Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КУРСАНТЫ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батхаев Вячеслав Васильевич, Кушнаренко Игорь Анатольевич

Важным фактором совершенствования профессиональной подготовки кадров в ведомственном вузе МВД РФ является достижение высокого уровня развития физических качеств, в частности силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и гибкости, которые в большой мере обусловливают успешность дальнейшего формирования в будущих правоохранителях рациональной техники самозащиты без оружия в условиях рукопашного боя, а также тактико-специальной подготовки (ТСП) и психологической готовности к несению службы. Основное значение в тактической подготовке сотрудников ОВД отводится образовательным организациям МВД, где курсанты в рамках специально разработанных программ получают подготовку не только по физической, но и по тактико-специальной подготовке, а также получают практику по огневой подготовке. В ходе ТСП курсанты учатся действовать слаженно в условиях чрезвычайной ситуации, придерживаться такой линии поведения, которая соответствует требованиям законодательства, знакомятся с методами и инструментами, эффективными в условиях сложной оперативной обстановки. Методика преподавания ТСП включает не только теоретические, но и практические занятия, что обусловлено спецификой как знаний, навыков и умений, передаваемых на таких занятиях, так и условиями оперативной обстановки, в которых курсантам придется применять данные знания. Теоретическое описание содержания и направлений профессиональной подготовки сотрудников ОВД (физической, ТСП, психологической) позволяет выявить характерную черту общей профессиональной подготовки сотрудников ОВД - тесную взаимосвязь между данными направлениями подготовки. Ключевые выводы: Выявлены междисциплинарные связи тактико-специальной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Показано, что современные квалификационные требования к сотруднику полиции могут быть реализованы только как системное сочетание параметров тактико-специальной, огневой, психологической и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батхаев Вячеслав Васильевич, Кушнаренко Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY NATURE OF TACTICAL AND SPECIAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

An important factor in improving the professional training of personnel in the Russian Ministry Of Interior departmental university is the achievement of a high level of physical qualities, in particular strength, speed, coordination abilities, endurance and flexibility, which determine the success of the further formation of a rational technique of self-defense without weapons in hand-to-hand combat, as well as special tactical training (TST) and psychological readiness to serve in future law enforcement officers. The main importance in the tactical training of DIA officers is assigned to the educational organizations of the Russian Ministry Of Interior, where cadets receive training not only in physical, but also in tactical and special training, and in firepower training within the specially developed programs. During the TST cadets learn to act harmoniously in an emergency, adhere to a line of behavior that meets the requirements of the law, get acquainted with methods and tools that are effective in a difficult operational environment. The methodology of teaching TST includes not only theoretical, but also practical classes, which is due to the specifics of knowledge, skills and abilities transmitted in such classes, and the conditions of the operational environment in which cadets will have to apply this knowledge. The theoretical description of the content and directions of professional training of police officers (physical, technical, psychological) allows us to identify a characteristic feature of the general professional training of police officers, that is a close relationship between these areas of training. Key conclusions: The interdisciplinary connections of tactical and special training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been revealed. It has been shown that modern qualification requirements for a police officer can be implemented only as a systemic combination of parameters of tactical-special, fire, psychological and physical fitness.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-32-38 УДК 355.232.6:351.74

Батхаев В.В., Кушнаренко И.А.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Батхаев Вячеслав Васильевич,

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, e-mail: hathaev72 a/mail.ru,

Кушнаренко Игорь Анатольевич,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, e-mail: kushnarenko_igor(a),list. г и

Аннотация

Важным фактором совершенствования профессиональной подготовки кадров в ведомственном вузе МВД РФ является достижение высокого уровня развития физических качеств, в частности силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и гибкости, которые в большой мере обусловливают успешность дальнейшего формирования в будущих правоохранителях рациональной техники самозащиты без оружия в условиях рукопашного боя, а также тактико-специальной подготовки (ТСП) и психологической готовности к несению службы.

Основное значение в тактической подготовке сотрудников ОВД отводится образовательным организациям МВД, где курсанты в рамках специально разработанных программ получают подготовку не только по физической, но и по тактико-специальной подготовке, а также получают практику по огневой подготовке. В ходе ТСП курсанты учатся действовать слаженно в условиях чрезвычайной ситуации, придерживаться такой линии поведения, которая соответствует требованиям законодательства, знакомятся с методами и инструментами, эффективными в условиях сложной оперативной обстановки.

Методика преподавания ТСП включает не только теоретические, но и практические занятия, что обусловлено спецификой как знаний, навыков и умений, передаваемых на таких занятиях, так и условиями оперативной обстановки, в которых курсантам придется применять данные знания.

Теоретическое описание содержания и направлений профессиональной подготовки сотрудников ОВД (физической, ТСП, психологической) позволяет выявить характерную черту общей профессиональной подготовки сотрудников ОВД - тесную взаимосвязь между данными направлениями подготовки.

Ключевые выводы: Выявлены междисциплинарные связи тактико-специальной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Показано, что современные квалификационные требования к сотруднику полиции могут быть реализованы только как системное сочетание параметров тактико-специальной, огневой, психологической и физической подготовленности.

Ключевые слова: интеграция, курсанты, огневая подготовка, практические занятия, психологическая подготовка, тактико-специальная подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка.

Для цитирования: Батхаев В.В., Кушнаренко И.А. Междисциплинарный характер тактико-спецналъной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 1. С. 32-38. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-32-38.

BatkhaevV.V., Kushnarenko I.A.

INTERDISCIPLINARY NATURE OFTACTICAL AND SPECIALTRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OFTHE RUSSIAN MINISTRYOF INTERIOR

Batkhaev Vyacheslav Vasilievich,

a senior lecturer of the Department of Internal Affairs in Special Conditions

of the Educational and Scientific Complex of Special Training

Moscow University of the Russian Ministry Of Interior named after V.Ya. Kikotya,

Moscow, Russia,

e-mail: bathaev72@mail.ru,

Kushnarenko Igor Anatolievich,

Doctor of Philosophy, an associate professor, a professor of the Department of Philosophy

Moscow University of the Russian Ministry Of Interior named after V.Ya. Kikotya, Moscow, Russia,

e-mail: kushnarenkoigor (enlist. rii Annotation

An important factor in improving the professional training of personnel in the Russian Ministry Of Interior departmental university is the achievement of a high level of physical qualities, in particular strength, speed, coordination abilities, endurance and flexibility, which determine the success of the further formation of a rational technique of self-defense without weapons in hand-to-hand

combat, as well as special tactical training (TST) and psychological readiness to serve in future law enforcement officers.

The main importance in the tactical training of DIA officers is assigned to the educational organizations of the Russian Ministry Of Interior, where cadets receive training not only in physical, but also in tactical and special training, and in firepower training within the specially developed programs. During the TST cadets learn to act harmoniously in an emergency, adhere to a line of behavior that meets the requirements of the law, get acquainted with methods and tools that are effective in a difficult operational environment.

The methodology of teaching TST includes not only theoretical, but also practical classes, which is due to the specifics of knowledge, skills and abilities transmitted in such classes, and the conditions of the operational environment in which cadets will have to apply this knowledge.

The theoretical description of the content and directions of professional training of police officers (physical, technical, psychological) allows us to identify a characteristic feature of the general professional training of police officers, that is a close relationship between these areas of training.

Key conclusions: The interdisciplinary connections of tactical and special training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been revealed. It has been shown that modern qualification requirements for a police officer can be implemented only as a systemic combination of parameters of tactical-special, fire, psychological and physical fitness.

Keywords: integration, cadets, fire training, practical training, psychological training, special tactical training, tactical training, physical training.

For citation: Batkhaev V.V., Kushnarenko LA. Interdisciplinary nature of tactical and special training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021. Volume 13, No. 1. P. 32-38. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-32-38.

Эффективная деятельность органов внутренних дел в борьбе с преступностью - необходимое условие социально-экономического развития Российской Федерации и важнейшее требование общества, выполнение которых зависит от качественной подготовки современных правоохранителей. Важным фактором совершенствования профессиональной подготовки кадров в ведомственном вузе МВД РФ является достижение высокого уровня развития физических качеств, в частности силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и гибкости, которые в большой мере обусловливают успешность дальнейшего формирования в будущих правоохранителях рациональной техники самозащиты без оружия в условиях рукопашного боя, а также тактико-специальной подготовки и психологической готовности к несению службы.

Необходимость применения физической силы в правоохранительной деятельности ставит ряд вопросов теоретического и практического характера.

Во-первых, применение физической силы и специальных средств должно осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства о защите прав граждан.

Во-вторых, применение силы сотрудниками полиции является ответом на угрозу их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью граждан, при этом активность и интенсивность преступного посягательства зачастую приводит к тяжким последствиям [5]. Это в свою очередь поднимает вопрос о необходимости развития и поддержания высокого профессионализма в контексте тактико-специальной и физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов. Успешные и решительные действия сотрудников

подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД), профессионализм и грамотность при защите общества и государства от преступных посягательств требуют от сотрудников постоянного совершенствования своей тактико-специальной и физической подготовки, систематического изучения нормативных актов, учебной литературы и практики применения полученных навыков.

Таким образом, необходимость привлечения сотрудников правоохранительных органов к занятиям физической подготовкой и спортом обусловлена в первую очередь необходимостью применения сотрудниками ОВД физической силы в условиях противоборства с преступным элементом, потенциально трав-мо- и смертельно опасного [3, 7, 9].

Помимо серьезной физической подготовленности, служебная деятельность в правоохранительных органах требует от сотрудников в сложных экстремальных ситуациях знать и применять различные тактические приемы и методы, использовать табельное оружие и иные профессионально важные качества для противодействия преступным посягательствам на общественный порядок и безопасность. Поэтому в профессиональной подготовке особое место отводится тактической и огневой подготовке. Так, успешное выполнение служебных задач в условиях сложной оперативной обстановки требует использования сотрудниками правоохранительных органов определенных алгоритмов действий. Подготовка курсантов образовательных организаций МВД к знанию и правильному применению необходимых тактических алгоритмов - неотъемлемая часть подготовки будущих высококвалифицированных специалистов системы ОВД.

Тактика понимается как искусство ведения боя и совокупность методов и приемов, которые применяются для достижения намеченной цели. В контексте подготовки курсантов МВД под тактикой

понимаются специально разработанные приемы и методы, направленные на решение поставленной задачи.

В ходе тактической подготовки сотрудников ОВД они получают специальные знания и навыки поведения в сложной экстремальной обстановке (ситуации), изучают многообразие способов поведения в зависимости от условий и обстоятельств окружающей обстановки, методы действия и линии поведения.

Тактическая подготовка - важнейший компонент профессионального мастерства сотрудников ОВД, который проявляется в полной мере в условиях экстремальной ситуации, когда отсутствие специальных навыков и умений неизбежно влечет негативные и даже трагические последствия.

Основное значение в тактической подготовке сотрудников ОВД отводится образовательным организациям МВД, где курсанты в рамках специально разработанных программ получают подготовку не только по физической, но и по тактико-специальной подготовке (далее -ТСП), а также получают практику по огневой подготовке. В ходе ТСП курсанты учатся действовать слаженно в условиях чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), придерживаться такой линии поведения, которая соответствует требованиям законодательства, знакомятся с методами и инструментами, эффективными в условиях сложной оперативной обстановки.

Тактическая подготовка проводится в направлении освоения новых знаний и умений и укрепления имеющихся навыков, что позволит сотрудникам ОВД действовать эффективно, правомерно и слаженно в условиях чрезвычайной обстановки.

Занятия по ТСП включают несколько направлений:

- отработка единоличного и совместного использования спецсредств в различных условиях и обстановке, что позволяет подготовить курсантов к различным

способам взаимодействия и сотрудничества, чтобы быть готовыми действовать как единый боевой механизм;

- отработка навыков и умений обеспечения личной безопасности и безопасности группы в типичных для службы и нестандартных ситуациях, когда необходимо действовать в условиях стихийной либо техногенной ЧС;

- освоение умений ориентироваться по карте: проводить измерения, составлять описания участка местности, составлять графические документы и т.д.

Методика преподавания ТСП включает не только теоретические, но и практические занятия, что обусловлено спецификой как знаний, навыков и умений, передаваемых на таких занятиях, так и условиями оперативной обстановки, в которых курсантам придется применять данные знания.

Для курсантов проводятся практические занятия, основанные на комплексном подходе, то есть при проведении таких занятий проходит отработка умений и навыков, полученных на занятиях по ТСП, физической и огневой подготовке. Практические занятия позволяют оценить оперативность работы дежурной службы, которая собирает личный состав по тревоге; параллельно оценивается функциональность системы оповещения, а также работа иных служб. После выдвижения к условному месту проведения специальной операции оснащенный и вооруженный личный состав получает от руководителя информацию об «оперативной обстановке». Каждая группа боевого порядка выступает на исходные рубежи и действует в соответствии с поставленной задачей.

В ходе таких практических занятий курсанты учатся работать в группе, взаимодействовать в условиях, максимально приближенных к реальным, они отрабатывают навыки и умения, полученные на занятиях по ТСП, физической, огневой подготовке.

Таким образом, ТСП для курсантов МВД является исключительно важным направлением формирования и развития их профессиональных качеств. Методы и формы преподавания позволяют создать условия, максимально приближенные к реальным, к тем условиям, в которых сотрудники осуществляют свою служебную деятельность на «земле».

К важным направлениям обучения следует также отнести формирование психологической готовности будущих сотрудников правоохранительных органов [4, с. 52-54], которое является относительно новым разделом профессиональной подготовки. В рамках указанного направления проводится оценка готовности человека служить в правоохранительных органах, особое внимание уделяется способам и методам психологической адаптации новичков к профессиональной деятельности в правоохранительных органах.

Психологическая подготовка курсанта позволяет сформировать правосознание личности сотрудника МВД. Ценности каждого вида сознания, накладываясь на правовое сознание, могут либо интегрироваться с ним, взаимно усиливаясь и укрепляясь, либо войти с ним противоречие. Во втором случае сотруднику ОВД необходимо работать над развитием и формированием своей личности, своего профессионального правосознания, которое лежит в основе всей его профессиональной деятельности, в противном случае противоречия ценностей разных видов сознания могут привести к внутри-личностному конфликту, проблемам психологического характера, что отразится на эффективности действий сотрудника, его стойкости, убежденности в правильности и целесообразности своей службы.

Вот почему психологическая подготовка курсантов в образовательной организации МВД выстроена как целостный педагогический процесс. Психологическая подготовка носит как общий

характер, так и подразделяется на отдельные направления, максимально полно учитывающие специфику деятельности сотрудников ОВД. При этом важно учитывать, что психологическая подготовка является относительно новым направлением в системе МВД, поскольку она была сформирована как ответ государства и его правоохранительной системы на современные вызовы, происходящие в обществе на уровне государства и на международном уровне [6].

Сочетание психологической и ТСП характеризуется не параллельным сопровождением направлений обучения, а тесным взаимодействием направлений подготовки и особым влиянием психологической подготовки на успешность освоения курсантами новых знаний и эффективности их профессиональной деятельности в будущем.

Теоретическое описание содержания и направлений профессиональной подготовки сотрудников ОВД (физической, ТСП, психологической) позволяет выявить характерную черту общей профессиональной подготовки сотрудников ОВД - тесную взаимосвязь между данными направлениями подготовки. Нетрудно видеть, что успешная физическая и ТСП курсантов не мыслима без развития психической стороны их личности, которое включает преодоление различных комплексов, развитие определенных качеств и свойств личности, например, терпения, настойчивости, умения преодолевать трудности т.д. Занятия по ТСП также учитывают специфику протекания психических процессов и включают необходимость определенной психической подготовки, например, на занятиях с оружием и спецсредствами. Что касается непосредственно психологической подготовки, то сама по себе, не имея материальной практической основы, то есть базы, на которой будут проявляться необходимые качества и свойства психики сотрудников, она теряет смысл.

Таким образом, мы видим, что все направления подготовки осуществляются не параллельно, они тесно переплетены, дополняя и усиливая друг друга. Уже доказано, что физические возможности человека имеют предел, после которого развитие может происходить в основном на ментальном уровне, более того, в современном зарубежном спорте значительное внимание на тренировках отдается именно психологической, а не физической подготовке [8]. То же касается тактической и огневой подготовки: так, не имеют смысла многие часы занятий на полигоне и в тире, если сотрудник не будет подготовлен психологически к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, либо он не умеет взаимодействовать с сотрудниками, работать в команде.

Сказанное демонстрирует тенденцию интеграции направлений подготовки будущих сотрудников ОВД для повышения эффективности каждого направления. Современная педагогика профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД обычно предполагает решение задач междисциплинарного свойства.

В результате теоретического и практического исследования содержания направлений подготовки сотрудников ОВД и практической реализации ими полученных навыков и умений выявлено, что в настоящее время слабо используются интеграционные связи сопряженных учебных дисциплин, прежде всего ТСП, физической и психологической подготовки с применением служебно-прикладных приемов задержания правонарушителей (преступников).

Таким образом, существует острая необходимость формирования методов интеграции ТСП, физической и психологической подготовки и применения служебно-прикладных приемов задержания правонарушителей (преступников).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баишев ИИ. Педагогическое сопровождение физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 54-56.

2. Вельский К.С., Зайцева JI.A. Педагогический процесс в юридическом вузе: цикл материалов по вузовской педагогике. Ч. 1 // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4.

3. Броев А.Х. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в рамках первоначального обучения // Успехи современной науки. 2016. Т. 1, № 9. С. 30-32.

4. Кужевская Е.Б., Смык Е.И., Панурова Н.С. Формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников правоохранительных органов, выполняющих служебные обязанности в особых условиях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. С. 52-54.

5. Кушнаренко И.А., Малараева Ю.М. Нравственные основания правового принуждения // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 238-243.

6. Мещерякова А.В. О психологической подготовке курсантов в условиях современного специализированного вуза // Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. Ростов н/Д: МВД России, 2006. С. 14.

7. Смолянинова Е.С. Пути совершенствования физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов // Физическая подготовка и спорт. Орел, 2015. С. 225-227.

8. Снид Б. Держи голову выше: тактики мышления величайших спортсменов мира. М.: Бомбора, 2018. 19 с.

9. Шохин В.Е. Физическая культура в органах внутренних дел // APRI-ORI. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 1.

REFERENCES:

1. Baishev I.I. Pedagogical support of physical training of future law enforcement officers // Theory and practice of Physical culture. 2009. No. 2. P. 54-56.

2. Belsky K.S., Zaitseva L.A. Pedagogical process in a legal university: a cycle of materials on university Pedagogy. Part 1 // Legal education and science. 2009. No. 1. P. 4.

3. Broev A.Kh. Features of physical training of police officers in the framework of initial training / A.Kh. Broev // Successes of modern science. 2016. Vol. 1, No. 9. P. 30-32.

4. Kuzhevskaya E.B., Smyk E.I., Panurova N.S. Formation of moral and psychological stability among law enforcement officers performing official duties in special conditions // Psychology and Pedagogy of official activity. 2020. No. 1. P. 52-54.

5. Kushnarenko I.A., Malaraeva Yu.M. Moral foundations of legal coercion // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 6. P. 238-243.

6. Meshcheryakova A.V. On the psychological training of cadets in the conditions of a modern specialized university // Abstracts of reports and messages of the participants of the scientific-theoretical conference. Rostov on/D: The Russian Ministry of Interior, 2006. P. 14.

7. SmolyaninovaE.S. Ways of improving physical training of law enforcement officers: improving physical, fire and tactical-special training of law enforcement officers // Physical training and sport. Orel, 2015. P. 225-227.

8. SneadB. Keep Your Head Up: The Thinking Tactics of the World's Greatest Athletes. Moscow: Bombora, 2018. 19 p.

9. Shokhin V.E. Physical culture in the internal affairs bodies // APRI-ORI. Series: Humanities. 2016. No. 4. P. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.