Научная статья на тему 'Совершенствование мер законодательства о налогах и сборах в области регулирования налоговой нагрузки'

Совершенствование мер законодательства о налогах и сборах в области регулирования налоговой нагрузки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговая нагрузка / налогообложение / налоговая политика / экономика / налогоплательщик / tax burden / taxation / tax policy / economy / taxpayer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Алексеевич Дудаков

В статье рассматривается основная роль налоговой нагрузки в налоговой политике РФ. Актуальность данной темы обусловлена рассмотрением комплекса мер в области налогового регулирования, который осуществляет основные функции налоговой политики. В статье приведены ключевые меры поддержки экономического развития, условия макроэкономического развития. Проанализированы задачи, условия и меры по восстановлению экономики для достижения оптимальной налоговой нагрузки. Методология исследования основывается на обобщении и анализе различных исследований и статистических данных в сфере налоговой нагрузки в современной налоговой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of measures of legislation on taxes and fees in the field of regulation of the tax burden

This article examines the main role of the tax burden in the tax policy of the Russian Federation. The relevance of this topic is due to the consideration of a set of measures in the field of tax regulation, which performs the main functions of tax policy. The article presents key measures to support economic development, conditions for macroeconomic development. The tasks, conditions and measures for economic recovery to achieve an optimal tax burden are also analyzed. The methodology of the study is based on the generalization and analysis of various studies and statistical data in the field of tax burden in modern tax policy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование мер законодательства о налогах и сборах в области регулирования налоговой нагрузки»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 167—171. Audit journal. 2024;(2):167—171.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-167-171 NIION: 2017-0074-2/24-055

EDN: https://elibrary.ru/PQSXSX MOSURED: 77/27-021-2024-02-255

Совершенствование мер законодательства о налогах и сборах в области регулирования налоговой нагрузки

Алексей Алексеевич Дудаков

Российский экономической университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, Dudakov.AA@rea.ru

Аннотация. В статье рассматривается основная роль налоговой нагрузки в налоговой политике РФ. Актуальность данной темы обусловлена рассмотрением комплекса мер в области налогового регулирования, который осуществляет основные функции налоговой политики. В статье приведены ключевые меры поддержки экономического развития, условия макроэкономического развития. Проанализированы задачи, условия и меры по восстановлению экономики для достижения оптимальной налоговой нагрузки. Методология исследования основывается на обобщении и анализе различных исследований и статистических данных в сфере налоговой нагрузки в современной налоговой политике.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налогообложение, налоговая политика, экономика, налогоплательщик

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя О.В. Староверову, доктора юридических наук, кандидата экономических наук, доцента, профессора РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Для цитирования: Дудаков А.А. Совершенствование мер законодательства о налогах и сборах в области регулирования налоговой нагрузки // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 167—171. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-167-171. EDN: https://elibrary.ru/PQSXSX.

TAXES AND TAXATION

Original article

Improvement of measures of legislation on taxes and fees in the field of regulation of the tax burden

Alexey A. Dudakov

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia, Dudakov.AA@rea.ru

Abstract. This article examines the main role of the tax burden in the tax policy of the Russian Federation. The relevance of this topic is due to the consideration of a set of measures in the field of tax regulation, which performs the main functions of tax policy. The article presents key measures to support economic development, conditions for macroeconomic development. The tasks, conditions and measures for economic recovery to achieve an optimal tax burden are also analyzed. The methodology of the study is based on the generalization and analysis of various studies and statistical data in the field of tax burden in modern tax policy.

Keywords: tax burden, taxation, tax policy, economy, taxpayer

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser O.V. Staroverova, doctor of law, candidate of economic sciences, associate professor, professor of Plekhanov Russian University of Economics.

For citation: Dudakov A.A. Improvement of measures of legislation on taxes and fees in the field of regulation of the tax burden // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):167—171. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-167-171. EDN: https://elibrary.ru/PQSXSX.

© Дудаков А. А., 2024

В условиях непрерывного развития информационных технологий и их повсеместного внедрения в экономическую и социальную сферы общественной жизни одним из ключевых элементов развития государства является осуществление своевременной цифровой трансформации как бизнеса — с целью сохранения конкурентоспособности на мировом рынке, так и государства — с целью достижения необходимых темпов экономического и социального развития.

К ключевым задачам программы цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации, поставленных Президентом РФ перед Правительством РФ, определяющим стратегические направления развития Российской Федерации, относились:

• переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;

• развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

• обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;

• развитие инфраструктуры электронного правительства1.

Несмотря на высокую значимость указанной программы в рамках осуществления цифровой трансформации государственного управления, поставленные изначально задачи фактически не были выполнены.

Одной из основных причин провала программы стало значительное недофинансирование. Так, общий запланированный объем финансирования на 2002—2010 гг. составил 77,2 млрд руб., из которых фактически было выделено всего 27,0 млрд руб., а фактическое кассовое исполнение составило всего 20,8 млрд руб.2

К другим причинам можно отнести отсутствие в концепции прозрачной системы целе-

1 Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)»» // URL: https://base.garant. ru/184120/

2 Официальный сайт Минцифры России // URL: https:// digital.gov.ru/

вых индикаторов, проведение административной реформы государственного управления в 2004 г., значительно замедлившее реализацию проектов в рамках программы, а также отсутствие опыта по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов власти. Были реализованы федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг», единая система межведомственного электронного взаимодействия, единая вертикальная-интегрирован-ная государственная автоматизированная система управления (ГАС «Управление»), портал государственных закупок, иные цифровые инструменты и сервисы государственного управления.

Таким образом, несмотря на в целом провальную реализацию первого этапа цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации, успешная реализация ряда информационных систем и решений, создание системы межведомственного электронного взаимодействия, постепенное внедрение электронного документооборота сформировали определенный фундамент для продолжения цифровой трансформации государственного управления.

Начало второго этапа цифровой трансформации государственного управления (2010— 2019 гг.) можно связать с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, которым была принята государственная программа «Информационное общество», определенная в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегией развития информационного общества.

Основными целями новой государственной программы стали:

• обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе универсальными услугами связи;

• развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;

• обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, обуславливающей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

• обеспечение выполнения основных функций государственных и муниципальных органов власти в электронной форме за счет применения информационных технологий, в том числе последних достижений в области работы с данными3. На текущий момент, в первую очередь, определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на финансирование региональных проектов в сфере информационных технологий, в том числе на повышение уровня безопасности объектов критической информационной инфраструктуры. В то же время подобная информация представляется как в рамках иных цифровых сервисов ФНС России, так и в корпоративных продуктах, распространяемых на платной основе.

Помимо этого, в системе предлагается информация о динамике показателей бухгалтерской отчетности, судебной практике, возможной аффилированности компании (в том числе присутствует возможность построения дерева связей по юридическому или физическому лицу), интеллектуальной собственности, объектах недвижимости, участии в тендерах или госзакупках, репутационных рисках на основе данных из СМИ, санкционных рисках компаний (с учетом того, что компания может не быть напрямую поименована в санкционных списках) и т.д. 4

Необходимо отметить, что в системе практически отсутствуют данные из налоговой отчетности, так как в соответствии с положениями п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, за исключением общедоступных сведений, сведений об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, о применяемых специальных налоговых режимах, среднесписочной численности сотрудников за год и т.д.5 Вместе с тем налоговыми органами в соответствии с приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@ на официальном сайте ФНС России в формате откры-

3 Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

4 URL: https://spark-interfax.ru/features/indexes

5 Налоговый кодекс РФ // URL: https://base .garant. ru/77317123/.

тых данных размещаются сведения по налогоплательщикам о задолженности в разрезе каждого налога, о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа, о суммах уплаченных налогов, страховых взносов и сборов и т.д.

На текущий момент в рамках научной экономической литературы представлено множество различных методов расчета показателя налоговой нагрузки. Среди методологий, применяемых на практике, можно выделить методологии расчета Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Минфина России, ФНС России, а также Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

ФНС России является одним из ключевых агрегаторов данных, характеризующих экономику Российской Федерации, — доходы юридических и физических лиц и иных финансовых показателей, совокупные суммы налоговых платежей и т.д. Совокупность данных, агрегируемых в рамках реализации функций налогового администрирования, аналитических инструментов (алгоритмы, показатели, модели, индикаторы, параметры) и методологических подходов к их применению, цифровых аналитических инструментов и сервисов представляет собой аналитический инструментарий системы налогового администрирования.

Не следует забывать, что при этом часть этих данных публикуется ФНС России в рамках цифровых сервисов, размещенных в сети Интернет, а часть данных представляется иным органам государственной власти в рамках системы межведомственного взаимодействия. При этом такие данные предоставляются зачастую децентрализовано в соответствии с соглашениями между ФНС России и иными органами государственной власти. Примером такого соглашения является соглашение о взаимодействии Правительства Москвы и ФНС России от 27 июня 2014 г. № ММВ-23-1/6, в рамках которого ФНС России представляются данные о прогнозе налоговых поступлений в бюджет г. Москвы, информация о крупнейших налогоплательщиках г. Москвы и т.д. [15].

Таким образом, помимо данных, представляемых ФНС России, в рамках непосредственно осуществления функций налогового администрирования, таких как налоговые по-

ступления в бюджетную систему Российской Федерации, показатели налоговой и бухгалтерской отчетности, ФНС России также является оператором информационных систем, содержащих данные, не относящиеся напрямую к законодательству о налогах и сборах, такие как сведения о населении, сведения об адресах и сведения из системы органов ЗАГС.

В рамках систематизации и повышения прозрачности процедур налогового контроля ФНС России разработан и введен в промышленную эксплуатацию программный комплекс, используемый в рамках отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. В программном комплексе агрегируются данные о наличии налоговых рисков у налогоплательщиков из аналитических информационных систем ФНС России, а также внешних источников (данные Росфин-мониторинга, МВД России, данные об участии налогоплательщика в государственных тендерах, информация таможенных органов и т.д.), осуществляется автоматизированный процесс присвоения степени риска и последующий отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

В заключение хочется отметить, что на основе зарубежного опыта сформулированы предложения по совершенствованию отдельных цифровых решений ФНС России:

• применение гибридного подхода, включающего как разработку и внедрение автоматизированной системы налогового контроля за операциями с криптовалю-той, основанной на данных банков и операторов информационных систем, в рамках которых осуществляется выпуск и обмен цифровыми финансовыми активами, так и активное взаимодействие с компаниями, осуществляющими анализ операций с криптовалютами в России;

• реализация возможности списания денежных средств налогоплательщика с отдельного банковского счета налоговыми органами, так как это снимает с налогоплательщика обязанность по формированию платежного поручения (соответственно, отсутствует необходимость уплаты комиссионного сбора банку за исполнение платежных поручений) и уведомления об авансовых платежах.

Таким образом, цифровая трансформация налогового администрирования, осуществ-

ляемая в Российской Федерации, позволила не только автоматизировать деятельность сотрудников налоговых органов в части осуществления налогового контроля, но и усовершенствовать процессы взаимодействия с налогоплательщиками, сформировав более доверительные и прочные отношения между налоговыми органами и налогоплательщикам, а также обеспечив высокую прозрачность налоговых рисков для бизнеса.

Список источников

1. Коваленко Г.К. Калькулятор налоговой нагрузки — новый инструмент самостоятельной оценки налоговых рисков // Налоговая политика и практика. 2019. № 4 (196).

2. Косое М.Е, Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы. М., 2021.

3. Староверова О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2023. Т. 12. № 1. С. 31—36.

4. Балихина Н.В, Косое М.Е, Оканоеа Т.Н. Финансы и налогообложение организаций. М., 2015.

5. Косов М.Е, Чалова А.Ю, Ахмадеев Р.Г., Голубцова Е.В. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 8—26.

6. Коваленко Г.К. Анализ налоговой нагрузки на уровне Российской Федерации // XXXIV Международные Плехановские чтения: сборник статей аспирантов и молодых ученых на английском языке. М., 2021. С. 65—70.

7. Староверова О.В. Особенности проведения налогового мониторинга // Аудиторские ведомости. 2023. № 1. С. 149—152.

8. Приказ ФНС от 5 июня 2018 г. № ММВ-7-8/363@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными налоговыми органами» // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300023/

References

1. Kovalenko G.K. Tax burden calculator — a new tool for self-assessment of tax risks // Tax Policy and Practice. 2019. No. 4 (196).

2. Kosov M.E., Kramarenko L.A. Economic balance of the tax system. Moscow, 2021.

3. Staroverova O.V. Tax incentives for investment activity // Scientific research and development. Economics of the company. 2023. T. 12. No. 1. P. 31-36.

4. Balikhina N.V, Kosov M.E, Okanova T.N. Finance and taxation of organizations. Moscow, 2015.

5. Kosov M.E, Chalova A.Yu, Akhmadeev R..G, Golubtsova E. V. Federal budget and fiscal policy of the state: macroeconomic adaptation until 2025 // Financial journal. 2023. T. 15. No. 2. P. 8-26.

6. Kovalenko G.K. Analysis of the tax burden at the level of the Russian Federation // XXXIV International Plekhanov Readings. Collection of articles by graduate students and young scientists in English. 2021. pp. 65-70.

7. Staroverova O.V. Features of tax monitorring // Audit statements. 2023. No. 1. P. 149-152.

8. Order of the Federal Tax Service dated 06/05/2018 No. MMV-7-8/363@ "On the exercise of budgetary powers of the Chief Administrator of Federal Budget Revenues by the Federal Tax Service, administrators of Federal Budget revenues by territorial tax authorities" // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300023/

Информация об авторе А.А. Дудаков — студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author A.A. Dudakov — Student of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.