Научная статья на тему 'Понятие самооценки организации'

Понятие самооценки организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1037
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО / ПРЕМИИ ПО КАЧЕСТВУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижова Татьяна Александровна

В данной статье рассматривается понятие самооценки организации в соответствии с серией стандартов ИСО 9000, подчеркивается её значение как важнейшего инструмента непрерывного улучшения деятельности предприятия и приводятся основные преимущества и возможности, которые предоставляет организации её проведение. Помимо основных целей и задач, осуществляемых при проведении самооценки, статья обращается к её наиболее распространенным моделям, в числе которых Японская премия им. Э. Деминга, Национальная премия США им. М. Болдриджа, Европейская премия по качеству, Премия Правительства РФ по качеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие самооценки организации»

ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ Чижова Т. А.

Чижова Татьяна Александровна / Chizhova Tatyana Alexandrovna - студент, кафедра двигателей летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении,

Институт авиационной техники Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, г. Самара

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие самооценки организации в соответствии с серией стандартов ИСО 9000, подчеркивается её значение как важнейшего инструмента непрерывного улучшения деятельности предприятия и приводятся основные преимущества и возможности, которые предоставляет организации её проведение. Помимо основных целей и задач, осуществляемых при проведении самооценки, статья обращается к её наиболее распространенным моделям, в числе которых Японская премия им. Э. Деминга, Национальная премия США им. М. Болдриджа, Европейская премия по качеству, Премия Правительства РФ по качеству. Ключевые слова: самооценка, организация, качество, премии по качеству.

Современный взгляд на менеджмент качества, выраженный главным образом в концепции всеобщего управления качеством - TQM, и нашедший отражение в серии стандартов ИСО 9000, придаёт огромное значение самооценке и определяет её как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности организации. Самооценку начали применять после выхода в 1987 г. первой версии стандарта ИСО 9000.

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества [1, с. 10]. Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству) [2, с. 41].

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Кроме того она дает организации возможность определить приоритеты и области, нуждающиеся в улучшении. Предоставление организации основанных на фактах рекомендаций, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности, является целью самооценки.

Международная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества как:

- использование при оценке деятельности организации и достигнутых ею результатов единого комплекса критериев;

- систематический подход к совершенствованию деятельности организации;

- получение объективных оценок деятельности предприятиях, основанных на фактах, а не на личных восприятиях отдельных руководителей или работников;

- выявление и анализ процессов, в которые можно внести улучшения;

- внедрение передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации;

- обучение персонала применению принципов всеобщего управления качеством;

- возможность признания и поощрения достижений подразделений и работников посредством премирования;

- возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций;

- возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной, так и в других организациях.

В настоящее время существует множество различных моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее известными моделями наград за качество являются следующие премии:

- Японская премия им. Э. Деминга (1951 г., получила международный статус в 1984 г.);

- Национальная премия США им. М. Болдриджа (1987 г.);

- Европейская премия по качеству (1991 г.);

- Премия Правительства РФ по качеству (1996 г.).

Рассмотрим более подробно первые две модели.

Премия Э. Деминга является одной из самых престижных в мире. Она оказала колоссальное влияние на развитие качества в Японии - именно премия Э. Деминга способствовала активизации работ в области качества во многих организациях.

Самооценка организации в рамках премии Э. Деминга проводится по следующим критериям:

- политика корпорации;

- организация и администрирование;

- образование и распространение знаний;

- выполнение;

- результаты;

- дальнейшие планы.

Согласно критериям премии, оценка деятельности организации-участницы осуществляется по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей.

В отличие от премии Э. Деминга, премия М. Болдриджа была призвана оказывать содействие повышению значимости качества в деятельности американских предприятий. С 1987 г. эта награда присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества.

В ходе проведения самооценки организация-участница должна осветить следующие критерии премии:

- лидерство (в рамках модели рассматривается как движущая сила, направленная на достижение успеха предприятия в развитии значения качества и его внедрении);

- информация и анализ (отражает сбор и анализ данных как основу для улучшения качества в рамках всей организации);

- стратегическое планирование (связано с деятельностью организации по преобразованию требований потребителя к качеству в планирование целей);

- управление и развитие персонала (отражает эффективность работы высшего руководства при помощи таких показателей как переподготовка, тренинг, личностное и профессиональное развитие сотрудников организации, а также забота об их благосостоянии);

- управление процессом (активизация деятельности по менеджменту процессов проектирования продукции и услуг, производственных процессов, процессов послепродажного обслуживания и т. д.);

- деловые результаты (подтверждает развитие организации, основанное на активном внедрении принципов менеджмента качества);

- ориентация на рынок и удовлетворенность потребителей (рассматривается как основополагающая цель организации).

Помимо вышеперечисленных премий существует еще одна премия по качеству, присуждаемая Европейским фондом менеджмента качества (ББрЫ) на основе соответствия системы менеджмента «Модели Совершенства».

В основе этой методологии лежит совокупность следующих принципов:

- ориентация на результат;

- ориентация на потребителя;

- лидерство и постоянство целей;

- управление процессами и данными;

- развитие вовлечение персонала;

- постоянное изучение передового опыта, нововведения и улучшения;

- развитие партнерства;

- социальная ответственность.

При разработке критериев модели был рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были

28

сформированы 9 критериев, объединенные в две группы: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь каждый из критериев подразделяется на несколько подкритериев (показателей). Премия Правительства РФ по качеству основана на этой модели.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001. 70 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М: Госстандарт России, 2001. 60 с.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ В СТАНДАРТЕ

ISO 9001:2015 Чижова Т. А.

Чижова Татьяна Александровна / Chizhova Tatyana Alexandrovna - студент, кафедра двигателей летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении,

Институт авиационной техники Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, г. Самара

Аннотация: в данной статье анализируется то, как переход от предупреждающих действий к риск-ориентированному мышлению в новой версии стандарта ISO 9001:2015 отразился на функционировании системы менеджмента организации и деятельности организации в целом. Кроме того, для формирования у читателя наиболее полного представления о важности такого перехода, рассматривается понятие риск-ориентированного мышления, а также преимущества его внедрения в предпринимательскую деятельность и этапы процесса управления рисками. Ключевые слова: ISO 9000, организация, риск, риск-ориентированное мышление, риск-менеджмент.

Стандарты серии ISO 9000 являются одними из самых популярных в мире нормативных документов. По состоянию на 2014 г. зарегистрировано более 1 млн сертифицированных по этому стандарту организаций. Все они разнообразны по областям деятельности, формам собственности, размеру и организационной структуре, поэтому любая информация об изменениях в этом стандарте вызывает огромный интерес.

В ISO 9001:2015 отсутствует раздел, формулирующий особые требования к предупреждающим действиям (согласно ISO 9001:2011, предупреждающее действие -действие, предпринятое для устранения причины необнаруженного несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации). Это связано с тем, что одно из ключевых назначений функционирующей системы менеджмента состоит в том, чтобы действовать как инструмент предупреждения. Эти действия заложены в самом духе стандарта. В новой версии этот дух выражается в виде риск-ориентированного мышления. Под риском понимается влияние неопределенности [1, с. 75].

Концепция риска, т.е. вероятности невыполнения основной задачи СМК по предоставлению потребителю соответствующих его требованиям продукции и услуг в целях достижения его удовлетворенности и ранее скрытым образом присутствовала в тексте стандарта, но в новой версии она более явно встраивается во всю систему менеджмента.

Система риск-менеджмента (система управления рисками) направлена на достижение необходимого баланса между получением прибыли и сокращением убытков предпринимательской деятельности и призвана стать составной частью системы менеджмента организации, т. е. должна быть интегрирована в общую политику компании, ее бизнес-планы и деятельность. Только при выполнении этого условия применение системы риск-менеджмента является эффективным.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.