016 г. №1315-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоратив-
ного управления»» [14]. Реализация документа предусматривает законодательное закрепление положений о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, об организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в публичных акционерных обществах, а также установление правила о том, что ревизионная комиссия создается в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом этого общества, с учетом того, что если в обществе не создается ревизионная комиссия, то в нем должен быть организован внутренний аудит. Целью «дорожной карты» является повышение уровня защиты миноритарных инвесторов и качества корпоративного управления в российских хозяйственных обществах. Реализация документа должна способствовать росту значения индекса защиты миноритарных инвесторов по показателю «Защита миноритарных инвесторов» в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка;
• Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» [15]. В документе отмечается, что одним из основных инструментов в деятельности органов внешнего государственного (муниципального) контроля должен стать аудит эффективности. Он предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий государственных (муниципальных) программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества. Документом предложены мероприятия, способствующие повышению качества внутреннего финансового контроля и аудита.
Таким образом, действующее законодательство РФ способствует внедрению института внутреннего аудита в практику российских компаний, при этом в текущий момент времени финансовая поддержка из бюджета РФ на организацию СВА не предусмотрена и затраты несут компании.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что служба внутреннего аудита является как новым институтом в российской экономике, так и инструментом внутреннего контроля, двигателем экономического развития и экономической безопасности компании.
СВА служит гарантом соблюдения бизнесом всех норм закона, обеспечивает его экономическую безопасность [16, 17] (Malahanov, 2014; Polzunov et al., 2015), является
движущим звеном в его оптимизации и развитии с учетом всех вызовов современного рынка, что в перспективе должно способствовать инновационному и опережающему развитию бизнеса компании.
Внутренний аудит, как инструмент совершенствования процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления, изначально получил свое широкое распространение на Западе, сейчас зарождается в России. Задачи СВА в современных западных компаниях выполняет служба контроллинга [18, 19]. Как «независимый» от исполнительного руководства, а подчиненный собственнику или высшему исполнительному органу компании, внутренний аудит нацелен на совершенствование деятельности компании.
Согласно действующему российскому законодательству, все компании, которые обязаны раскрывать информацию о результатах своей деятельности, должны сформировать собственную службу внутреннего аудита. Таким образом, к числу таких компаний относятся все публичные акционерные общества и корпорации с государственным участием.
Результаты исследования показали, что компания должна быть достаточно крупной, чтобы покрыть затраты на содержание службы внутреннего аудита. При принятии решения о целесообразности организации собственной службы внутреннего аудита в конкретной компании рекомендуется принять во внимание предложенные автором критерии и их минимальные количественные значения.
Международные стандарты внутреннего аудита и действующее российское законодательство способствуют становлению «внутреннего аудита» в деятельности российских компаний.
ИСТОЧНИКИ:
1. Стандарты и руководства международного внутреннего аудита. Global.theiia.org.
[Электронный ресурс]. URL: https://global.theiia.org/standards-guidance/Pages/ Mission-of-Internal-Audit.aspx ( дата обращения: 25.01.2018 ).
2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудитор-
ской деятельности (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ) // Аудиторские ведомости. - 1997. - № 6. - с. 70.
3. Сонин А. Внутренний аудит как важнейший элемент системы управления компа-
нией. Iia-ru.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/ publications/articles/vtoroy-testovyy-razdel/a-sonin-vnutrenniy-audit-kak-vazhneyshiy-element-s ( дата обращения: 25.01.2018 ).
4. Внутренний аудит: определения и основные принципы. Аудиторская фирма «Фемида-Аудит». [Электронный ресурс]. URL: http://www.femida-audit.com/ docs/038893.pdf ( дата обращения: 26.01.2018 ).
5. Городилов М.А. Международный стандарт № 610 «Использование результатов вну-
тренних аудиторов: новая редакция» // Аудитор. - 2013. - № 8. - c. 56-63.
6. Официальный сайт Сибирской Юридической Компании. [Электронный ресурс].
URL: https://www.sibucom.ru ( дата обращения: 25.01.2018 ).
7. Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в
России, 2017 г. Https://www.iia-ru.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iia-ru.ru/contact/S_IA%20rus%20FIN.pdf ( дата обращения: 22.01.2018 ).
8. НП Институт внутренних аудиторов. Iia-ru.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://
iia-ru.ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).
9. Филипьев Д.Ю. Эффективность внутреннего контроля: проблемы и критерии оцен-
ки // Аудиторские ведомости. - 2016. - № 9. - с. 69-82.
10. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iia-ru.ru/contact/ Standards-rus%202016%20IIA%20 27122016.pdf ( дата обращения: 22.01.2018 ).
11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. N 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).
12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2016 г. N 192н «О введении в действие международных стандартов на территории Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 г. №398н «Об утверждении профессионального стандарта «Внутренний аудитор». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).
14. Распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2016 г. №1315-р «Об утверждении план мероприятий («дорожной карты»)»Совершенствование корпоративного управления»». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).
15. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. №2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 22.01.2018 ).
16. Малаханов А.Н. К вопросу восстановления бухгалтерского учета на малом предприятии // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации: сборник статей / под редакцией Т.Г. Строителевой; Алтайская академия экономики и права. - Барнаул, 2014. - c. 117-126.
17. Ползунов И.И., Казитова Э.И., Рау Э.И., Роговский Е.И. Экономическая безопасность: государство, регион, предприятие. / сборник статей международной научно-
практической конференции. - Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2015. - 220 с.
18. Thomas Günther. Unternehmenswertorientiertes Controlling. 2. Auflage. Softcover Vahlen, 2013. - 470 S.
19. Christian Klett, Michael Pivernetz. Controlling in kleinen und mittleren Unternehmen. 5. Auflage. Hardcover NWB Verlag, 2014. - 261 S.
REFERENCES:
Perechen terminov i opredeleniy, ispolzuemyh v pravilakh (standartakh) auditorskoy deyatelnosti (utv. Komissiey po auditorskoy deyatelnosti pri Prezidente RF) [List of terms and definitions used in the rules (standards) of audit activity]. (1997). Auditor's statements. (6). 70. (in Russian).
Filipev D.Yu. (2016). Effektivnost vnutrennego kontrolya: problemy i kriterii otsenki [THE EFFECTIVENESS OF INTERNAL CONTROL: problems and avaluation criteria]. Auditor\'s statements. (9). 69-82. (in Russian).
Gorodilov M.A. (2013). Mezhdunarodnyy standart № 610 «Ispolzovanie rezultatov vnutrennikh auditorov: novaya redaktsiya» [International standard No. 610 "Use of internal auditors' results: new edition"].Auditor. (8). 56-63. (in Russian).
Malakhanov A.N. (2014). K voprosu vosstanovleniya bukhgalterskogo ucheta na malom predpriyatii [On the issue of accounting restoration at a small enterprise] Socioeconomic development of society in the XXI century coordinates: traditions and innovations. 117-126. (in Russian).
Polzunov I.I., Kazitova E.I., Rau E.I., Rogovskiy E.I. (2015). Ekonomicheskaya bezopasnost: gosudarstvo, region, predpriyatie [Economic security: state, region, enterprise] Barnaul: Altayskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. I.I. Polzunova. (in Russian).