ECONOMIC SCIENCE
Научная статья УДК 336
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-339-342 NIION: 2003-0059-5/22-470 MOSURED: 77/27-003-2022-05-669
Цифровые технологии в налогообложении
Ольга Валентиновна Староверова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются основные проблемы преобразования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой реальности. Ставится задача адаптации системы налогообложения под современные реалии путем ее внедрения в цифровую бизнес-среду. Приведены примеры, показывающие эффективность цифровизации налогообложения после внедрения программно-информационных комплексов. Сделаны основные выводы, требующие от государства разработки продуманных мер налогового стимулирования организаций и осуществления эффективной налоговой политики.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговое администрирование, уклонение от уплаты налогов и сборов, цифровая бизнес-среда
Для цитирования: Староверова О. В. Цифровые технологии в налогообложении // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 339-342. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-339-342.
Original article
Digital technologies in taxation
Olga V. Staroverova
Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru
Abstract. The main problems of transformations of the tax system of the Russian Federation in the conditions of digital reality are considered. The task is to adapt the taxation system to modern realities by introducing it into the digital business environment. Examples are given showing the effectiveness of digitalization of taxation after the introduction of software and information systems. The main conclusions are drawn that require the state to develop well-thought-out measures of tax incentives for organizations and the implementation of an effective tax policy.
Keywords: digital economy, digitalization of taxation, tax system, tax policy, tax administration, tax evasion, digital business environment
For citation: Staroverova O. V. Digital technologies in taxation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):339-342. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-339-342.
В настоящее время цифровые решения и инновации последних лет применяются во всех сферах жизни общества, в том числе в отрасли налогообложения. Давайте попытаемся разобрать отличие «цифровой экономики» от «обычной»? Вслед за авторами [2; 7; 9], будем считать, что самое полное и авторитетное определение цифровой экономики сформулировано Всемирным банком, согласно которому «цифровая экономика — это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [2]. За последние десятилетия появились такие составляющие цифровой экономика, как электронные платежи, интернет банкинг, e-commerce, цифровые платформы онлайн образования [10] и др.; также резко выросла
© Староверова О. В., 2022
криптосфера — головная боль налоговиков. Поэтому все эти аспекты создают проблемы для налоговых систем множества стран и заставляют их идти в ногу со временем, адаптируясь под новую цифровую реальность.
Одним из главных приоритетов в условиях цифровизации экономики является внедрение новых технологий в систему налогообложения как важнейшую составляющую государства. Сама «цифровая бизнес-среда» является одной из проблем, трудно поддающихся контролю налоговых органов; что и создает преценденты для уклонения от уплаты налогов организаций и физических лиц. Поэтому, на наш взгляд, основной целью трансформации налоговой системы является модернизация контроля для пресечения различных уклонений от уплаты налогов
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
организаций и физических лиц при помощи современных технологий.
Еще одной из приоритетных целей цифровой перестройки налоговой системы является также автоматизация контроля над обязательствами налогоплательщиков не только в цифровом мире, но и вне его. Под данные цели разрабатываются специальные программные комплексы, которые позволяют оптимизировать множество процессов, анализируя большие потоки данных о налогоплательщиках при помощи технологий Machine Learning, AI, Big Data и т. д.
В качестве конкретного примера таких цифровых систем можно привести отечественные информационные комплексы ПК «ВАИ» и ПК «Контроль НДС». Целью ПК «ВАИ» является предоставление данных о компаниях, их владельцах и осуществляемых выплатах в графическом виде, а целью ПК «Контроль НДС» — отслеживание цепочки движения товаров, облагаемых НДС от их появления на территории РФ до продажи конечному потребителю [2]. Благодаря цифровым технологиям, ИФНС берут на себя такие функции, как расчет налогов, полученных на основании данных ГИБДД, реестра недвижимости и иных источников. Все эти функции возможны с внедрением программных комплексов, автоматизирующих многие процессы, выполнение которых до этого занимало немало времени. Таким образом, автоматизация и выполнение вышеперечисленных функций налоговым органом снижает налоговый риск и пресекает попытки уклонения от налогов.
Одним из примеров, который показывает эффективность цифровизации налогообложения после внедрения программно-информационных комплексов, можно привести показатели собираемости налогов на НДС, считающийся самым проблемным налогом по собираемости в мире. В 2021 г. собираемость по НДС повысилась во много раз, по сравнению с 2016 г., а доля сомнительных операций в части НДС упала до 0,43 %, в то время, как еще в 2016 г. она составляла 8 % [3].
Если рассмотреть мировую практику использования цифровых технологий в налогообложении, то первым делом можно привести в качестве примера скандинавские страны, такие как Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. В этих государствах исполнение налоговых обязательств происходит в авто-
матическом режиме, все контролируются автоматизированной системой на стороне налогового органа, а граждане получают уведомления для проверки расчетов налогообложения [6]. В других странах — Южная Корея, Исландия, Великобритания, Швейцария, Эстония, — где присутствует электронная регистрация, на протяжении уже более десяти лет подача налоговой отчетности и оплата налогов и сборов осуществляются с использованием передовых эффективных методов электронного правительства, например, «умные» алгоритмы, big-data, искусственный интеллект и машинное обучение и т. д.
Также хочется остановиться и на принятом в 2013 г. Плане BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения), который позволил сделать первый шаг для корректировки и унификации международных налоговых правил, а именно дал рекомендации по изучению существующих бизнес-моделей цифровой экономики [11].
Все вышеперечисленные тенденции цифровиза-ции налогообложения являются частью проектов «цифровых правительств», которые в последнее время активно разрабатываются и внедряются во многих странах мира. Цифровое правительство ставит своей целью упрощение и построение более простых открытых взаимоотношений между государством и гражданином, в том числе, конечно же, и в сфере уплаты налогов и сборов. Для этого в России разработано множество онлайн-сервисов, доступных на сайте Федеральной налоговой службы, например самые популярные из них — это «Узнай ИНН», «Прозрачный бизнес» и др. Современные онлайн-сервисы позволяют получить налоговую услугу, сдать налоговую отчетности в электронном виде через Интернет «не выходя из дома», без посещения инспекции налоговой службы. Сейчас налоговые органы уделяют огромное внимание сервисному взаимодействию с налогоплательщиками, что полностью соотносится с миссией ФНС России, направленной на развитие эффективной контрольно- надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг налогоплательщикам [1]. Данная концепция позволит как значительно оптимизировать расходы на содержание всей налоговой системы, так и значительно повысить ее эффективность. При этом оптимизация налоговой системы выгодна как государству, так и представителям бизнеса.
ECONOMIC SCIENCE
Применение технологий передачи информации в режиме реального времени с использованием контрольно-кассовой техники, так называемые онлайн-кассы позволяет налоговым органам получать и контролировать розничную торговлю, что без сомнения оказывает важное влияние как на понижение налоговых рисков, так и на увеличение налоговых поступлений в бюджет. Такая автоматизация многих процессов налогообложения повышает позицию государства в рейтинге стран по легкости введения бизнеса.
Однако, применение современных цифровых технологий требует от налоговых органов и дальнейшей модернизации налогового контроля, возможность проведения камеральных проверок в автоматическом режиме, поскольку современные цифровые бизнес-модели допускают ведение бизнеса без регистрации и фактического нахождения в конкретной стране.
Думается, необходимо внедрение современных цифровых технологий в налоговое администрирование, его адаптацию к новым условиям цифровой экономики, все это позволит обеспечить прозрачность налогообложения, пресечь уклонения от уплаты налогов и сборов, снизить налоговые риски государства [4; 5]. Отмечу, что по итогам Форума по налоговому администрированию ^ТА) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прошедшего в декабре 2020 г. ^ТА), Россия вошла в семерку стран с лучшей международной практикой в сфере осуществления налогового мониторинга. ФНС планирует запуск проекта электронного кошелька, позволяющего оплачивать налоги и сборы онлайн; в ближайшем будущем налоговый мониторинг коснется 15 отраслей и около 200 компаний. Однако, нельзя не согласиться с мнением [1], что важнейшим условием повышения рейтинга налоговой системы Российской Федерации можно считать: совершенствование организационной структуры налоговых органов, использование современных цифровых технологий контрольной работы, а также изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков.
Вместе с тем, применение цифровых технологий в налогообложении влечет и серьезные риски в области безопасности и конфиденциальности данных, повышая риски взломов серверных хранилищ налогоплательщиков через несанкционированный доступ
к корпоративным и банковским системам. Поэтому, соблюдение и сохранение сведений, составляющих налоговую тайну, неразглашение любой информации о налогоплательщиках ставит перед налоговыми органами еще одну важную задачу как обеспечение защиты прав и законных интересов налогоплательщиков с возможностью доступа к этой информации только ответственных должностных лиц.
Таким образом, трансформация налоговой системы в условиях цифровой реальности требует от государства:
♦ разработки эффективных и продуманных мер налогового стимулирования организаций, занимающихся, например, развитием цифровых услуг, разработкой программного обеспечения и т. д.;
♦ полной интеграции налоговых сервисов в цифровую бизнес- среду, что позволит автоматически выполнять налогоплательщиками свои обязательства по уплате налогов и сборов;
♦ перехода налогового администрирования на качественно новый уровень, который позволит создать систему добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах, повысит уровень доверия между государством и налогоплательщиками.
Список источников
1. Глухов В. В., Глухов Е. В., Сенько А. Е. Влияние современных информационных технологий на взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами // URL// https://elar.urfu.ru/bit-stream/10995/55439/1/vestnik_2017_3_0 06.р df.
2. Голова Е. Е., Баранова И. В. Цифровизация налоговых процессов как способ повышения эффективности налоговой системы России // URL://https:// fundamentalresearch.ra/ra/artideMew?id=42996.
3. Иваницкий В. Цифровизация к 2025 году: чего ждать налогоплательщикам // Клерк.ру // URL://
s ://www.klerk.ru/buh/artides/5097 66/
4. Кирова Е. А., Кожебаткина А. В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // URL://https://vestшk.guu.ra/jour/artide/ viewFile/2396/1854.
5. Кирова Е. А., Морозова Н. Г., Безверхий А. С. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономики // Вестник университета. 2019. № 7. С. 118-124.
6. Кононенко О. В. Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы // Вест-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ник института экономических исследований 2020. № 1(17). С. 147-153.
7. Ростех «Цифровая экономика: история и перспективы» // URL://http://ar2016.rostec.ru/digital-hi-story.
8. Сайт Федеральной налоговой службы РФ // URL://http s://www.nalog.ru/rn7 7/
9. Уринцов А. И., Староверова О. В., Галахов Д. В. Некоторые вопросы формирования условий развития современной цифровой экономики // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 2. С. 108-111.
10. Уринцов А. И., Староверова О. В., Свиридова Е. С., Епифанов Г. М. Государственная политика РФ, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 4. С. 842-850.
11. BEPS Actions // URL://http://www.oecd.org/ tax/beps/beps-actions/
References
1. Glukhov V. V., Glukhov E. V., Senko A. E. Influence of modern information technologies on interaction between taxpayers and tax authorities // URL// https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/55439/1/vestnik_ 2017_3_006.pdf .
2. Golova E. E., Baranova I. V. Digitalization of tax processes as a way to increase the efficiency of the Russian tax system // URL://https://fundamentalresearch.ru/ru/ar-ticle/view?id=42996.
3. Ivanitsky V. Digitalization by 2025: what to expect for taxpayers // Clerk.<url> // URL://https://www. klerk.ru/buh/articles/50 9766/
4. Kirova E. A., Kozhebatkina A.V. Modernization of tax control in the conditions of digitalization of the economy // URL://https://vestnik.guu.ru/jour/article/vi-ewFile/2396/1854.
5. Kirova E. A., Morozova N. G., Bezverhiy A. S. Transformation of the tax system of Russia in the context of the formation of the digital economy // Bulletin of the University. 2019. No. 7. P. 118-124.
6. Kononenko O. V. Taxation in the digital economy: challenges and prospects // Bulletin of the Institute of Economic Research 2020. No. 1(17). P. 147-153.
7. Rostec «Digital economy: history and prospects» // URL://http://ar2016.rostec.ru/digital-history.
8. Website of the Federal Tax Service of the Russian Federation // URL://https://www.nalog.ru/rn77/
9. Urintsov A. I., Staroverova O. V., Galakhov D. V. Some issues of formation of conditions for the development of modern digital economy // Education. The science. Scientific personnel. 2017. No. 2. P. 108-111.
10. Urintsov A. I., Staroverova O. V., Sviridova E. S., Epifanov G. M. State policy of the Russian Federation aimed at the development of education in the digital economy // Modern information technologies and IT education. 2018. Vol. 14. No. 4. P. 842-850.
11. BEPS Actions // URL://http://www.oecd.org/ tax/beps/beps-actions/
Информация об авторе
О. В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.
Information about the author
O. V. Staroverova — Professor of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 29.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.
The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 29.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.