Научная статья на тему 'Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы'

Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3030
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATIONS / DIGITAL SOCIETY / TAX / TAX ADMINISTRATION / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононенко О.В.

На основании обобщения зарубежного опыта трансформации налоговых систем под влиянием цифровизации выделены вызовы и перспективы для налогообложения в эпоху цифровых технологий. Определены ключевые направления развития экономики ДНР в части цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION UNDER DIGITAL ECONOMY: CHALLENGES AND PROSPECTS

On the basis of the foreign experience in transforming the tax systems under the influence of digitalization, the paper highlights the challenges and prospects for taxation in the digital age. The key directions for the development of the DPR economy in terms of digitalization have been identified.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы»

УДК 336.22

О.В. КОНОНЕНКО, младший научный сотрудник, e-mail: kononenko.o.v@econri.org

Государственное учреждение «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ:

ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На основании обобщения зарубежного опыта трансформации налоговых систем под влиянием цифровизации выделены вызовы и перспективы для налогообложения в эпоху цифровых технологий. Определены ключевые направления развития экономики ДНР в части цифро-визации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые преобразования, цифровое общество, налог, налоговое администрирование, налоговая система.

Kononenko O.V. Taxation under digital еconomy: challenges and prospects.

On the basis of the foreign experience in transforming the tax systems under the influence of digitalization, the paper highlights the challenges and prospects for taxation in the digital age. The key directions for the development of the DPR economy in terms of digitalization have been identified.

Keywords: digitalization, digital transformations, digital society, tax, tax administration, tax system.

Динамичное развитие информационных технологий, которое сейчас происходит в мире, меняет существующие отношения в экономике и государственном управлении. Появляются новые, виртуальные или гибридные бизнес-модели, создаются стартапы, основанные на современных технологических решениях;

меняется поведение потребителей, бизнеса, государственных органов. Не остаются в стороне от этого и финансовые процессы в обществе. Трансформации подвергаются, в том числе, налоговые системы, сопровождая развитие иных форм бизнеса в эпоху интернета и новых парадигм создания стоимости. В этих условиях чрезвычайно важна адаптация действующей системы налогообложения к особенностям цифровой экономики, чтобы обеспечить равноправный режим налогообложения и одинаковые условия налогообложения как для традиционных, так и для цифровых бизнес-моделей.

Актуальность данной работы объясняется высокой значимостью возникающих в процессе цифровых преобразований экономики и общества вызовов и перспектив для сферы налогообложения.

Вопросы налоговых отношений в условиях цифровой экономики являются предметом анализа многих современных ученых. Теоретической базой исследования являются труды Л.И. Гончаренко [1], И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова,

Е.Н. Вишневской [2-3], Е.А. Кирова [4], Д.К. Грунина [5] и многих других.

Целью данной работы является определение необходимых мер и преобразований для соответствия системы налогообложения современным тенденциям в условиях цифровизации.

© О.В. Кононенко, 2020

Цифровые преобразования являются одним из главных факторов мирового экономического роста. Измерение эффективности цифровой экономики количественно довольно затруднительно ввиду отсутствия единого подхода и применения различных методов расчета ключевых показателей [4, с. 120]. Для оценки состояния цифровой экономики и отдельных ее элементов рассчитываются специальные индексы и суб-индексы, позволяющие оценить конкурентные преимущества стран. Наиболее популярным международным индексом считается ICT Development Index (Индекс развития информационно-коммуникационных технологий), который позволяет оценить масштаб «цифрового разрыва» между странами (рис. 1). По результатам данного исследования в рейтинге из 176 стран лидером по развитию информационно-коммуникационных технологий в 2017 г. стала Исландия. Российская Федерация (РФ) и Украина заняли 43 и 79 место со-

ответственно, отставание от лидеров остается существенным. Развитие именно этих государств представляют интерес в исследованиях РФ, а также применение некоторой части законодательства Украины в соответствии с Постановлением Совета Министров ДНР от 02.06.2014 г. № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [5].

Слабые позиции стран в мировых рейтингах по уровню цифровизации экономики предопределяют постановку серьезных задач для государственного управления. Доля цифровой экономики в ВВП РФ в 2017 г. составила 3,9%, что в 2-3 раза ниже, чем у стран-лидеров (США - 10,9%, Китай - 10,1%, Бразилия - 6,2%).

Среди положительных тенденций следует отметить стремительный рост объемов цифровой экономики в РФ, которая входит в топ-5 стран с лучшими темпами роста показателей цифровиза-ции экономики. По данным исследования

10

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

8,4 8,57 8,93 8,98

5,38 6,19 4,64 0,99 6,79 5,23 7,07 5,62

4,34 0,83 1,17 0,96

•-

2011 (15 5 стран)

2013 (15 7 стран)

2015 (167 стран)

2017 (176 стран)

Наибольшее значение Российская Федерация

■Наименьшее значение ■Украина

Составлено по [7], [8]

Рис. 1. Российская Федерация и Украина в рейтинге ICT Development Index

международной консалтинговом компании McKinsey, за период 2011-2015 гг. на цифровую экономику РФ пришлось 24% общего прироста ВВП, а потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики к 2025 г. составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП [9].

Активное развитие информационных технологий в условиях цифровой экономики вызывает необходимость построения эффективной системы налогообложения согласно современным тенденциям.

Наибольшее влияние на налоговую систему государства в условиях цифровой экономики оказывают следующие факторы [10, с. 89]:

внедрение и оказание цифровых государственных услуг в сфере налооб-ложения;

создание благоприятных налоговых условий для стимулирования инвестиций в цифровые технологии;

автоматизация системы налогового контроля;

определение и разработка механизма налогообложения новых продуктов, операций, возникших в связи с применением цифровых технологий.

В 2019 г. около 30 стран мира внедрили формы по цифровой налоговой отчетности и сбору налогов [11]. В исследовании организации Pricewaterhouse Coopers и the World Bank Group [12] выделены следующие приоритетные характеристики, согласно которым страны можно классифицировать по уровню технологического (цифрового) потенциала в налогообложении (табл. 1).

Таблица 1

Классификация стран по уровню технологического (цифрового) потенциала в налогообложении

Технологический потенциал Особенности налогообложения

Технологически развитые страны автоматическое заполнение налоговых деклараций путем экспорта данных из бухгалтерского программного обеспечения; высокоскоростная и широко распространенная 1Т-инфраструктура; проверка транзакций и сопоставление информации от разных контрагентов в режиме реального времени; машинное обучение и искусственный интеллект используются для выявления транзакций, чувствительных к налогам; упрощенные правила, легкий доступ к четкой, своевременной информации по электронной почте, через веб-сайты, электронное обучение и виртуальных консультантов

Страны в технологическом переходе частичная цифровизация налогообложения; автоматизированы такие аспекты налогообложения, как: электронные таблицы, утвержденные налоговым органом, или программное обеспечение, позволяющее выполнять автоматические вычисления; электронная отчетность для некоторых налогов, но не все процессы доступны онлайн; доступность онлайн-калькуляторов и инструкций для налогоплательщиков; часто меняющиеся информационные требования и правила; отсутствие автоматической передачи данных между бухгалтерской и налоговой системами

Страны с ограниченным внедрением технологий недостаточная технологическая инфраструктура; барьеры для электронной подачи заявок и онлайн-платежей; юридические требования к печатной документации; административные ограничения, неформальная экономика; сложное налоговое регулирование

Составлено по [12]

В соответствии с данной классификацией Донецкую Народную Республику можно отнести к категории стран, которые по уровню технологического потенциала в налогообложении находятся в технологическом переходе.

В некоторых из наиболее эффективных экономик (Южная Корея, Исландия, Великобритания, Швейцария, Эстония) электронная регистрация, подача налоговой отчетности и оплата налогов осуществляются уже более десяти лет; используются передовые методы, такие как big-data, «умные» алгоритмы, аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение.

В скандинавских странах (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии) исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме (доходы, вложения, каждодневные траты, состав имущества граждан контролируются автоматизированной системой), а граждане лишь получают уведомления для проверки расчетов по части налогообложения.

В странах, где внедрено ограниченное количество технологий, в том числе без использования онлайн-регистрации и оплаты налоговых платежей, недостаточная координация между органами государственного управления, что приводит к множественной отчетности. Факторы, препятствующие внедрению цифровых технологий, такие, как низкий уровень грамотности или отсутствие IT-инфраструктуры, могут быть присущи состоянию развития отдельных стран и являются неконтролируемыми со стороны налоговых органов.

В связи с необходимостью корректировки и унификации международных налоговых правил Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с G20 в 2013 г. приняли План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting - Размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения)

[13], первый из 15 шагов которого посвящен вопросам налогообложения именно в цифровой экономике с рекомендациями по изучению существующих бизнесс-моделей цифровой экономики.

Цифровая экономика стимулирует активность бизнеса за счет снижения транзакционных издержек и асимметрии информации, наблюдаемой в некоторых сферах, например, на финансовых рынках. Поэтому цифровая революция является слишком значимой для любой страны, чтобы ею пренебречь. В исследовании «Harnessing the digital economy for developing countries» [14] (Использование цифровой экономики развивающимися странами) эксперты ОЭСР подчеркивают, что размер экономики имеет значение, но не является определяющим, в связи с чем развивающиеся страны, используя стратегическое планирование, должны найти и занять свою нишу в глобальной цифровой экономике.

В связи с происходящими в современном мире процессами цифровизации многие государства заключают между собой договоры по автоматическому обмену финансовой информацией в целях налогообложения, а в 2017 г. ОЭСР выпустила стандарт автоматического обмена налоговой информацией «Going to Digital» [15], носящий рекомендательный характер.

В исследовании группы английских экспертов «Digitalisation of tax: international perspectives» [16] проведен комплексный анализ возможностей цифровых технологий в налогообложении, препятствий и подходов, используемых отдельными, по мнению экспертов, 12 перспективными странами (Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Чехия, Эстония, Нигерия, Россия, Сингапур, Великобритания, США) в процессе цифровиза-ции налоговых систем: от целей до конкретных инструментов налогового администрирования. Среди важных факторов,

способствующих процессу цифровой трансформации налоговой системы, эксперты выделяют: наличие универсальных форм налоговых деклараций, высокий уровень налоговой культуры, необходимость в принятии решительных мер против теневой экономики [17].

По расчетам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ раздел «Электронное государство» 2019 [18, с. 188], налоги и сборы (34% из 100%) являются одними из наиболее востребованных видов государственных и муниципальных услуг, получаемых в электронной форме (проверка ИНН, проверка наличия налоговых задолженностей, оплата налогов и штрафов, запись на прием в налоговую инспекцию и др.).

Активное внедрение инновационных методов налогового администрирования в Российской Федерации, основанных на современных цифровых техноло-

гиях, в последние годы сместило акцент с проверок налоговых на создание естественной доверительной среды между налоговыми органами и налогоплательщиками. Важное влияние на увеличение налоговых поступлений оказывает применение новой технологии передачи информации в режиме реального времени с использованием контрольно-кассовой техники, что позволяет налоговым органам получать и анализировать данные о продажах, контролировать один из наиболее сложно администрируемых секторов экономики - розничную торговлю [6, с. 28].

Цифровизация налогообложения открывает возможности, но также создает достаточно рисков и затрат как тактических, так и стратегических. В процессе исследования были обобщены основные вызовы и перспективы для налогообложения в условиях цифровой экономики (табл. 2).

Таблица 2

Вызовы и перспективы для налогообложения в условиях цифровой экономики

Вызовы Перспективы

Отсутствие масштабных инвестиций и специализированных кадров для разработки, внедрения и обслуживания необходимого программного обеспечения; уязвимость баз данных экономической информации, угроза утечки персональных данных; отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в условиях цифровой экономики; дисбаланс технологического потенциала в налогообложении; отсутствие льготного налогообложения; временная угроза «технологической безработицы» и сокращение налоговых поступлений; сложность налогообложения и контроля занятости, осуществляемой удаленно (freelance); цифровой барьер (те, кто не будут пользоваться цифровыми технологиями) Унификация информационных систем, применяемых различными органами государственного управления; доступные и удобные цифровые сервисы государственных услуг по налогам и сборам; внедрение блокчейн-технолгий и смарт-контрактов повысит эффективность налогового администрирования государства и понизит издержки производителей на системы контроля движения товаров; повышение налоговой дисциплины; усиление борьбы с теневым сектором экономики и уклонением от уплаты налогов; повышение эффективности и прозрачности налогового контроля, возможность проведения камеральных проверок в автоматическом режиме; стандартизация процесса обмена налоговой информацией; структурные перемены в налогообложении, изменение состава и структуры налогов

Среди вызовов для налоговой системы в условиях цифровой экономики следует отметить рост налоговых рисков, связанных с уклонением от уплаты налогов. Эта проблема актуализируется в связи с распространением современных бизнес-моделей, ведением бизнеса без регистрации и фактического присутствия в стране. Для цифровой экономики характерно расширение интернет-бизнеса, создание информационно-финансовых центров, деятельность которых осуществляется с созданием добавленной стоимости и получением прибыли. Проблема заключается в том, что цифровая хозяйственная деятельность часто не отличается своей прозрачностью и трудно контролируется [4, с. 120]. Структурные перемены в налогообложении представляются тем, что под влиянием цифровой реальности в перспективе трансформируется механизм формирования обязательных элементов налога.

Выводы

Глубокие преобразования, в первую очередь, необходимо проводить в налоговом администрировании, которое нуждается в адаптации к условиям цифровой экономики. Для этого необходимы новые специальные технологии налогового администрирования. Использование современных информационных технологий в налоговом администрировании является одной из главных задач трансформации налоговой системы в цифровой реальности. Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование позволит обеспечить прозрачность налогообложения и неотвратимость уплаты налогов.

Ключевыми направлениями перспективного развития экономики Донецкой Народной Республики в части циф-ровизации являются: необходимость формирование системы нормативно-правовых актов, механизмов и инструментов законодательной базы, регулирующей взаимоотношения в рамках цифро-

вой экономики; использование облачных технологий в налогообложении, создание цифровой инфраструктуры (персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность) при реализации условий информационной и экономической безопасности государства и бизнеса, защиты персональных данных, а также неприкосновенности частной жизни в цифровом пространстве. Внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, имеющего государственный статус, включающего информацию об обновляющейся базе законодательства, в том числе и налогового.

Список использованной литературы

1. Гончаренко, Л.И. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики / Л.И. Гончаренко, Ю.В. Малкова, А.С. Адвокатова // Экономика. Налоги. Право. - 2018. № 2. -С.166-172.

2. Цифровые технологии налогового администрирования: монография с грифом НИИ образования и науки / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 263 с.

3. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография с грифом НИИ образования и науки / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 279 с.

4. Кирова, Е.А. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономики / Е.А. Кирова, Н.Г. Морозова, А.С. Безверхий // Вестник университета. - 2019. -№ 7. - С. 118-124.

5. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.2014 № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» (с измен.) [Электронный ресурс]. - URL: http://fpdnr.ru/wp-

content/uploads/ 2017/01/Postanovlenie-9-1.pdf

6. Грунина, Д.К. Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов / Д.К. Грунина // Налоги и финансы. - 2018. - № 1 (37). -С. 24-34.

7. 2017 Global ICT Development Index [Электронный ресурс]. - URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/ index.html

8. Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ ict-development-index/ict-development-index-info

9. McKinsey, & Company «Цифровая Россия: новая реальность» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.mckinsey.com/ru/our-insights

10. Гулькова, Е.Л. Налоговые вызовы цифровой экономики / Е.Л. Гулькова, М. В. Карп, М.В. Типалина // Вестник ГУУ. - 2019. - № 4. - С. 89-95.

11. Forbes Insights: Global Taxation is Going Digital: Here's How to Prepare. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.forbes.com/ sites/insights-sovos/2019/ 04/18/global-taxation-is-going-digital-heres-how-to-prepare

12. Paying Taxes 2019: In-depth analysis on tax systems in 190 economies: PwC. [Электронный ресурс]. - URL: https://

www.pwc.com/gx/en/services/tax/publicatio ns/paying-taxes-2019.html

13. BEPS Actions [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/tax/ beps/beps-actions/

14. Harnessing the digital economy for developing countries [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/development/harnessing-the-digital-economy-for-developing-countries_ 4adffb24-en

15. OECD library / Tax challenges arising from digitalisation - interim report 2018: inclusive framework on beps [Электронный ресурс]. - URL: https:// dx.doi.org/10.1787/9789264293083-en

16. ICAEW / Digitalisation of tax: international perspectives (2019 edition) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.icaew.com/technical/technolog y/technology-and-the-profession/digitalisa tion-of-tax-international-perspectives

17. Цифровая революция добралась до налогов [Электронный ресурс]. - URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/a rticles/2016/digital-taxes-in-digital-world. html

18. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

Статья поступила в редакцию 30.01.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.