Научная статья на тему 'Участие в конкурсе на соискание премии качества как элемент маркетинговых коммуникаций компании'

Участие в конкурсе на соискание премии качества как элемент маркетинговых коммуникаций компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА И МАРКИ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY AWARD / MARKETING COMMUNICATIONS / PRODUCT AND BRAND PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна, Попова Ольга Васильевна, Чернобаева Гульнара Ефимовна

В статье обоснован вывод о том, что в настоящее время предприятия ищут различные новые каналы маркетинговых коммуникаций и продвижения своего бренда, одним из таких каналов маркетинговых коммуникаций исследуется участие предприятия в конкурсах, связанных с управлением качеством. Рассмотрены преимущества участия в конкурсах качества различных уровней для построения маркетинговых коммуникаций компании. Приведен краткий обзор премий качества, даны рекомендации по их выбору и использованию знака лауреата в маркетинговых целях. Изложенная аналитическая информация представляет собой не только прикладную ценность, но и вносит вклад в развитие теории маркетинговых коммуникаций в части изложения инновационных приемов продвижения компании на рынке, ее товара и марки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна, Попова Ольга Васильевна, Чернобаева Гульнара Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation in quality award competitions as an element of marketing communications in the company

The article justifies the conclusion that businesses today are seeking new various channels of marketing communications and brand promotion. Companys participation in contests and competitions related to quality management is one of such marketing communication channels. The article considers the advantages of companies participation in quality award competitions for building marketing communications in the company. A brief review of quality awards is provided. The recommendations on their selection and usage of the sign of the winner for marketing purposes are given. This analytical information has not only practical value, but also contributes to the development of the theory of marketing communications, namely to presentations of company, its products and brand promotion innovative techniques.

Текст научной работы на тему «Участие в конкурсе на соискание премии качества как элемент маркетинговых коммуникаций компании»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

УДК 338.242.2 С. Н. АПЕНЬКО

йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(4).607-612 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,

г. Омск, Российская Федерация О. В. ПОПОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,

г. Омск, Российская Федерация Г. Е. ЧЕРНОБАЕВА Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,

г. Омск, Российская Федерация

УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ КАЧЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КОМПАНИИ

Аннотация. В статье обоснован вывод о том, что в настоящее время предприятия ищут различные новые каналы маркетинговых коммуникаций и продвижения своего бренда, одним из таких каналов маркетинговых коммуникаций исследуется участие предприятия в конкурсах, связанных с управлением качеством. Рассмотрены преимущества участия в конкурсах качества различных уровней для построения маркетинговых коммуникаций компании. Приведен краткий обзор премий качества, даны рекомендации по их выбору и использованию знака лауреата в маркетинговых целях. Изложенная аналитическая информация представляет собой не только прикладную ценность, но и вносит вклад в развитие теории маркетинговых коммуникаций в части изложения инновационных приемов продвижения компании на рынке, ее товара и марки.

Ключевые слова. Система менеджмента качества; премия качества; маркетинговые коммуникации; продвижение товара и марки.

Информация о статье. Дата поступления 9 июня 2015 г.; дата принятия к печати 30 июня 2015 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2015 г.

Финансирование. Государственное задание вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг. при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (проект № 2378).

S. N. APENKO

Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation O. V. POPOVA Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation G. E. CHERNOBAEVA Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation

PARTICIPATION IN QUALITY AWARD COMPETITIONS AS AN ELEMENT OF MARKETING COMMUNICATIONS IN THE COMPANY

Abstract. The article justifies the conclusion that businesses today are seeking new various channels of marketing communications and brand promotion. Company's participation in contests and competitions related to quality management is one of such marketing communication channels. The article considers the advantages of companies' participation in quality award competitions for building marketing communications in the company. A brief review of quality awards is provided. The recommendations on their selection and usage of the sign of the winner for marketing purposes are given. This analytical information has not only practical value, but also contributes to the development of the theory of marketing communications, namely to presentations of company, its products and brand promotion innovative techniques.

Keywords. Quality management system; quality award; marketing communications; product and brand promotion.

Article info. Received June 9, 2015; accepted June 30, 2015; available online August 31, 2015. Funding. The government assignment to higher education institutions for conducting academic research in 2014-2016 with financial support from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (project No. 2378).

© С. H. Апенько, О. В. Попова, Г. Е. Чернобаева, 2015

607

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 607-612. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 607-612. ISSN 1993-3541

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

Перед любым представителем бизнес-сообщества стоят задачи дальнейшего развития, соответствия постоянно ужесточающимся рыночным требованиям, усиления своих конкурентных позиций, в том числе и с помощью грамотного применения инструментов маркетинга. Наметившаяся в настоящее время тенденция снижения эффективности прямых дорогостоящих способов продвижения (обширные рекламные кампании с привлечением телевидения, использованием наружных средств распространения рекламы) заставляет предпринимателей обратить внимание на менее агрессивные, «особенные» методы маркетингового воздействия, позволяющие не просто донести до потребителя товар, а завоевать его доверие на уровне известности марки, имиджа организации. Не менее актуальным с точки зрения достижения конкурентных преимуществ является совершенствование бизнеса в плане построения эффективных систем менеджмента качества, соответствующих современным общепринятым стандартам. Симбиоз двух направлений работы — совершенствование в области системы менеджмента качества и поиск прогрессивных методов продвижения товара — может позволить организации использовать внедренную систему качества в маркетинговых целях. Качество имеет решающее значение при удовлетворении требований и ожиданий потребителей, партнеров, других стейкхолдеров [1; 9; 13]. Если система менеджмента качества на предприятии введена не формально, то получить независимый взгляд на нее со стороны, ее достойную оценку в глазах бизнес-сообщества и потребителей, а возможно и статус лидера в области качества можно лишь путем участия в различных конкурсах на соискание премий качества.

Сертификат о соответствии стандартам ISO 9000 в России уже не редкость. Согласно ежегодно публикуемому обзору Международной организации по стандартизации (ISO Survey of certifications) за 15 лет в России было получено (начало реализации проектов по сертификации систем менеджмента качества приходится на 1999 г.) более 200 тыс. сертификатов1. Несомненно, сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001 дает некоторые преимущества в конкурентной борьбе, так как призван служить гарантом способности предприятия производить продукцию или услуги стабильно высокого качества за счет эффективной организации бизнес-про-

1 The ISO Survey of certifications — 2013. URL : http:// www.iso.org/iso/iso-survey.

цессов, безопасности, экологического менеджмента, правил надлежащей производственной практики, но использовать факт простого его наличия с целью маркетингового воздействия на потребителя продукции и другие заинтересованные стороны бывает затруднительно по ряду причин. Многие из них вытекают из наличия многочисленных проблем российского рынка сертификации: практика торговли «липовыми» сертификатами на вполне законных основаниях, когда предлагается оформить сертификат за один день (или даже в течение нескольких часов) за сравнительно небольшую стоимость; отсутствие адекватного органа по аккредитации органов сертификации; отсутствие систематизированной открытой информации, такой как реестры органов сертификации, рейтинги органов сертификации, аудиторов и консалтинговых агентств [3].

Многие участники бизнес-сообщества и потребители, которые являются посвященными в вопросы сертификации и знающие, что инструменты объективной оценки качества не всегда работают, могут предполагать, что наличие сертификата не гарантирует качество систем менеджмента, а сертифицированная система менеджмента не гарантирует качество продукции [8]. В этой ситуации сообщение о наличии у предприятия сертификата игнорируется, не оказывает желаемого эффекта в плане продвижения товара и увеличения объемов сбыта. В ситуации с непосвященными потребителями часто встречающиеся надписи на упаковках «система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 9001» способны оказать некоторое маркетинговое воздействие. Однако согласно исследованиям наиболее важной информацией для потребителя на упаковке являются такие позиции, как срок годности, наименование продукта, состав продукта, а на информацию о соответствии нормативным документам и госстандартам обращают внимание лишь 21 % покупателей, среди мужского населения эта цифра уменьшается до 5 % [4].

Другое дело — специальный знак, присуждаемый предприятию за победу в какой-либо номинации премии качества. Право распространения знака конкурса на упаковке и рекламных материалах как доказательство высокого качества товара — большое подспорье в рекламе и продвижении товара и бренда. Подобную награду используют и при выводе новых продуктов на рынок, так как знак, присуждаемый предприятию, распространяется на все продукты, им выпускаемые. Распространенными способами использования

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4,pp. 607-612. ISSN 1993-3541

S. N. APENKO, O. V. POPOVA, G. E. CHERNOBAEVA

факта победы также являются размещение знака премии за качество на главной странице корпоративного сайта; массовые заявления о победе в средствах массовой информации и мерчандай-зинге путем размещения крупного изображения награды рядом с товаром, что позволяет выделить его среди многообразия ассортимента крупных магазинов-супермаркетов. Кроме прямого увеличения продаж победа, а зачастую и просто участие в конкурсе качества дают предприятию еще ряд преимуществ:

- построение определенной модели совершенствования бизнеса путем структуризации и систематизации работы внутри компании;

- независимая экспертная оценка эффективности системы управления и определение областей, где необходимы улучшения;

- самооценка и самосовершенствование;

- бенчмаркинг;

- укрепление за компанией хорошей репутации, имиджа организации, не боящейся показать свою систему менеджмента качества и стремящейся к постоянному улучшению;

- возможность получить исследования своего рынка (многие конкурсы качества предполагают проведение комплексного маркетингового исследования, результаты которого организаторы затем продают любому запросившему их участнику конкурса);

- нематериальное стимулирование своих сотрудников [10].

Решение об участии в конкурсе должно приниматься взвешенно, а само участие подчиняться общим стратегическим целям предприятия в области продвижения продукции и бренда. Точное определение цели участия в конкурсе качества позволит более правильно выбрать и сам конкурс. При этом стоит обратить внимание на то, что имеется несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества:

1. Конкурсы на признание лучших продуктов и услуг («100 лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года»), где основными критериями выбора победителя являются потребительские свойства конкретного товара.

2. Индивидуальные (персональные) премии за вклад в развитие движения качества.

3. Награды для компаний за построение лучших систем менеджмента качества [6].

Второе направление вряд ли попадает в поле интересов всей компании в плане прямого формирования предпочтений потребителей, тогда как остальные два направления вполне могут быть использованы. По мнению авторов, наибо-

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 4. С. 607-612. ISSN 1993-3541

лее перспективным направлением является третье из перечисленных, так как позволяет распространять полученные преимущества от участия в конкурсе на всю продукцию предприятия, а не только на товар, непосредственно участвующий в нем; наиболее полно воспользоваться всеми перечисленными дополнительными преимуществами от участия в конкурсе, тем самым совершенствовать свою деятельность и обеспечить себе долгосрочную конкурентоспособность.

Для увеличения вероятности победы в конкурсе и наиболее полного соответствия целям, которые ставит предприятие, заявляясь на участие в конкурсе, следует:

- предварительно тщательно изучить правила проведения конкурса с целью достижения наиболее полного соответствия предприятия требованиям;

- сопоставить возможности и статус компании со статусом конкурса и, делая выбор, стремиться к тому, чтобы уровень предприятия и конкурса совпадали;

- предварительно сравнить предполагаемые финансовые затраты на конкурс (регистрационный взнос, который может существенно варьироваться; стоимость использования факта победы в целях продвижения) с ожидаемыми выгодами;

- оценить уровень популярности конкурса, степень доверия к нему среди потребителей, масштабы его медиаподдержки, а также отследить чистоту его репутации1.

Конкурсы на соискание премий в области качества проводятся на различных уровнях:

- национальном;

- региональном;

- отраслевом.

Большинство развитых государств мира учредили у себя национальные премии в области качества. Методическое и организационно-техническое обеспечение таких конкурсов возлагается на правительственные организации, а для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки. В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии, на базе которых во многих странах были учреждены собственные национальные премии: японская премия Деминга (учреждена Советом директоров Японского союза ученых и инженеров в 1951 г.), американская премия по

1 Информационные материалы профессионального PR-портала «Sovetnik.ru». URL : http://www.sovetnik.ru/ press/2005/02/17/press_22117.html.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 607-612. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 607-612. ISSN 1993-3541

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

качеству Малкольма Болдриджа (основана Конгрессом США в 1957 г.) и Европейская премия по качеству (образована Европейским фондом управления качеством в 1992 г.).

Сравнительный анализ этих премий (табл.) показывает, что несмотря на разницу в оценочных критериях, все они нацелены на выявление и поощрение организаций, строящих свой бизнес в соответствии с современной философией качества на принципах ориентации на потребителя, ценности работников и партнеров, инновационности, постоянного развития, социальной ответственности, системного взгляда, нацеленности на долговременный результат и создание ценностей [5; 7].

Отечественная национальная премия — Премия Правительства Российской Федерации в области качества — учреждена в 1996 г. Она создана по шаблону Европейской премии по качеству с учетом национальной специфики. Все работы по организации конкурса возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации1 [12]. В 2014 г. данная премия

1 Руководство для организаций — участников конкурса 2015 года / Секретариат Совета по присуждению премий Правительства РФ в области качества. М. : Росстандарт, 2015. 28 с.

вручалась уже 18 раз, за все годы ее существования лауреатами стали более 100 предприятий России. Примечательно то, что с 2002 г. премия вручается в трех номинациях: для организаций с численностью работающих свыше 1 000 чел., для организаций с численностью работающих от 250 до 1 000 чел. и для организаций с численностью работающих не более 250 чел. Для оценки малых и средних предприятий разработана более упрощенная модель критериев, что увеличивает шансы малых предприятий быть отмеченными национальной наградой в области качества.

Если потенциал предприятия пока не позволяет ему участвовать в национальном конкурсе, то стоит обратить внимание на конкурсы качества, проводимые в регионах России. Региональный конкурс имеет пользу для развития маркетинговых коммуникаций в плане завоевания доверия потребителей регионального рынка, поиска партнеров для бенчмаркинга среди местных предприятий, выявления основных конкурентов. Этот этап можно рассматривать и как подготовку к участию в национальном конкурсе, так как чаще всего региональные конкурсы используют его модель. Учредителями региональных конкурсов, как правило, являются администрации или правительства регионов. Подобные конкурсы

Сравнительный анализ национальных наград за качество, получивших мировую известность

Название премии Цель премии Оценочные критерии

Премия Деминга Распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии управления качеством в масштабах всей компании, поощряя организации, достигшие успеха в разработке собственных подходов к управлению качеством и применении статистических методов контроля качества Базовые категории: политика в области управления и ее реализация; разработка новой продукции и инновация процессов; поддержание и улучшение качества; система менеджмента; анализ информации и применение новых технологий; развитие человеческих ресурсов

Уникальная практика: эффективность, воспроизводимость и инновационность заявленных бизнес-решений

Роль высшего руководства — субъективный критерий, оценка которого проводится по результатам личной беседы руководителя с экспертом. Оценивается глубина понимания руководителем смысла деятельности по развитию и внедрению политики в области качества, его энтузиазм и целеустремленность

Премия Малкольма Болдриджа Распространять философию качества, определять требования к совершенствованию качества, способствовать обмену информацией об успешных стратегиях улучшения качества Категории критериев премии: лидерство; стратегическое планирование; ориентация на потребителя и рынок; измерение, анализ и управление на основе знаний; важность человеческих ресурсов; оперативное управление; бизнес-результаты

Европейская премия по качеству Способствовать эффективному развитию и внедрению всеобщего управления на основе качества в компаниях Европы Возможности: лидерство; политика и стратегия; люди; партнерство и ресурсы; процессы организации

Результаты: удовлетворение потребителей; удовлетворение персонала; влияние на общество; ключевые результаты деятельности

Составлено по: Deming Prise / JUSE, 2015. URL : http://www.juse.or.jp/deming_en; Criteria for Performance Excellence // The Malcolm Baldrige National Quality Award Program / National Institute of Standards and Technology, 2015. URL : http://www. nist.gov/baldrige/publications/criteria.cfm; EFQM Levers of Excellence / EFQM, 2015. URL : http://www.efqm.org.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 607-612. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 607-612. ISSN 1993-3541

S. N. APENKO, O. V. POPOVA, G. E. CHERNOBAEVA

проводятся в Ярославской, Ленинградской, Пензенской, Псковской, Свердловской, Тульской, Челябинской, Нижегородской, Калужской областях, Краснодарском крае, Алтайском крае, Удмуртии, Башкирии, Бурятии, Татарстане и других регионах страны [2].

Отдельно стоит выделить конкурсы качества, проводимые в отдельных сферах и отраслях экономики. В качестве такового, например, можно рассматривать Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России», так как его номинации строятся на основе разделения по видам товаров и услуг: продовольственные товары, промышленные товары для населения, продукция производственно-технического назначения, услуги для населения, услуги производственно-технического назначения, изделия народных и художественных промыслов1. В каждой группе номинаций могут выделяться отдельные подгруппы. Отрас-

1 Пакет основных организационных и методических документов Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» 2015 г. URL : http://www.100best. ru/content/costav-paketa-osnovnyh-organizacionnyh-i-metodicheskih-dokumentov.

левые конкурсы проводятся также некоторыми министерствами страны (премия в области качества Министерства информационных технологий и связи РФ, конкурс в сфере услуг и товаров для детей «Золотой Медвежонок» при поддержке Минпромторга России и т. д.). Информацию об этих конкурсах можно найти на официальных сайтах указанных министерств.

Любой выбранный предприятием для участия конкурс качества независимо от его масштабов позволяет получить синергетический эффект развития в двух областях управления: построение современной системы менеджмента качества и увеличение эффективности маркетинговых коммуникаций. Конкурс становится, во-первых, инструментом самосовершенствования, так как его из главных свойств заложено в бенчмаркин-ге, самооценке своих достижений и недостатков, определении стратегических задач, во-вторых, элементом маркетинговых коммуникаций, позволяющим завоевать признание лидерства в глазах потребителей, создать имидж компании, стремящейся к постоянному улучшению качества своей продукции или услуг.

Список использованной литературы

1. Апенько С. Н. Маркетинг в контексте системной парадигмы / С. Н. Апенько, С. А. Мамонтов // Дискуссия. — 2011. — № 8 (16). — С. 12-21.

2. Галеев В. И. Опыт проведения региональных конкурсов в области качества / В. И. Галеев, Т. Ю. Дворук // Сертификация. — 2011. — № 3. — С. 26-28.

3. Камышев А. И. Как повысить доверие к сертификации систем менеджмента / А. И. Камышев // Стандарты и качество. — 2015. — № 2 (932). — С. 72-76.

4. Котова Н. И. Предпочтения потребителей к информации на упаковке продуктов питания / Н. И. Котова // Ползу-новский вестник. — 2012. — № 2/2. — С. 98-102.

5. Маслов Д. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления / Д. Маслов, Э. Белокоровин // Управление компанией. — 2008. — № 6. — С. 23-28.

6. Маслов Д. Премии в области качества — простой и эффективный инструмент для диагностики и совершенствования бизнеса / Д. Маслов. — URL : http://www.deming.ru/TehnUpr/PreVObl.htm.

7. Маслов Д. Японская премия качества как инструмент достижения конкурентоспособности / Д. Маслов, Э. Белокоровин // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 6. — С. 45-49.

8. Никитенко В. А. Сертификация систем менеджмента: проблемы и решения / В. А. Никитенко, О. С. Троцкая // Стандарты и качество. — 2014. — № 8 (926). — С. 32-34.

9. Озерникова Т. Г. Качество образования: подходы к определению / Т. Г. Озерникова, Д. В. Братищенко // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. по материалам 11-й Все-рос. науч.-практ. интернет-конф., 29-30 окт. 2014 г. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. — Кн. 1. — С. 154-165.

10. Озерникова Т. Г. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений / Т. Г. Озерникова // Человек и труд. — 2003. — № 9. — С. 40-44.

11. Управление качеством : учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин [и др.] ; под ред. С. Д. Ильенковой. — М. : Юнити, 2007. — 204 с.

References

1. Apen'ko S. N., Mamontov S. A. Marketing in the context of the systemic paradigm. Diskussiya = Discussion, 2011, no. 8 (16), pp. 12-21. (In Russian).

2. Galeev V. I., Dvoruk T. Yu. The experience of regional quality contests organization. Sertifikatsiya = Certification, 2011, no. 3, pp. 26-28. (In Russian).

3. Kamyshev A. I. How to increase the confidence to management systems certification. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2015, no. 2 (932), pp. 72-76. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 607-612. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 607-612. ISSN 1993-3541

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

4. Kotova N. I. Consumer preferences for information on food products package. Polzunovskiy vestnik = Polzunovsky Gazette, 2012, no. 2/2, pp. 98-102. (In Russian).

5. Maslov D., Belokorovin E. Quality Awards: rewards for winning a contest or a management tool. Upravlenie kompa-niei = Company Management, 2008, no. 6, pp. 23-28. (In Russian).

6. Maslov D. Premii v oblasti kachestva — prostoi i effektivnyi instrument dlya diagnostiki i sovershenstvovaniya biznesa [Quality Awards as a simple and effective tool for business diagnosis and enhancement]. Available at: http://www.deming. ru/TehnUpr/PreVObl.htm. (In Russian).

7. Maslov D., Belokorovin E. Japan Quality Award as a tool for achieving competitiveness. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2007, no. 6, pp. 45-49. (In Russian).

8. Nikitenko V. A, Trotskaya O. S. Certification of Management Systems: Problems and Solutions. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2014, no. 8 (926), pp. 32-34. (In Russian). (In Russian).

9. Ozernikova T. G., Bratishchenko D. V. The quality of education: approaches to defining. Spros ipredlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh Rossii: materialy 11-oi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi Internet-kon-ferentsii, 29—30 oktyabrya 2014 g. [Supply and demand in the labor market and the market of educational services in the regions of Russia: Proceedings of the 11th All-Russian Research and Practical Internet-conference, October 29-30, 2014] Petrozavodsk State University Publ., 2014, book. 1, pp. 154-165. (In Russian).

10. Ozernikova T. G. Increasing the motivational function of the reward system. Chelovek i trud = Man and Labour, 2003, no. 9, pp. 40-44. (In Russian).

11. Il'enkova S. D., Il'enkova N. D., Yagudin S. Yu. et al. Upravlenie kachestvom [Quality control]. Moscow, YUNITI Publ., 2007. 204 p.

Информация об авторах Апенько Светлана Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55а, e-mail: apenkosn@yandex.ru.

Попова Ольга Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55а, e-mail: popovaolga75@mail.ru.

Чернобаева Гульнара Ефимовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55а, e-mail: ch_g@bk.ru.

Библиографическое описание статьи Апенько С. Н. Участие в конкурсе на соискание премии качества как элемент маркетинговых коммуникаций компании / С. Н. Апенько, О. В. Попова, Г. Е. Чернобаева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 4. — С. 607-612. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(4).607-612.

Authors

Svetlana N. Apenko — Doctor habil. (Economics), Professor and Chair, Department of Innovational and Project Management, Omsk State University n.a. F. M. Dosto-evsky, 55a Mira Prospect, 644077, Omsk, Russian Federation, e-mail: apenkosn@yandex.ru.

Olga V. Popova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Innovational and Project Management, Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, 55a Mira Prospect, 644077, Omsk, Russian Federation, e-mail: popovaolga75@mail.ru.

Gulnara E. Chernobaeva — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Innovational and Project Management, Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, 55a Mira Prospect, 644077, Omsk, Russian Federation, e-mail: ch_g@bk.ru.

Reference to article

Apenko S. N., Popova O. V., Chernobaeva G. E. Participation in quality award competitions as an element of marketing communications in the company. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy aka-demii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 607-612. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).607-612. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.