Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНИЙ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНИЙ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / НАГРУЗКА / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ / ОБЪЕМ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалина Наталья Владимировна, Ежова Алла Витальевна, Яковлева Любовь Валерьевна, Зиземская Надежда Ивановна

Статья посвящена изучению вопроса оптимизации и соотношения нагрузок в различных зонах интенсивности в годичном цикле спортсменок в беге на средние дистанции занимающихся в спортивной секции ВУЗа. Частными задачами исследования являлись: провести сравнительный анализ экстенсивной и интенсивной технологий подготовки спортсменок; выявить рациональные варианты построения годичного цикла тренировки бегуний на средние дистанции; разработать и экспериментально обосновать модель годичной тренировки спортсменок, специализирующихся в беге на средние дистанции. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекалина Наталья Владимировна, Ежова Алла Витальевна, Яковлева Любовь Валерьевна, Зиземская Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHOD FOR CONSTRUCTING THE TRAINING PROCESS FOR MIDDLE DISTANCE RUNNERS

The article is devoted to the study of the issue of optimization and the ratio of loads in different zones of intensity in the annual cycle of female athletes in middle-distance running involved in the sports section of the university. Particular objectives of the study were: to conduct a comparative analysis of the extensive and intensive technologies for the training of femaleathletes; to identify rational options for constructing an annual training cyclefor middledistancerunners; to develop and experimentally substantiateamodel of aoneyear training of female athletes specializing in middle-distance running. The expediency of applying directed pedagogical influence has been revealed and substantiated

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНИЙ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ»

УДК 796.422.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНИЙ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Наталья Владимировна Чекалина, старший преподаватель, Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж; Любовь Валерьевна Яковлева, старший преподаватель, Надежда Ивановна Зиземская,

старший преподаватель Воронежский государственный технический университет, Воронеж

Аннотация

Статья посвящена изучению вопроса оптимизации и соотношения нагрузок в различных зонах интенсивности в годичном цикле спортсменок в беге на средние дистанции занимающихся в спортивной секции ВУЗа. Частными задачами исследования являлись: провести сравнительный анализ экстенсивной и интенсивной технологий подготовки спортсменок; выявить рациональные варианты построения годичного цикла тренировки бегуний на средние дистанции; разработать и экспериментально обосновать модель годичной тренировки спортсменок, специализирующихся в беге на средние дистанции. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

Ключевые слова: этапы тренировочного процесса, нагрузка, годичный цикл, объем упражнений, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p463-467

IMPROVING THE METHOD FOR CONSTRUCTING THE TRAINING PROCESS FOR MIDDLE DISTANCE RUNNERS

Natalya Vladimirovna Chekalina, the senior teacher, Voronezh State Technical University; Alla Vitalievna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Academy of Sports; Lyubov Valerievna Yakovleva, the senior teacher, Nadezhda Ivanovna Zizemskaya, the senior teacher, Voronezh State Technical University

Abstract

The article is devoted to the study of the issue of optimization and the ratio of loads in different zones of intensity in the annual cycle of female athletes in middle-distance running involved in the sports section of the university. Particular objectives of the study were: to conduct a comparative analysis of the extensive and intensive technologies for the training of female athletes; to identify rational options for constructing an annual training cycle for middle-distance runners; to develop and experimentally substantiate a model of a one-year training of female athletes specializing in middle-distance running. The expediency of applying directed pedagogical influence has been revealed and substantiated.

Keywords: stages of the training process, load, annual cycle, volume of exercises, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия сохраняется хроническое отставание российских бегунов от мировой элиты, что связывается рядом специалистов с недостаточно эффективной системой управления и методикой многолетней подготовки спортивных резервов, в частности, с содержанием и методами тренировки на начальных этапах становления спортивного резерва, комплексного формирования значимых физических качеств [1, 2, 4].

Подготовка в беге на средние дистанции многие годы являлась объектом углубленных поисков и научных исследований Основная причина отставания отечественных ма-

стеров бега на выносливость от зарубежных соперников состоит в недостаточно эффективном управлении параметрами нагрузок и, как следствие, состоянием различных систем и функций организма в ходе тренировочного процесса [3, 5].

На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации можно найти, вспомнив хорошо забытое старое, сопоставив с новым и выбрав то рациональное зерно, опираясь на которое успешно разрешится проблема дефицита российских бегуний на международной арене.

Цель исследования: совершенствование системы тренировки в беге на средние дистанции спортсменок на секционных занятиях в ВУЗе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для практической реализации поставленной цели и задач исследования нами были применены следующие методы исследования: анализ литературных источников; анализ документов планирования и учета процесса тренировки; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Для проверки эффективности предложенной модели построения годичного цикла тренировки бегуний на средние дистанции был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 16 бегуний на средние дистанции, занимающиеся в спортивной секции Воронежского государственного технического университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

Для решения задач исследования был проведен сравнительный анализ двух технологий подготовки спортсменок: первой - традиционной, волнообразной; второй - однонаправленной вариативной.

Для этого приведем примерный план тренировок контрольной группы бегуний на средние дистанции по традиционной технологии.

1 день: первая тренировка: 10x200 м.; вторая тренировка: 8 км медленный бег, об-щеразвивающие упражнения.

2 день: первая тренировка: бег 15 км с оптимальной скоростью (аэробной направленности). Вторая тренировка: медленный бег 8 км, общеразвивающие упражнения.

3 день: первая тренировка: бег на длинных отрезках 1-3 км, объём 4-8 км. Интервалы отдыха 4-6 мин. Вторая тренировка: равномерный бег 1 час (аэробной направленности).

4 день: первая тренировка: бег 15 км с оптимальной скоростью (аэробной направленности). Вторая тренировка: медленный бег 8 км, общеразвивающие упражнения.

5 день: первая тренировка: равномерный бег до 2 часов (аэробной направленности). Вторая тренировка: отдых.

6 день: первая тренировка: бег 15 км с оптимальной скоростью (аэробной направленности), ОФП. Вторая тренировка: медленный бег 6 км, общеразвивающие упражнения. 7 день: отдых.

Разминка в 1-ый и 3-ий дни состоит из бега до 3 км и общеразвивающих упражнений. Общий объём работы за этот микроцикл составляет около 90 км, а интенсивная работа примерно 13% (13 км).

Применяя однонаправленную вариативную систему тренировок на этом же этапе спортсменками экспериментальной группы была проделана следующая работа:

1 день: первая тренировка: 15x100/50 м.; вторая тренировка: 1200 м + 1000 м + 500 м - совершенствование техники, развитие специальной выносливости.

2 день: первая тренировка: 7x200/100 м. вторая тренировка: 6x400 м/2 мин; 3x300 м/100 м; 2x100 м/30 сек совершенствование техники, развитие быстроты и специальной выносливости.

3 день: первая тренировка: 15x100/50 м вторая тренировка: 5x100/50 м; 1500 м 5x200/100 м - развитие быстроты, общей и специальной выносливости, совершенствова-

ние техники.

4 день: первая тренировка: 7x200/100 м. Вторая тренировка: бег 3 км с соревновательной скоростью - развитие общей и специальной выносливости.

5 день: первая тренировка: 15x100/50 м. Вторая тренировка: 6x200 м - совершенствование техники и развитие быстроты.

6 день: первая тренировка: 7x200 м. Вторая тренировка: 1500 м (50% от максимума); 1500 м (85% от максимума) - совершенствование техники и специальной выносливости.

7 день: отдых.

Разминка — равномерный бег до 2 км.

Общий объем работы в данном микроцикле составил порядка 65 км, в интенсивном же режиме примерно 35 км, то есть 48% от общего объема.

Мы видим, что второй план отличается большим разнообразием методов тренировок не только на протяжении микроцикла, но и в каждом отдельном занятии. Так, в трех занятиях из шести одновременно применяются по 3-4 метода: спринтерский, интервальный, повторный и длительный.

Приведенные планы микроциклов использовались спортсменками контрольной и экспериментальной групп в одни и те же сроки в одинаковых условиях, на одном и том же сборе при подготовке к соревнованиям на дистанции 800 м и 1500 м.

В таблице 1 приведены основные показатели круглогодичной тренировки спортсменок контрольной и экспериментальной групп, специализирующихся в беге на средние дистанции.

Таблица 1 - Некоторые показатели круглогодичной тренировки спортсменок контрольной и экспериментальной групп

Группа Кол-во занятий Общий объем (км) Общее время (час) Интенсив. работа (км)

Контрольная 424,8 4481,8 1367,6 900,6

Экспериментальная 312,2 2025,6 708,4 877,5

При сравнении полученных данных заметно выделяется экстенсивность тренировочной работы в контрольной группе спортсменок. Так, большие объемы (почти в 2 раза превышающие объем экспериментальной группы), сопровождаются низкой интенсивностью тренировочных нагрузок, в связи с этим и большее количество времени затраченного на тренировку.

Изучение специальной литературы по избранной тематике показало, что проблема управления состоянием спортсменок в ходе освоения тренировочных программ является одной из наиболее актуальных в беге на средние дистанции.

На первом этапе работы было сравнение двух вариантов построения тренировочного процесса: волнообразный и однонаправленный вариативный.

Проведенный анализ выявил, что однонаправленная вариативная модель построения тренировочного процесса наиболее эффективна при подготовке бегуний на средние дистанции. В ее основе лежат две тенденции: 1) снижение низкоинтенсивных нагрузок, а тем самым общего объема тренировочной работы и 2) увеличение нагрузок высокой интенсивности.

Далее, был разработан примерный годичный план тренировок, состоящий из шести этапов, каждый из которых делился на определенное количество мезо- и микроциклов.

Втягивающий этап тренировки состоял из трех мезоциклов: втягивающего, развивающего, восстановительного.

Первый базовый этап (общеподготовительный) составили два мезоцикла: развивающий и восстановительным.

Второй базовый этап (специально-подготовительный) составили четыре мезоцик-ла: втягивающий, подводящий, интенсивный, восстановительный.

Предсоревновательный этап представили три мезоцикла: втягивающий, ударный, разгрузочный.

Соревновательный этап составили четыре мезоцикла: интенсивный, подводящий, соревновательный, восстановительный.

Восстановительный этап, состоящий из одного мезоцикла, направленного на восстановление организма спортсменок после напряженного соревновательного этапа.

Общий объем тренировочной работы и процент выполнения интенсивной нагрузки на отдельных этапах экспериментального годичного цикла представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Объем тренировочных нагрузок на отдельных этапах экспериментального годичного цикла

Этапы макроцикла Доля нагрузок в суммарном объеме за этап

Общий объем тренировочной работы (км) Объем интенсивной нагрузки (км) % интенсивной нагрузки от общего объема тренировочной работы

I 340,7±30,7 161,4±22,4 47,4

II 269,5±23,5 108,6±12,4 40,3

III 450,9±25,0 216,4±31,9 48,0

IV 370,1±14,8 168,7±15,5 45,6

V 445,2±11,6 159,4±26,2 46,2

VI 147,8±12,3 27,8±5,4 18,8

Общий 2024,2±24,1 842,3±29,8 41,6

На втором и третьем этапах помимо равномерного бега в тренировочный процесс был включен бег на различных отрезках от 100 м до 800 м и более повторным методом, средства общей физической (упражнения на развитие силы рук, ног, спины, брюшного пресса, гибкости и т. п.) и технической подготовок.

Средства специальной физической подготовки были так же привлечены со второго этапа в следующем порядке:

а) приседания со штангой весом в 20 кг (интервальным методом);

б) выпрыгивания со штангой до 20 кг из полуприседа (интервальным методом);

в) прыжки 5-ым и 10-ым (повторно-серийным методом);

г) бег по песку на отрезках 300-400 м (повторно-серийным методом);

д) бег в гору в уклон приблизительно 20 градусов по 300 м (повторносерийным методом).

Перечисленные выше средства специальной физической подготовки использовались в течение годичного цикла по принципу «суперпозиции», исключая первый и последний этапы.

В предсоревновательном периоде был включен темповой бег от 3 до 6 км (темп бега 3,20-3,40-1 км). На соревновательном этапе использовалась работа субмаксимальной и максимальной интенсивности на отрезках 400-800 м.

Такова была генеральная концепция составленного мною годичного плана, которого придерживались спортсменки экспериментальной группы.

Представленная в данной работе однонаправленная вариативная система построения тренировочного процесса бегуний на средние дистанции позволяет сократить тренировочные объемы как минимум в 2 раза и тем самым наметить путь координальных сдвигов в сторону интенсификации спорта высших достижений.

Для обоснования эффективности предложенной экспериментальной модели построения годичного цикла подготовки бегуний на средние дистанции в начале и в конце педагогического исследования были проведены контрольные соревнования (таблица 3).

Таблица 3 - Средние результаты, показанные опытной группой в контрольных соревнованиях, до и после эксперимента_

Дистанция 800 м (мин) 1500 м (мин)

До эксперимента 2,20±2 4,59±6

После эксперимента 2,18±1 4,54±4

Из таблицы 3 видно, что был достигнут определенный прогресс результатов. Так, в беге на 800 м спортсменки экспериментальной группы улучшили свой результат в среднем на 2,1 сек, что составило 1,6% , а в беге на 1500 м - на 5,2 сек, прирост результата равен 3,4% . Полученные данные достоверны на уровне значимости 0,05 (таблица 3).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что результаты предпринятого исследования подтверждают эффективность предлагаемой модели годичной тренировки в беге на средние дистанции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение опыта подготовки спортсменок, специализирующихся в беге на средние дистанции, и результаты проведенного исследования позволили выявить преимущество однонаправленной вариативной модели построения тренировочного процесса над традиционной волнообразной. Эффективность предложенной модели подготовки бегуний на средние дистанции в спортивной секции ВУЗа обусловлена приростом спортивного результата в конце экспериментальной работы (в беге на 800 м - на 1,6%; на 1500 м - на 3,4%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияния нетрадиционных средств тренировки на специальную физическую подготовку курсантов / И.И. Шуманский В.Н. Щеглов, А.В. Ежова, Л.Ю. Лермонтова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 396-399.

2. Ежова А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - №3. - С. 37-39.

3. Семенов Е.Н. Особенности утомления при локальной работе / Е.Н. Семенов, В.П. Федоров, Н.П. Грачев // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. ст. Всерос. с междунар. уч. очно-заочной н.-пр. конф. — Воронеж : Научная книга, 2017 - С. 340-343.

4. Шуманский, И.И. Скоростно-силовая подготовка курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в беге на короткие дистанции / И.И. Шуманский, А.В. Ежова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 373-376.

5. Использование специально-подготовительных упражнений скоростной направленности на занятиях по физическому воспитанию / С.В. Фролова, Е.С. Прыткова, О.А. Швачун, Ю.С. Гвоз-девских, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 442-445.

REFERENCES

1. Shumansky, I.I., Shcheglov, V.N., Ezhova, A.V. and Lermontovа, L.Y. (2021), "Influence of non-traditional means of training on the special physical training of cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 191, No. 1, pp. 396-399.

2. Yezhova, A.V, Artemyeva, S.S. and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Semenov, E.N., Fedorov, V.P. and Grachev, N.P. (2017), "Features of fatigue during local work", Physical culture, sport and health in modern society: collection of scientific articles of the All-Russian with international participation part-time scientific and practical conference, Voronezh, рр. 340343.

4. Shumansky, I.I. and Yezhovа, A.V (2021), "Speed-strength training of cadets of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation in sprinting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 373-376.

5. Frolova S.V., Prytkova E.S., Shvachun O.A., Gvozdevskikh Y.S. and Yezhovа A.V (2022), "The use of special-preparatory exercises of speed orientation in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 442-445.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.