Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / INITIAL TRAINING / POLICE OFFICERS / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / SHOOTING TRAINING / TACTIC-SPECIAL TRAINING / SIMULATION OF REAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебряк Владимир Васильевич, Камаева Валентина Владимировна

В статье рассматриваются основные пути совершенствования профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Отмечается недостаток научных работ, посвященных научному обоснованию структуры и содержания учебного процесса первоначальной подготовки. Установлено, что одним из рациональных путей совершенствования первоначальной подготовки сотрудников полиции является разработка и внедрение учебных программ, которые содержат логично обоснованную подачу материала, поэтапный переход от стандартных условий к моделированию оперативных сюжетов, использование спаррингов рукопашного боя, оперативно-тактических учений профессиональной направленности. Разработан комплекс специальных заданий, который способствует обеспечению взаимосвязи между специальной физической, огневой и тактико-специальной подготовкой. Акцентировано внимание на использование метода моделирования, который позволяет сформировать профессионально важные умения и навыки, необходимые для решения задач будущей служебной деятельности. На основе проведенного исследования доказана эффективность использования учебных программ первоначального обучения сотрудников полиции, которые обеспечивают взаимосвязь специальной физической, огневой и тактико-специальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебряк Владимир Васильевич, Камаева Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING METHODS IN THE SYSTEM OF INITIAL TRAINING OF POLICE STAFF

The article view the approaches to improving of methods of special physical training of police officers on the stage of initial studying. It is noticed the shortage of scientific research are dedicated the problems of structure and content of the initial training of police officers. It is fund out that one from the most efficient way of improving of initial training of police officers is creation and implementation of curriculums that contain a logical argued material, step by step transition from standard conditions to mode of simulation of real situations, using of fighting and special tactical exercises orientated professionally. Using the complex of special tasks created by the authors of the article contribute to setting a mutual link between special physical training, shooting training and tactic-special training. The emphasis is made on the mode of simulation of real situation that makes the opportunity to formation the match professional skills and abilities is necessary for future vocation. The authors of the article comes to conclusion that applying of the educational program for initial studying of police officers that establish mutual link between special physical training, shooting training and tactic-special training are efficient.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

богатства, титула, «фамилии» и т.д.; в отечественной истории важнейшим шагом на данном пути стало учреждение в 1722 году петровской «Табели о рангах»)); связь продвижения по служебной лестнице с личностной и профессиональной эволюцией, а также с развитием потребностно-мотивационного комплекса [4].

Карьера базируется на совокупности ключевых стимулов человеческой деятельности и учитывает интересы данного социума. Под стимулами карьерного роста понимаются индивидуальные причины, по которым человек ведет себя тем или иным образом, чтобы достичь определенного положения на «карьерной лестнице». Главным фактором их формирования являются убеждения и потребности конкретной личности. Руководство и коллеги могут влиять на степень удовлетворенности работника его собственной карьерой, что нередко сказывается на движущих им мотивах, корректируя их в определенную сторону. Отношение работника к своей карьере и текущей должности зависит от одновременного воздействия пяти базовых мотивационных комплексов [5]: 1) восприятия содержания выполняемой работы; 2) психологического климата, сложившегося в данной организации; 3) уровня ежемесячного дохода (зарплаты и дополнительных выплат); 4) размера и специфики нефинансового (в том числе нематериального) вознаграждения: особых полномочий, льгот, неформальных привилегий и т.п.; 5) осознания полезности осуществляемой деятельности и оправданности прилагаемых карьерных усилий. Воздействуя на один из мотивационных комплексов, руководство способно корректировать отношение сотрудников к их служебным обязанностям и той организации, в которой они работают.

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5.С. 3-11.

8. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

9. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК: 378.1:351.74

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры тактико-специальной подготовки Серебряк Владимир Васильевич

Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко» (г. Луганск); старший преподаватель кафедры специальной физической и огневой подготовки Камаева Валентина Владимировна

Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко» (г. Луганск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные пути совершенствования профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Отмечается недостаток научных работ, посвященных научному обоснованию структуры и содержания учебного процесса первоначальной подготовки. Установлено, что одним из рациональных путей совершенствования первоначальной подготовки сотрудников полиции является разработка и внедрение учебных программ, которые содержат логично обоснованную подачу материала, поэтапный переход от стандартных условий к моделированию оперативных сюжетов, использование спаррингов рукопашного боя, оперативно-тактических учений профессиональной направленности. Разработан комплекс специальных заданий, который способствует обеспечению взаимосвязи между специальной физической, огневой и тактико-специальной подготовкой. Акцентировано внимание на использование метода моделирования, который позволяет сформировать профессионально важные умения и навыки, необходимые для решения задач будущей служебной деятельности. На основе проведенного исследования доказана эффективность использования учебных программ первоначального обучения сотрудников полиции, которые обеспечивают взаимосвязь специальной физической, огневой и тактико-специальной подготовки.

Ключевые слова: первоначальная подготовка, сотрудники полиции, специальная физическая подготовка, огневая подготовка, тактико-специальная подготовка, моделирование реальных ситуаций.

Annotation. The article view the approaches to improving of methods of special physical training of police officers on the stage of initial studying. It is noticed the shortage of scientific research are dedicated the problems of structure and content of the initial training of police officers. It is fund out that one from the most efficient way of improving of initial training of police officers is creation and implementation of curriculums that contain a logical argued material, step by step transition from standard conditions to mode of simulation of real situations, using of fighting and special tactical exercises orientated professionally. Using the complex of special tasks created by the authors of the article contribute to setting a mutual link between special physical training, shooting training and tactic-special training. The emphasis is made on the mode of simulation of real situation that makes the opportunity to formation the match professional skills and abilities is necessary for future vocation. The authors of the article comes to conclusion that applying of the educational program for initial studying of police officers that establish mutual link between special physical training, shooting training and tactic-special training are efficient.

Keywords: initial training, police officers, special physical training, shooting training, tactic-special training, simulation of real situation.

Введение. Успешность деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности граждан во многом определяется наличием подготовленных специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать задачи по борьбе с преступностью.

Становление правоохранительных органов МВД ЛНР, проходящее в условиях существенной нехватки подготовленных сотрудников полиции, требует от специализированных учебных заведений качественной организации учебного процесса. В первую очередь это относится к системе первоначального обучения полицейских, которые не имеют специального образования и опыта правоохранительной деятельности.

Отсутствие необходимого количества подготовленных сотрудников полиции и наличие большого числа впервые принимаемых на службу в полицию кандидатов, вызывает необходимость применения методов обучения, которые в кратчайшие сроки позволят осуществить качественную подготовку сотрудников ОВД к выполнению служебно-оперативных задач.

Изложение основного материала статьи. Обзор публикаций [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12], посвященных проблемам профессионального обучения современных полицейских показал, что основной проблемой является формирование профессиональных компетенций, необходимых сотрудникам ОВД для выполнения должностных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. По мнению ученых, качественная первоначальная подготовка является основой становления будущего профессионального мастерства сотрудников полиции. Обучение в системе первоначальной подготовки призвано обеспечить людей прикладными специальными знаниями, которые сочетают теорию правоохранительной деятельности и практику выполнения служебных задач.

Повышение эффективности проведения учебных занятий по специальной физической подготовке в системе МВД, пишет А. Каранкевич, «во многом обусловлено научным обоснованием их структуры и содержания с позиции программирования учебного процесса». Автор придерживается мнения, что такой подход предполагает достаточно четкую последовательность аналитических операций, отражающих цель двигательной активности сотрудников полиции, диапазон которой достаточно широк [8, с. 24].

Качество первоначальной подготовки сотрудников полиции, пишут В. Гонтари и Ю. Сологуб, во многом зависит от степени обоснованности целей и задач обучения, содержания и эффективности организации учебного процесса. Четко поставленная цель позволяет преподавателю донести до обучаемых важность изучения учебного материала. При этом результаты учебной деятельности можно контролировать путем получения оперативной информации о качестве учебного процесса [9].

Е. Крылова придерживается мнения, что проблемы разработки учебных программ, а также вопросы постановки целей и задач, а также отбора содержания обучения являются важнейшими в методике первоначальной подготовки сотрудников полиции, поскольку непосредственно влияют на эффективность и результативность всего педагогического процесса. Даже при использовании инновационных методов обучения, перенасыщение программы учебной информацией в конечном итоге приведет к накапливанию обучаемыми предельного для них объема информации без понимания ее значения в системе знаний [10, с. 207].

На основании анализа практической деятельности полицейских необходимо отметить, что традиционная методика первоначальной подготовки требует определенного дополнения и изменения. Учитывая особенности полицейской службы в современных условиях, важность стоящих перед правоохранительными органами задач, а также учитывая опасность служебной деятельности сотрудников полиции, нами предлагаются некоторые пути совершенствования учебного процесса первоначальной подготовки:

1. Содержание программы составить на основе приемов самозащиты без оружия и рукопашного боя, которые наиболее эффективно применяются практическими сотрудниками в оперативной деятельности при столкновениях с преступниками.

2. Создать базовый набор приемов самозащиты, количество которых будет минимально-достаточным, а качество их изучения и совершенствования максимальным.

3. На каждом занятии по СФП проводить спарринги рукопашного боя по заданию, с переходом от бесконтактного режима к дозированному контакту.

4. Использовать моделирование сюжетов служебной деятельности, которые максимально приближены к оперативной обстановке.

5. Обеспечить взаимосвязь СФП с ОП и ТСП путем включения в учебную программу приемов работы с оружием, моделирование ситуаций задержания правонарушителя двумя и более сотрудниками с использованием оружия, задания, связанные с изготовкой к стрельбе и прицеливанием, перезарядка оружия в движении, быстрое извлечение оружия при возникновении угрозы со стороны преступников.

6. Использование методов обучения осознанному регулированию психическими процессами в условиях экстремальной обстановки при работе с огнестрельным оружием как одиночного так и группового характера.

Результатом обзора литературных источников и комплексного анализа оперативно-служебной деятельности МВД ЛНР стала разработанная авторами программа первоначального обучения сотрудников полиции по дисциплине «Специальная физическая подготовка» (рис. 1).

Рисунок 1. Структура программы специальной физической подготовки на этапе первоначального

обучения

Для проведения исследования были задействованы впервые принятые на службу курсанты училища первоначальной подготовки МВД ЛНР в количестве 120 человек.

Специальные технические комплексы включающие удары руками и ногами, защиту от ударов, отработку действий в парах являются началом реализации учебной программы и ставят своей целью изучение базовых элементов рукопашного боя.

Посредством использования метода раздельно-конструктивного и целостно конструктивного упражнения происходит формирование навыков применения приемов задержания и сопровождения, освобождения от захватов и обхватов, защиты от нападения с применением или без применения оружия. Выполнение приемов в условиях, связанных с непосредственным взаимодействием с противником, однако без активного его сопротивления, при условии многократности повторения, позволяет формировать устойчивые навыки самозащиты сотрудника полиции.

Особенностью учебной программы является использование метода моделирования для исследования эффективности и практического закрепления ранее полученных знаний и навыков. Метод практического моделирования используется для формирования навыков применения физической силы, боевых приемов

борьбы для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях служебной деятельности.

Моделирование практических ситуаций является логическим завершением изучения каждой последующей темы.

Так, после изучения приемов задержания и сопровождения используется модель ситуации задержания правонарушителя при взаимодействии двух сотрудников полиции, а стандартный режим формирования бросковой техники переходит в отработку броска после защиты от удара с последующим задержанием, осмотром и сопровождением противника.

Изучение техники рукопашного боя проводится в форме отработки стандартных комбинаций, где контакт осуществляется дозированно. Проведение спаррингов направлено на выработку навыков самозащиты в условиях силового противодействия противника, а также способствует развитию реакции на неожиданные опасные действия. Моделирование ситуаций задержания преступника, полицейскому необходимо использовать наиболее подходящий для данной ситуации прием или бросок, направлено на тренировку психофизической устойчивости к неожиданной атаке противника.

Важно отметить, что именно использование таких профессионально-игровых единоборств и специальных заданий создает психофизически стрессовую среду. Работа в такой среде способствует формированию оптимальной модели действий и позволяет путем многократного повторения эти действия тренировать, нарабатывать нужную модель действий адекватно изменению ситуации. Такой подход направлен на формирование психической устойчивости, профессиональных навыков самозащиты, адаптацию психики полицейских к ситуациям агрессии и силового противостояния преступников.

Использование оперативно-тактических учений является интегративным фактором, который позволяет одновременно с учебной работой осуществлять контроль по всему пройденному материала. Оперативно-тактические учения позволяют соединить в комплекс выполнение контрольных упражнений из курса стрельб, приемов самозащиты, заданий по тактике действий в условиях оперативного сюжета. В результате осуществляется оценка действий сотрудника полиции в условиях, которые по основным параметрам моделируют ситуации их будущей служебной деятельности.

Профессиональная направленность обучения во много определяется научной обоснованностью выбора учебных заданий, применением метода моделирования оперативных ситуаций, использованием поединков, что в комплексе способствует качественному формированию устойчивых умений и навыков самозащиты без оружия.

Выводы. Сегодня актуальным является использование такой методики первоначальной подготовки сотрудников полиции, которая позволит в кратчайшие сроки обеспечить систему органов внутренних дел подготовленными сотрудниками.

Современная методика первоначальной подготовки должна обеспечивать взаимосвязь специальной физической, огневой и тактико-специальной подготовки.

При разработке учебных программ первоначальной подготовки необходимо учитывать профессиональную направленность обучения, обоснованность подачи учебного материала, использование метода моделирования фрагментов оперативных сюжетов, а также спаррингов по правилам рукопашного боя, что в комплексе будет способствовать формированию устойчивых умений и навыков самообороны.

Литература:

1. Организация первоначальной профессиональной подготовки полицейских зарубежных стран: аналитический обзор / Я.Л. Ваншин, З.Р. Танаева. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. - С. 28-47.

2. Рабочая учебная программа дисциплины «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность»: утв. Начальником УМВД России генерал-лейтенантом полиции Н.В. Румянцевым. - М., 2011. - 57 с.

3. Рабочая учебная программа специального профессионального обучения рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел: утв. Начальником Центра профессиональной подготовки ГУВД по г. Москве полковником полиции А.И. Титановым. - М., 2011. - 111 с.

4. Tyre M. Higher Education and Ethical Policing / M. Tyre, S. Braunstein // FBI Law Enforcement Bulletin. - 2006. - pp. 6-10.

5. A Comparative Study of the Police Training in the United Kingdom and the USA. - Vol.9. - 2011. -http://www.pa.edu.tr./Joutrnal of Police studies.

6. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов: монография / С.Д. Бойченко, В.Е. Костюкович, В.В. Руденик. - Гродно: ЮрСаПринт, 2015. - 174 с.

7. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов / В.В. Леонов [и др.]; под общ. ред. В.В. Леонова; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». - Минск: Акад. МВД, 2011. - 201 с.

8. Каранкевич А.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. программа /

A.И. Каранкевич, В.Е. Костюкович, Б.В. Воронович / Могилев. высш. колледж М-ва внутр. дел. - Могилев, 2013 - 102 с.

9. Гонтарь В.Н. Педагогические условия тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД РФ /

B.Н. Гонтарь, Ю.И. Сологуб / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». - Н. Новгород, 2006. - 105 с.

10. Крылова Е.М. Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов / Е.М. Крылова // Ярославский педагогический вестник - 2012 - N 1. - Том II. - С. 203-207.

11. Серебряк В.В. Застосування заходiв фiзичного впливу: техшка, тактика, методика навчання / В.В. Серебряк, С.В. Попов, З.В. Колосов / МВС Укра'ши, Луганський державний ушверситет внутршшх справ iм. Е.О. Дщоренка. - Луганськ: РВВ ЛДУВС iм. Е.О. Дщоренка, 2011. - 160 с.

12. Светличный Е.Г. Стрелковая подготовка сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.