Научная статья на тему 'Комплексные тактико-специальные учения в системе практической подготовки сотрудников органов внутренних дел'

Комплексные тактико-специальные учения в системе практической подготовки сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1438
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / COMBAT READINESS / SPECIAL OPERATION EXTREME SITUATION / ABILITIES / SKILLS / HOUSEKEEPING TASKS / SIMULATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войнов П.Н., Полушкин М.Ю., Невмовенко А.А.

В статье рассматриваются особенности комплексных тактико-специальных учений при подготовке сотрудников органов внутренних дел к силовым действиям по противодействию преступным проявлениям. Конкретизируются задачи, способствующие повышению уровня подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войнов П.Н., Полушкин М.Ю., Невмовенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE SPECIAL TACTICAL EXERCISES IN THE PRACTICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article discusses the features of complex special tactical exercises in the training of employees of internal Affairs bodies to force actions to counter criminal manifestations. Specifies the tasks to increase the level of preparedness of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia

Текст научной работы на тему «Комплексные тактико-специальные учения в системе практической подготовки сотрудников органов внутренних дел»

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 20161

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

КОМПЛЕКСНЫЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

COMPREHENSIVE SPECIAL TACTICAL EXERCISES IN THE PRACTICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

BODIES

УДК 355.4

П.Н. ВОЙНОВ,

кандидат социологических наук

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина)

voynova27@gmail.com

М.Ю. ПОЛУШКИН

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина)

vellvett2109ant23@gmail.com5 А.А. НЕВМОВЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) nev31bel@mail.ru

P.N. VOYNOV,

candidate of sociological sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

M.YU. POLUSHKIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

A.A. NEVMOVENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности комплексных тактико-специальных учений при подготовке сотрудников органов внутренних дел к силовым действиям по противодействию преступным проявлениям. Конкретизируются задачи, способствующие повышению уровня подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: боевая готовность, специальная операция, экстремальная ситуация, умения, навыки, служебные задачи, моделирование ситуаций.

Abstract: the article discusses the features of complex special tactical exercises in the training of employees of internal Affairs bodies to force actions to counter criminal manifestations. Specifies the tasks to increase the level of preparedness of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: combat readiness, special operation extreme situation, abilities, skills, housekeeping tasks, simulations.

В последние годы в результате реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации значительно повысились требования к профессиональной подготовленности сотрудников полиции. Высокий уровень профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел гарантирует успешное функционирование всей правоохранительной системы в целом. Вопрос всестороннего формирования готовности дипломированного специалиста к выполнению служебных обязанностей наиболее актуален в деятельности образовательных организации МВД России. Сложившаяся ситуация в деятельности органов внутренних дел акцентирует внимание на практико-ориентированном обучении своих сотрудников. Для успешного решения оперативно-служебных задач в особых условиях требуется наличие специальных умений и навыков,

которые формируются в процессе проведения занятий по тактико-специальной подготовке.

Тактико-специальная подготовка, учитывая специфику осуществляемых функций, является особой сферой деятельности и представляет определенную значимость в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Данный вид деятельности способствует решению особо важных задач, что достигается коллективной и индивидуальной подготовленностью каждого сотрудника в отдельности.

Тактическая подготовка сотрудников практических подразделений, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России обеспечивает их постоянную боевую готовность, формирует высокие профессиональные, морально-психологические и боевые качества. Все это позволяет организовать своевременное и качественное выполнение поставленных

20161

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

служебно-боевых задач в различных условиях оперативно-служебной деятельности. Учитывая важность этих задач, тактико-специальную подготовку наряду с огневой и физической можно отнести к основному направлению обучения личного состава ОВД [4].

Деятельность сотрудников полиции в неблагоприятных условиях несения службы подразумевает проведение специальных операций, включающих в себя различные тактико-технические действия. Необходимость применения силовых методов противодействия преступности требует наличия устойчивых профессионально значимых навыков и высокой морально-психологической подготовленности. Для реализации данных требований на практических занятиях необходимо моделировать сложные и нестандартные ситуации оперативно-служебной деятельности.

При проведении практических занятий по тактико-специальной подготовке кроме индивидуальных большую значимость представляют коллективные действия по задержанию вооруженных и невооруженных преступников. Четкая и слаженная коллективная деятельность представляет собой основу тактики действий специальных подразделений ОВД в особых условиях. Кроме того, она позволяет быстро и максимально эффективно выполнять поставленные служебно-боевые задачи.

Завершающий этап формирования умений и навыков можно охарактеризовать проведением комплексных тактико-специальных учений с курсантами и слушателями. В целях взаимодействия с практическими органами и повышения практической направленности к учениям привлекаются сотрудники специальных подразделений МВД России.

Комплексные тактико-специальные учения являются высшей формой практического обучения, которая моделирует профессиональную деятельность сотрудников полиции в ситуациях различной сложности, способствует формированию специальных навыков при выполнении служебных задач. В рамках учений отрабатывается слаженность действий личного состава ОВД в условиях быстрого изменения сложившейся обстановки и возникновения экстремальных ситуаций.

Исходя из специфики поставленных задач, эти занятия могут ограничиваться пределами одной дисциплины или носить междисциплинарный характер. Междисциплинарные учения охватывают достаточно большой спектр формируемых практических умений и навыков, необходимых в деятельности правоохранительных органов [3].

Комплексные тактико-специальные учения являются основополагающим компонентом в подготовке сотрудников полиции к действиям

при чрезвычайных обстоятельствах. Для усиления практической направленности обучения на учения по тактико-специальной подготовке привлекаются имитационные группы, используются специальные средства, оружие, средства связи, шанцевый инструмент и средства имитации.

Основной целью проведения подобных мероприятий является определение уровня подготовленности и его совершенствование курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России. В связи с этим задачами комплексного тактико-специального учения выступают:

- закрепление индивидуальных и групповых тактико-технических действий;

- совершенствование навыков руководителя в управлении подразделением в процессе выполнения оперативно-служебных задач;

- воспитание у сотрудников таких качеств, как оперативное мышление, творческий подход к решению поставленных задач, морально-волевая и психологическая устойчивость при отработке учебных вопросов;

- внесение предложений по изменению и дополнению методической документации образовательной организации в связи с учетом результатов учений.

Профессорско-преподавательский состав заблаговременно осуществляет подготовку к комплексным тактико-специальным учениям, в процессе которой разрабатываются и уточняются план проведения учений с пояснительной запиской, организационно-методические указания, план-календарь проведения учений, план усложнения условий, планы работы помощников руководителей учений. Сотрудникам, участвующим в данных мероприятиях, необходимо предоставлять достаточное количество времени для подготовки к выполнению поставленных задач. Обязательным требованием в ходе подготовки и проведения учений является неукоснительное соблюдение мер безопасности.

Проведение комплексных тактико-специальных учений, как правило, делится на три этапа. На первом этапе формируются учебные группы, принимаются решения группой управления по организации условий и оперативной обстановки, осуществляется подготовка распорядительных документов, происходит заслушивание принятых решений. Второй этап связан с непосредственным проведением силовых действий (специальной операции) и характеризуется практической отработкой вопросов учений. Эти действия включают в себя осуществление передвижения в условиях возможной встречи с преступниками, организацию и проведение блокирования района, поиск и задержание правонарушителей, ока-

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

20161

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

зание медицинской помощи, ориентирование по карте и без нее, подготовку схем местности, передвижение по зараженному участку местности, мероприятия по поиску и обнаружению взрывных устройств, выполнение стрельбы из огнестрельного оружия и т.д. Отдельно могут выноситься вопросы по отработке действий, связанных с пресечением массовых беспорядков и ликвидацией чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. На третьем этапе оформляются отчетные документы специальной операции и готовятся данные, позволяющие провести анализ учений. Ответственные сотрудники систематизируют фото- и видеоматериалы для их использования в учебном процессе.

Большое значение в проведении комплексных тактико-специальных учений имеет оценка групповых и индивидуальных действий с последующим подведением итогов. Стимулом для достижения высокого результата является оценивание учебных коллективов с использованием принципа состязательности. При выставлении оценки проводится анализ действий каждого сотрудника с указанием недостатков в отработке тактических приемов и их причин, а также обращается внимание на достигнутые успехи.

В образовательных организациях МВД России комплексное тактико-специальное учение является средством, которое проявляет закрепленные практические навыки при выполнении служебно-боевых задач.

Литература

1. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50).

2. Кузнецов С.В., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в типовых ситуациях несения службы: учебно-практическое пособие. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013.

3. Никонов Е.А., Никонова Ю.В. Система оперативно-боевой подготовки сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №2.

4. Тарасов В.А., ТимошенкоЛ.И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке / Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. -Ставрополь, 2013.

References

1. Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: state, problems and ways of improvement // Society and law. 2014. № 4 (50).

2. Kuznetsov S.V., Ponomarev N.L. Tactics are the actions of employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation in typical situations of military service: training-a practical guide. - N.Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013.

3. Nikonov E.A., Nikonova Y.V. System of operational and combat training of the police officers // Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. № 2.

4. Tarasov V.A., Timoshenko L.I. On the need for joint practical classes on special tactical, fire and special physical training / Collection of materials of the VI interuniversity scientific and practical conference. - Stavropol, 2013.

(статья сдана в редакцию 12.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.