Научная статья на тему 'Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства'

Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджетная политика / налоговая политика / инструменты / межбюджетное регулирование / межбюджетное взаимодействие / budget policy / tax policy / instruments / inter-budgetary regulation / inter-budgetary interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

В статье рассмотрена взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства; проанализированы некоторые инструменты бюджетной и налоговой политики; рассмотрены проблемы и перспективы их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between budget and tax policy of the state

The article examines the relationship between the budget policy and the tax policy of the state; analyzes some tools of budget and tax policy; considers the problems and prospects of their interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 109—113. Audit journal. 2024;(1):109—11 3.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -109-11 3 NIION: 201 7-0074-1 /24-014

EDN: https://elibrary.ru/QYXQZD MOSURED: 77/27-021-2024-01-214

Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства; проанализированы некоторые инструменты бюджетной и налоговой политики; рассмотрены проблемы и перспективы их взаимодействия.

Ключевые слова: бюджетная политика, налоговая политика, инструменты, межбюджетное регулирование, межбюджетное взаимодействие

Для цитирования: Староверова О.В. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 109-113. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-109-113. ЕР1\1: https://elibrary.ru/QYXQZD.

FINANCE

Original article

The relationship between budget and tax policy of the state

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article examines the relationship between the budget policy and the tax policy of the state; analyzes some tools of budget and tax policy; considers the problems and prospects of their interaction.

Keywords: budget policy, tax policy, instruments, inter-budgetary regulation, inter-budgetary interaction For citation: Staroverova O.V. The relationship between budget and tax policy of the state // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):109—113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-109-113. EDN: https://elibrary.ru/QYXQZD.

В наши дни в России наблюдается недостаточно действенное применение имеющихся бюджетных, правовых и налоговых инструментов по регуляции экономической ситуации в стране в ходе распределения и использования денежных средств, способствования развитию предпринимательства. В это же время крепким стержнем базы финансовых поступлений регионов признаются

© Староверова О.В., 2024

поступления от налогов, имеющие тесную сопряженность с возможностью развития того или иного субъекта. Дифференциация регионов РФ в социально-экономической сфере доказывает несовершенство упомянутых ранее инструментов. Таким образом, изучение связи налоговой и бюджетной политики нашей страны заслуживает внимания, поэтому данная тема актуальна.

Государственная политика в сфере получения налогов считается одной из важных составляющих общей политики страны в эко-

номическом направлении, она напрямую оказывает воздействие на установление расходуемой бюджетной доли, а также на степень тяжести выполнения налоговых обязательств перед государством полностью. В самом же объяснении понятия политики страны в сфере налогов выделяют несколько подходов. В широком смысле это объединенные и взаимосвязанные и правовые, и экономические, и финансовые действия правительства в целях создания и усовершенствования налогового режима государства, чтобы отвечать потребностям граждан и страны в общем, ускорить развитие экономики вследствие эффективного перераспределения полученных финансовых средств. В более ограниченном смысле политика в плоскости налогов объясняется как взаимосвязанная совокупность процедур, которые совершаются правительством в налоговой сфере и являются сегментом фискальной политики государства [1].

Для дальнейшего анализа рассмотрим многообразие задач налоговой политики страны. Они зачастую являются показателем сложившихся политических, социальных и экономических условий в государстве. Разработка и осуществление реформы по совершенствованию налоговой системы, устранение дефицитной ситуации в бюджете, способствование развитию различных сфер национального хозяйства, уравнение дифференциации регионов, стимулирование производительности малого предпринимательства, увеличение поступающих инвестиций, введение инноваций, улучшение налогового администрирования — все это задачи налоговой политики. Основные правила организации налоговой системы в РФ содержатся в ст. 3 НК РФ1.

Среди функций налогообложения в нашей стране в настоящее время лидирует фискальная. Это объясняется тем фактом, что возникновение налоговой системы на первых порах протекало во время усугубления повсеместного финансового кризиса. В этот период первичной целью, конечно же, являлось наиболее полное аккумулирование ресурсов в бюджете государства. Однако последовательное прохождение разрушительных для экономики событий трансформировало принципы построения налоговой системы. Оставляя первичной вышеупомянутую задачу, укрепля-

1 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1967l/d03926665a6af79635a902fe666ce607ad1cdab0/

ется и воплощение на практике регулятивной функции налоговых сборов [7].

Неполное выполнение фискальной функции выражается в нехватке платежей по налогам в системе бюджетной. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что существующее законодательство в сфере налогов больше не актуально и не полностью закрывает вопросы развития экономической системы, которая включает различные отрасли, разновидности производственной деятельности. То есть законы нужно переработать и в чем-то актуализировать. Это может говорить и о том, что распространенные действия по контролю органов налоговой сферы малоприменимы в перспективе новых часто незаконных комбинаций по уменьшению платежей по налоговым обязательствам. Более того, применяемые меры не могут компенсировать уклонение людей от совершения полных налоговых выплат [3]. Есть вероятность того, что произошло увеличение частоты процессов интеграционного характера на международной арене. В связи с этим появилась нужда контролировать деятельность и отечественных, и зарубежных органов налогообложения, учитывая международные законы, чтобы не возникло ситуации двойного взимания налога.

Инструментами политики государства в сфере налогов считаются регуляторы, которые называются налоговыми, бюджетными. Структура налоговых платежей, их разновидности и предметы налогообложения, а также субъекты и объекты, сроки уплаты, ставки и возможные льготы, а также санкции и способы уплаты налога являются налоговыми регуляторами. Разница в средствах среди местных бюджетов, степень концентрации денежных средств в одном субъекте, оценка насколько сильно бюджет находится в дефиците или профиците, финансовая классификация поступлений, убытков, оценка состояния государственного и внебюджетных фондов считаются бюджетными регуляторами [2].

Необходимо уточнить и состав участников управления налогообложением юридических лиц. В их составе выделяют государство, налоговые и таможенные органы, налогоплательщиков. Участники управления делятся на две группы: внешнюю и внутреннюю. В качестве внешних участников выступают государство, государственные налоговые и таможенные органы. Состав внутренних участников зависит от организационно-правовой структуры

организации. В самом общем виде в составе организации можно выделить следующие группы участников: собственников, а также бухгалтерскую, юридическую, финансовую и налоговую службы [4].

Финансовые выгоды внешних участников противопоставлены выгодам внутренних участников. Правительство, работники налоговой службы имеют выгоду в увеличении сумм получаемых налоговых отчислений, их покрытии вовремя и в полной мере. А внутренние органы хотят уменьшить сумму налогов, чтобы гарантировать быстрое увеличение выручки и приумножение капитала, впоследствии это ведет к увеличению стоимости организации. Если установить равновесие между внутренними и внешними участниками, то это станет основой будущего улучшения налоговой системы, повышения ее эффективности, чтобы способствовать экономическому росту страны [4].

Важно отметить, что, несмотря на решения управляющих органов, складывается определенная политика в сфере налогов, которая формируется из-за невольных колебаний размеров расходов страны, пополнений бюджета от налогов во время изменения макроэкономических условий. Возникающая в таком случае тенденция называется политикой встроенных стабилизаторов. Так называются способы улучшения сложившейся ситуации, которые функционируют, саморегулируясь, и позволяют колебаниям в структуре, объеме расходов по плану быть не такими критичными. Эти стабилизаторы способны уменьшить недостаток в средствах из бюджета страны, т.е. сделать больше положительное сальдо во время инфляции, не предпринимая отдельно взятых специальных действий управляющими органами. К ним относятся различные пособия, выплаты социального характера, налоги. Эти стабилизаторы позволяют уменьшить последствия, влияющие на экономику из-за колебания среднего значения цен, величины производства благ, ставок процента [2].

Функционирование описанного выше явления можно проиллюстрировать тем, что во время подъема экономики уменьшается и уровень безработицы, поэтому уменьшаются траты из бюджетных средств в выплаты пособий социального характера, поэтому уменьшаются доходы уязвимых слоев населения. Когда экономика проходит через спад, то ситуацию можно описать обратным образом.

Но не стоит полагаться только на стабилизаторы. Величина расходуемой доли бюджета более всего обуславливается общим объемом, а также структурой имеющихся выплат по налогам, размером базы налогового характера. Последняя зависит от эффективности выполнения функций, количества экономических участников, способных покрывать нужные выплаты.

Сейчас очень важны вопросы повышения интереса органов субфедеральной власти в итогах функционирования действующих в пределах их региона бизнесов, подкрепления доходной базы региональных бюджетов. Дифференциация субъектов РФ во многих аспектах социально-экономического развития страны прослеживается в разных исследованиях. Большие показатели в аспекте качественных различий между субъектами Федерации являются главной основой для дифференциации в денежном потенциале, в структуре доходов бюджетов субъектов Федерации [5].

Основными доходными статьями региональных бюджетов являются налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Для оценки уровня самостоятельности субфедеральных бюджетов проанализировано распределение доли полученных (налоговых и неналоговых) доходов в совокупных бюджетных доходах территорий [8].

Большая часть регионов имеет долю полученных доходов в интервале от 60% до 90%. Вариация показателя доли налоговых доходов в пределах 30% — уже характеристика достаточно больших региональных различий финансовой стабильности, однако размах вариации этого признака в стране гораздо больше. Самую низкую долю полученных доходов имеют республики Ингушетия, Тыва, Алтай и Чеченская республика. К регионам с низкой долей полученных доходов относятся республики Крым, Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Калининградская область, г. Севастополь и Камчатский край. С другой стороны, имеются территории, для которых налоговые и неналоговые доходы превышают 90% совокупных доходов. К ним относятся Московская, Ленинградская, Мурманская, Свердловская, Тюменская и Сахалинская области, Москва и Санкт-Петербург, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа [8].

В целом по результатам проведенного исследования можно резюмировать, что одной

из важнейших проблем бюджетной политики на субфедеральном уровне является высокая доля средств межбюджетного регулирования в структуре субфедеральных бюджетных доходов. Решение данной проблемы требует прежде всего укрепления доходной базы региональных бюджетов. Четкая система межбюджетных взаимоотношений имеет важное значение для развития государства. Процесс оказания финансовой помощи должен быть вторичным по отношению к установлению собственной налоговой базы бюджетов каждого уровня. Для выполнения основополагающих принципов рационального формирования и эффективного функционирования всей национальной бюджетной системы необходимо установить четкие и качественные критерии распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней [6].

Таким образом, политика страны, которая касается налогов, не только входит в общую политику РФ, касающуюся финансов, но и дает стране возможность получить нужные денежные поступления, чтобы покрыть бюджетные расходы. Кроме того, она является фундаментом для воплощения финансовых планов страны, дает возможность выровнять положение регионов хозяйствования. Но налоговая политика неавтономна, она переплетается с формированием бюджета страны, ее финансовой политикой. Таким образом, можно сделать вывод, что доходы бюджетов регионов в РФ значительно дифференцируются. Имеется обширное количество субъектов РФ, которые имеют неустойчивую базу поступлений в бюджеты. Данное обстоятельство усложняет разработку органами власти субъектов Федерации различных стратегий развития на долгосрочный отрезок времени. Причиной тому служит в основном необъективное сосредоточение большинства денежных средств в одном регионе. Однако посредством трансфертов возможны выравнивание бюджетной оснащенности субъектов Федерации, постепенный возврат денежных ресурсов в субъекты РФ. Тем не менее, имея минусы, существующая модель межсубъектного распределения ресурсов дает мотивы регионам к укреплению налоговой базы территорий.

Список источников

1. Косов М.Е, Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы. М., 2014.

2. Джамалудинова М.Ю., Ибрагимова С.С., Дахдуев С.Д. Преодоление экономической диспропорции развития регионов Российской Федерации // Журнал прикладных исследований. 2022. № 11. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/preodoleme-ekonomicheskoy-dispro-portsii-razvitiya-regionov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 10.09.2023).

3. Староверова О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2023. Т. 12. № 1. С. 31-36.

4. Балихина Н.В, Косов М.Е, Оканова Т.Н. Финансы и налогообложение организаций. М., 2015.

5. Косов М.Е, Чалова А.Ю, Ахмадеев Р.Г., Голубцова Е.В. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 8—26.

6. Михайлусенко Д.А, Ковтун П.Г. Взаимосвязь налоговой политики с экономическим неравенством регионов // Наука и инновации — современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 28 января 2022 г. / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. Т. 1. М.: Инфинити, 2022. С. 44—48. EDN QCTVWH.

7. Коваленко Г.К. Анализ налоговой нагрузки на уровне Российской Федерации // XXXIV Международные плехановские чтения: сборник статей аспирантов и молодых ученых на английском языке. М., 2021. С. 65—70.

8. Сумская Т.В. Особенности субфедеральной бюджетной политики в Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/osobennosti-subfederalnoy-byud-zhetnoy-politikii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 10.09.2023).

References

1. Kosov M.E, Kramarenko L.A. Economic equilibrium of the tax system. M., 2014.

2. Dzhamaludinova M.Yu, Ibragimova S.S., Dahduev S.D. Overcoming the economic disproportion of the development of the regions of the Russian Federation // Journal of Applied Research. 2022. No. 11. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/preodolenie-ekonomiches-koy-disproportsii-razvitiya-regionov-rossiyskoy-federatsii (date of application: 09/10/2023).

3. Staroverova O.V. Tax incentives for investment activity // Scientific research and development. The economics of the company. 2023. Vol. 12. No. 1. pp. 31-36.

4. Balikhina N.V, Kosov M.E., Okanova T.N. Finance and taxation of organizations. M., 2015.

5. Kosov M.E, Chalova A.Yu., Akhmadeev R..G, Golubtsova E. V. Federal budget and fiscal policy of the state: macroeconomic adaptation until 2025 // Financial Journal. 2023. Vol. 15. No. 2. pp. 8—26.

6. Mikhaylusenko D.A., Kovtun P.G. Interrelation of tax policy with economic inequality of regions // Science and innovations — modern concepts: collection of scientific articles based on the results of the International Scientific Forum,

Moscow, January 28, 2022 / ed. D.R. Khismatul-lin. Vol. 1. M.: Infiniti, 2022. pp. 44—48. EDN QCTVWH.

7. Kovalenko G.K. Analysis of the tax burden at the level of the Russian Federation // XXXIV International Plekhanov readings: a collection of articles by graduate students and young scientists in English. M., 2021. pp. 65—70.

8. Sumskaya T.V. Features of the sub-federal budget policy in the Russian Federation // Russia: trends and prospects of development. 2021. No. 16-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/osobennosti-subfederalnoy-byudzhetnoy-politi-kii-v-rossiyskoy-federatsii (date of application: 09/10/2023).

Информация об авторе

О.В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O.V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Law, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 16.02.2024.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 18.01.2024; accepted for publication 16.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

МАРКЕТИНГ

Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / под ред. Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Цып-кина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 183 с.

ISBN 978-5-238-03770-7

Рассматриваются возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Раскрываются система маркетинговых исследований, функции маркетинга и набор маркетинговых инструментов. Исследуется организация маркетинговой деятельности предприятия. В отдельной главе уделено внимание этическим аспектам маркетинга.

Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в области маркетинга, рекламы, менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.