УДК 332.05; 65.01
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Н. В. ЗЛОБИНА, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана экономического факультета E-mail: zlobinanv@bk. ru Тамбовский государственный технический университет
Статья посвящена идентификации организационных и региональных аспектов стратегического развития системы менеджмента качества, нацеленных на повышение конкурентоспособности региональных организаций. В частности, отмечены такие аспекты, как ориентация на потребителя; стратегическое улучшение деятельности организации на основе цикла Деминга и применения современных инновационных инструментов менеджмента; повышение конкурентоспособности продукции (услуг) и организации в целом.
Ключевые слова: система менеджмента качества, стратегия, развитие, аспекты, регион.
В современном обществе все большую актуальность приобретает внедрение систем менеджмента качества (СМК) организаций, соответствующих требованиям международных стандартов (МС) ИСО серии 9 000. В настоящее время СМК могут стать действенным инструментом стратегического развития организаций, нацеленных на дальнейшее повышение своей конкурентоспособности в регионе.
Однако в России за последние десять лет популярность СМК привела к формальному их внедрению в организациях, а именно к получению сертификата соответствия без последующего стремления к дальнейшему развитию системы. Вместе с тем решение вопросов в области обеспечения качества продукции или услуг действительно является одной из первоочередных задач на региональном уровне. Ее решение позволит, во-первых, более
четко определить стратегию развития своей организации, во-вторых, повысить качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, в-третьих, повысить конкурентоспособность региональных производителей, особенно в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию.
Необходимость идентификации региональных и организационных аспектов стратегического развития систем менеджмента качества обусловлена актуальностью данного вопроса для теории и практики менеджмента качества и повышения региональной конкурентоспособности организаций.
В современных условиях хозяйствования необходимость формирования СМК в организации, с позиции развития региональной экономики, вызвана воздействием значительного числа факторов. На региональном рынке с возрастающей конкуренцией организация не может надеяться на выживание, если она не выполняет ряда требований:
— не знает точно, чего хотят ее потребители;
— не имеет хорошо отлаженного способа преобразования запросов потребителя в деятельность организации;
— не согласовывает все задачи и процессы со стратегическими и тактическими целями бизнеса;
— не вовлекает каждого сотрудника в процесс постоянного совершенствования;
— не видит и не улучшает ключевых бизнес-процессов;
— не удовлетворяет потребностям своих клиентов [1].
В современных рыночных условиях на уровне региона любой организации для выживания необходимо:
• быть способной удерживать и удовлетворять запросы клиентов;
• быть постоянно нацеленной на увеличение доли своего рынка;
• уметь осваивать новые рыночные стратегии и применять их;
• уметь адаптироваться в условиях внешней среды.
Эффективная реализация этих направлений в современных условиях невозможна без участия СМК организации. Однако сложности возникают не только на этапе ее внедрения, но и, самое главное, на этапе развития СМК организации. В этой связи развитие СМК является стратегически важным этапом развития региональной организации.
Изменение отношения к СМК произойдет только в случае изменения отношения к ней со стороны руководства организаций. К сожалению, для многих из них получение сертификата соответствия является конечной целью внедрения СМК, и этап дальнейшего ее развития в большинстве случаев ими практически не рассматривается.
Каждый руководитель организации в регионе, имеющий сертифицированную СМК, соответствующую требованиям МС ИСО серии 9 000, должен понять, что получение сертификата соответствия — это только начало пути. Получение сертификата означает, что аудиторы проверили деятельность организации и дали заключение, что такая система в организации есть [3]. Но эта система может и не начать работать в полную силу, если высшее руководство не будет ее поддерживать и развивать. На этом этапе совместной жизни СМК и организации и наступает череда применения методов и инструментов улучшения деятельности, активно используемых во всем мире. К таковым могут быть отнесены, в частности:
1) методология развертывания функций качества (QFD), предоставляющая последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества товара в технические и требования к продукции, процессам и оборудованию от потребителя;
2) FMEA-анализ, заключающийся в определении потенциальных дефектов, причин их возникновения и последствий для потребителя;
3) система «5S» — «Упорядочение», представляющая 5 шагов по наведению порядка, чисто-
ты, правильной организации на рабочем месте;
4) японская концепция «Кайдзен», предполагающая системное постоянное улучшение деятельности организации. Составляющими подхода «Кайдзен» являются, в частности:
• ориентация на потребителя;
• всеобщее управление качеством;
• роботизация;
• кружки качества;
• система предложений;
• дисциплина на рабочем месте;
• повышение производительности;
• система «Канбан»;
• система «Точно в срок»;
• программа «Ноль дефектов»;
• работа в малых группах;
• отношения сотрудничества между менеджерами и рабочими; разработка новой продукции;
• ТРМ (всеобщий уход за оборудованием) [1];
5) самооценка — инструмент стратегического развития на основе самообследования и разработки корректирующих действий;
6) бенчмаркинг, представляющий собой процесс совершенствования СМК организации посредством исследования опыта передовых организаций и его применения в своей практике;
7) SWOT-анализ — инструмент стратегического развития, предполагающий идентификацию сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз для выработки эффективной стратегии развития;
8) аутсорсинг, являющийся методом развития СМК посредством выделения его вспомогательных процессов и передачи их осуществления и реализации специализированным организациям [2, 3].
Развитие СМК организации может базироваться на основе цикла Деминга PDCA. Взаимосвязь этапов цикла Деминга и методов улучшения деятельности организации представлена на рисунке.
В рамках стратегического развития СМК на каждом этапе цикла Деминга для организации могут быть полезны и эффективно использоваться различные инструменты улучшения деятельности. Это позволяет выделить следующие организационные аспекты стратегического развития СМК:
• ориентация на потребителя;
• стратегическое улучшение деятельности организации на основе цикла Деминга и применения современных инновационных инструментов менеджмента;
МЕТОДОЛОГИЯ «КАИДЗЕН»
CHECK (Контролируй)
Самооценка
Analysis
(Анализируй)
FMEA-анализ, SWOT-анализ
Взаимосвязь этапов цикла Деминга и методов улучшения деятельности организации
• повышение конкурентоспособности продукции
(услуг) и организации в целом.
В настоящее время, особенно в посткризисных условиях, необходимо уметь применять инновационные подходы к развитию и повышению конкурентоспособности организации и, как следствие, региона в целом. Если рассматривать в качестве инструмента развития СМК, то необходимо помнить, что без улучшения СМК повышения конкурентоспособности организации не произойдет. В этой связи должна быть аргументированная мотивация организаций по развитию СМК.
В качестве одного из действенных мотивов должна рассматриваться позиция региональных властей к развитию СМК, и в частности отношение региона к конкурсам и программам обеспечения и повышения качества продукции и услуг, т. е. применение программно-целевого подхода. Региональная программа обеспечения и повышения качества продукции и услуг должна учитывать все сферы и направления народного хозяйства в регионе.
В Российской Федерации существует ежегодный конкурс на соискание премии Правительства РФ в области качества. Оценочные критерии конкурса гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству. Конкурс предоставил организациям России современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения их конкурентоспособности. Премии Правительства Российской Федерации в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12.04.1996 № 423 [5].
Премии в области качества обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурен-
тоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии в своих рекламных материалах.
В основе модели премии Правительства РФ в области качества положены принципы всеобщего менеджмента качества:
ориентация на потребителя; лидерство руководства и последовательность в достижении целей;
менеджмент на основе понимания процессов и фактов;
вовлечение персонала;
непрерывная познавательная деятельность и инновации; развитие партнерства; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.
Однако следует отметить, что активность региональных организаций в участии в конкурсе по получение премии Правительства РФ в области качества достаточно низка. Прежде чем участвовать в национальном конкурсе для региональных организаций, целесообразно испытать свои силы и возможности на уровне региона. В этой связи необходимо популяризировать идеи конкурсов и премий в области качества на региональном уровне. Организации, активно развивающие СМК, будут являться потенциальными участниками региональных программ и конкурсов в области качества, так как они готовы к дальнейшему развитию СМК на основе критериев региональной премии в области качества.
Исследование практики применения программ и конкурсов в области качества на региональном уровне позволяет выделить Ярославскую, Волгоградскую, Пензенскую области и другие регионы, нацеленные на применение программно-целевого подхода к региональному улучшению качества продукции и услуг и популяризации идей в области качества (см. таблицу) [6].
Номинации конкурсов в области качества в ряде регионов Российской Федерации
Название конкурса Номинации конкурса
Конкурс на соискание премий главы администрации Волгоградской области «Волгоградская марка качества» Премии присуждаются по двум категориям конкурсантов: 1) организациям с численностью работающих не более 250 чел.; 2) организациям с численностью работающих свыше 250 чел.
Республиканский конкурс на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество Премии присуждаются следующим категориям конкурсантов: — предприятиям и организация с численностью работающих не более 250 чел.; — предприятиям и организациям с численность работающих более 250 чел. Ежегодно присуждается не более 3 премий, из которых одна премия — организациям с численностью работающих не более 250 чел., а две премии — организациям с численностью работающих свыше 250 чел.
Конкурс на соискание премий Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) Премии присуждаются организациям (предприятиям), включая предприятия малого и среднего бизнеса, по отраслям экономики: — электроэнергетика; — топливная; — черная металлургия; — цветная металлургия; — химическая и нефтехимическая; — машиностроение и металлообработка; — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; — промышленность строительных материалов; — стекольная и фарфоро-фаянсовая; — легкая; — пищевая; — мукомольно-крупяная и комбикормовая; — медицинская; — полиграфическая; — предприятия (организации) сферы услуг
Областной конкурс на соискание премии губернатора Пензенской области по управлению качеством Номинация «А» (За высокие результаты самооценки по критериям премии Правительства Российской Федерации). Номинация «Б» (За высокие результаты самооценки по критериям конкурса Правительства Пензенской области и стандартов ИСО 9 004). Номинация «В» (За самооценку на соответствие требованиям стандартов ИСО 9 001)
Премия Президента Чувашской Республики в области качества Категории конкурсантов: — организации с численностью работающих не более 500 чел.; — организации с численностью работающих свыше 500 чел.
Конкурс на соискание премии Президента Удмуртской Республики в области качества продукции (товаров, услуг) Продукция производственно-технического назначения. Продукция непродовольственная для населения. Продукция продовольственная. Сфера услуг
Премия Ярославской области «За лучшую работу в области обеспечения качества» Предприятия и организации промышленности, агропромышленного комплекса, стройиндустрии и всех видов услуг (торговли, общественного питания, бытовых услуг, туризма, спорта, культуры, образования, здравоохранения, фармации, транспорта, энергетики, связи, проектирования и разработки и других) независимо от размеров, форм собственности и организационной структуры, работающие на территории области. Органы государственного и муниципального управления, их структурные подразделения и учреждения. Лауреаты двух и более предыдущих конкурсов по качеству (в специальной группе на звание «Лидер в области качества»). Руководители и специалисты, ответственные за работы по управлению качеством
Окончание таблицы
Название конкурса Номинации конкурса
Поволжская премия в области качества «За высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг» Премия устанавливается по результатам создания и внедрения эффективной системы менеджмента качества в двух категориях: 1) в сфере производственной деятельности; 2) в сфере услуг. В категории «сфера услуг» устанавливается отдельная премия по направлению «Системы менеджмента качества в области здравоохранении» и отдельная премия по направлению «Системы менеджмента качества в области образования»
Анализ практики разработки и реализации региональных программ и конкурсов в области качества показал, что менее 40 % регионов Российской Федерации в такой форме прибегают к популяризации идей в области обеспечения и повышения качества продукции (услуг).
Вместе с тем участие в региональных конкурсах в области качества позволяет организациям получить значимые преимущества:
• победа в конкурсе — это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей;
• бизнес-партнеры и все заинтересованные стороны получают подтверждение высокого качества работы и надежности организации;
• производится независимая экспертная оценка эффективности системы управления, определяются области, где необходимы первоочередные улучшения;
• участие в конкурсе формирует имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса [4].
Использование премии в области качества как инструмента управления организациями предоставляет им следующие возможности для развития:
1) модель и критерии премий и конкурсов предлагают готовую стратегию развития компании;
2) создается эффективная система управления на принципах постоянного совершенствования;
3) систематизируются все действия по улучшению качества;
4) в основе изменений лежит самосовершенствование; динамика улучшений компании измеряется путем самооценки;
5) результаты оценки организации по критериям премий сравниваются с эталонными и результатами конкурентов;
6) постоянно ведется поиск оптимальных бизнес-решений, который является катализатором вовлечения компании в процесс бенчмаркинга;
7) повышаются производительность и конкурентоспособность компании на региональном и национальном рынках.
Исходя из этого, можно определить некоторые региональные аспекты стратегического развития СМК организаций. Основными среди них являются:
• популяризация идей в области качества;
• повышение креативной составляющей развития региональных организаций;
• создание здоровой конкуренции среди региональных организаций, позволяющей повысить конкурентоспособность продукции (услуг) и региона в целом;
• увеличение валового регионального продукта за счет расширения рынков и сбыта и повышения качества продукции (услуг).
Таким образом, активное внедрение СМК организации является одним из самых действенных и эффективных инструментов развития региональных организаций, позволяющим решать важные стратегические задачи на организационном и региональном уровнях.
Список литературы
1. Вдовин С.М., Салимова Т. А., Бирюкова Л. И. Разработка системы менеджмента качества организации. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2010.
2. Герасимов Б. И. Злобина Н. В., Спиридонов С. П. Управление качеством. М.: КНОРУС, 2007.
3. Елиферов В. Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни. М.: Вершина, 2006.
4. Маслов Д., Белокоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления? URL: http://www. compass—r. ru/dijest/ novermber/d—5—01 .htm.
5. Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области качества: постановление Правительства РФ от 12.04.1996 №№ 423. URL: http://www. vniis. ru.
6. Тюменцев С. Премии за качество шагают по регионам. URL: http://quality. eup. ru/MATERIALY 12/ premii. htm.