ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЛЕТНЕМ СЛУЖЕБНОМ БИАТЛОНЕ
Р.С. САРБАЕВ, Центр специализированной медицинской помощи МСЦ МВД России; А.И. ТРЕБЕНОК, Брянский филиал Московского университета МВД России
Аннотация
Рассмотрены методы совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменок, специализирующихся в летнем служебном биатлоне.
Тренировочный процесс строится на основе применения комплексных тренировочных средств на различных этапах годичного цикла подготовки. Прежде всего используется кроссовый бег и стрельба.
Ключевые слова: летний служебный биатлон, тренировочный процесс, методика подготовки, объем, беговые нагрузки, периоды тренировочного цикла.
Abstract
System of preparation of the qualified female athletes specializing in summer official biathlon has been discussed. Training process based on development of contemporary technology for use of complex training means during different periods of year cycle. Primary means are cross-country running and shooting.
Key words: summer official biathlon, training process, training methods, volume, running, training periods.
Введение
Летний служебный биатлон является одним из наиболее интенсивно развивающихся служебно-прикладных видов спорта, культивирующихся в Вооруженных силах России и правоохранительных органах. Этот вид спорта включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию, в рамках которой предусматриваются условия выполнения разрядных норм и требований.
Согласно правилам Единой всероссийской спортивной классификации, специфической особенностью летнего служебного биатлона является комплексное сочетание двух различных по физическому и физиологическому воздействию на организм спортсменок видов спорта - бега по пересеченной местности на длинную дистанцию со стрельбой из табельного оружия (пистолета Макарова). Эти спортивные дисциплины, составляющие летний служебный биатлон, требуют от спортсменок проявления различных комплексов двигательных качеств: с одной стороны - специальной выносливости, а с другой - высоких двигательно-координационных способностей, выражающихся в точности движений. Для успешного выступления в данном виде спорта спортсменкам необходимо в тренировочном процессе уделять достаточное внимание развитию этих качеств за счет оптимального соотношения тренировочных средств и методов. По имеющимся на сегодняшний день сведениям, физическая подготовленность квалифицированных биатлонисток и улучшение их спортивного мастерства при формировании комплекса приспособительных реакций, обеспечивающих функциональную адаптацию систем организма к длительному бегу и стрельбе из табельного оружия, весьма ограничены. Практически отсутствуют научно-теоретические и практические аспекты анализа и содержания структуры спортивно-технической и специальной подготовленности спортсменок. Это не позволяет точно установить, в какой последовательности,
с каким соотношением видов подготовки и с какой дозировкой тренировочных нагрузок на этапах годичного цикла следует тренерам и спортсменам решать эти задачи.
Известно, что достижение высоких спортивных результатов в женском летнем служебном биатлоне во многом зависит от степени подготовленности спортсменок, как в стрельбе из табельного оружия, так и в кроссовом беге.
Отдельные элементы методики подготовки спортсменок по этому виду спорта показаны в работах ряда авторов (В.Г. Лагойда, 2003; В.М. Ермолаев, 1997; М.Я. Жилина, 1986; В.П. Калюта, 1997; И.В. Володина, 1987; Р.И. Купчинов, 1998 и др.).
За последнее время опубликован ряд научных работ, посвященных методике подготовки спортсменов, специализирующихся в служебно-прикладных видах спорта, составляющих структуру летнего служебного биатлона (А.И. Требенок, 2002, 2007; Р.А. Ермолаев, 2006; И.О. Заикин, 2008; Р.Р. Садеков, 2008; А.И. Требенок, А.И. Сергеев, 2008).
Однако вопросам построения структуры тренировочного процесса спортсменок, специализирующихся в летнем служебном биатлоне, в полной мере не уделялось должного внимания. Практически отсутствуют рекомендации по организации тренировочного процесса, обеспечивающие взаимодействие основных и специальных тренировочных средств с учетом функциональных возможностей квалифицированных спортсменок, что существенно снижает эффективность учебно-тренировочного процесса в целом.
С разработкой новой технологии применения рационального соотношения тренировочных средств (кроссового бега и стрельбы) разной интенсивности и объема, с учетом их взаимосвязи на отдельных этапах годичного цикла подготовка спортсменок в летнем служебном биатлоне является весьма актуальной и не получившей
а
до настоящего времени своего достаточного научного обоснования.
Для организации настоящего исследования на первом этапе изучались научно-практические и методические материалы, касающиеся проблемы построения тренировочного процесса спортсменок в служебно-прикладных видах спорта, определялись цели, задачи работы, методы исследования, а также программа педагогического эксперимента.
На втором этапе исследования выявлялась существующая практика соревновательной деятельности спортсменок, специализирующихся в летнем служебном биатлоне. В ходе серии констатирующих экспериментов проводились обобщение передового опыта работы тренеров, а также анкетирование спортсменок. С целью выявления особенностей реализации двигательных навыков квалифицированных биатлонисток в условиях соревновательной деятельности за три года анализировались результаты 10 лучших спортсменок - МС, постоянно участвующих в соревнованиях.
Для определения влияния каждого вида, составляющего летний служебный биатлон, на общую сумму результата осуществлялся сопоставительный анализ выступлений 20 лучших спортсменок - КМС. Наряду с этим выявлялись межквалификационные различия и компоненты подготовленности квалифицированных спортсменок, выступающих в летнем служебном биатлоне.
На данном этапе исследования разрабатывался комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности спортсменок и оценки их функционального состояния с проверкой этих упражнений и тестов на валидность и надежность. Кроме этого проводилось тестирование физической подготовленности спортсменок, а также осуществлялась комплексная диагностика их функциональной подготовленности.
В серии предварительных поисковых экспериментов, организованных на этом этапе, осуществлялась проверка эффективности различных вариантов комплексного применения тренировочных средств и соотношений видов занятий в летнем служебном биатлоне. На основе анализа полученных данных проводилась обработка полученных материалов и разрабатывалась экспериментальная методика подготовки спортсменок в летнем служебном биатлоне.
На третьем этапе исследования решались задачи по апробации разработанной экспериментальной методики в условиях естественного педагогического эксперимента.
Методом случайной выборки были сформированы две экспериментальные группы - опытная и контрольная (по 10 чел. каждая) с уровнем подготовленности от
I спортивного разряда до кандидата в мастера спорта.
Учебно-тренировочный процесс для спортсменок опытной группы осуществлялся на основе увеличения количества комплексных занятий с учетом взаимосвязи тренировочных средств (кроссового бега со стрельбой). Этот процесс проводился за счет уменьшения занятий в кроссовой подготовке в недельных микроциклах и увеличения объема часов на огневую подготовку.
В то же время тренировочный процесс спортсменок контрольной группы осуществлялся на основе увеличе-
ния количества комплексных занятий за счет сокращения тренировочных занятий в стрельбе и увеличения тренировочных занятий в кроссовом беге.
Различий по другим видам подготовки (общефизической, технической и психологической) между группами не планировалось.
В качестве главных критериев эффективности эксперимента рассматривался уровень спортивных результатов, показанных спортсменками экспериментальных групп. К дополнительным критериям относили показатели динамики их физической подготовленности и функционального состояния.
На разных этапах экспериментов нами применялись следующие методы исследования: информационноаналитические; психолого-педагогические; инструменталь-ные;медико-биологические;математической статистики.
Для разработки экспериментальной методики нам было необходимо определить структуру годичного цикла с различными этапами подготовки. Кроме этого перед нами были поставлены конкретные задачи. С этой целью предусматривалось проведение предварительного педагогического эксперимента. На основе полученных данных в результате предварительного исследования нами была разработана экспериментальная методика подготовки спортсменок, специализирующихся в летнем служебном биатлоне. В данной методике для спортсменок экспериментальных групп была определена структура годичного цикла, предусматривающая подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
Подготовительный период включал в себя общеподготовительный, специально-подготовительный этапы и этап предсоревновательной подготовки.
Соревновательный период состоял из двух мезо-циклов, условно названных нами первым и вторым.
В переходный период вошли 5 недельных микроциклов.
Общеподготовительный этап включал втягивающий и два общеподготовительных мезоцикла. По длительности этот этап равняется 17 недельным микроциклам (4 втягивающих, 9 нагрузочных и 4 разгрузочных).
Спортсменки экспериментальных групп за этот этап проводили в среднем по 141 ± 10 тренировочных занятий. В беговой подготовке общий показатель тренировочных занятий равняется 83 ± 5 занятий (58,8% от общего количества занятий за этап); из них на долю малых нагрузок приходится до 33,7% (28 ± 3 занятия), на долю средних нагрузок - 66,2% (55 ± 5 занятий). В стрелковой подготовке спортсменки проводили по 58 ± 5 занятий с малыми нагрузками (41,1% от общего количества занятий на этапе); с большими и со средними нагрузками занятия не планировались.
Объем тренировочных средств беговой подготовки равняется 700 ± 70 км, при этом на долю тренировочных средств с малой нагрузкой приходится до 244 ± 20 км, со средней нагрузкой - 466 ± 40 км. Общее количество выстрелов на этом этапе равнялось 1340 ± 100, показатель стрелкового тренажа, выполненного спортсменками за этот этап, составлял 14,1 ± 0,5 часа. Исходя из полученных данных, можно заключить, что первостепенное значение на общеподготовительном этапе за период
проведения эксперимента занимает беговая подготовка, затем идет стрелковая подготовка, представляющие собой базу для развития специальной подготовленности спортсменок в летнем служебном биатлоне.
В наших исследованиях специально-подготовительный этап состоял из двух мезоциклов - специального и силового. По продолжительности они равнялись 12 недельным микроциклам (6 нагрузочных, 4 разгрузочных и
2 соревновательных). Этот этап характеризуется более выраженной направленностью, что подтверждается ростом удельного веса специальной подготовки спортсменок за счет включения комплексных тренировочных занятий.
Следует отметить, что на этом этапе в планировании тренировочного процесса между спортсменками опытной и контрольной групп имелись различия. Так, у спортсменок опытной группы увеличение количества комплексных занятий происходило за счет сокращения тренировок в беговой подготовке, у спортсменок контрольной группы - за счет сокращения тренировок в стрельбе. В результате испытуемые опытной группы проводили 36 ± 3 занятия по беговой подготовке, спортсменки контрольной группы - 44 ± 4 занятия; по стрелковой подготовке соответственно 34 ± 3 и 24 ± 2 занятия и на комплексную подготовку спортсменок обеих групп приходится по 26 ± 2 занятия.
В результате проведения экспериментов мы наблюдали определенные различия между группами в показателях общего объема выполненной работы в беговой и стрелковой подготовке.
Так, например, у спортсменок контрольной группы общий объем бега равнялся 498 ± 40 км, а у опытной группы - 422 ± 40 км. При этом отмечаем, что у испытуемых контрольной группы объем бега с малыми нагрузками был 192 ± 20 км, у испытуемых опытной группы - 160 ± 15 км. Объем бега со средними нагрузками у спортсменок контрольной группы достигал 302 ± 30 км, а у биатлонисток опытной группы - 256 ± 20 км. Объем бега с большими нагрузками у биатлонисток контрольной группы был равен 4 ± 0,2 км, а у спортсменок контрольной - 6 ± 0,2 км.
Стрелковая подготовка испытуемых экспериментальных групп предусматривает практическую стрельбу с малыми нагрузками до 30 выстрелов за одно тренировочное занятие и до 30 мин работы холостого тренажа. Спортсменки опытной группы в среднем за этап делают до 2100 ± 200 выстрелов, контрольной группы - 1580 ± 150 выстрелов. Общий объем холостого тренажа испытуемых опытной группы равняется 5,8 часа, контрольной - 4,7 часа.
В комплексной подготовке между группами различий нами не наблюдалось, спортсменки обеих групп за период проведения эксперимента выполняли до 1020 ± 100 выстрелов в сочетании с кроссовым бегом.
К основным тренировочным средствам относился повторный бег со стрельбой в ограниченное время на коротких отрезках (до 400 м) при ЧСС 150-170 уд/мин с объемом бега за одно занятие до 4 км и до 40 ± 5 выстрелов; повторный бег на местности со стрельбой на отрезках 1000 м при состоянии ЧСС 150-170 уд/мин с беговым объемом до 5 км и 40 ± 5 выстрелов за трени-
ровочное занятие; равномерный бег по среднепересеченной местности со стрельбой после пробегания отрезков 1000 м при ЧСС до 170 уд/мин и до 40 ± 5 выстрелов за тренировку.
Необходимо отметить тот факт, что объем времени, затраченного на общефизическую подготовку спортсменками экспериментальных групп, на данном этапе несколько возрастал по сравнению с предыдущим этапом, однако различий в показателях опытной и контрольной групп мы не наблюдали.
Этап предсоревновательной подготовки, согласно структуре годичного цикла подготовки, состоял из 5 недельных микроциклов (3 нагрузочных и 2 разгрузочных). Этот этап был направлен на развитие специальной и скоростной выносливости спортсменок, совершенствование техники стрельбы, приближенной к соревновательным условиям, а также совершенствование тактики и воспитание волевых качеств спортсменов.
Комплексная подготовка опытной и контрольной групп предусматривала до 4 занятий со средними нагрузками и по 1 занятию с большими нагрузками, в то время как в стрелковой подготовке для спортсменок опытной группы планируются 3 занятия с малой нагрузкой, а для контрольной группы - 2 занятия.
За период проведения эксперимента спортсменки проводили по 15 тренировочных занятий, где общий объем кроссового бега в комплексных занятиях равнялся 81 ± 10 км (со средней нагрузкой - 72 км) и с большой -9 км), при этом общее количество огневой подготовки в сочетании с бегом - 830 ± 80 выстрелов.
К основным тренировочным средствам комплексной подготовки спортсменок экспериментальных групп относилась стрельба без ограничения времени после пробегания коротких отрезков (200 м). Объем бега до
3 км и огневая подготовка 40 выстрелов за одно занятие; кроме этого применялся повторный бег со стрельбой по среднепересеченной местности с объемом до 5 км и огневой подготовкой 40 выстрелов за одно занятие. Далее переменный бег по средне- и сильнопересеченной местности со стрельбой после пробегания отрезков до 1000 м с общим объемом до 5 км и огневой подготовкой 40 выстрелов за одно занятие и, наконец, равномерный бег по сильно- и среднепересеченной местности со стрельбой после пробегания расстояний, равных 500 м, с общим объемом бега до 6 км и огневой подготовкой 40 выстрелов.
В методике подготовки спортсменок экспериментальных групп на данном этапе существуют различия в планировании тренировочных занятий в кроссовой и стрелковой подготовке. Данное обстоятельство вносило определенные различия между группами в соотношении объемов выполненной работы в беговой и стрелковой подготовке. Так, у спортсменок контрольной группы общий объем бега равнялся 220 ± 20 км, а у опытной группы - 265 ± 20 км. При этом следует подчеркнуть, что объем бега с малыми нагрузками контрольной группы составлял 112 ± 10 км, у опытной группы - 97 ± 10 км. Объем бега со средними и большими нагрузками для обеих групп был равноценным и составлял 144 ± 10 км и 9 ± 0,2 км.
а
К основным тренировочным средствам беговой подготовки со средними нагрузками испытуемых экспериментальных групп относился кроссовый бег по холмам со скоростью 4,20-4,30 мин/км при показаниях ЧСС до 170 ± 5 уд/мин с объемом до 6 км за одно тренировочное занятие. Равномерный темповый бег на местности со скоростью, равной 4,20-4,10 мин/км, при ЧСС до 170 ± 5 уд/мин с общим объемом 6 км за одно тренировочное занятие. Тренировочные средства с малой нагрузкой представлял кроссовый бег на местности до 8 км со скоростью 5,10 ± 0,08 мин/км при ЧСС 140 ± 5 уд/мин. К тренировочным средствам с большой нагрузкой относился бег в гору на отрезках до 300 м (16°) при ЧСС до 180 ± 5 уд/мин с общим объемом до 2 км за одно тренировочное занятие, прыжки в гору (20°) на отрезках 120 м при ЧСС до 190 уд/мин с общим объемом до 2 км за занятие.
Стрелковая подготовка спортсменок экспериментальных групп предусматривала практическую стрельбу с малыми нагрузками до 30 выстрелов за одно тренировочное занятие и до 20 мин работы холостого тренажа. Спортсменки опытной группы в среднем за этап делали до 1340 ± 100 выстрелов, в контрольной группе -до 1119 ± 100 выстрелов. Общий объем холостого тренажа опытной и контрольной групп равняется 2,0 ± 0,3 часа.
Объем времени, затраченного на общефизическую подготовку спортсменками экспериментальных групп, на данном этапе несколько снижался по сравнению с предыдущим этапом, однако различий в показателях между группами мы не наблюдали.
По структуре годичного цикла было предусмотрено два мезоцикла. Первый мезоцикл состоял из 7 недельных микроциклов (2 подводящих, 3 соревновательных и 2 разгрузочных), второй мезоцикл - из 5 недельных микроциклов (3 разгрузочных и 2 соревновательных). Первый соревновательный мезоцикл был направлен на удержание тренированности спортсменок на протяжении всего мезоцикла с целью успешного их выступления в главных соревнованиях сезона.
По структуре второй соревновательный мезоцикл равнялся 5 недельным микроциклам (3 разгрузочных и 2 соревновательных), был стабилизационным и поддерживающим уровень тренированности спортсменок с целью их успешного выступления в серии вспомогательных соревнований.
Необходимо отметить, что в методике подготовки спортсменок опытной и контрольной групп в соревновательном периоде различий не наблюдалось. Обе группы тренировались по единой программе. Структура недельных микроциклов, соотношение в них различных видов тренировочных занятий, объемы тренировочных средств и их интенсивность были одинаковы.
Выводы
1. В ходе педагогического эксперимента была разработана и экспериментально апробирована структура тренировочного процесса спортсменок опытной группы, базирующаяся на увеличении количества занятий с применением комплексного сочетания тренировочных средств за счет уменьшения на 10,4% объемов кроссовой подготовки и поддерживающего на прежнем уровне объема тренировочных средств в стрельбе на специальноподготовительном этапе. Предсоревновательная подготовка не препятствует достижению положительного суммарного тренировочного эффекта и создает условия, формирующие комплекс приспособительных реакций, обеспечивающих функциональную адаптацию систем организма спортсменок к длительному бегу и стрельбе после физической нагрузки.
2. Эффективность предложенной экспериментальной методики подготовки спортсменок подтверждается высоким суммарным двигательным эффектом, повышающим общую физическую работоспособность, экономизацией деятельности сердечно-сосудистой системы, выраженной снижением ЧСС, скоростью ПАНО с 3,5 м/с до 4,5 м/с и спортивно-техническими результатами с 1321± 125,2 очка до 2296 ± 200,1 очка (р < 0,05). При этом было установлено, что в целом высокий уровень функциональной подготовленности испытуемых (PWC170 - 24,8 ± 2,3 кг/ мин/кг, р < 0,05; МПК - 64,3 ± 6,4 мл/кг/мин, р < 0,05; ПАНО - 4,5 м/с (4,0 ммоль/л), р < 0,05) является залогом их потенциальной возможности достижения высоких показателей в физической подготовленности.
В результате педагогического эксперимента произошли положительные изменения в физической подготовленности испытуемых экспериментальных групп. Выявлено, что у спортсменок опытной группы произошел достоверный прирост показателей по изучаемым показателям и прирост спортивных результатов во всех составляющих видах служебного биатлона.
Литература
1. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена / Жилина М.Я. - М.: ДОСААФ, 1986. -104 с.
2. Легкая атлетика. 3-я ежегодная Всероссийская конференция тренеров и специалистов по легкой атлетике, работающих с олимпийским резервом. 4-5 дек. 1997 г. - Т. 2. - Ч. 1-2. - М.: б. и., 1997. - 40 с.
3. Заикин И.О. Структура соревновательной деятельности в зимнем полиатлоне // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 3. - С. 57-59.
4. Садеков Р.Р. Исследование тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем
служебном двоеборье // Вестник спортивной науки. -2008. - № 3. - С. 65-68.
5. Требенок А.И. Совершенствование методики преподавания физической подготовки в учебных заведениях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2003. - № 2. - С. 95-96.
6. Требенок А.И. Методика подготовки спортсменов, специализирующихся в летнем служебном двоеборье: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 221 с.