Научная статья на тему 'Особенности налоговой политики в условиях цифровой экономики'

Особенности налоговой политики в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая политика / цифровая экономика / налоговая система / налоговые инструменты / tax policy / digital economy / tax system / tax instruments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Статья посвящена особенностям налоговой политики в условиях цифровой экономики. Рассмотрены направления развития налоговой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of tax policy in the digital economy

The article is devoted to the peculiarities of tax policy in the digital economy. The directions of development of the tax policy of the state are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности налоговой политики в условиях цифровой экономики»

Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 162—165. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):162—165.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-162-165 EDN: https://elibrary.ru/IKQLYJ

NIION: 2007-0062-4/23-238 MOSURED: 77/27-004-2023-04-438

Особенности налоговой политики в условиях цифровой экономики

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям налоговой политики в условиях цифровой экономики. Рассмотрены направления развития налоговой политики государства.

Ключевые слова: налоговая политика, цифровая экономика, налоговая система, налоговые инструменты Для цитирования: Староверова О. В. Особенности налоговой политики в условиях цифровой экономики // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 162-165. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-162-165. EDN: https://elibrary.ru/IKQLYJ.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Features of tax policy in the digital economy

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of tax policy in the digital economy. The directions of development of the tax policy of the state are considered.

Keywords: tax policy, digital economy, tax system, tax instruments

For citation: Staroverova O.V. Features of tax policy in the digital economy // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):162-165. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-162-165. EDN: https://elibrary.ru/IKQLYJ.

Сегодня трудно представить цифровую экономику какого-либо государства без участия в ней налогов. Особенно их участие актуально на данный момент, когда российская экономика находится в кризисном состоянии, которое обостряется различными санкциями от западных государств, в связи с чем перед Российской Федерацией стоит важная задача по созданию нового и более эффективного подхода к регулированию цифровой экономики [2; 3]. Разумеется, государство обладает огромным количеством разнообразных механизмом и рычагов воздействия на экономическую сферу жизнедеятельности социума, но, наш взгляд, самым значи-

© Староверова О.В., 2023

мым из них будут являться именно налоги, которые считаются главным источником доходной части государственного бюджета. На данный момент имеющаяся в стране налоговая концепция уже не отвечает всем современным и инновационным критериям, которые необходимы для быстрого развития государства.

Если говорить о значении налогового регулирования, то его можно выделить чуть ли не самым значимым финансовым инструментом, без которого не сможет обойтись ни одна современная экономическая система. За последние годы роль данного инструмента только увеличивается из-за наличия на территории нашего государства кризисов и санкций [1].

Не только в России, но и во многих других странах налоговая система является наиболее часто используемым и популярным механизмом для управления экономической сферой, в результате применения которого оказываются затронутыми все существующие субъекты экономики. Особенно это распространено в тех государствах, где сформирована цифровая экономика, которая в силу своих специфических характеристик не позволяет постоянно контролировать и регулировать огромное количество происходящих процессов в данной области, и здесь на помощь приходят налоги, а если быть точнее — налоговая политика [7; 8]. Эффективность направлений последней является определяющим фактором в развитии и функционировании экономики любого государства. К примеру, если государственная власть решит повысить налоговые ставки, что, естественно, не понравится налогоплательщикам, то это может привести к тому, что различным организациям будет невыгодно поставлять на рынок свои товары и услуги, поэтому они будут вынуждены приостановить производство. И, соответственно, если применяются различные виды налоговых льгот, то получится полностью противоположная ситуация, в которой, наоборот, вырастет количество производимой продукции, на новый уровень выйдет бизнес и в целом вся деловая активность в стране. Другими словами, именно с помощью налогов государство может получить необходимые ресурсы, которые в дальнейшем пригодятся для осуществления важнейших задач в различных сферах жизнедеятельности общества.

Думается, что государственные органы, отвечающие за составление и реализацию налоговой политики, в первую очередь должны отталкиваться от потребностей и желаний абсолютно всех субъектов экономики, от которых напрямую зависит состояние экономической системы, не забывая при этом решать возникающие проблемы, которые затормаживают развитие страны. Если государству удастся работать по данному принципу, то ему удастся повысить уровень доверия среди российского населения, так как власть будет решать те проблемы и трудности, которые действительно волнуют его население.

Общеизвестно, что именно налоговые поступления составляют большую часть доходной части бюджета абсолютно любого современного государства, в связи с чем оно имеет полное право на принужденный сбор налоговой суммы с на-

логоплательщиков всеми возможными способами, которые не запрещены на законодательном уровне. Поэтому в условиях рыночной и экономической нестабильности государство должно вовремя и динамично реагировать на все изменения, т.е. должна наблюдаться гибкость экономической политики, которая сочетает в себе всевозможные финансовые и налоговые инструменты, позволяющие наполнить государственный бюджет в полном объеме. Помимо этого, государство обязано осуществлять регулирование темпов и направлении экономической жизни хозяйствующих субъектов для достижения поставленных перед государством экономических целей.

Одной из специфических особенностей цифровой экономики как раз является возникновение неожиданных кризисов, среди которых наиболее часто встречаются кризисы перепроизводства и недопроизводства. Если рассматривать их более подробно, то сущность первого из них заключается в том, что организации некачественно и неглубоко анализируют рынок товаров и услуг, что приводит к тому, что в итоге они производят более продукции, чем готово купить население. Что касается кризиса недопроизводства, то тут полностью противоположная ситуация, складывающая из того, что у производителей не хватает желания или каких-либо других необходимых ресурсов для осуществления производства, в результате чего покупательский спор превышает предложение на потребительском рынке. В случае двух описанных кризисов налоги будут являться самым мощным, правильным и эффективным инструментом, который может воздействовать на хозяйствующие экономические субъекты с какими-либо трудностями в производственном процессе [4]. Тем самым, можно отметить, что налоговая политика позволяет стимулировать экономическую и инвестиционную деятельность сектора экономики, пытаясь достигнуть при этом точки равновесия на потребительском рынке [6].

Нельзя не согласиться с мнением многих ученых, которые до сих пор спорят о том, какое количество налогов будет оптимальным для конкретного государства. На данную ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, если налогоплательщики будут платить много, но маленьких по сумме налогов, им будет легче совершать данные действия с психологической точки зрения. Но тут возникает определенная трудность, связанная с тем, что достаточно сложно посчитать итоговую сумму это-

2023 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

163

го огромного количества различных налогов. Если проанализировать эту ситуацию, с другой стороны, маленькое количество налогов будет более просто восприниматься налогоплательщиками, но в то же время налоговая система перестанет быть такой гибкой и динамичной из-за того, что лица, которые занимаются различными видами деятельности, будут платить одинаковые налоги.

Как известно, при цифровой экономике индивиды могут сами выбирать поставщика товара или услуги, предприниматели самостоятельно решают, когда им открыть или закрыть свое производства, а работники по собственному желанию выбирают сферу своей работы и руководителя, тем самым цифровая экономика харак-теризируется полной свободой действий экономических субъектов. При данной экономической системе финансовые ресурсы циркулируют от домашних хозяйств к организациям в процессе приобретения какой-либо продукции, а затем уже организации выплачивают налог со своих товаров (услуг) государству. Физические лица также выплачивают подоходный налог, что, безусловно, сильно увеличивает объем доходной части государственного бюджета, ведь чем больше доход у гражданина, тем более высокую налоговую сумму он будет выплачивать.

Таким образом, получается, что, когда экономическая система развивается, домашние хозяйства начинают больше зарабатывать, что приводит к увеличению их потребностей и, соответственно, они больше тратят денежных средств на удовлетворение этих нужд. Те самым, при приобретении большого количества товаров и услуг сумма их налогов будет также увеличиваться, что приведет к тому, что государство будет получать больше налоговых поступлений в бюджет государства, которыми органы государственной власти уже смогут распоряжаться в зависимости от приоритетных целей и направления развития всех сфер жизнедеятельности общества [5]. Проанализировав взаимодействие налоговой системы и цифровой экономики, можно отметить, что налоговая политика на данный момент является наиболее эффективным и действенным механизмом регулирования цифровой экономики по причине того, что благодаря налоговой системе государство обладает возможностью оказывать воздействие на перераспределение национального дохода.

Список источников

1. Худяев П.В. Инструменты налогового регулирования в финансовом и реальном секторах экономики // Вестник университета. 2013. № 5. С. 104—107.

2. Ганусенка Е.В. Налоговая политика в механизме взаимодеиствия государства, права и экономики // Сибирскии юридическии вестник. 2017. № 1. С. 15—22.

3. Голуб Д.С. Новые тенденции в налоговои политике России / / Вестник университета. 2017. № 3. С. 100—104.

4. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152—156.

5. Староверова О. Методологические основы управления развитием налоговой системы России // Закон и право. 2005. № 9. С. 65—67.

6. Староверова О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2023. Т. 12. № 1. С. 31—36.

7. Ахмадеев Р.Г., Косое М.Е. Эффективность налоговой политики в сфере инноваций / / Финансовая жизнь. 2017. № 1. С. 74—78.

8. Мишагина ЮА. Изменение подхода к налоговому регулированию как средство преодоления бюджетного дефицита // Налоги-журнал. 2017. № 1. С. 15—17.

References

1. Khudyaev P.V. Instruments of tax regulation in the financial and real sectors of the economy // Bulletin of the University. 2013. No. 5. pp. 104—107.

2. Ganusenka E.V. Tax policy in the mechanism of interaction of the state, law and economy / / Siberian Legal Bulletin. 2017. No. 1. pp. 15—22.

3. Golub D.S. New trends in the tax policy of Russia // Bulletin of the University. 2017. No. 3. pp. 100—104.

4. Goncharenko L.I., Malis N.I. Tax policy of the state: is it necessary to change the model in the conditions of the modern economic crisis // Economy. Taxes. Right. 2015. No. 3. pp. 152—156.

5. Staroverova O. Methodological foundations of management of the development of the tax system of Russia // Law and law. 2005. No. 9. pp. 65—67.

6. Staroverova O.V. Tax stimulation of investment activity // Scientific research and develop-

ment. The economy of the company. 2023. Vol. 12. No. 1. pp. 31—36.

7. Akhmadeev R.G., Kosov M.E. Efficiency of tax policy in the field of innovation // Financial life. 2017. No. 1. pp. 74—78.

8. Mishagina YuA. Changing the approach to tax regulation as a means of overcoming the budget deficit // Taxes-journal. 2017. No. 1. pp. 15—17.

Информация об авторе

О.В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O.V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Law, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 26.09.2023; одобрена после рецензирования 10.10.2023; принята к публикации 26.10.2023.

The article was submitted 26.09.2023; approved after reviewing 10.10.2023; accepted for publication 26.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы инвестиционного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / под науч. ред. В.С. Осипова, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. Т.Н. Агаповой, Е.Л. Логинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с.

ISBN 978-5-238-03697-7

Цель пособия — изучение основ инвестирования, инвестиционного анализа, условий риска и неопределенности, мирового опыта и российской специфики инвестиционного анализа.

Рассматриваются теоретические основы международного инвестиционного анализа, роль финансовых и реальных инвестиций, оценка эффективности инвестиционного анализа по мировым стандартам. Обозначены пути определения направлений инвестиционной деятельности фирмы и формирование стратегических направлений ее развития, оценка, анализ ситуации на финансовом рынке. Анализируются методы и приемы оценки инвестиционных проектов, применяемые в мировой практике, особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта по международным стандартам, процессы реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления.

2023 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.