икономически науки
Парамонова Лариса Анатольевна РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ...
UDC 330:657
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СБЪЕКТА
© 2017
Парамонова Лариса Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: [email protected])
Аннотация. Развитие институтов внутреннего аудита является приоритетной задачей современных корпоративных структур. Сегодня в России продолжается расширение установления обязательных требований по организации и функционированию внутреннего аудита. После обязательности внутреннего аудита для кредитных, страховых экономических субъектов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных обществ с государственным участием, установлены требования для публичных акционерных обществ. В последнее время вопросы регламентации внутреннего аудита являются особенно актуальными для российских ученых-экономистов, однако не раскрывают полноту всех решаемых проблем и вопросов. Совершенствование концепции и методологии современного российского аудита характеризуется сменой традиционных подходов в осуществлении финансового контроля на риск-ориентированный подход, определенный современными международными аудиторскими стандартами, составляющие нормативную базу аудита. Главной задачей аудитора в условиях использования риск-ориентированного подхода является выявление и оценка бизнес-рисков, возникающих в процессе функционирования экономических субъектов и способных оказать отрицательное влияние на достижение поставленных целей и реализовать стратегию. Риск-ориентированный подход необходимо применять при определении роли, места и миссии внутреннего аудита, определении его целевой направленности и стандартизации. Современные методики внутреннего аудита должны включать методику планирования проверок внутреннего аудита (выявление и оценка рисков существенного искажения посредством понимания деятельности экономического субъекта и его рыночного окружения, оценки системы внутреннего контроля и оценки системы управления рисками); методику оценки эффективности бизнес-процессов экономического субъекта; методику контроля и оценки риск-аппетита, процедур приоритизации и реагирования на риск и другие, соответствующие целям внутреннего аудита.
Ключевые слова: аудит, внутренний аудит, корпоративное управление, внутренний контроль, управление рисками
RISK-ORIENTED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INTERNAL AUDIT OF THE BUSINESS SUBJECTS
© 2017
Paramonova Larisa Anatolevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Chair of Accounting, Analysis and Audit Volga Region State University of Service (445017, Russia Togliatti, st. Gagarina, 4, e-mail: [email protected])
Abstract. The development of internal audit institutions is a priority for modern corporate structures. Today, Russia continues to expand the establishment of mandatory requirements for the organization and functioning of internal audit. After the mandatory internal audit for credit, insurance, economic entities, professional participants of the securities market, joint-stock companies with state participation, the requirements for public joint-stock companies are established. Recently, the issues of regulation of internal audit are particularly relevant for Russian economists, but do not reveal the completeness of all the problems and issues being resolved. Improving the concept and methodology of modern Russian auditing is characterized by a shift in traditional approaches to the implementation of financial control to a risk-oriented approach, defined by modern international auditing standards, constituting the regulatory framework for auditing. The main task of the auditor in terms of using a risk-based approach is to identify and assess business risks that arise in the process of functioning of economic entities and that can have a negative impact on the achievement of goals and implement the strategy. A risk-based approach needs to be applied in determining the role, place and mission of internal audit, determining its focus and standardization. Modern methods of internal audit should include a methodology for planning internal audit checks (identifying and evaluating risks of material misstatement through an understanding of the activities of an economic entity and its market environment, evaluation of the internal control system and evaluation of the risk management system); methodology for assessing the effectiveness of business processes of an economic entity; methods of monitoring and assessing risk appetite, prioritization and risk response procedures, and others that are consistent with the objectives of the internal audit.
Keywords: audit, internal audit, corporate governance, internal control, risk management
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное состояние экономики отличается наличием множества внешних и внутренних негативных факторов, определяющих риски финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, сдерживающие достижение определенных стратегических целей. Минимизация рисков и их предотвращение основная задача системы управления рисками организации. Оценка эффективности системы управления рисками лежит в плоскости деятельности служб внутреннего аудита, также как и оценка системы внутреннего контроля, и корпоративного управления в целом. Проблемы использования риск-ориентированного подхода при проведении проверок внутренними аудиторами являются определяющими в развитии институтов внутреннего аудита, его методологии и практики реализации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Развитие концептуальных и методологических основ современного российского аудита характеризуется сменой традиционных подходов в осуществлении финансового контроля на риск-ориентированный подход, определенный современными международными аудиторскими стандартами, составляющие нормативную базу аудита. В российской аудиторской практике определены требования к процедурам внешнего аудита и отсутствует регламентация внутреннего аудита, переходящего в ранг обязательных для публичных акционерных обществ. Проблемы теории, организации и методики внутреннего аудита представлены в работах Мельник М.В., Кеворкова Ж.А. и других ученых-экономистов. Отсутствие обоснованной национальной риск-ориентированной концепции внутреннего аудита в системе управления, формирования его методологии, отвечающей современным экономическим и правовым аспектам, и определяет актуальность
Paramonova Larisa Anatolevna economic
RISK-ORIENTED APPROACH ... sceinces
решения научной проблемы по развитию методологии и практики организации внутреннего аудита.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью научного исследования является изучение проблем постановки, организации, стандартизации и функционирования внутреннего аудита, отвечающего современным требованиям и вызовам и определение его роли, места, миссии и целевой направленности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Новации в области регламентации требований к функционированию публичных акционерных обществ в Российской Федерации требуют введение обязательного внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
История развития институтов внутреннего аудита в России тесно связана с функционированием институтов внешнего аудита. Однако в отличие от внешнего аудита, имеющего прямую правовую регламентацию, определенную Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 от 30.12.2008 г. и Международными стандартами аудита (далее МСА), законодательные и нормативные акты прямого действия, регулирующие внутренний аудит на национальном уровне отсутствуют [1]. Анализ действующих правовых регулятивов, позволяет выделить отраслевые регламенты внутреннего аудита для кредитных и страховых субъектов рынка и корпоративных структур с государственным участием. Особого внимания заслуживают требования профессионального стандарта «Внутренний аудитор», утвержденные Приказом Минтруда РФ от 24.06.20l5 № 398н [3]. Пробелы национальной регламентации организации и функционала внутреннего аудита должны быть устранены посредством международных регулятивов в области финансового контроля и стандартизации. Наиболее авторитетными регламентами международной практики внутреннего аудита являются документы Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI), ИСО Международной организации по стандартизации, а также Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (IPPF), Концептуальные основы внутреннего контроля (модель COSO) и Концептуальные основы управления рисками (модель COSO ERM). Современная система нормативного регулирования внутреннего аудита невозможна без участия саморегулируемых профессиональных организаций.
Значительный вклад в развитие и внедрение российского внутреннего аудита вносят Некоммерческое партнерство «Институт внутренних аудиторов», Некоммерческое партнерство «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров».
На наш взгляд, при постановке и организации службы внутреннего аудита собственники и руководство экономического субъекта первоначально обязаны решить задачу установления правовых регулятивов для стандартизации службы внутреннего аудита.
Решение данной задачи находится в определении синтеза требований международных и российских законодательных, нормативных актов, международных концепций контроля, управления рисками, стандартов внешнего и внутреннего аудита и накопленного практического опыта национальных институтов внутренних аудиторов.
Организация службы внутреннего аудита начинается с определения места и миссии внутренних аудиторов в управленческой инфраструктуре экономического субъекта.
Последние исследования 2017 года Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов» показывают, что произошли существенные изменения в подотчетности службы внутреннего аудита [14].
Более 80% служб внутреннего аудита функционально подчинены совету директоров (комитету по аудиту) 36
компании, что соответствует международной практике и установленным требованиям Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. [2].
Исследованиям в области внутреннего аудита посвящены научные работы многих российских ученых-экономистов, существенный вклад в развитие внутреннего аудита внесли Мельник М.В., Кеворкова Ж.А. и другие [4-13]. Учитывая авторские разработки, правовые регламенты и профессиональные стандарты дефиниция «внутренний аудит» может быть определена следующим образом:
Внутренний аудит - функциональная служба экономического субъекта, подчиненная совету директоров (комитету по аудиту), осуществляющая контрольную и консультационную деятельность, направленную на повышение эффективности деятельности экономического субъекта и достижения его целей, путем применения риск-ориентированного подхода к оценке корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля.
По нашему мнению, миссия внутреннего аудита - основополагающее понятие функционирования службы должна быть определена с учетом современного риск-ориентированного подхода к проведению проверок.
Миссия внутренних аудиторов на современном этапе развития экономики, учитывая требования международных и национальных регламентов, заключается в обеспечении разумной уверенности в достижении стратегических целей организации по получению прибыли, сохранению и увеличению ее стоимости, путем проведения проверок на основе риск-ориентированного подхода и оценки эффективности корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля, а также консультационная деятельность и информационное взаимодействие с лицами, ответственными за корпоративное управление по вопросам, находящимся в сегменте внутреннего аудита.
Исходя из определения и миссии внутреннего аудита, конкретизируется его целевая направленность по следующим сегментам: оценка корпоративного управления, оценка системы управления рисками, оценка системы внутреннего контроля (таблица 1).
Исследования 2017 года Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов» показывают, что целевая направленность служб внутреннего аудита сегодня сводится к оценке надежности и эффективности системы внутреннего контроля (89%), мониторинг процесса устранения недостатков системы внутреннего контроля (89%) и консультирование исполнительного руководства по различным вопросам (84%). При этом внутренние аудиторы значительно чаще стали оказывать содействие менеджменту в построении системы управления рисками, а также проводить оценку эффективности системы управления рисками и использования информационных технологий [14].
Роль, место, миссия и целевая направленность внутреннего аудита определяют функциональные обязанности внутренних аудиторов и служат основой для разработки Устава внутренних аудиторов, Положения о внутреннем аудите организации и должностных инструкций внутренних аудиторов.
Указанные стандарты экономического субъекта отражают принципиальные положения по внутреннему аудиту и его организации. Стандартизация службы внутреннего аудита, помимо принципиальных положений должна включать методики планирования деятельности, процесса проверок и консультаций, формирования отчетности и требования по образованию и повышению квалификации.
По нашему мнению, современные качественные методики процесса проверок, проводимых внутренними аудиторами, должны учитывать риск-ориентированный подход и включать:
Humanitarian Balkan Research. 2017. № 1
икономически науки
Парамонова Лариса Анатольевна РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ...
Таблица 1 - Целевая направленность внутреннего аудита экономического субъекта
*составлено автором
- методику планирования проверок внутреннего аудита, включающую выявление оценку рисков существенного искажения посредством понимания деятельности экономического субъекта и его рыночного окружения, оценки системы внутреннего контроля и оценки системы управления рисками;
- методику оценки эффективности бизнес-процессов экономического субъекта;
- методику контроля и оценки риск-аппетита, процедур приоритизации и реагирования на риск;
- методику контроля и оценки достоверности данных бухгалтерского учета на уровне предпосылок, с учетом выявленных и оцененных рисков;
- методику контроля и оценки достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом выявленных и оцененных рисков и другие, соответствующие целям внутреннего аудита.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование позволило обосновать необходимость постановки, организации и функционирования службы внутреннего аудита в условиях предъявления обязательных законодательных требований к деятельности публичных акционерных обществ. Обобщение и систематизация действующих международных и национальных регуля-тивов внутреннего аудита дало возможность сформулировать понятие внутреннего аудита, его миссии и целевой направленности. В процессе исследования аргументировано применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольных процедур внутренними аудиторами и приведен примерный перечень методик проверок, требующий дальнейшей детализации согласно отраслевой специфике, масштабам деятельности, организационно-правовой формы и другим факторам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон № 307-ФЗ от 24.12.2008 -СПС Консультант Плюс / http://www.consultant.ru/
2. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Электронныйресурс]: федер. закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. - СПС Консультант Плюс / http://www.consultant.ru/
3. Российская Федерация. Приказ. Профессионального стандарта «Внутренний аудитор» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н. - СПС Консультант Плюс / http://www. consultant.ru/
4. Мельник, М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях /М.В. Мельник//Аудиторские ведомости. 2012. №1-2. С. 118-134
5. Кеворкова, Ж.А. Внутренний аудит: учебное пособие. /Ж.А. Кеворкова, Т.П. Карпова, А.А. Савин, Г.А. Ахматова/ Редактор: Кеворкова Ж.А.. Москва: Юнити-Дана, 2015.
6. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией //Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 48-63.
7. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 22-26.
8. Батова В.Н., Юдаева Н.Ю. Роль внутреннего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 142148.
9. Усачёв С.А. К вопросу необходимости формирование системы внутреннего контроля в организациях // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 82-84.
10. Шнайдер О.В., Агуреева Т.П. Система внутреннего аудита качества и её влияние на прибыль предприятия // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 110-114.
11. Тарасова Т.М. Планирование внутренних аудиторских проверок инвестиционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 46-49.
12. Варкулевич Т.В., Биктагирова Е.И. Совершенствование системы внутреннего контроля как способ управления рисками в коммерческих организациях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 42-44.
13. Шнайдер В.В. Внутренний контроль, стратегический анализ и прогнозирование вероятности банкротства как механизмы обеспечения экономической безопасности организации // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 18-22.
14. Исследования текущего состояния и тенденции развития внутреннего аудита в России /https://www.iia-ru.ru/contact/S_IA%20 rus%20FIN.pdf
Целевая направленность Характеристика целей
Оценка корпоративного управления Оценка и контроль постановки целей экономического субъекта и путей их достижения; Оценка и контроль этических и корпоративных ценностей экономического субъекта и процедур их соблюдения; Оценка организационной и управленческой инфраструктуры экономического субъекта; Оценка и контроль соблюдения кадровой, дивидендной, учетной, налоговой, маркетинговой и других политик экономического субъекта; Оценка и контроль процедур стандартизации деятельности экономического субъекта на различных управленческих уровнях и функциональных службах; Оценка и контроль прав собственников, руководства и персонала, удовлетворение их информационных потребностей; Оценка и контроль взаимодействия с партнерами, контролирующими и фискальными органами; Оценка и контроль публичной, внешней и внутренней отчетности экономического субъекта; Консультирование и разработка мероприятий по устранению недостатков корпоративного управления и другие цели.
Оценка системы управления рисками Оценка организационной структуры и роли системы управления рисками в управленческой инфраструктуре экономического субъекта, стандартизации ее процедур; Оценка и контроль формулировки бизнес-целей, соответствующих условиям деятельности, стратегических альтернатив, риск-аппетита; Оценка и контроль полноты выявления рисков, комплексности методов их оценки, приоритизации; Оценка и контроль эффективности процедур реагирования на риск и управления рисками; Оценка и контроль эффективности расходов по осуществлению процедур реагирования на риск и управления рисками; Оценка и контроль раскрытия информации о рисках; Консультирование и разработка мероприятий по устранению недостатков системы управления рисками и другие цели.
Оценка системы внутреннего контроля Оценка организационной структуры и роли системы внутреннего контроля в управленческой инфраструктуре экономического субъекта, стандартизации его процедур; Оценка и контроль полноты покрытия внутренним контролем выявленных рисков бизнес-процессов и адекватности контрольных процедур; Оценка и контроль обеспечения достоверности показателей бухгалтерской (финансовой), управленческой, налоговой, статистической отчетности организации; Оценка и контроль информационного и коммуникационного взаимодействия системы внутреннего контроля; Мониторинг системы внутреннего контроля; Консультирование и разработка мероприятий по устранению недостатков системы внутреннего контроля и другие цели.