Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Староверова Ольга Валентиновна

Статья посвящена цифровым технологиям налогового администрирования; в ней рассматриваются вопросы применения цифровых технологий в налоговом администрировании; роль цифровых инструментов в налоговом администрировании; достоинства и негативные черты цифровых технологий, а также даны рекомендации по уменьшению налоговых рисков информационной безопасности программного продукта и ряд профилактических мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES OF TAX ADMINISTRATION

The article is devoted to digital technologies of tax administration; it deals with the use of digital technologies in tax administration; the role of digital tools in tax administration; advantages and disadvantages of digital technologies, as well as recommendations for reducing the tax risks of information security of a software product and a number of preventive measures.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 336, 347

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-266-269 NIION: 2015-0066-1/23-637 MOSURED: 77/27-011-2023-01-836

Цифровые технологии налогового администрирования

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена цифровым технологиям налогового администрирования; в ней рассматриваются вопросы применения цифровых технологий в налоговом администрировании; роль цифровых инструментов в налоговом администрировании; достоинства и негативные черты цифровых технологий, а также даны рекомендации по уменьшению налоговых рисков информационной безопасности программного продукта и ряд профилактических мер.

Ключевые слова: цифровизация экономики, цифровые технологии, налоговое администрирование Для цитирования: Староверова О. В. Цифровые технологии налогового администрирования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 266-269. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-266-269.

Original article

Digital technologies of tax administration

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article is devoted to digital technologies of tax administration; it deals with the use of digital technologies in tax administration; the role of digital tools in tax administration; advantages and disadvantages of digital technologies, as well as recommendations for reducing the tax risks of information security of a software product and a number of preventive measures.

Keywords: digitalization of the economy, digital technologies, tax administration

For citation: Staroverova O. V. Digital technologies of tax administration. Bulletin of economic security. 2023;(1): 266-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-266-269.

Цифровизация экономики, которую проводят уже с конца 2016 года, затронула практически все сферы жизнедеятельности человека. Налоговое администрирование не стало исключением. Этот процесс является чрезвычайно важным для пополнение доходной части государственной казны. Введение цифровых технологий в налоговое администрирование привело как к положительным, так и к негативным аспектам.

Вопрос применения цифровых технологий в налоговом администрировании за последние несколько лет широко освещался учеными.

Так, роль цифровых инструментов в налоговом администрировании изучили Л. М. Файзрахманова, И. А. Шалаев, М. А. Гнедкова и Т. Г. Бондаренко [1; 3; 5; 10]. Сам переход и трансформацию, которые произошли, рассмотрели О. А. Герасименко, Т. В. Деева и А. В. Салабутин [2; 4; 8]. Другие авторы, работы которых были использованы при создании этого эссе, изучили иные аспекты,

© Староверова О. В., 2023

например, практическое внедрение (Е. В. Ткач), перспективы (Н. Б. Островская) или определенные направления использования (В. В. Кузьменко) [6; 7; 9].

Налоговое администрирование необходимо для того, чтобы оперативно решать наиболее актуальные вопросы, формирующиеся в течении взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков. В целом этот сложный многоаспектный институт порожден налоговыми отношениями, налоговой политикой страны, а также разными механизмами, отвечающими за результативное функционирование налоговой системы [5; 6]. Надо согласиться с Косовым М. Е., который пишет, что «эффективность консультирования зависит от современных технологий, компьютеризации и повышения уровня подготовки должностных лиц налоговых органов по современным дисциплинам, изучающим принципы экономических, в том числе маркетинговых, взаимоотношений в условиях рынка» [11].

ECONOMIC SCIENCE

Цифровые технологии, внедряющиеся в процесс налогового администрирования, позволяют сделать процесс более эффективным. Это достигается через минимизацию рисков относительно нарушений при оплате или исчислении налогов, а также максимизация налогового комплаенса, вплоть до ста процентов [1].

Уже в 2017 году начался процесс внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование. Направление было выбрано одним из первых, так как с его помощью федеральная налоговая служба собирает около девяносто процентов от всех посту-паемых в бюджет денежных средств. Современный спектр применяемых цифровых технологий чрезвычайно широк, это искусственный интеллект, мобильные приложения, интернет-порталы, Big Data и многие иные [4; 8].

В перспективе цифровые технологии в налоговом администрировании будут развиваться, по аналогии с уже применяемыми на Западе направлениями в Big Data. Нельзя не отметить распространение в Европе смарт-порталов, которые тоже станут дальнейшей перспективой нашей страны. Их назначение - совершенствование риск-менеджмента всей налоговой системы, формирование налогового механизма, который будет понятным и удобным для каждого лица, а также он будет требовать минимальное количество трудовых затрат от налогоплательщика [2; 7].

Согласно изучению используемых сейчас информационных технологий в налоговом администрировании, можно выделить множество достоинств, основными из которых будут:

1. Уменьшение расходов в этой сфере. Так, например, уже в 2017 году было установлено, что выездные проверки стали реже в два раза, итоговый эффект от них вырос на аналогичный показатель, а сами работники указали на уменьшение трудовых затрат по этим направлениям [10];

2. Увеличение эффективности в направлении определения используемых схем для минимизации налоговых отчислений. Проблемным аспектом выступают так называемые фирмы-однодневки. Внедрение цифровых технологий позволило за несколько лет снизить их количество в пять раз, что является значительным достижениям [9];

3. Сокращение административной нагрузки, которая приходится на физических лиц, которые активно используют мобильное приложение «Мой налог». С его помощью самозанятые могут максимально просто и быстро легализовать свой доход. Так, они просто вводят значение полученной прибыли, после этого автоматически рассчитывается налоговая сумма к уплате, которая выводится в конце месяца;

4. Уменьшение комплаенс-рисков в сфере налоговой проверки. Если ранее можно было выявить схему сговора между налоговым работником и проверяемым лицом, то теперь можно отметить наличие простых человеческих ошибок, допускаемых случайно [3].

Есть все основания сказать, что представленные преимущества не являются исчерпывающими, их список можно продолжать и далее. Однако у цифровых технологий в сфере налогового администрирования есть некоторые негативные черты, которые нельзя не отметить:

1. Некоторые законы требуют использования цифровых технологий при оплате налогов или реализации операций, что увеличивает расходы налогоплательщиков на оборудования. Например, было введено обязательство для бизнеса по использования кассового оборудования, что стало для малого бизнеса ощутимой денежной суммой. Еще одним примером может служить то, что самозанятому нужно декларировать свои доходы, либо с помощью приложения «Мой доход», либо на сайте налоговой службы. Однако, если человек не имеет современного смартфона или хотя бы ноутбука, сделать это он сможет лишь в зоне свободного доступа к компьютеру, например, в ИФНС или ему необходимо будет нести затраты на это декларирование.

2. Обучение. Из первой проблемы частично формируется вторая. Даже если лицо приобрело кассовое оборудование или современный смартфон, необходимо научиться им грамотно воспользоваться. В случае с кассой, ее нужно обслуживать, что требует расходов и знаний в этой сфере. ИФНС не уделяет этому недостаточного внимания, необходимо различные бесплатные курсы, позволяющие быстро и доступно объяснить всем желающим, как быстро и эффективно использовать различные сервисы налоговой службы;

3. Доступность Интернета и специалистов в различных регионах. Так, некоторые города России не имеют стабильного подключения к Интернет, в результате, использование цифровыми технологиями существенно усложняется, в некоторых моментах становится недоступно. При этом часть городов испытывает нехватку экспертов в узких сферах, что усложняет, например, процесс обслуживания обязательного оборудования. Это проблема стоит особенно остро и требует ее быстрого решения.

На наш взгляд, если бесплатные курсы и льготы могут быстро ликвидировать первые две трудности, которые физические лица могут разрешить самостоятельно, то последняя проблема нерешаема без вмешательства государства. Необходимо создать целую программу, которая будет активно развивать цифровые технологии там, где их сейчас практически нет. Там же нужно предоставлять бесплатные программные продукты, запускать пробные проекты, которые тщательно познакомят жителей с сервисами налоговых служб. В противном случае отставание отдельных городов и регионов от наиболее продвинутых территорий будет ежегодно расти.

Скажем и еще об одной проблеме - формирование новых налоговых рисков. Законодательство относительно цифровых технологий в налоговом администрировании проработано недостаточно, что дает возможность все неустранимые сомнения трактовать в

№ 1 / 2023

Bulletin of economic security

267

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

пользу налогоплательщика. При этом информационная безопасность программного обеспечения налогового администрирования тоже подвержена налоговым рискам, для ее уменьшения можно использовать следующие рекомендации:

1) сделать минимальными законодательные «пробелы» этой сферы;

2) до принятия нормативных правовых актов, проводить экспертизу, которая позволит всесторонне изучить документы, снизив юридические, информационные и иные риски;

3) заранее формировать прогноз относительно каждого внедрения цифровой технологии в налоговое администрирование в направлении изменения налоговая нагрузка.

Есть все основания сказать и о профилактических мерах:

1) Единый центр, обрабатываемый сведения о налогоплательщиках всей страны, должен работать бесперебойно, его безопасность должна стать приоритетом.

2) Любое нововведение должно быть объяснено всем гражданам, то есть необходимо не только размещать информацию на сайтах и давать интервью представителям СМИ, но и проводить открытые лекции, на которых подробно будут разъяснены все аспекты, даны ответы на все вопросы. При этом важно делать акцент на том, что использование цифровых технологий в первую очередь делается для граждан, так как это позволяет им быстрее решать все налоговые вопросы, а также делает связь с налоговой службой проще.

Отдельного упоминания заслуживает то, что цифровые технологии дают существенные преимущества в налоговом администрировании. При этом особое внимание нужно акцентировать на развитии доступа к технологиям и Интернет, так как именно на этих аспектах держатся все цифровые технологии.

Список источников

1. Бондаренко Т. Г. Современные электронно-цифровые технологии в развитии налогового администрирования / Т. Г. Бондаренко, Ю. С. Михалева, О. В. Гудкова // Актуальные вопросы экономической безо-пасностиитаможенногодела:Сборникнаучныхработвсе-российской научно-практической конференции, Брянск, 17 апреля 2020 года. Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. С. 171-173.

2. Герасименко О. А. Современные ГГ-технологии в налоговом администрировании в условиях перехода России к цифровой экономике / О. А. Герасименко // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36(4). С. 106-108. DOI 10.24412/2309-4788-202111278.

3. Гнедкова М. А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровизации / М. А. Гнедкова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2020. № 4 (34). С. 298-303.

4. Деева Т. В. Технологическая трансформация налоговых органов и построение взаимодействия с налогоплательщиками с учетом их ожиданий и потребностей / Т. В. Деева // Креативная экономика.2020. Т. 14. № 9. С. 2131-2144. DOI 10.18334/се.14.9.110801.

5. Кузьменко В. В. Использование инновационных информационных технологий при модернизации и повышении эффективности налогового администрирования и налогового контроля в условиях развития цифровой трансформации экономики и своевременного применения технологий больших данных / И. А. Шалаев, О. И. Кожанчиков, О. И. Карпова, С. А. Ильминская // Вестник ОрелГИЭТ. 2021. № 4 (58). С. 92-104. DOI 10.36683/2076-5347-2021-4-58-92-104.

6. Цифровые технологии налогового администрирования как инструмент согласования интересов государства и налогоплательщиков / В. В. Кузьменко,

B. А. Молодых, Е. У Каракаева // Россия, Европа, Азия: цифровизация глобального пространства : Сборник научных трудов III Международного научно-практического форума, Невинномысск, 16-21 ноября 2020 года / Под редакцией И. В. Пеньковой. Невинномысск : Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ», 2020.

C. 435-437.

7. Островская Н. Б. Перспективы использования цифровых технологий в налоговом администрировании / Н. Б. Островская // Правосубъектность участников финансовых правоотношений и ее трансформация в условиях цифровой экономики : Сборник по материалам VI Саратовских финансово-правовых чтений научной школы имени Н.И. Химичевой - Международной научно-практической конференции в рамках Саратовского международного юридического форума, посвященного 90летнему юбилею Саратовской государственной юридической академии, Саратов, 09 июня 2021 года / Под редакцией Е. В. Покачаловой. Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2022. С. 114-116.

8. Салабутин А. В. Трансформация налогового администрирования в условиях цифровизации / А. В. Са-лабутин // Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей: Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции, Керчь, 27 октября 2020 года / под общ. ред. Е. П. Масюткина. Керчь : ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2020. С. 734-738.

9. Ткач Е. В. Развитие практики применения цифровых технологий в налоговом администрировании и менеджменте / Е. В. Ткач // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий : Сборник научных статей по итогам работы второго круглого стола с международным участием, Москва, 15-16 апреля 2020 года. М. : Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2020. С. 85-87.

10. Файзрахманова Л. М. Роль цифровых технологий в эффективной реализации налогового администрирования / Л. М. Файзрахманова // Актуальные проблемы

ECONOMIC SCIENCE

финансового права в эпоху цифровизации: материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 20 апреля 2022 года. Уфа : Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2022. С. 15-19.

11. Косов М. Е. Маркетинг в процессе налогового администрирования // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 12. С. 25-29.

References

1. Bondarenko T. G. Modern electronic digital technologies in the development of tax administration / T. G. Bondarenko, Yu. S. Mikhaleva, O. V. Gudkova // Topical issues of economic security and customs : Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Bryansk, April 17, 2020. Bryansk : Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2020. Р. 171-173.

2. Gerasimenko O. A. Modern IT-technologies in tax administration in the context of Russia's transition to a digital economy / O. A. Gerasimenko // Natural Humanitarian Research. 2021. No. 36(4). Р. 106-108. DOI 10.24412/2309-4788-2021-11278.

3. Gnedkova M. A. Development of tax administration in the context of digitalization / M. A. Gnedkova // GosReg: state regulation of public relations. 2020. No. 4 (34). Р. 298-303.

4. Deeva T. V. Technological transformation of tax authorities and building interaction with taxpayers, taking into account their expectations and needs / T. V. Deeva // Creative Economy. 2020. T. 14. No. 9. Р. 2131-2144. DOI 10.18334/ce.14.9.110801.

5. The use of innovative information technologies in the modernization and improvement of the efficiency of tax administration and tax control in the context of the development of digital transformation of the economy and the timely application of big data technologies / I. A. Shalaev, O. I. Kozhanchikov, O. I. Karpova, S. A. Ilminskaya // Vestnik OrelGIET. 2021. No. 4 (58). Р. 92-104. DOI 10.36683/2076-5347-2021-4-58-92-104.

6. Digital technologies of tax administration as a tool for coordinating the interests of the state and taxpayers / V V. Kuzmenko, V. A. Molodykh, E. U. Karakaeva // Russia,

Europe, Asia: digitalization of the global space: Collection of scientific papers of the III International Scientific and practical forum, Nevinnomyssk, November 16-21, 2020 / Edited by I. V. Penkova. Nevinnomyssk : SEKVOIA Limited Liability Company, 2020. P. 435-437.

7. Ostrovskaya N. B. Prospects for the use of digital technologies in tax administration / N. B. Ostrovskaya // Legal personality of participants in financial legal relations and its transformation in the digital economy: Collection of materials from the VI Saratov financial and legal readings of the scientific school named after N.I. Khimicheva -International scientific and practical conference within the framework of the Saratov International Legal Forum dedicated to the 90th anniversary of the Saratov State Law Academy, Saratov, June 09, 2021 / Edited by E. V. Pokachalova. Saratov : Saratov State Law Academy, 2022. P. 114-116.

8. SalabutinA. V. Transformation oftax administration in the context of digitalization / A. V. Salabutin // Theory and practice of financial and economic activities of enterprises in various industries: Proceedings of the II National Scientific and Practical Conference, Kerch, October 27, 2020 / under total ed. E. P. Masyutkin. Kerch : FGBOU VO «Kerch State Marine Technological University», 2020. P. 734-738.

9. Tkach E. V. Development of the practice of using digital technologies in tax administration and management / E. V. Tkach // Global economy in the XXI century: the role of biotechnology and digital technologies: Collection of scientific articles based on the results of the second round table with international participation , Moscow, April 15-16, 2020. M. : Limited Liability Company «KOVERT», 2020. P. 85-87.

10. Fayzrakhmanova L. M. The role of digital technologies in the effective implementation of tax administration / L. M. Fayzrakhmanova // Actual problems of financial law in the era of digitalization: materials of the International scientific and practical conference, Ufa, April 20, 2022. Ufa : Research Institute for the Problems of the Legal State, 2022. P. 15-19.

11. Kosov M. E. Marketing in the process of tax administration // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No. 12. P. 25-29.

Информация об авторе

О. В. Староверова - профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O. V. Staroverova - Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 29.11.2022; одобрена после рецензирования 13.01.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 29.11.2022; approved after reviewing 13.01.2023; accepted for publication 15.02.2023.

№ 1 I 2023

Bulletin of economic security

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.