Научная статья на тему 'Совершенствование методики и методологии бухгалтерского учета на основе премии качества'

Совершенствование методики и методологии бухгалтерского учета на основе премии качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1053
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Лилия Николаевна

Совершенствование бухгалтерского учета может осуществляться с помощью различных методов, в частности, и методом самооценки. Наиболее целесообразно использование самооценки, базирующейся на критериях Национальной премии качества в номинации «бухгалтерский учет», которые полностью корреспондируют с концепцией всеобщего качества (ТQМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики и методологии бухгалтерского учета на основе премии качества»

УЧЕТ, АНАЛИЗ, АУДИТ THE ACCOUNT, AUDIT AND THE CONTROL

УДК 657. 01 ББК 65.052.21 К 89 Л.Н. Кузнецова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Аудит» Ростовского

государственного экономического университета «РИНХ». Тел.: (863) 237-02-56, е-

mail: lk-vkaramhler.ru.

Совершенствование методики и методологии бухгалтерского учета на основе премии качества

(Рецензирована)

Аннотация. Совершенствование бухгалтерского учета может осуществляться с помощью различных методов, в частности, и методом самооценки. Наиболее целесообразно использование самооценки, базирующейся на критериях Национальной премии качества в номинации «бухгалтерский учет», которые полностью корреспондируют с концепцией всеобщего качества (TQM).

Ключевые слова: конкуренция, качество информации, самооценка.

L.N. Kuznetsova

Candidate of Economics, Assistant Professor of Audit Department of Rostov State

University of Economics «RINKH». Ph.: (863) 237-02-56, е-mail: Ik-vk aramhler.ru.

Improvement of technique and methodology of accounting on the basis of quality bonus

Abstract: Improvement of accounting must be realized by different methods, including the method of self-appraisal. The most reasonable is the use of the method of self-appraisal basing on the National Quality Bonus Award’s criteria in the nomination of “accounting”, which correspond to the conception of total quality management (TQM).

Keywords: competition, information quality, self-appraisal.

Совершенствование бухгалтерского учета может осуществляться с использованием всех возможных инструментов. В последнее десятилетие доминантой развития учета стало внедрение МСФО, что отражает наметившуюся тенденцию, вызванную глобализацией мировых процессов. Однако полномасштабное внедрение МСФО - это долгосрочный затратный проект, выгоды от внедрения которого, получат не все участники рынка. Речь в данном случае идет о тех субъектах предпринимательства, которые в силу своих ограниченных размеров не могут участвовать в распределении мировых финансовых ресурсов. Именно для них должны создаваться возможности для повышения эффективности деятельности на основе иных возможностей. Кроме того, не только для определенных участников бизнеса, но и для некоторых стран может быть неоправданно затратной и даже невыполнимой имитация той модели учета, которая доминирует в нескольких развитых странах.

В настоящее время в России уделяется недостаточно внимания такой компоненте

развития, как поощрение лучших примеров организации бухгалтерского учета, проведение самооценивания с помощью лучших достижений и внедрение этих достижений в практику организаций, которая не только не противоречит внедрению глобальных стандартов, но и может сделать их адаптацию в России более успешной. Развитие премирования, как правило, способствует повышению качества организации бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, что соответствует существующим мировым тенденциям.

Современный этап развития экономики заставляет предпринимателей пересматривать отношение к качеству выпускаемой продукции или оказываемых услуг, так как условия конкуренции не оставляют места для ошибок. Один из лидеров в области качества Джозеф Джуран предположил, что ХХ век историки назовут веком производительности, а XXI -веком качества. Говоря о качестве, традиционно рассматривают производственный сектор экономики, не смотря на то, что в настоящее время число, занятых в сфере услуг превосходит число занятых в производстве. Ученые приводят различные данные в зависимости от методики расчета, но все они указывают на высокую долю работников, оказывающих услуги. Например, в США в сфере услуг трудится почти 80% работников [9, с.17]. По данным университета Айдахо, 79% работающих в США трудится в торговом и рекламном бизнесе. А 90% тех, кто задействован в промышленном производстве, практически выполняют работу, связанную с услугами (финансы, маркетинг, продажи, распространение и закупки). Это составляет еще 19% рабочей силы. В результате в США 98% работающих фактически трудятся в сфере услуг [8, с.71]. В России только в сфере бухгалтерского учета в 2008 году было занято более 7 млн. человек [4].

Однако, рассматривая вопросы качества, большинство авторов акцентируют внимание на качестве выпускаемой продукции, только упоминая качество оказываемых услуг. Сфера услуг часто оказывается в стороне от традиционных программ повышения качества. Вероятно, дисбаланс в публикациях в пользу материального производства связан с тем, что изначально успехи были достигнуты именно на производстве. Однако, требования к качеству и опыт, накопленный в производственной сфере, не только возможно, но и необходимо применять в сфере услуг, в том числе и в сфере финансовых и учетных операций.

Конечно, состав услуг значительно варьируется по своим характеристикам и существует достаточное оснований, чтобы сделать подробную их классификацию с целью выделения объектов, имеющих различную природу Определимся, что к услугам относятся работы, не имеющие материальной формы. В настоящее время бухгалтерский учет, в соответствии с традиционной классификацией, относится к услугам. Современные стандарты в области качества употребляют понятие «качество продукции» и применяют термин «качество продукции», относящийся как к работам, так и к услугам.

Развитие экономики, финансовых рынков требует постоянного совершенствования бухгалтерского учета. Правила ведения учета, формирования отчетности, которые еще вчера удовлетворяли общество, сегодня уже не обеспечивают потребности отдельных пользователей и общества в целом. Редактор журнала «Бухгалтерский учет в Европе» Питер Уолтон на XXXII конгрессе Европейской ассоциации бухгалтеров в своем выступлении отметил, что финансовый кризис высветил несовершенство МСФО, которые «являются далеко не идеальными и нуждаются в совершенствовании» [5]. Питер Уолтон косвенно подтвердил мысль, что развитие норм учета должно осуществляться повсеместно не только на централизованном уровне, но и в каждом крупном субъекте бизнеса, профессиональном объединении.

Конституция страны (статья 71) определяет, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске. Конституция закрепляет бухгалтерский учет в качестве

конституционной гарантии единого рынка, единства экономического пространства, одной из основ конституционного строя России. Однако, инструменты, гарантирующие достоверность отчетности, в должной мере не разработаны.

Конституция Российской Федерации определяет официальный характер бухгалтерского учета и предполагает его публичность, а значит, необходимость гарантий, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность учетной информации, что осуществляется посредством составления и предоставления заинтересованным пользователям финансовой отчетности. Однако, нынешнее состояние бухгалтерского учета и качество отчетности не вызывают у пользователей должного доверия. Задача формирования достоверной отчетности должна решаться усилиями всех заинтересованных сторон и, прежде всего, регулятора учета посредством установления необходимых регулятивов и условий, требующих постоянного повышения качества информации, содержащейся в финансовой отчетности. В свою очередь, организации, формирующие финансовую отчетность, должны не только выполнять требования регулятора бухгалтерского учета, но и прилагать самостоятельные усилия для представления качественной финансовой информации заинтересованным пользователям, что позволит увеличить как доверие, так и эффективность действий всех участников экономического оборота. Определенная деятельность должна осуществляться саморегулируемыми организациями и заинтересованными пользователями. По меньшей мере, они должны сформулировать разумные требования к информации, содержащейся в отчетности.

Повышение качества учетной информации полностью сочетается с концепциями качества, широко применяемыми во всем мире. В основу деятельности многих компаний заложен принцип «всеобщего качества» (TQM), который развивается в различных концепциях качества. Сознавая роль качества в достижении конкурентных преимуществ, правительства различных стран создают благоприятные условия для повышения качества продукции, услуг своих компаний. Одним из таких условий является учреждение национальных премий качества. В основу практически всех моделей премирования заложены принципы всеобщего менеджмента качества:

- лидерство руководства и последовательность в достижении целей;

- менеджмент на основе понимания процессов и фактов;

- вовлечение персонала;

- непрерывная познавательная деятельность и инновации;

- развитие партнерства;

- ориентация на потребителя;

- взаимодействие с обществом;

- ориентация на результаты.

Наиболее известна в мире американская Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа (премия Болдриджа), которая служит катализатором, способствующим достижению высокого качества деятельности американских компаний. В США в области качества присуждаются различные премии, но именно премия Болдриджа повлияла в глобальном масштабе на развитие премирования в области качества: аналогичные премии в области качества учреждены во многих странах Европы, а несколько лет назад и Российской Федерации.

Большинство проводимых мероприятий, как и премия Болдриджа, проводятся не столько для награждения победителей, сколько для распространения лучших приемов существующей практики деятельности, которые обеспечивают высокие достижения в предпринимательстве и должное удовлетворение потребителей. Данный тезис полностью распространяется на потребителей финансовой информации и пользователей услуг бухгалтерского учета.

Причинами, вызвавшими учреждение премии в области качества в США, стали такие, как потеря лидерства Соединенными Штатами в качестве создаваемых продуктов и процессов, понимание американским бизнесом того, что низкое качество уменьшает на 20

процентов коммерческие доходы компаний, необходимость стратегического планирования качества и программам повышения качества, которые становятся более существенными для благосостояния нашей национальной экономики и нашей способности эффективно конкурировать на глобальном рынке [10, с. 6-2].

Для устранения наметившихся негативных тенденций в области качества при поддержке правительства США была учреждена Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа. Цели этой премии сформулированы следующим образом:

- помочь стимулировать деятельность американских компаний по повышению качества и росту производительности, используя для этого чувство гордости за достижение высоких результатов и их признание и одновременно добиваясь высокой конкурентоспособности благодаря более высокой прибыли;

- признать достижения тех компаний, которые улучшают качество своих товаров и услуг и служат примером для остальных видов бизнеса;

- разработать рекомендации и критерии, которыми могли бы воспользоваться бизнес, промышленность, органы власти и другие структуры при оценивании своих усилий, направленных на повышение качества;

- выдать конкретные рекомендации остальным руководителям американских предприятий, которые стремятся добиться отличного качества; предоставить им подробную информацию о действиях победителей, сумевших изменить свою культуру и добиться признания [9, с.86].

Учредителями разработаны критерии премии, которые постоянно совершенствуются, а сама премия, по сути, стала Национальной программой качества и инструментом самосовершенствования деятельности компаний. В Японии, стране- родоначальнице многочисленных концепций качества учрежден приз Эдвардса Деминга. Вручение приза Деминга означает, что выпускаемые товары и оказываемые услуги соответствуют критериям качества, выпускаются и поставляются экономически обоснованным образом, ориентированы на потребителя. В отличие от американской премии, приз Деминга присуждается за достижение технологического лидерства.

Получила достаточное распространение и Европейская премия качества (вручается с 1992 г.). Премия вручается по двум направлениям: за высокие результаты, достигнутые на основе использования системы управления качеством и за достижение наибольших успехов. Критерии данной премии имеют некоторые отличия от премий, учреждаемых в Америке. Так, критерии, связанные с влиянием на общество в первую очередь оценивают подходы к качеству жизни, окружающей среде, бережному использованию глобальных ресурсов. В Европе много лет действует принцип «устойчивого развития», в соответствии с которым общество обязано передать окружающую среду будущим поколениям в состоянии не хуже, чем то, в котором она находится сейчас. При осуществлении предпринимательской деятельности должен соблюдаться баланс интересов экономики, социальной сферы и экологии.

Национальные премии в области качества учреждены в большинстве развитых стран мира. Наиболее полный перечень существующих премий систематизирован Е.А. Михайловой, которой проанализирована 31 Национальная премия в области качества. [6, с. 20-26]. Условия участия в таких программах предполагают, кроме демонстрации конкурентных преимуществ, применение в практике концепции бенчмаркинга.

В Российской Федерации не востребован по разным причинам опыт, накопленный в СССР в области совершенствования качества, пока незначительно используются зарубежные достижения. В современной России с 1996 г. для организаций учреждены ежегодные Государственные премии РФ в области качества, а с 1997 г. присуждаются Премии Правительства РФ. Безусловно, это положительно влияет на адаптацию российских товаров и услуг к условиям конкуренции отечественного и мирового рынков.

Критерии и модель премии Правительства РФ в области качества гармонизированы с критериями и моделью Европейской премии качества с некоторыми различиями,

учитывающими специфику российского бизнеса. Критерии конкурса являются для российских организаций ориентиром достижений, а стремление к победе в конкурсе может стать инструментом целенаправленного инновационного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности, прежде всего, самой организации.

Ежегодно присуждается не более 12 премий по трем номинациям, в зависимости от численности работников организации. С 1997 по 2007 годы премия присуждена 95 организациям, 21 из которых оказывает услуги. Лидером среди компаний нематериального сектора экономики являются учебные заведения. Таким образом, организации, оказывающие услуги, составляют около 22% от числа всех награжденных, что не соответствует структуре занятости в области услуг.

Многие общественные организации включаются в процесс повышения качества и учреждают самостоятельные премии. Например, с 1993 г. проводятся общественные конкурсы на звание «Лучший менеджер по качеству», на лучшую работу в области обеспечения качества и др.

Учрежден конкурс на соискание Национальной премии в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга, в соответствии с которым премии присуждаются организациям и физическим лицам за достижение значительных результатов в этих сферах услуг [3]. Критерии Национальной премии в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга полностью гармонизированы с критериями Премии Правительства РФ в области качества.

Сравнительная характеристика критериев наиболее влиятельных премий в области качества приведена в таблице 1.

Таблица 1

____________________________________________Критерии премирования в области качества

№ Премия Критерии премирования и их соотношение

1 Премия Правительства РФ в области качества. Национальная премия в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга 1) лидирующая роль руководства - 11%; 2) политика и стратегии организации в области качества -8%; 3) персонал - 11%; 4) партнерство и ресурсы - 9%; 5) процессы, осуществляемые организацией, - 16%; 6) удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг - 20%; 7) удовлетворенность персонала - 8%; 8) влияние организации на общество - 5%; 9) результаты работы организации - 12%.

2 Европейская премия качества 1) степень удовлетворения потребителей - 20%; 2) результаты бизнеса - 15%; 3) процессы - 14%; 4) лидерство (руководство) - 10%; 5) удовлетворение персонала - 9%; 6) ресурсы - 9%; 7) управление персоналом - 9%; 8) политика и стратегия - 8%; 9) влияние на общество - 6%.

3 Премия М. Болдриджа 1) лидерство руководства - 10%; 2) стратегия планирования качества - 6%; 3) ориентация на потребителя и рынок -удовлетворенность потребителей - 30%; 4) информация и анализ - 7%; 5) использование человеческих ресурсов 15%; 6) управление процессом - обеспечение качества товаров и услуг - 18%;

7) результаты в области качества - 14%.

4 Премия Деминга 1) стратегия и цели;

2) организация и управление;

3) образование;

4) информация;

5) анализ;

6) стандартизация;

7) контроль качества;

8) непрерывность;

9) результаты;

10)действия и реакция (нет данных).

Как видно из таблицы, критерии премирования очень сходны, различается лишь доля того или иного критерия в общем результате. Так, в Европе большее значение придается экономическим показателям и воздействию на общество. В России соотношение баллов по группе «Возможности» больше, чем по группе «Результаты»: соответственно 55% и 45%. Соответственно, для российских организаций возможности или потенциал более важные критерии, чем уже достигнутые результаты.

Учрежденные в стране премии не затрагивают один из центральных сегментов управления - бухгалтерский учет. Многочисленные общественные организации учреждают конкурсы, имеющие целью выявить лучших в профессии, но не получил широкой известности ни один конкурс в области учета в организациях. Исходя из роли, которую играет бухгалтерский учет в информационной экономической системе страны, следует уделить данному направлению деятельности большее внимание и ресурсное обеспечение. Представляется, что следует учредить Национальную премию качества в области бухгалтерского учета на основе премии Правительства, доработав критерии необходимыми индикаторами, отвечающими специфике бухгалтерского учета.

Результаты исследования, проводимого среди главных бухгалтеров Ростовской области, показали заинтересованность данной категории лиц в учреждении Премии качества в номинации «бухгалтерский учет». По результатам анкетирования на вопрос «Считаете ли Вы целесообразным учреждение Премии качества в номинации «бухгалтерский учет?» 20% респондентов ответили, что хотели бы принять участие в конкурсе, еще 26% хотели бы воспользоваться результатами конкурса для самооценки. Среди работников бюджетной сферы лиц, заинтересованных в рассматриваемой номинации больше: готовых принять участие в конкурсе 23%, а желающих проводить самооценку - 41%. Остальные респонденты или затруднялись ответить (28%), или не считают данное мероприятие для себя полезным (26%). Результаты анкетирования представлены на рисунках 1-3.

□ 22

□ 1 П2 ПЗ НИ

Рисунок 1. Распределение ответов по вопросу учреждения Премии качества в номинации

«бухгалтерский учет»

15 □ 19

□ 1 П2 ПЗ П4

Рисунок 2. Распределение ответов по вопросу учреждения Премии качества в номинации «бухгалтерский учет» среди главных бухгалтеров коммерческих организаций

□ 1 Ш2 ПЗ Ш4

Рисунок 3. Распределение ответов по вопросу учреждения Премии качества в номинации «бухгалтерский учет» среди главных бухгалтеров коммерческих

организаций

На рисунках 1-3:

1 - доля бухгалтеров, считающих целесообразным участие в конкурсе;

2 - доля бухгалтеров, считающих целесообразным использовать результаты конкурса для самооценки;

3 - доля бухгалтеров, не считающих целесообразным организацию конкурса;

4 - доля бухгалтеров, затруднившихся с ответом.

Исходя из форм организации бухгалтерского учета и многообразия решаемых задач, целесообразно достижения участников конкурса рассматривать по следующим категориям:

- организации, оказывающие специализированные услуги по бухгалтерскому учету (в т.ч., аудиторские и консалтинговые организации, имеющие специализированные подразделения по оказанию бухгалтерских услуг);

- специализированные издательства по бухгалтерскому учету и интернет-ресурсам;

- учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по бухгалтерскому

учету.

Отдельно следует выделить наиболее массовую категорию - бухгалтерские службы юридических лиц. Конечно, бухгалтерские службы не являются самостоятельными участниками экономического оборота, их организация, технологии разнятся, но возможность определять лучшие достижения учетной практики может стать эффективным инструментом не только совершенствования методики, организации учета, но и всей системы управления российских компаний.

При разработке критериев модели премии следует учитывать необходимость унификации премии в номинации «бухгалтерский учет» с критериями Премии Правительства. В зависимости от категории критерии могут варьироваться. Содержание критериев модели премии могут быть следующие.

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

Как руководители организации и главный бухгалтер определяют цель деятельности службы учета, вырабатывают стратегию развития, способствуют достижению цели развития; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха на основе разработанных мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую целостность и слаженность работы всей системы менеджмента организации, ее дальнейшее развитие.

Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества

Как служба, осуществляющая функции бухгалтерского учета, реализует цели своей деятельности и стратегию развития посредством ориентации на пользователей отчетности и иной учетной информации, разработку политики, планов, целей и процессов.

Критерий 3. Персонал

Как в службе учета осуществляется управление персоналом, развиваются и используются его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне службы учета, всей организации; как планируется развитие учетного процесса в целях претворения в жизнь целей, политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации процессов организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий 4. Партнерство и ресурсы

Как служба учета планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами (контрагентами, пользователями финансовой отчетности) в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией

Как служба учета проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии всей организации, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих партнеров, других заинтересованных сторон.

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством представляемой информации

Результаты, которых добилась служба учета в отношении удовлетворения интересов внутренних и внешних пользователей информации.

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

Результаты, которых добилась служба учета в отношении удовлетворения своего персонала.

Критерий 8. Влияние службы персонала организацию, на общество в целом

Результаты, которых добилась служба персонала в отношении удовлетворения интересов организации, общества на местном, национальном и мировом уровнях.

Критерий 9. Результаты работы службы учета и организации в целом

Результаты, которых добилась служба учета в отношении запланированных целей в работе.

Каждый из критериев может уточняться и раскрываться более полно. Например, критерий 9 может включать в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

- финансовые показатели работы организации;

- качество информации, формируемой в системе бухгалтерского учета и другие результаты работы службы учета.

На основе принятых критериев службы бухгалтерского учета (или специализированные организации и т.д.) могут осуществлять самооценку, определять сильные и слабые стороны методики и организации бухгалтерского учета. Концепцию и

основные критерии национального конкурса в сфере бухгалтерского учета следует рассматривать как углубление национальной политики в области качества.

Вручение премий не должно стать главной задачей конкурса. Его целью должно быть формирование модели совершенствования всех направлений бухгалтерского учета, оказание помощи финансовым руководителям в систематизации работы бухгалтерских служб и организации процесса совершенствования. Премия качества в номинации «бухгалтерский учет» полностью корреспондирует с концепцией всеобщего качества (TQM). Важно, чтобы потенциал данной премии стал обобщением опыта и развитием методологии бухгалтерского учета. Для этого должна быть отлажена система доступа к лучшей практике. Распространение опыта не должно влиять на безопасность компаний- лауреатов конкурса.

Целью не только участников конкурса, но всех бухгалтеров должно стать освоение метода самооценки деятельности организации в области бухгалтерского учета на соответствие критериям Премии качества. Сотрудники, принимающие участие в самооценке, приобретают дополнительные знания, вовлекаются в процесс самосовершенствования. Возможность применять критерии премии для самооценки позволит всем 7 млн. бухгалтеров в России получить всестороннюю картину своей деятельности, применив критерии конкурса к своей практике, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования повышения конкурентоспособности организации.

В России следует не только изучать зарубежный опыт, но развивать его, возрождать незаслуженно забытый отечественный опыт самооценки и самосовершенствования. Исходя из Концепции бухгалтерского учета в России, которая «основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности», автор считает необходимым учредить Национальную премию в области бухгалтерского учета.

Российским компаниям на базе моделей премий качества следует выстраивать стратегию управления и постоянного совершенствования с целью повышения конкурентоспособности.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием

12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». М., 2010.

2. Премии Правительства Российской Федерации в области качества, учреждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 423. URL: http: //www.vniis.ru.

3. Национальная премия в области аудита, оценки экспертизы и консалтинга: руководство для участников конкурса 2009 года. URL: http://www.profsro.ru.

4. Белова Е.Л. Развитие бухгалтерского учета в России // Современный бухучет. 2009.

№ 1.

5. Гетьман В.Г. XXXII Конгресс Европейской Ассоциации Бухгалтеров // Все для бухгалтера. 2009. № 8.

6. Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. М.: Благовест-В, 2002. 110 с.

7. Рамперсад, Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 256 с.

8. Рамперсад Х., Э.А. TPS-Lean Six Sigma Новый подход к созданию высокоэффективной компании: пер. с англ. М.: Стандарты и качество, 2009.

9. Эванс, Д.Р. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»: пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.

10. Czarnecki M.T. Benchmarking Strategies in Accounting and Finance. N. Y: American

Institute of Certified Public Accountants, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.