2. Кондукова Э.В. ABC: себестоимость без искажений. Современный метод учета и контроля затрат. М.: ЭКСМО, 2008.
3. Овсийчук М.Ф., Хамидуллина Г.Р. Учет затрат: проблемы бухгалтерского и налогового учета. М.: Экзамен, 2004.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Ермолова М.С. Email: [email protected]
Ермолова Мария Сергеевна — магистрант, департамент учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: значимость внутреннего аудита одновременно увеличивается с ростом ожиданий заинтересованных сторон. Современные условия ведения бизнеса и усиление рисков внешней среды приводят к трансформации функций внутреннего аудита, акцентируя внимание на разработке рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности экономического субъекта и устранению пробелов в системе внутреннего контроля. В статье определены ключевые моменты, способствующие построению эффективной системы внутреннего аудита в организации.
Ключевые слова: внутренний аудит, эффективность, рекомендации по совершенствованию системы внутреннего аудита.
RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS
OF INTERNAL AUDIT Ermolova М.Б.
Ermolova Maria Sergeevna — Undergraduate, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT,
FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW
Abstract: stakeholder expectations of Internal Audit are rising at the same time Internal Audit's functions are becoming more complex. Furthermore increased risk, regulatory pressure, and technological advancements enhance the effectiveness of Internal Audit, focusing on the development of recommendations to improve internal control system. In the article has identified attributes that contribute to an effective Internal Audit function that adds value and meets stakeholder expectations. Keywords: internal audit, efficiency, recommendations for improving the Internal Audit system.
УДК 657.6
Эффективные и прибыльные организации предъявляют высокий уровень требований к процедурам планирования проектов, выполнения работ, а также согласования бизнес-процессов. Руководители таких экономических субъектов целенаправленно и систематично выявляют ожидания, устанавливают критерии оценки эффективности и последовательно добиваются улучшения результатов деятельности посредством организации службы внутреннего аудита (далее - СВА).
Все более сложные условия ведения бизнеса и возрастание рисков приводит к тому, что деятельность СВА не ограничивается предоставлением аудиторских заключений и обеспечением соблюдения установленных нормативных требований. Вместе с тем внутренний аудит пополняет свой арсенал средств за счет других компетенций, чтобы полностью соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон. Происходит изменение баланса между аудиторскими и консультационными функциями, что усиливает значимость внутренних контрольных органов. Внутренние аудиторы в настоящее время стали в большей степени сотрудничать и взаимодействовать с другими бизнес-подразделениями. Роль службы внутреннего аудита трансформируется в консультанта в отношении бизнеса, способствуя реализации инициатив по повышению эффективности и результативности деятельности экономического субъекта и устранению пробелов в системе внутреннего контроля.
Для обеспечения максимально высокой отдачи от работы внутреннего аудита, данной службе необходимо определить цели, задачи, права, обязанности и функции, а также место и
роль в организационной структуре [1, с. 27]. Однако любой анализ эффективности деятельности и пользы от работы внутреннего аудита должен начинаться с оценки степени согласованности ожиданий. Без четко сформулированных ожиданий в отношении внутреннего аудита просто невозможно дать четкое определение пользы, которую эта служба должна приносить организации.
Обзор экономической литературы позволяет выделить пять ключевых характеристик, влияюшдх на эффективность функции внутреннего аудита: защита интересов бизнеса, целесообразность затрат, модель поиска и удержания высококвалифицированных специалистов, культура и качество предоставления услуг. В каждой организации следует разработать систему показателей для оценки деятельности СВА по достижению поставленных целей и обеспечению соответствия установленным критериям [2, с. 7]. План аудита следует постоянно обновлять и актуализировать с учетом изменений, происходящих в самой организации и во внешней деловой среде, а также акцентировать внимание на достаточном объеме времени и ресурсов для идентификации существенных рисков. Сущность модели поиска и удержания аудиторских кадров представляет собой непрерывное обучение и развитие профессиональных знаний внутренних аудиторов в области финансово-хозяйственной деятельности организации и оценки рисков, а также навыков разрешения конфликтных ситуаций и развития критического мышления.
Организациям, стремящимся сформировать СВА, которая способна приносить максимальную пользу и содействовать руководству в принятии эффективных управленческих решений, следует рассмотреть следующие ключевые вопросы:
- согласованы ли критерии и требования заинтересованных сторон;
- созданы ли для службы внутреннего аудита возможности приносить экономическому субъекту дополнительные выгоды;
- есть ли необходимые дополнительные ресурсы для более высокого уровня деятельности функции внутреннего аудита [3].
Результаты проведенного исследования показывают, что на сегодняшний день позиция руководства экономического субъекта сводится к следующему: служба внутреннего аудита должна высказывать свою точку зрения по вопросам рисков и эффективности средств внутреннего контроля в рамках всей организации, включая стратегические, операционные и финансовые аспекты, а также вопросы соблюдения нормативно-правовых требований.
Выход СВА на уровень доверенного консультанта является непростой задачей. Расширение сферы деятельности внутреннего аудита может вызывать недопонимание со стороны менеджмента. Необходимо учитывать тот факт, что внутренние аудиторы лучше информированы о передовой практике, чем те или иные заинтересованные стороны, что делает точку зрения и позицию СВА в отношении необходимости каких-либо изменений более обоснованной и взвешенной [4].
Заинтересованным сторонам стоит прислушиваться к мнению руководителей служб внутреннего аудита и доверять им, при условии, что последние предоставляют высокопрофессиональные услуги. СВА должна получить необходимые полномочия на управление своими ресурсами и деятельностью в целях обеспечения соответствия результатов сформированным ожиданиям.
При построении деятельности руководитель СВА инициирует сотрудничество с заинтересованными сторонами и работает над согласованием их ожиданий. Однако члены высшего исполнительного руководства и Совета директоров также должны принимать активное участие в проектировании функций внутреннего аудита, оказывать поддержку при возникновении потребности в инвестициях для повышения профессиональной квалификации аудиторских кадров и делать все необходимое для того, чтобы служба внутреннего аудита была ориентирована на повышение эффективности деятельности экономического субъекта.
В связи с расширением роли внутреннего аудита от простого подтверждения соответствия требованиям до предоставления консультационных услуг и выполнения функционала проводника изменений, эффективный надзор за деятельностью СВА, и при необходимости, оказание поддержки являются неотъемлемыми задачами руководства организации. Обозначим основополагающие рекомендации в трансформации системы внутреннего аудита, которые ведут к максимальной отдаче и росту эффективности бизнеса.
1. Отношения между руководством экономического субъекта и функцией внутреннего аудита должны быть основаны на взаимном доверии. Необходимо построить доверительные отношения с внутренним аудитом, которые обеспечат открытое и непрерывное общение между официальными встречами и будут способствовать выявлению узких мест в реальном режиме
работы. Необходимо помогать внутреннему аудиту в повышении его роли и значимости в компании, путем обозначения его важности в структуре организации.
2. Четкое распределение функций и обязанностей. Данный подход предполагает, что роль внутреннего аудита соответствует требованиям как высшего руководства, так и иных заинтересованных сторон. Внутренний аудит может выполнять широкий спектр функций, начиная от вопросов соответствия стандартам до предоставления консультационных услуг. Задача руководства убедиться в том, что внутренний аудит концентрируется на важных областях и использует свои ограниченные ресурсы не только для принесения пользы организации в целом, но также для обеспечения уверенности менеджмента в отношении адекватности системы внутреннего контроля.
3. Четкая вертикаль подчинения и независимость. Для повышения статуса и степени объективности, функционально СВА должна непосредственно подчиняться Комитету по аудиту, а административно - соответствующему представителю высшего руководства организации.
4. Укрепление значимости внутреннего аудита и повышение уровня доверия к нему. Руководитель функции внутреннего аудита отвечает за эффективность деятельности и репутацию в организации.
5. Следует убедиться в том, что внутренний аудит обладает необходимыми ресурсами и бюджетом, обращая внимание на квалификацию персонала и планирование преемственности, а также возможность компенсировать нехватку конкретного опыта и знаний путем привлечения экспертов в той или иной области или частичного привлечения сторонних консультантов.
6. Одним из основных шагов к эффективно организованной системе внутреннего аудита является отчетность, включающая краткий обзор всех значимых выводов, а также согласованных действий по устранению найденных недостатков.
Анализ рекомендаций позволяет сделать вывод, что трансформация сущности внутреннего аудита в доверенного консультанта для бизнеса, невозможна без расставления вышеизложенных акцентов в деятельности службы внутреннего аудита в экономическом субъекте, а также постоянного мониторинга в целях выявления возможностей роста эффективности.
Список литературы / References
1. Кеворкова Ж.А., Карпова Т.П., Савин А.А., Ахтамова Г.А., Дунаева В.И., Земсков Г.Ю. Внутренний аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 319 с.
2. Шарамко М.М. Методология оценки эффективности внутреннего контроля и аудита // Аудиторские ведомости, 2016. № 2. С. 3-11.
3. Викторов П.В. Служба внутреннего аудита - ресурс эффективной работы современного совета директоров // Институт внутренних аудиторов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/ (дата обращения: 30.03.2017).
4. The eight attributes: Delivering internal audit excellence as stakeholders expect more // PwC. [Electronic resource]. URL: http://www.pwc.ru/en/riskassurance/publications/effective-internal-audit-functions.html (date of access: 03.04.2017).
СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Миронычева А.И. Email: [email protected]
Миронычева Александра Ивановна — студент магистратуры, кафедра экономической теории и государственного муниципального управления, факультет экономики и управления, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: статья посвящена раскрытию сущности государственной услуги как категории государственного управления и её аналогии с публичными и социальными услугами. Автором проанализированы основные виды предоставляемых услуг и предложена их классификация, а так же рассмотрен процесс оказания государственных услуг. Понятие «услуга» не новое для законодательства, оно означает способ удовлетворения потребностей граждан. На сегодня термин «государственные услуги» является тенденцией к изменению роли и задач государства в обществе, с принятием новых ценностей и приоритетов.
Ключевые слова: государственная услуга, критерий, процесс, сущность, стадии.