Научная статья на тему 'Ключевые аспекты налогообложения в цифровой экономике'

Ключевые аспекты налогообложения в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Я. А.

Термин «цифровая экономика» активно используется в России с 2016 года. На практике концепция реализуется в Швеции, Норвегии, Дании и многих других развитых странах. Россия входит в пятерку стран с лучшим показателем темпа роста цифровизации. Переломным этапом в ее необходимости стал 2017 год, в связи с принятием государственной программы «Цифровая экономика». Наибольшие успехи в развитии наблюдаются в финансовом секторе, в электронной торговле. Безусловно, цифровизация влечет за собой рост экономических показателей. Ввиду этого важна системность цифровизации во всех сферах экономики, осознанность ее развития. Необходимо понимание дальнейшего развития страны как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. В статье рассмотрены основные проблемы нормативно-правового регулирования налогообложения в условиях «цифровизации экономики». Таковыми проблемами являются мобильность нематериальных активов, сложность структурных норм налогового законодательства, противоречивость в определении постоянного представительства. Рассмотрены возможные пути решения проблем. В статье проанализированы фундаментальные принципы налогообложения электронной коммерции. Сделан акцент на быстрый темп развития цифровой экономики в современных мировых условиях и необходимость совершенствования налоговой системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты налогообложения в цифровой экономике»

Ключевые аспекты налогообложения в цифровой экономике

Григорьева Яна Александровна

аспирант, кафедра государственных и муниципальных финансов, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», [email protected]

Термин «цифровая экономика» активно используется в России с 2016 года. На практике концепция реализуется в Швеции, Норвегии, Дании и многих других развитых странах. Россия входит в пятерку стран с лучшим показателем темпа роста цифровизации. Переломным этапом в ее необходимости стал 2017 год, в связи с принятием государственной программы «Цифровая экономика». Наибольшие успехи в развитии наблюдаются в финансовом секторе, в электронной торговле. Безусловно, цифровизация влечет за собой рост экономических показателей. Ввиду этого важна системность цифрови-зации во всех сферах экономики, осознанность ее развития. Необходимо понимание дальнейшего развития страны как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. В статье рассмотрены основные проблемы нормативно-правового регулирования налогообложения в условиях «цифровизации экономики». Таковыми проблемами являются мобильность нематериальных активов, сложность структурных норм налогового законодательства, противоречивость в определении постоянного представительства. Рассмотрены возможные пути решения проблем. В статье проанализированы фундаментальные принципы налогообложения электронной коммерции. Сделан акцент на быстрый темп развития цифровой экономики в современных мировых условиях и необходимость совершенствования налоговой системы в целом. Ключевые слова: цифровая экономика, цифро-визация, нематериальные активы, электронная коммерция, постоянное представительство, налоговое право.

Термин «цифровая экономика» широко обсуждается экономическим обществом на протяжении уже двух десятилетий. Формами проявления цифровой экономики принято считать электронную коммерцию (интернет-торговлю), магазины (банки) мобильных приложений, облачные вычисления, электронные платежные системы, трейдинг и т.п. На сегодняшний день существенно выражен повышенный интерес к цифровой экономике, к ее переходу от эмоционального восприятия к рациональному осмыслению.

Цифровизация экономики оказывает сверхвысокое влияние на политическую обстановку многих стран мира. «Первичной» точкой развития рынка Европы считается принятие стратегии перехода к Единому цифровому рынку в 2015 году Европейской комиссией. В тот же год Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был опубликован итоговый доклад, затрагивающий ключевые налоговые аспекты цифровой экономики. Также данная проблема активно обсуждалась в рамках Евразийского экономического союза. В июне 2015 года был проведен семинар «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС» Евразийским центром интеграционных исследований и коммуникаций совместно с Департаментом информационных технологий Евразийской экономической комиссии.

В сложившейся ситуации закономерно воздействие цифровой экономики на сферу налоговых взаимоотношений. Целенаправленная модернизация традиционных и открытие новых отраслей экономической направленности из-за ускоренного темпа развития информационно-коммуникационных технологий влечет за собой трансформацию некоторых принципов и подходов к правовому налоговому регулированию, изменение системы учета в формировании государственной налоговой политики.

В условиях цифровой экономики существенно увеличивается роль нематериальных активов, преобладание их над материальными активами. Нематериальные активы берут на себя роль главного продукта (услуги), производимого компаниями отраслевого сектора. К примеру, высокую популярность приобрело «программное обеспечение как услуга» (SaaS - software as a service). Потребитель приобретает исключительное право использования на протяжении ограниченного временного периода определенных возможностей программного пакета, а также права доступа к виртуальному хранилищу данных («облаку»), в котором расположено данное программное обеспечение.

В связи с этим проблемой представляется мобильность нематериальных активов. В виду того, что компании предпочитают снизить суммы уплачиваемых налогов, оформление прав на таковые активы происходит на аффилированные предприятия, которые зарегистрированы в зонах офшорной юрисдикции. Данная ситуация имеет отношение и к физическим лицам (пользователям, потребителям).

Гражданин России - физическое лицо, находясь на территории другого государства, может приобрести доступ, к примеру, к учебным курсам компании, которая, в свою очередь, зарегистрирована в третьей стране, а завершить обучение на территории четвертой и использовать полученные знания в компании Российской Федерации.

Подобный тренд наблюдается в мобильности функций ведения бизнеса - организация и управление бизнес-процессами в любой точке мира вне зависимости от времени и дальности расстояния. Типичным примером являются маркетинговые услуги, оказываемые одной российской компании несколькими лицами (физическими и/или юридическими) одновременно, расположенными при этом в разных юрисдикциях.

Решением проблемы мобильности нематериальных активов общепризнана привязка к месту осуществления деятельности покупателя - к локации, где покупатель регулярно проживает или имеет постоянное жилище. С 1 января 2015 года в Европейском Союзе вступила в силу Директива 2008/8/ЕС, установившая местом реализации электронно-цифровых услуг местонахождение покупателя. Подобный подход применяется в Российской Федерации. 24 декабря 2015 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения отдельных операций, совершаемых через сеть «Интернет»). Его задачей явилось устранение неравенства в

О

3

ю

5

*

2 а

8

Рисунок 1. Условия определения местонахождения конечного потребителя электронно-цифровых услуг согласно Директиве ЕС 1042/2013

СО

сэ

сч

£

Б

а

2 о

налогообложении налогом на добавленную стоимость (НДС) как российских, так и зарубежных компаний, предоставляющих электронные услуги. Закон принят и опубликован в «Российской газете» 6 июля 2016 года.

Но данный подход не является исчерпывающим. Его достаточно трудоемко применить в модели, где фигурирует множество покупателей (краудфандинг

- народное финансирование, от англ. aowd funding, CTowd - «толпа», funding

- «финансирование»), несколько тысяч пользователей разных стран, финансируют создание некоторого нематериального актива. При этом важной особенностью «цифровой экономики» является тот факт, что количество покупателей не всегда отождествляется с количеством пользователей. Допустим, программное обеспечение «Антивирус Касперского» может приобрести одно физическое лицо, а использовать два и более пользователя (продажа одной многопользовательской лицензии), а может иметь место быть одно юридическое лицо в качестве покупателя и несколько сотен

пользователеи-сотрудников организации, физически находящихся в разных юрисдикциях.

В случае широкого применения данного подхода гипотетически возможно образование нового вида услуг - «офшорный покупатель», под которым подразумевается оформление покупки нематериального актива (лицензии, патента) на физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом государства со льготным налогообложением, а предоставление права пользования физическому или юридическому лицу в Российской Федерации в обмен на «безвозмездный» денежный перевод или виртуальную валюту.

Вторым важным фактором воздействия «цифровой экономики» на систему налогообложения выступает сложность структурных норм налогового законодательства. Примером может служить Директива ЕС 1042/2013, в которой рассматривается и определяется местонахождение конечного потребителя электронно-цифровых услуг. Данный акт закрепляет особые условия определения

местонахождения потребителя. Общее описание таковых условий можно оптимально представить в схематичном виде (рисунок 1):

Принимая во внимание положение п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ о том, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить», возможно общепризнанным станет использование в экономической и юридической практиках, а именно в тексте Налогового кодекса либо аналогичных схем, либо описательных алгоритмов.

Следующей налоговой проблемой в цифровизации экономики следует выделить проблему определения постоянного представительства.

Размывание налоговой базы (налогооблагаемой базы) и вывод доходов (прибыли) из-под государственного налогообложения представляют собой различные пути уклонения от уплаты налогов, которые заключаются в искусствен-

ном перемещении доходов из стран с высокими налогами в страны с низкими налогами (или даже нулевыми), которым присуща низкая экономическая активность (или ее отсутствие). Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) использование такого метода позволяет компаниям уменьшить издержки по налогам на 4 -8,5 %, что среди стран ОЭСР и G20 составляет $100 млрд - $240 млрд. корпоративных налогов. Во избежание таковой ситуации ОЭСР разработала проект BEPS и MLI BEPS, в плане действий которых отражены методы более эффективного решения проблемы «перемещения прибыли»:

■ новые критерии налогообложения, разработанные на основе концепции «значительного цифрового присутствия», а не на теории постоянного (физического) представительства компании;

■ снятие офиса компании со статуса постоянного представительства, при том условии, что единственная его функция заключается в хранении, демонстрации, доставке товаров/услуг или сборе информации для компании;

■ налог на электронно-цифровые операции поставщика товаров/услуг (провайдера), тем самым ограничение возможности компаний получать доход в странах, в которых они не осуществляют экономическую деятельность; право владения интеллектуальной собственностью сохраняется.

В концепции экономического присутствия и принадлежности к той или иной юрисдикции BEPS, выделены основные пункты для контроля «перемещения прибыли» компаний:

■ наличие валового дохода, полученный на территории того или иного государства;

■ установление пороговой величины валового дохода;

■ обязательная регистрация для компаний, получающих валовый доход из государства свыше пороговой величины;

■ наличие локального домена;

■ наличие территориального web-сайта, и локальных способов оплаты;

■ введение величины MAU (Ежемесячные Активные Пользователи, от англ. Monthly Active Users - количество активных уникальных пользователей в месяц);

■ наличие факта заключения договоров через онлайн-платформу/сервис.

На сегодняшний день рекомендации BEPS еще не нашли свое отражение на внутригосударственном уровне в национальных законах и подзаконных актах

российского права. К примеру, положение п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ достаточно неоднозначно дает трактовку понятию «иное место деятельности организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации связанную с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности».

Быстрый темп роста доли цифровой экономики влечет за собой модификацию и актуализацию устоявшихся подходов в сфере налогообложения. Изменения коснутся как норм Налогового кодекса, так и положений конвенций, регулирующих процессы избежания двойного налогообложения и трансфертного ценообразования.

Фундаментальные принципы системы налогообложения электронной коммерции, предложенные в 1998 г. в ходе Конференции в Оттаве, могут быть вполне достаточными для того, чтобы сохранить баланс интересов государства и бизнеса:

■ нейтральность в отношении различных видов электронной коммерции и традиционных форм ведения бизнеса. Схожие налоговые операции должны коррелироваться со схожими налоговыми обязательствами;

■ эффективность в отношении расходов налогоплательщиков и административных издержек налоговых органов;

■ определенность и простота налогового законодательства;

■ оперативность и справедливость в части своевременного исчисления сумм налога налогоплательщиком. Открытая система мер и наказаний для лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Минимизация правонарушений.

■ гибкость и динамичность в развитии всех отраслей хозяйствования.

В настоящее время Президентом и Правительством Российской Федерации обозначен курс на развитие различных сфер деятельности в условиях цифровой экономики, принят ряд законодательных актов, положивших начало постепенному переходу к новой экономической политике:

■ Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

■ Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

■ Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 N 1030 «О системе управления

реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»).

Ввиду этого система налогообложения переходит на электронной формат взаимодействия с физическими и юридическими лицами, посредством внедрения различных электронных сервисов, мобильных приложений, введение электронно-цифровой подписи в рамках единой налоговой системы (личного кабинета налогоплательщика). Внедрение и использование нового формата взаимодействия, безусловно, влечет за собой совершенствование налоговой системы, что, в свою очередь, должно привести к пересмотру, совершенствованию и актуализации налогового законодательства в Российской Федерации.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года № 642.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программу «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http:/ /static.government.ru/media/les/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL

http://static.government.ru/media/les/ k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf.

4. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 9 мая 2017 года № 2013.

5. Попов Е. В., Семячков К. А. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 86-95.

6. Сухарев О. С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост. М.: Финансы и статистика, 2015. 288 с.

7. Куприяновский В. П. и др. Правительство, промышленность, логистика, инновации и интеллектуальная мобильность в цифровой экономике //Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т. 13. - №. 1.-С.58-80.

8. Окинавская хартия Информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/3170.

О

3

ю

S

V

2 е

8

9. Multimobility and Sharing Economy. Shaping the Future Market Through Policy and Research. National Academy of Sciences. July 2016.

10. OЭСР (1997) «Electronic Commerce: The Challenges to the Tax Authorities and Taxpayers» 1997.

11. OЭСР (1998) «Electronic Commerce: Taxation Framework Conditions» 1998.

Key aspects of taxation in the digital

economy Grigoreva I.A.

Saint-Petersburg state University of economic The term «digital economy» has been actively used in Russia since 2016. In practice, the concept is implemented in Sweden, Norway, Denmark and many other developed countries. Russia is among the five countries with the best indicator of the growth rate of digitalization. The turning point in its necessity was 2017, in connection with the adoption of the state program «Digital economy». The greatest success in development is observed in the financial sector, in electronic Commerce. Of course, digitalization entails an increase in economic indicators. In view of this, it is important to systematize digitalization in all

spheres of the economy, awareness of its development. It is necessary to understand the further development of the country both on the part of business and on the part of the state. The article deals with the main problems of legal regulation of taxation in the «digitalization of the economy.» Such problems are the mobility of intangible assets, the complexity of the structural rules of tax legislation, the inconsistency in the definition of permanent establishment. Possible ways of solving the problems are considered. The article analyzes the fundamental principles of e-Commerce taxation. The emphasis is placed on the rapid development of the digital economy in the modern world and the need to improve the tax system as a whole.

Keywords: digital economy, digitalization, intangible assets, e-commerce, a permanent establishment, the tax law.

References

1. Decree of the President of the Russian

Federation "On the Strategy of the Scientific and Technological Development of the Russian Federation" dated December 1, 2016 No. 642.

2. Order of the Government of the Russian

Federation of July 28, 2017 No. 1632-p approving the program "Digital Economy of the Russian Federation". [Electronic resource] URL: http://static.government.ru/media/les/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

3. PLAN OF EVENTS in the field of "Personnel and

Education" of the program "Digital Economy

of the Russian Federation". [Electronic resource] URL http://static.government.ru/media/les/ k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf.

4. Decree of the President of the Russian

Federation "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation" of May 9, 2017 No. 2013.

5. Popov E. V., Semyachkov K. A. Analysis of Trends

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

in the Development of the Digital Economy / / Problems of Theory and Practice of Management. 2017. № 10. P. 86-95.

6. Sukharev O. S. Information economy: knowledge,

competition and growth. M .: Finance and Statistics, 2015. 288 p.

7. Kupriyanovskiy V.P. et al. Government, industry,

logistics, innovation and intellectual mobility in the digital economy // Modern information technologies and IT education. - 2017. - V. 13. - №. 1.-P.58-80.

8. Okinawa Charter of the Information Society

[Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/ supplement/3170.

9. Multimobility and Sharing Economy. Shaping

the Future Market Through Policy and Research. National Academy of Sciences. July 2016.

10. OECD (1997) "Electronic Commerce: The Challenges to the Tax Authorities and Taxpayers" 1997.

11. OECD (1998) "Electronic Commerce: Taxation Framework Conditions" 1998.

oo

СЭ

СЧ

£

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.