Научная статья на тему 'Национальные и региональные премии в области качества: модели и механизм реализации'

Национальные и региональные премии в области качества: модели и механизм реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимова Т. А., Бирюкова Л. И.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Проблемы внедрения современных высокоэффективных подходов в области менеджмента качества в настоящее время являются особенно актуальными в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Среди данных подходов особое место занимают различные конкурсы в области качества. В последние годы в нашей стране получили популярность такие конкурсы как «100 лучших товаров России», «Народная марка», «Знак качества XXI века» и многие другие. Одним из важнейших механизмов мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствованию своей деятельности являются конкурсы на соискание национальных и региональных премий в области качества. Они занимают особое место среди конкурсов в области качества. Основное отличие заключается в том, что в рамках их проведения оцениваются не отдельные образцы продукции, не конкретные услуги, а качество деятельности организации в целом, оценке подлежит качество менеджмента и тех подходов, которые применяет организация. Качество выпускаемой продукции является лишь одним из многих оцениваемых аспектов. Учреждение национальных и региональных премий по качеству выступает, с одной стороны, как современная тенденция развития системного подхода к управлению качеством, а с другой как инструмент государственного регулирования деятельности предприятий и организаций в области качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салимова Т. А., Бирюкова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные и региональные премии в области качества: модели и механизм реализации»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА: МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Т.А. САЛИМОВА, доктор экономических наук, профессор

Л.И. БИРЮКОВА, старший преподаватель Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Проблемы внедрения современных высокоэффективных подходов в области менеджмента качества в настоящее время являются особенно актуальными в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Среди данных подходов особое место занимают различные конкурсы в области качества. В последние годы в нашей стране получили популярность такие конкурсы, как «100 лучших товаров России», «Народная марка», «Знак качества XXI века» и многие другие. Одним из важнейших механизмов мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствованию своей деятельности являются конкурсы на соискание национальных и региональных премий в области качества. Они занимают особое место среди конкурсов в области качества, причем в рамках их проведения оцениваются не отдельные образцы продукции, не конкретные услуги, а качество деятельности организации в целом, оценке подлежит качество менеджмента и тех подходов, которые применяет организация. Качество выпускаемой продукции является лишь одним из многих оцениваемых аспектов.

Учреждение национальных и региональных премий по качеству выступает, с одной стороны, как современная тенденция развития системного подхода к управлению качеством, а с другой, — как инструмент государственного регулирования деятельности предприятий и организаций в области качества. Первая премия в области качества — премия У. Э. Деминга, учрежденная в Японии еще в 1951 г., была нацелена на применение статистических методов управления качеством, что сыграло важную роль в становлении японской экономики. С 1984 г. премия присуждается в следующих номинациях: премия для крупных промышленных предприятий; премия для малых предприятий; премия для подразделений предприятия; персональная

премия для отдельных лиц и групп; премия для зарубежных предприятий. Если ранее к участию в конкурсе допускались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению премии У. Э. Деминга было принято решение о присуждении награды и зарубежным компаниям, для чего был учрежден специальный приз, условия присуждения которого были впервые объявлены в 1987 г.

О высоких требованиях, предъявляемых к претендентам, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 г. только три зарубежные компании были удостоены этой награды. Среди компаний Японии, которые получили приз Деминга, такие всемирно известные фирмы, как «Хитачи», «Фуджи Фото», «Ниссан мотор», «Тойота» и др. 1

На протяжении 1980-х гг. американские компании сталкивались с серьезными проблемами конкуренции. Движущей силой в преобразовании американского менеджмента стала Национальная премия США по качеству имени Малкольма Болдриджа, которая стала ответом на вызов конкурентов и признанием решающей роли качества в конкурентной борьбе. В настоящее время свыше 35 штатов США присуждают премии за качество, основанные на критериях национальной премии, 24 штата поддерживают образовательные программы в целях повышения качества. Среди лауреатов премии Болдриджа такие всемирно известные компании, как «Дженерал Моторс», ИБМ, «Моторола», «Ксерокс» и др. 2

В 1980-е гг. Европа стала испытывать давление азиатских конкурентов, которые в отличие

1 Кондо Й. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития: пер. с англ.: Н. Новгород.: СМЦ «Приоритет», 2002.

2 Премия Малкольма Болдриджа // Европейское качество. Дайджест. 2004. № 3.

от предыдущих лет стали предлагать товары более высокого качества по агрессивно низким ценам. В поиске ответа на брошенный вызов 14 ведущих европейских компаний объединились и создали Европейский фонд управления качеством, основной целью деятельности которого является обеспечение условий для улучшения состояния европейской экономики путем поддержки европейских организаций в отношении процесса созидания качества как решающего фактора для достижения глобальных конкурентных преимуществ; стимулирования и помощи всем европейским организациям в работе, направленной на наиболее полное удовлетворение потребителей и непрерывное совершенствование деятельности3.

Решение данных задач привело к разработке европейской модели делового совершенства, охватывающей все аспекты управления бизнесом. В соответствии с этой моделью в 1991 г. при поддержке Европейского фонда управления качеством была учреждена Европейская премия за качество. Награды присуждаются ежегодно, начиная с 1992 г. В конкурсе принимают участие компании из многих стран мира. Первая премия была вручена в Мадриде европейскому отделению американской фирмы «Ксерокс».

Цели, которые преследовали создатели Европейской премии по качеству, заключаются в следующем:

1) стимулирование европейских предприятий и организаций к проведению мероприятий, направленных на достижение делового совершенства, то есть на повышение уровня удовлетворенности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых результатов, и положительное влияние на общество;

2) оказание помощи менеджерам европейских организаций в ускоренном внедрении современных принципов управления качеством как решающего фактора в достижении глобальной конкурентоспособности.

Фундаментальными принципами, на которых базируется модель делового совершенства, являются следующие: ориентация на результат; фокус на потребителя; лидерство руководства и постоянство целей; управление процессами и фактами; вовлечение и развитие человеческих ресурсов; непрерывное обучение, улучшения и инновации; развитие партнерских отношений; корпоративная социальная ответственность.

3 Модель делового совершенства // Европейское качество. Дайджест. 2004. № 2.

Европейский фонд управления качеством признает право на существование различных подходов к достижению устойчивого совершенства в различных аспектах деятельности. Вместе с тем модель европейской премии исходит из следующих предпосылок. Уровень совершенства предприятия оценивается деловыми показателями, а также полнотой удовлетворенности потребителей, собственных сотрудников и общества в целом, достигается же он за счет правильного управления, основанного на выработанных стратегиях и политике, посредством соответствующего привлечения персонала, партнеров, использования ресурсов и реализации процессов. В настоящее время модель делового совершенства представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству.

Названные выше премии являются наиболее популярными, но далеко не единственными. Национальные премии в области качества учреждены более чем в 60 странах мира. Разрабатываются национальные премии с учетом особенностей той или иной страны, но за основу берется модель, наиболее распространенная в данном географическом регионе. Несмотря на имеющиеся различия, необходимо отметить, что в последнее время наблюдается очевидное сближение существующих моделей национальных премий в области качества. К основным чертам, объединяющим модели различных премий в области качества, относятся:

1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций-лидеров, которые могут быть примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного совершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки, повышение результативности и эффективности деятельности организаций.

2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и региональные премии по качеству — это оценочные системы.

3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организации в области управления качеством и совершенствования деятельности) и результаты использования этих возможностей. Причем соотношение между

группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное.

4. Используемые методы оценки в отличие от оценки системы качества при сертификации носят более гибкий характер.

5. Примерно одинаковая процедура организации и проведения конкурсов на соискание премий в области качества, включающая заочную оценку по материалам, представленным на конкурс, принятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсантов на местах; повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; награждение победителей.

При разработке комплекса критериев национальных премий во многих странах мира была взята за основу модель делового совершенства, принятая в конкурсе на соискание Европейской премии за качество. Не стала исключением и модель российской премии. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423 была учреждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством» 4.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 9 установлено, что премии присуждаются по двум категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (до 250 чел. и свыше 250 чел.). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. № 18. Организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа постановлением Правительства РФ возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества предоставил

4 Премии Правительства РФ в области качества: руководство для организаций-участников 2006 г. — М.: Ростехрегулирование, 2006.

российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности.

Целями учреждения конкурса являются:

1) стимулирование отечественных предприятий и организаций к применению современных методов менеджмента качества;

2) выявление организаций-лидеров, использующих высокоэффективные методы менеджмента качества; организаций, которые могут служить примером для подражания; организаций, которые достойно могут представлять страну, принимая участие в конкурсе на соискание Европейской премии в области качества.

Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая оформляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.

Основными условиями участия в конкурсе являются: добровольность, возможность участия предприятий и организаций различных отраслей экономики (сфер деятельности), обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом, обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника. При этом организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения. К участию в конкурсе не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве). Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии.

Критерии российской премии гармонизированы с европейской. Подобная практика облегчает подготовку организаций страны к участию в конкурсе на соискание Европейской премии по качеству (рис. 1).

Организации — участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев: потенциал, которым обладает организация («возможности»); результаты, которые достигнуты.

Лидирующая

роль руководства 100: баллов (10%)

Персонал: 90 баллов (9%)

Политика и стратегия организации в области качества: 80 баллов (8%)

Партнерство и ресурсы: 90 баллов (9%)

Процессы, осуществляемые организацией: 140 баллов (14%)

Удовлетворенность

персонала: 90 баллов (9%)

Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг): 200 баллов (20%)

Влияние организации на общество: 60 баллов

Результаты работы организации: 150 баллов (15%)

Возможности: 500 баллов (50%) Результаты: 500 баллов (50%)

Рис. 1. Модель Премии Правительства РФ в области качества5

При этом каждый из 9 критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки (табл. 1).

Основными этапами проведения конкурса являются: заочный, основной и заключительный. Заочный этап предполагает выполнение следующей последовательности действий: рассмотрение, регистрация и систематизация заявок на участие в конкурсе, консультирование по вопросам проведения конкурса. На данном этапе также проводится экспертиза

Таблица 1

Критерии модели Премии Правительства РФ в области качества и их составляющие для организаций с численностью свыше 250 человек (модель 2006 г.)

Возможности

1. Лидирующая роль руководства

2. Политика и стратегия организации в области качества

3. Персонал

4. Партнерство и ресурсы

5. Процессы, осуществляемые организацией

1а. Определение руководителями предназначе-ния организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации

1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества

1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации 1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации

2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии 2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стра-тегии

2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии

2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов

за. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом

зб. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала

зв. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями

зг. Общение персонала в организации

зд. Поощрение персонала и забота о нем

4а. Внешние партнеры 4б. Финансов ы е ресурсы 4в. Инфра-с т р у ктура и материальные ресурсы 4г. Технологии 4д. Информация и знания

5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов 5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлет-ворения требований потребителей и других заинтересованных сторон

5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей 5г. Производство, поставка и последующее обслу-живание продукции и услуг

5д. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями

Результаты

6. Удовлетворенностьпотребите-лей качеством продукции (услуг) 7. Удовлетворенность персонала 8. Влияние организации на общество 9. Результаты работы организации

ба. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг бб. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей 7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала 8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации 8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества 9а. Финансовые показатели работы организации 9б. Качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации

5 Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям Премии Правительства РФ в области качества. — М.: ВНИИС, 2006.

Таблица 2

Использование модели Премии Правительства РФ в области качества

Год проведения конкурса Количество

Организации-конкурсанты Представленные регионы Дипломанты Лауреаты

1997 71 32 - 6

1998 76 29 9 9

1999 77 34 14 10

2000 105 41 10 11

2001 69 33 12 11

2002 76 34 12 10

2003 83 36 6 7

2004 68 32 13 11

2005 71 30 8 7

материалов, представленных на конкурс. Экспертиза материалов конкурсантов и возможное последующее обследование их на местах осуществляются комиссиями экспертов по оценке участников конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества, утверждаемыми советом.

Решение по определению конкурсантов, которые будут обследоваться экспертными комиссиями на местах, принимает Президиум совета. Этот вид работ осуществляется в рамках второго этапа. Основной его целью является проверка объективности представленных на конкурс материалов. Программа обследования составляется с учетом отраслевой специфики претендента. По его результатам экспертные комиссии представляют в совет заключение с указанием окончательной оценки в баллах. Совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета.

Строительство и стройматериалы 3%

Черная и цветная металлургия 7%

Химическая промышленность 14%

Т елекоммуникации 3%

Наука и образование 8%

промышленность 3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здравоохранение 7%

Машиностроение 15%

Приборостроение 16%

Рис. 2. Распределение лауреатов и дипломантов Премии Правительства РФ по отраслям экономики

Ежегодно по результатам проведения конкурса присуждается не более 12 премий, из которых не более 3 — организациям с численностью работающих, не превышающей 250 чел., и не более 9 — организациям с численностью работающих свыше 250 чел. Динамика участия в конкурсе на соискание премии приведена в табл. 2.

В целом за годы существования конкурса техническим секретариатом Совета по присуждению премий было получено около 950 заявок от организаций, представляющих 68 субъектов РФ, премии были присуждены 82 организациям, дипломантами конкурса стали 84 организации.

Лауреаты и дипломанты Премии представляют различные секторы отечественной экономики (рис. 2). Принадлежность организаций-лауреатов к различным отраслям промышленности и сфере услуг доказывает, что любая организация может добиться успеха в совершенствовании своей деятельности, повысить качество и конкурентоспособность продукции и услуг, укрепить взаимовыгодное сотрудничество с партнерами, повысить уровень удовлетворенности и социальной защищенности персонала, обеспечить стабильное финансовое положение.

Практика проведения конкурсов свидетельствует о том, что критерии отечественной премии восприняты российскими организациями, используются ими для оценки и совершенствования своей работы. Кроме того, подтверждена универсальность критериев и методов оценки: среди дипломантов и лауреатов — промышленные предприятия, организации здравоохранения, средние и высшие учебные

Пищевая пр о мышленность 17%

Атомная энергетика 1%

Авиационно-

космическии комплекс

заведения и т. п. Необходимо подчеркнуть, что хотя лауреаты премии не являются эталонами по всем критериям, однако у каждой из этих организаций есть свои достижения в области качества, достойные изучения и использования.

Дипломанты и лауреаты конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества представляют различные регионы страны (рис. 3). В Приволжском федеральном округе наиболее активными участниками конкурса являются Республика Башкортостан, Самарская и Пензенская области, Республика Татарстан. Наиболее низкой активностью отличаются Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Оренбургская и Ульяновская области.

Что же дают российским предприятиям и организациям участие и победа в конкурсе?

Во-первых, премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности.

Во-вторых, символика премии, используемая в товаросопроводительной документации, в рекламе, в буклетах, на стендах, о многом говорит потребителю и потенциальному партнеру.

В-третьих, участие в национальном конкурсе приносит европейскую известность. Журнал «Европейское качество», издаваемый Европейской организацией по качеству, в постоянном разделе «Победители национальных премий» ежегодно

Центральный ФО 24%

Приволжский ФО 19%

Дальневосточный ФО 4%

Уральский ФО 10%

Рис. 3. Распределение лауреатов и дипломантов Премии Правительства РФ по федеральным округам РФ

публикует информацию об итогах конкурсов прошедшего года и их лауреатах, в том числе о лауреатах конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.

В-четвертых, работа по критериям премии на практике знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного развития — методом самооценки.

В-пятых, подготовка отчета по самооценке дает предприятию возможность получить оценку независимых квалифицированных экспертов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации. В отчетах экспертов приводится балльная оценка по всем критериям премии и их составляющим, отражаются сильные стороны деятельности организации и области, где возможны улучшения.

В табл. 3 представлен перечень лауреатов Премии Правительства РФ в области качества за 2004 — 2005 гг.

Среди лауреатов конкурса есть известные в стране и за рубежом предприятия, есть и совсем молодые, успешно развивающиеся в последнее десятилетие. Победители конкурсов подтвердили свою репутацию надежных производителей высококачественной продукции или услуг и продемонстрировали успешную работу организаций, целенаправленно развивающих деятельность по повышению качества с использованием зарубежного и отечественного опыта.

Учреждение Премии Правительства РФ в области качества стало сигналом к формированию механизмов региональных конкурсов. Однако еще до появления российской национальной Премии постановлением губернатора Ярославской области в 1994 г. была учреждена Ярославская региональная премия по качеству, которая стала одной из первых региональных премий такого рода. В положении о премии было отмечено, что ее цель — стимулировать деятельность организаций региона, направленную на повышение качества работы и обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, а также пропаганда достижений лауреатов и их передового опыта. К участию в конкурсе были допущены предприятия и организации промышленности и сферы услуг всех форм собственности, органы по сертификации, испытательные центры и лаборатории, расположенные на

Северо-Западный ФО 22%

Южный ФО 15%

Сибирский ФО 6%

Таблица 3

Лауреаты Премии Правительства РФ в области качества по итогам конкурсов 2004 — 2005 гг.

Категория победителя Организация

2004 г.

Категория организаций с численностью работающих свыше 250 чел. • ОАО «Акционерный коллектив кондитеров» (г. Чебоксары, Чувашская Республика); • ЗАО «Камышинский стеклотарный завод» (г. Камышин, Волгоградская область); • ОАО «Северсталь» (г. Череповец, Вологодская область); • ОАО «Таганрогский металлургический завод» (г. Таганрог, Ростовская область); • ОАО «Чепецкий механический завод» (г. Глазов, Удмуртская Республика); • ООО «Стройпластмасс-СП» (с. Полдомасово, Ульяновская область); • ФГУП «123-й авиационный ремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Старая Русса, Новгородская область); • ФГУП «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод»» (г. Екатеринбург); • ФГУ «Санаторий «Красные камни»» Управления делами Президента Российской Федерации (г. Кисловодск, Ставропольский край)

2005 г.

• Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» (г. Томск); • ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (г. Новокузнецк, Кемеровская область); • ОАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан); • ОАО «Ликероводочный завод «Ярославский»» (г. Ярославль); • Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет» (г. Ставрополь)

Категория организаций с численностью работающих не более 250 чел. 2004 г.

• Негосударственное образовательное учреждение «Гатчинская гимназия» среднего (полного) общего образования (г. Гатчина, Ленинградская область); • ООО «Производственно-коммерческая фирма «Бетар»» (г. Чистополь, Республика Татарстан

2005 г.

• ООО «Научно-производственная фирма «Ракурс»» (г. Санкт-Петербург); ФГУП «Центральное проектное объединение при Федеральном агентстве специального строительства» (г. Воронеж)

территории области6. Балльная оценка участников конкурса была предусмотрена по критериям, в основе которых — модель Европейской премии за качество. Таким образом, участники регионального конкурса проходят хорошую школу подготовки к национальному и европейскому конкурсам. Ряд лауреатов Ярославской премии в последующем стали лауреатами и дипломантами национальной премии за качество. Так, лауреат региональной премии 1996 г. АО «Рыбинские моторы» в 2000 г. получил Премию Правительства РФ в области качества. В настоящее время, несмотря на существование множества региональных конкурсов, Ярославская премия остается одной из самых известных и престижных.

До появления правительственной премии был учрежден еще один региональный конкурс — в Ульяновской области. Осенью 1995 г., исходя из выводов и рекомендаций областной конференции по качеству, Ульяновский ЦСМ совместно с отделением Академии проблем качества предложили

6 Губин И. Т. Рынок и качество Ярославии // Стандарты и качество. 1996. № 10.

областной администрации организовать конкурс «За лучшие показатели качества». Основные цели конкурса были сформулированы следующим об-разом7:

• оказать предприятиям содействие в проведении объективной самооценки состояния производственной базы и организации управления качеством с последующей разработкой мероприятий по совершенствованию работ в этой сфере;

• стимулировать деятельность по повышению качества продукции и услуг, содействовать внедрению эффективных методов обеспечения качества;

• определить предприятия, лидирующие в производстве качественных продукции и услуг, которые могли бы на данном этапе стать эталоном для других;

• сориентировать руководителей и специалистов предприятий на внедрение и функционирование систем управления качеством;

7 Коваль Н. И. Премия по качеству в Ульяновской области //

Стандарты и качество. 1997. № 2.

• дать рекламу предприятиям, которые даже в

крайне сложных условиях производят высококачественную продукцию.

После учреждения национальной премии в области качества число региональных конкурсов значительно возросло. Так, по инициативе Центра испытаний и сертификации распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от 7 июля 1997 г. № 680-р и губернатора Ленинградской области от 31 июля 1997 г. № 265-рг были учреждены премии Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области по качеству. Эти региональные премии гармонизированы с российской премией в части модели и критериев оценки. Цель их учреждения заключалась в том, чтобы добиться осознания российским обществом в целом и отдельными коллективами ключевого значения качества для экономических реформ и повышения уровня жизни в России, четкого понимания того, что повышение конкурентоспособности, качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности немыслимы без внедрения эффективных методов управления качеством8.

С 1997 г. в Пензенской области проводится ежегодный конкурс «За лучшие показатели качества». Учредителями конкурса являются Правительство области, Пензенский ЦСМ и научный центр Поволжского отделения Академии проблем качества. Цель этого конкурса — стимулирование к созданию и внедрению систем качества на предприятиях различных форм собственности и различных видов деятельности. Конкурс проводится для двух групп предприятий — «А» и «Б». Предприятия группы «А», имеющие действующую или сертифицированную систему качества, а также предприятия, сертифицировавшие свое производство, проводят самооценку своей деятельности по критериям Премии Правительства РФ в области качества. Предприятия группы «Б», не имеющие документированной системы, проводят самооценку по иным критериям. Причем конкурс для этой группы проводится отдельно для трех категорий: производство промышленной продукции; производство пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья; услуги.

С 1998 г. в Нижегородской области проводится конкурс по присуждению премии губернатора «За высокое качество продукции и услуг». Премия присуждается ежегодно, ее основная цель — привлечение внимания специалистов и руководителей

8 Окрепилов В. В., Савицкая И. Е. Конкурс на соискание региональных премий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Стандарты и качество. 1998. № 8.

предприятий и организаций к проблемам качества и конкурентоспособности, повышение авторитета тех предприятий, которые работают над решением задач социально-экономического развития региона через решение проблем качества. Конкурс проводится по модели, в которой предусмотрено 10 номинаций: четыре премии для предприятий промышленности, сельского хозяйства и переработки (для крупных, средних, малых предприятий и для частных предпринимателей); три премии для предприятий сферы услуг; три премии для отдельных специалистов9.

Конкурс по модели правительственной премии проводится с 1998 г. и в Саратовской области. В ноябре 1999 г. учреждена премия Президента Чувашской Республики в области качества. Данный конкурс призван подготовить предприятия для участия в национальном конкурсе, поэтому в качестве базовой выбрана модель Премии Правительства РФ в области качества.

Конкурсы-спутники национальной премии в области качества учреждены также в Астраханской и Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, в Ставропольском крае. В настоящее время около 25 субъектов РФ ежегодно оценивают эффективность и качество деятельности своих предприятий и организаций по моделям, аналогичным модели Премии Правительства РФ в области качества (табл. 4). В 2003 г. учреждены премии по качеству Уральского и Приволжского Федеральных округов. Несмотря на те различия, которые имеют конкурсы на соискание региональных премий в области качества, можно выделить ряд моментов, которые их объединяют:

• общность цели учреждения премии (в основном повышение активности предприятий в области использования передовых методов управления качеством);

• использование модели, критериев и механизма Премии Правительства РФ в области качества;

• использование в некоторых регионах, в отличие от национального конкурса, материального вознаграждения победителей;

• применение механизмов льготного кредитования победителей;

• выделение различных конкурсных номинаций;

• участие в региональном конкурсе как предварительном перед конкурсом на соискание национальной премии.

9 Матвеева И. В. В поисках дороги к стабильности и процветанию // Стандарты и качество. 2000. № 10.

Таблица 4

Сведения о региональных премиях в области качества

№ п/п Регион Название премии Год учреждения Номинации Материальное вознаг- Число лауреатов

раждение

1 Томская область Премия губернатора Томской области за деятельность в облас- 1997 г. Промышленные предприятия; пищевые предприятия; предприятия сферы услуг; подразделения предприятий; наука и образова- Не пре-дусмот-рено Не более 6

ти качества ние

2 г. Санкт- Премия Санкт-Петер- 1997 г. Промышленные организации; организации сфе-

Петер-бург бурга по качеству ры услуг; предприятия с численностью свыше 500 чел.; предприятия с численностью от 100 до Не пре-дусмот- Не более 6

500 чел.; предприятия с численностью менее 100 рено

чел. и индивидуальные предприниматели

3 Ленинг- Премия Правитель- 1997 г. Промышленные организации; организации сфе-

радская ства Ленинградской ры услуг; предприятия с численностью свыше Не пре- Не более 4

область области по качеству 500 чел.; предприятия с численностью от 100 до дусмот-

500 чел.; предприятия с численностью менее 100 рено

чел. и индивидуальные предприниматели

4 Пензенская область Областной конкурс «За лучшие показатели качества» 1997 г. Производство промышленной продукции; производство пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья; услуги; группа «А» — предприятия, использующие модель премии Правительства РФ в области качества; группа «Б» — предприятия, использующие модель премии Правительства Пензенской области, СМК которых сертифицированы в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001; группа «В» — предприятия, использующие региональную модель и не имеющие сертифицированных СМК Не пре-дусмот-рено Не ограничено

5 Нижегородская Премия губернатора «За высокое качество 1998 г. Предприятия промышленности; предприятия сельского хозяйства и переработки;

область продукции и услуг» предприятия сферы услуг; предприятия с численностью свыше 5000 чел.; предприятия с численностью от 300 до 500 чел.; Не пре-дусмот-рено Не более 10

предприятия с численностью менее 300 чел.;

индивидуальные предприниматели;

отдельные специалисты

6 Ставропольский Конкурс Правительства Ставропольско- 1998 г. Предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения;

край го края по выпуску предприятия, производящие непродовольствен- Предус- Не огра-

высококачественной и ную продукцию для населения; мотрено ничено

конкурентоспособной предприятия, производящие продовольственную

продукции продукцию

7 Саратовская область Премия Правительства Саратовской области «За дости-жения в области качества» 1998 г. Промышленные организации; организации сферы услуг Не пре-дусмот-рено Не более 12

8 Республика Чувашия Премия президента Чувашской Республики в области качества 1999 г. Промышленные организации; организации сферы услуг Не пре-дусмот-рено Не более 3

9 Курская Премия губернатора 1999 г. Промышленные организации;

область Курской область по качеству организации сферы услуг; предприятия с численностью свыше 1000 чел.; предприятия с численностью от 100 до 1000 чел.; Не пре-дусмот-рено Не ограничено

предприятия с численностью менее 100 чел. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуальные предприниматели

Продолжение ттбл. 4

№ п/п Регион Название премии Год учреждения Номинации Материальное вознаграждение Число лауреатов

10 Липецкая область Конкурс на Премию администрации Липецкой области по качеству 2000 г. предприятия с численностью свыше 250 чел.; предприятия с численностью до 250 чел. Предусмотрено Не боле 6

11 Новосибирская область Конкурс на соискание премии администрации Новосибирской области за качество 2001 г. Промышленные организации; организации сферы услуг Предусмотрено Не более 5

12 Мурманская область Премия Мурманской области по качеству 2001 г. Качество и безопасность продукции; качество и безопасность оказания услуг; управление качеством Не пре-дусмот-рено Не ограничено

13 Краснодарский край Конкурс на соискание премий администрации Краснодарского края в области качества 2001 г. Промышленные организации; организации сферы услуг Не пре-дусмот-рено Не более 6

14 Республика Башкортостан Премия президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) 2002 г. Предприятия малого и среднего бизнеса, по следующим отраслям экономики (электроэнергетика, топливная, черная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфорофаянсовая, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая, медицинская, полиграфическая); предприятия сферы услуг Не пре-дусмот-рено Не более 15

15 Хабаровский край Премия главы администрации Хабаровского края в области качества 2002 г. Промышленные организации; организации сферы услуг Не пре-дусмот-рено Не ограничено

16 Орловская область Конкурс на соискание премии губернатора Орловской области за качество 2002 г. Промышленные предприятия; предприятия АПК; организации торговли и сферы услуг Не пре-дусмот-рено Не более 3

17 Республика Татарстан Премия Правительства Республики Татарстан за качество 2003 г. Предприятия с численностью свыше 250 чел.; предприятия с численностью до 250 чел. Не пре-дусмот-рено Не более 3

18 Республика Удмуртия Премия Президента Удмуртской Рес-публи-ки в области качества продукции (товаров, услуг) 2004 г. Предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения; предприятия, производящие непродовольственную продукцию для населения; предприятия, производящие продовольственную продукцию; предприятия сферы услуг; предприятия с численностью свыше 1000 чел.; предприятия с численностью от 100 до 1000 чел.; предприятия с численностью менее 100 чел. и индивидуальные предприниматели Не пре-дусмот-рено Не ограничено

19 Волгоградская область Конкурс Главы Администрации Волгоградской области «Волгоградская марка качества» 2004 г. Предприятия с численностью свыше 250 человек; предприятия с численностью до 250 человек; Не пре-дусмот-рено Не ограничено

20 Ростовская область Премия Администрации Ростовской области «Донское качество» 2005 г. Предприятия с численностью свыше 500 чел.; предприятия с численностью от 100 до 500 чел.; предприятия с численностью менее 100 чел. и индивидуальные предприниматели Предусмотрено Не более 9

Окончание ттбл. 4

№ п/п Регион Название премии Год учреждения Номинации Материальное вознаграждение Число лауреатов

21 Челябинская область Премия губернатора Челябинской области по качеству 2006 г. Промышленные организации; организации сферы услуг не пре-дусмот-рено не более 5

В июне 2006 г. на 29-м заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации был учрежден конкурс на соискание Премии Содружества Независимых Государств в области качества. Представлять предприятия и организации нашей страны на этом конкурсе могут дипломанты и лауреаты конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.

Участие в региональных и национальных конкурсах на соискание премий в области качества не только повышает имидж предприятия в глазах потребителей, воспитывает культуру качества, сти-

мулирует к использованию современных подходов менеджмента качества, но и позволяет активно применять самооценку в целях постоянного совершенствования используемых управленческих подходов. Опыт регионов России по учреждению конкурсов на соискание премий в области качества свидетельствует о начале формирования массового движения за улучшение качества, способствующего становлению общей культуры качества, созданию устойчивого правового и образовательного фундамента на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.