Научная статья на тему 'Самооценка как метод совершенствования бухгалтерского учета в организации'

Самооценка как метод совершенствования бухгалтерского учета в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / КАЧЕСТВО БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Лилия Николаевна

Обозначившаяся тенденция мирового сообщества такая, как переход от институциональной помощи к самопомощи потребовала изучения данного института, одним из элементов которого является самооценка. Недостаточное применение самооценки в отечественных организациях требует детального рассмотрения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самооценка как метод совершенствования бухгалтерского учета в организации»

Самооценка как метод совершенствования бухгалтерского учета в

организации

Self-assessment as a method of improving the accounting organization

Кузнецова Лилия Николаевна к.э.н., доцент кафедры аудита Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

lk-vk@rambler.ru

Аннотация. Обозначившаяся тенденция мирового сообщества такая, как переход от институциональной помощи к самопомощи потребовала изучения данного института, одним из элементов которого является самооценка. Недостаточное применение самооценки в отечественных организациях требует детального рассмотрения данного вопроса.

В статье подробно рассмотрены существующие подходы, проведение самооценки бухгалтерами, предложены критерии проведения самооценки. Самооценка рассматривается как начальный этап самосовершенствования системы бухгалтерского учета в организации.

Abstract. A trend of the international community such as the shift from institutional care to self-help, required the study of the institution, one element of which is self-esteem. Insufficient use of self-esteem in domestic organizations requires detailed consideration of the matter.

The article describes the existing approaches, self-assessment applied by accountants, criteria for self-esteem proposed. Self-esteem is regarded as the initial stage of self-accounting system in the organization.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, качество бухгалтерской

отчетности, самообучающаяся организация, самооценка,

Keywords: accounting, accounting quality, self-learning organization, selfesteem

Современному обществу присущи определенные глобальные тенденции, прежде всего, такие как: всеобъемлющая информатизация, формирование

мировой экономики взамен национальной, переход от институциональной помощи к самопомощи. Данные тенденции должны быть учтены не только в ходе реформирования бухгалтерского учета, но и при формировании учетных систем в каждой организации. Однако, вопросам вновь создаваемого института самопомощи в работах отечественных авторов уделяется недостаточно внимания, особенно в таком сегменте предпринимательской деятельности как бухгалтерский учет.

Переход к информационному обществу потребовал развития бухгалтерского учета, заставил по-новому взглянуть на бухгалтерский учет как основу всеобъемлющей информационной системы. Формирование мирового экономического пространства определяет необходимость унификации и стандартизации правил ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, однако, в настоящее время всеобъемлющих механизмов, объединяющих учетные системы не создано, существуют отдельные подходы такие, как принципы, требования, а единая всемирная культура учета нового типа не сформирована. В таких условиях следует развивать собственную культуру учета. Как справедливо отмечает И.Н. Санникова «ни одна страна, имеющая свои традиции в области бухгалтерского учета (а Россия, несомненно, относится к таким странам), не может позволить себе полную замену национальных стандартов международными» [8, с.47].

Применение МСФО в России оправдано, однако, нельзя отказываться от развития национальной культуры полностью. Задача состоит в том, чтобы отечественный бухгалтерский учет развивался, с одной стороны, с учетом обобщенного мирового опыта, с другой - на основе инновационного научного знания с учетом исторических национальных традиций.

Приумножению национальных учетных традиций способствует организация самопомощи, которая может осуществляться при проведении бенчмаркинга, методологии самообучения компании, основанной на структурированном должным образом сопоставлении собственной практики с лучшими образцами и высшими достижениями, независимо от отраслевой

принадлежности, культурных особенностей, размеров и функций носителей передового опыта.

На основе бенчмаркинга происходит быстрое распространение знаний, что соответствует современной экономической парадигме становлению «экономики знаний». Развитие экономики, финансовых рынков требует непрерывного совершенствования бухгалтерского учета. Финансовая формирования отчетность, которая еще вчера удовлетворяла общество, сегодня уже не обеспечивает потребности отдельных пользователей и общество в целом. Организации должны прилагать самостоятельные усилия для представления качественной учетно-аналитической информации заинтересованным пользователям, что позволит увеличить как доверие, так и эффективность действий всех участников экономического оборота. Определенная деятельность должна осуществляться саморегулируемыми организациями и заинтересованными пользователями, по меньшей мере, они должны сформулировать разумные требования к информации, содержащейся в отчетности. Невозможно сформировать качественную информацию без должной организации учетного процесса, который также подлежит постоянному улучшению.

Совершенствование бухгалтерского учета, как информационной составляющей бизнеса должно осуществляться с использованием всех возможных инструментов. В настоящее время в России недостаточно уделено внимания такой компоненте развития, как поощрение лучших примеров организации бухгалтерского учета, проведение самооценки с помощью лучших достижений и внедрение этих достижений в практику организаций, которая не только не противоречит внедрению глобальных стандартов, но и поможет сделать их адаптацию в России более успешной.

Термин «самооценка» заимствован управленческой теорией и практикой из психологии, где он означает оценку личностью самой себя. В трактовке С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой самооценка - это «оценка самого себя, своих достоинств и недостатков» [6, с. 640]. Подход к содержанию самооценки,

появившись в психологии активно реализуется применительно к деятельности организации. Единого мнения, к сущности и методам самооценки в организации не сложилось, одновременно выделяются несколько подходов.

- как метод определения состояния организации (М.Г. Конка);

- как к сравнительному анализу с иными организациями, прежде всего, эталонными, один из этапов бенчмаркинга (Б. Андерсен, В.И. Галеев, Т.Ю. Дворук);

- как к элементу конкурсов в области качества: национальных, отраслевых, функциональных (Э.А. Белокоровин, Ю.В. Вылгина, Д. Маслов, Е.А. Михайлова);

- как этап совершенствования деятельности организации и повышения профессионализма сотрудников (Т. Конти, Ю.Р. Еналеева, Т.А. Салимова, К. Туоминен).

М.Г. Конка полагает, что самооценка является средством выявления скрытых, незаметно подкрадывающихся организационных напряжений, одной стороны и важным элементом выработки инновационных планов и получения конкретных решений по снятию напряжений с другой [3, с. 149]. Соглашаясь с правомерностью данного подхода, следует отметить его ограниченность в отсутствии сопоставления положения организации с другими субъектами бизнеса, что в эпоху глобализации существенно снижает информативность такой диагностики.

Профессор Б. Андерсен считает, что самооценка - «это метод, предназначенный для оценивания уровня показателей организации и ее процессов» [1, с. 65], В.И. Галеев и Т.Ю. Дворук утверждают, что - это «вид сопоставительного анализа деятельности организации с какой-либо моделью, эталоном» [2, с. 20]. Следует добавить, что определение места организаций среди иных компаний дает информацию для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию деятельности с помощью различного инструментария, в т.ч., и бенчмаркинга. Р. Манн полагает, что самооценка является этапом процесса бенчмаркинга, предваряет его проведение [5].

Следует согласиться с возможностью, но не обязанностью выделения самооценки в нулевой этап при проведении бенчмаркинга. Вместе с тем не обязательно после самооценки организация проводит бенчмаркинг, применение данного метода более широкое.

Такие авторы, как Э.А. Белокоровин, Ю.В. Вылгина, Д.В. Маслов, Е.А. Михайлова подробно раскрывают самооценку как элемент различных конкурсов в области качества. Самооценка - это всесторонний, систематический и регулярный анализ деятельности и результатов организации в соответствии с моделью совершенствования EFQM. Целью учреждения большинства премий в области качества является не столько признание заслуг и награждение победителей, сколько распространение лучшего опыта и возможность всем организациям сравнить себя с лидерами. Отметим, что победители Премии М. Болдриджа обязаны принимать участие в бенчмаркинге, что объединяет данный подход с предыдущим, но не исчерпывает его.

Т. Конти считает, что на основе самооценки анализируются способности организации решать свои основные задачи и достигать своих целей, в частности ее возможности сохранять и повышать конкурентоспособность при изменении внешних условий [4, с. 20]. Процедура самооценки служит средством выявления потребностей компании в изменениях и определения ее готовности к их проведению. Данный поход объединяет все предыдущие так, как на основе всех перечисленных подходов осуществляется совершенствование деятельности организаций. как отмечают Т.А. Салимова и Ю.Р. Еналеева он является «наиболее комплексным и обобщающим» [ 7, с. 34].

Проведение самооценки в бухгалтерском учете оправдано, но этот процесс ограничен такими факторами, как отсутствие профессионального национального конкурса в области бухгалтерского учета, малочисленностью примеров и компаний, участвующих в распространении опыта. Практика показывает, что проведение самооценки может дать отечественным организациям и бухгалтерам следующие преимущества:

- возможность для руководства составить представление о потребностях и потенциале службы бухгалтерского учета;

- получение целостной объективной оценки, состояния учетного процесса;

- выявление и анализ процессов, которые необходимо совершенствовать;

- систематичность совершенствования учетных процессов в организации;

- обучение сотрудников бухгалтерии не только в профессиональной сфере, но и их вовлечение в принципы всеобщего менеджмента качества;

- вовлечение сотрудников в творческий процесс по распространению лучшей учетной практики;

- возможность стимулировать профессиональные достижения работников, их целеустремленность к распространению знаний.

Ядро системы самооценки составляют: бизнес-процессы, система

показателей план ее проведения. Документированная информация по самооценке за несколько лет позволяет выявить тренды в деятельности организации, отдельных работников, определить состояние бизнес-процессов.

Повышение качества учетной информации полностью сочетается с концепциями качества, широко применяемыми во всем мире. Во многих странах организации, проводящие конкурс, обладают большой информационной, методологической и организационной инфраструктурами для бенчмаркинга, помогают организациям:

- систематизировать подходы к бенчмаркингу;

- обмениваться знаниями и опытом;

- узнавать лучшие подходы к решению проблем;

- развивать обмен информацией и общение с использованием Интернета.

В современной России с 1997 г. присуждаются Премии Правительства РФ в области качества, что положительно влияет на адаптацию российского бизнеса к условиям конкуренции отечественного и мирового рынков.

Критерии и модель премии Правительства РФ в области качества гармонизированы с критериями и моделью Европейской премии качества с некоторыми различиями, учитывающими специфику российского бизнеса. Критерии конкурса являются для российских организаций ориентиром достижений, а стремление к победе в конкурсе может стать инструментом целенаправленного инновационного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности, прежде всего, самой организации.

Учрежденные в стране премии не затрагивают один из центральных сегментов управления - бухгалтерский учет. Многочисленные общественные организации учреждают конкурсы, имеющие целью выявить лучших в профессии, но, не получил широкой известности ни один конкурс в сфере бухгалтерского учета. Исходя, из роли, которую играет бухгалтерский учет в информационной экономической системе страны, следует уделить данному направлению деятельности большее внимание и ресурсное обеспечение. Представляется, что следует учредить Национальную премию качества в области бухгалтерского учета, на основе премии Правительства, доработав критерии, необходимыми индикаторами, отвечающими специфике бухгалтерского учета.

Результаты авторского исследования, проводимого среди главных бухгалтеров, показали заинтересованность данной категории лиц в учреждении Премии качества в номинации «бухгалтерский учет». По результатам анкетирования на вопрос «Считаете ли Вы, целесообразным учреждение Премии качества в номинации «бухгалтерский учет?» 15,9 % респондентов ответили, что хотели бы принять участие в конкурсе, еще 18,9 % хотели бы воспользоваться результатами конкурса для самооценки (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов по вопросу учреждения Премии качества в номинации «бухгалтерский учет»

При разработке критериев модели премии следует учитывать необходимость унификации премии в номинации «бухгалтерский учет» с критериями Премии Правительства. В зависимости от категории критерии в должной мере варьироваться. Предлагаемые критерии для проведения самооценки на основе Премии представлены в таблице.

Таблица

Критерии проведения самооценки в бухгалтерском учете

№ Критерий Содержание критерия

1 Лидирующая роль руководства Как руководители организации и главный бухгалтер определяют цель деятельности службы учета, вырабатывают стратегию развития, способствуют достижению цели развития; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха на основе разработанных мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую целостность и слаженность работы всей системы менеджмента организации, ее дальнейшее развитие.

2 Политика и стратегия организации в Как служба, осуществляющая функции бухгалтерского учета, реализует цели своей

области качества деятельности и стратегию развития посредством ориентации на пользователей отчетности и иной учетной информации, разработку политики, планов, целей и процессов.

3 Персонал Как в службе учета осуществляется управление персоналом, развиваются и используются его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне службы учета, всей организации; как планируется развитие учетного процесса в целях претворения в жизнь целей, политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации процессов организации.

4 Партнерство и ресурсы Как служба учета планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами (контрагентами, пользователями финансовой отчетности)в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

5 Процессы, осуществляем ые организацией Как служба учета проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии всей организации, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих партнеров, других заинтересованных сторон.

6 Удовлетворен ность потребителей Результаты, которых добилась служба учета в отношении удовлетворения

качеством представляем ой информации интересов внутренних и внешних пользователей информации.

7 Удовлетворен ность персонала Результаты, которых добилась служба учета в отношении удовлетворения профессиональных потребностей своего персонала.

8 Влияние службы персонала организацию, на общество в целом Результаты, которых добилась служба персонала в отношении удовлетворения интересов организации, общества на местном, национальном и мировом уровнях.

9 Результаты работы службы учета и организации в целом Результаты, которых добилась служба учета в отношении запланированных целей в работе.

Каждый из критериев может уточняться и раскрываться более полно. Например, критерий 9 может включать в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

- финансовые показатели работы организации;

- качество информации, формируемой в системе бухгалтерского учета и другие результаты работы службы учета.

На основе принятых критериев службы бухгалтерского учета (или специализированные организации и т.д.) могут осуществлять самооценку, определять сильные и слабые стороны системы бухгалтерского учета. Созданная в организациях система самооценки должна не только поддерживаться, чтобы сохранять способность давать корректные и содержательные оценки, но и совершенствоваться, обладать возможностью сбора новой, актуальной информации, позволяющей выбрать перспективные области для проведения измерений, которые окажутся более существенными в будущем. Система должна обладать определенной степенью изменчивости так,

как любая модель без регулярного анализа ее действенности с учетом постоянно меняющейся внешней и внутренней среды, рано или поздно даст неверные ориентиры для принятия решений.

Любая самооценка, проводимая в организациях, должна быть нацелена на изменения, которые иногда сдерживаются коллективом, поэтому необходимо обеспечивать условия поддержки улучшений:

- обосновывать всем работников необходимость и цели изменений;

- привлекать персонал к проектам по разработке изменений;

- интегрировать результаты самооценки в планы совершенствования деятельности организации;

- устранять неопределенность в положении работников после проведения изменений;

- изменения должны поддерживаться высшим руководством.

Проведение самооценки способствует становлению организаций как

открытых самообучающихся систем. Вовлеченность руководства, службы бухгалтерского учета в процесс постоянных улучшений означает практическую реализацию концепции «обучающейся экономики», применительно к хозяйствующим субъектам данная концепция реализуется в теории «обучающейся организации». И. Н. Санникова под обучающейся организацией понимает организацию, способную учиться быстрее, чем ее конкуренты [8, с. 325]. Устойчивого определения категории «обучающаяся организация» и «самообучающаяся организация» не сложилось. Обобщив, используемые для данной категории обозначения, можно сформулировать определение обучающейся организации: это организация, ориентированная на развитие на основе непрерывного обучения и самообучения сотрудников. Данная идею выдвинута П. Сенге и основывается на предложении, что организации подвергаются быстрым изменениям, и их менеджмент должен быть готов к неожиданностям. Для предотвращения негативных тенденций, в организации должно происходить непрерывное обучение, которое является необходимым

условием эффективности деятельности. Концепция П. Сенге развивается на ранее созданных теориях и концепциях:

- теория обучения умению учиться (Г. Бэтсон);

- теория самообновления (Дж. Гарднер);

- теория организационного обновления (Г. Липпит);

- теория организационного обучения (К. Арджирис) и др.

Развитию теории обучающейся организации способствовали такие факторы как:

- информатизация общества;

- реструктуризация бизнеса (многочисленные слияния и поглощения);

- глобализация бизнеса;

- развитие концепции стратегического планирования.

Теоретические аспекты концепции обучающейся организации

реализованы в деятельности многих зарубежных компаний таких, как CocaCola, First National Bancorp, Chevron, Shell Oil, Tenneco [8, c. 325].

Профессионализм, основанный на знаниях, необходимо постоянно поддерживать, поэтому обучение учетного персонала должно быть интегрировано в общую концепцию обучения и осуществляться непрерывно, что позволит организации поддерживать все процессы организации в эффективном состоянии.

В России следует не только изучать зарубежную практику, но развивать ее, возрождать незаслуженно забытый отечественный опыт

самосовершенствования. Значительное повышение качества информации бухгалтерской отчетности осуществимо на основе системы мер и применении различных методов менеджмента, одним из которых является самооценка. Учреждение Национальной премии качества в номинации «бухгалтерский учет» может стать основой самосовершенствования в организациях. Российские компании на базе моделей премий качества смогут выстроить стратегию непрерывного совершенствования всех элементов управления с целью повышения конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ./Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272 с.

2. Галеев В.И. Самооценка - метод совершенствования системы менеджмента качества/ В.И. Галеев, Т.Ю. Дворук// Сертификация. 2002, № 1, с.20 - 22.

3. Конка М.Г. Один стратегический подход к использованию самооценивания и бенчмаркинга// Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь, 1996. М.: ГП «Стандарты и качество», 1997, с.148 - 157.

4. Конти Т. Самооценка в организациях. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. - 328 с.

5. Манн Р. Глобальная сеть бенчмаркинга // Деловое совершенство - 2005, №3.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Салимова Т.А., Еналеева Ю.Р. Самооценка деятельности организации: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2006. - 279 с.

8. Санникова И.Н. Проблемы развития бухгалтерской субкультуры. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Барнаул, 2006. - 419 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.