Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Староверова Ольга Валентиновна

Рассматривается модель цифровой трансформации деятельности налоговых органов. Проанализированы основные тенденции налогового администрирования. Представлены некоторые этапы модели цифровой трансформации деятельности налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A DIGITAL TRANSFORMATION MODEL FOR THE ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES

The model of digital transformation of the activity of tax authorities is considered. The main tendencies of tax administration are analyzed. Some stages of the model of digital transformation of the activities of tax authorities are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-287-290 EDN: https://elibrary.ru/xfziok NIION: 2003-0059-3/23-712 MOSURED: 77/27-003-2023-03-911

Разработка модели цифровой трансформации деятельности налоговых органов

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Рассматривается модель цифровой трансформации деятельности налоговых органов. Проанализированы основные тенденции налогового администрирования. Представлены некоторые этапы модели цифровой трансформации деятельности налоговых органов.

Ключевые слова: налоговое администрирование, модель цифровой трансформации, налоговые органы Для цитирования: Староверова О. В. Разработка модели цифровой трансформации деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 287-290. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-287-290. EDN: XFZIOK.

Original article

Development of a digital transformation model for the activities of tax authorities

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The model of digital transformation of the activity of tax authorities is considered. The main tendencies of tax administration are analyzed. Some stages of the model of digital transformation of the activities of tax authorities are presented. Keywords: tax administration, digital transformation model, tax authorities

For citation: Staroverova O. V. Development of a digital transformation model for the activities of tax authorities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):287-290. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-287-290. EDN: XFZIOK.

Научные исследования последних лет, как в России, так и за рубежом доказывают, что разработка и внедрение моделей цифровой трансформации в деятельность налоговых органов будет способствовать расширению партнерства и осуществления сотрудничества с зарубежными странами при помощи инновационных методов работы с данными и внедрения новых технологий. В след за автором [1] считаем, что цифровая трансформация деятельности налоговых органов способна повысить эффективность и качество налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации. Изменения во взаимодействии налоговых органов и организаций, благодаря цифровой трансформации позволит расширить масштабность их деятельности через возможность осуществления работы дистанционно.

На сегодняшний день рост налоговой нагрузки оказывает негативное воздействие на законодатель© Староверова О. В., 2023

ство о налогах и сборах, по причине того, что выявляются нарушения, которые, в свою очередь, обусловлены желанием сократить налоговые платежи. Данный фактор влечет за собой создание «серых» и «черных» схем уклонения от уплаты налогов.

Однако процесс глобализации экономики и цифровая трансформация деятельности налоговых органов явились причиной формирования относительно новых моделей бизнеса, которые способны создать определенные проблемы и угрозы для дальнейшего формирования доходов бюджета. В целях решения проблем, отказывающих влияние на формирование доходов бюджета, в первую очередь, необходимо решить вопросы международного уровня, а именно положение дел в офшорных зонах, в частности «прозрачность» данного бизнеса. Решение данных проблем способно снизить налоговые риски, возникшие по причине недополучения в бюджет налоговых пла-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

тежей. Однако, важно отметить, что современные условия способны виртуально формировать свои финансовые потоки, что является скрытым для налоговых органов. В связи с этим фактором, мировым налоговым администрациям целесообразно формировать новые системы налогообложения в современном цифровом мире. Такой вариант развития поможет отдалиться от системы стабильного представительства, пересмотра взаимосвязей, регламентируемых принципом «вытянутой руки», тем самым предоставив правящим органам государств новые права в сфере налогообложения прибыли.

За прошедшие несколько лет произошло усиление и усовершенствование процесса цифровизации налогового администрирования, что положительно повлияло на осуществление мониторинга их налоговой нагрузки, что, в свою очередь, поспособствовало своевременному принятию решений в случае изменений и отклонений от среднестатистических показателей по отрасли [2].

Основная цель таких мероприятий — повышение уровня прозрачности и доверия к налоговым органам со стороны не только общества, но и других хозяйствующих субъектов, посредством внедрения определенного механизма автоматического соблюдения законодательства о налогах и сборах. Для решения поставленных задач целесообразно рассматривать пути развития автоматизированных систем искусственного интеллекта, взаимодействовать с налогоплательщиками, предоставляя им широкий спектр услуг и возможностей [3]. Следует помнить, что необходимо и повышение эффективности цифровой трансформации налоговой системы и расширения взаимодействия на международном уровне; также следует осуществить кадровые и специальные организационные мероприятия.

Россия занимает одно из ведущих мест в сфере цифрового налогового администрирования, но на данный момент областей для развития по-прежнему достаточно. Одним из главных факторов совершенствования цифровой сферы налогообложения выступает модернизация законодательства о налогах и сборах, а также применение больших данных Big Data и управления ими.

Так, например, по данным статистики, к 20242025 гг. к результатам цифровой трансформации можно будет отнести создание, становление и функционирование особой системы, позволяющей отсле-

дить и выявить полный оборот производства до момента получения потребителем. Данная цель будет достигнута путем введения маркировки лиственных средств, табачных изделий, обуви, а также при помощи внедрения системы физического интернета по грузоперевозкам, позволяющим проконтролировать полный цикл движения товара от начальной и до конечной точки [4].

В качестве качественного результата цифровой трансформации деятельности налоговых органов целесообразно считать использование контрольно-кассовой техники, совершенствующей контроль налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Дальнейшим этапом трансформации будет служить создание необходимых условий для осуществления и одобрения деятельности самозанятых лиц. Е. А. Кирова так описывает ее суть; данное изменение окажет влияние на выход доходов самозанятых граждан из «налоговой тени» и сделает их деятельность «прозрачной» на законодательном уровне [5].

В соответствии с данными аналитиков и информационных прогнозов Федеральной налоговой службы [8], проведенных в 2022 г., в настоящее время экономика Российской Федерации насчитывает порядка 5 млн самозанятых лиц, значительная доля которых, поддерживает решение о легализации данного вида бизнеса, но осуществление регистрационных действий с их стороны проводиться не будет. На данном этапе развития цифровой трансформации в налоговой сфере разработано и уже используется приложение ФНС, после скачивания которого на мобильном устройстве доступна функция прохождения регистрации без посещения налоговых органов.

Стоит отметить, что за 2018-2021 гг. обмен информации между налоговыми юрисдикциями претерпел качественные изменения, что позволило сделать известными администрациям основных налоговых органов транзакции физических и юридических лиц. Несколько лет назад Российская Федерация присоединилась к единой системе передачи данных (Common Transmission System, CTS) ОЭСР, что позволило технически обеспечить частичный автоматический обмен информацией с зарубежными партнерами. Так, при помощи данных возможностей отследить реальные схемы финансовых потоков и владения активами становится более доступным. Однако, в связи с событиями, происходящими в мире в 2022 г. данная

jjiiL.

-^pr-

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

система обмена данными оказалась менее актуальной и эффективной.

И наконец, словно подведя итог, звучит разумная мысль Н. Рудовой [6]: «модель цифровой трансформации деятельности налоговых органов должна быть построена на следующих основных этапах», представленных в табл. 1.

Анализируя данные табл. 1, отметим, что использование инструментов аналитики, вариативности, адаптивности, а также методов прогнозирования способно оказать значительное влияние на процесс формирования качественного клиентского сервиса.

Одним из принципиально важных вопросов, который следует решить в рамках будущей концепции, является расширение партнерства и сотрудничества в области налогового регулирования, которое позволит добиться соблюдения международных налоговых соглашений, а также сближения налоговых ставок.

В процессе применения инновационных методов работы с информационными данными могут быть достигнуты цели в области моделирования клиентского поведения, прогнозирования спроса, а также будут сформированы преимущества в осуществлении дальнейшей деятельности. Внедрение иннова-

ционных технологий способствует достижению гармонизации и стабилизации законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость разработки модели цифровой трансформации деятельности налоговых органов, что позволит не только повысить эффективность и качество налогового администрирования, но и вывести экономику на новый уровень, снизив в значительной степени налоговые риски.

Список источников

1. Староверова О. В. Цифровые технологии налогового администрирования // Вестник экономический безопасности. 2023. № 1.

2. Братцев В. И., Гришанова А. М. Развитие процесса цифровизации как фактор, определяющий изменения механизма налогового администрирования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021. № 1. С. 5-13.

3. Карловская Е. А., Демиденко О. В. Цифро-визация экономики как один из способов повышения эффективности контроля с помощью онлайн-касс // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 4 (94). С. 185-188.

Модель цифровой трансформации деятельности налоговых органов

Таблица 1.

Этапы цифровой трансформации деятельности налоговых органов Сущность этапов цифровой трансформации деятельности налоговых органов

1 Формирование клиентского сервиса Совершенствование и применение инструментов аналитики, вариативности, адаптивности, а также методов прогнозирования.

2 Расширение партнерства и сотрудничества Сотрудничество в цифровой области предоставляет возможность отечественным организациям осуществлять деятельность по всему миру. В области налогового регулирования на данном этапе подразумевается соблюдение международных налоговых соглашений, сближение налоговых ставок, определение налоговой базы при проведении бюджетно-налоговых реформ.

3 Использование инновационных методов работы с информационными данными Применение инновационных инструментов в процессе сбора и обработки данных: Широкое использование искусственного интеллекта (Big Data), нейросети для целей моделирования клиентского поведения, прогнозирования спроса, формирования преимуществ в деятельности.

4 Внедрение инновационных технологий Создание инновационных центров для дальнейшего поиска и тестирования новых направлений распространения продуктов [7], что в результате будет способствовать достижению гармонизации и стабилизации законодательства о налогах и сборах.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Проект Федерального закона № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (внесен Правительством РФ) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Кирова Е. А. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник ГУУ. 2020. № 9. С. 94-99.

6. Рудова Н. Как устроена АИС, на которой работает вся система налогообложения в России // URL://https://www.cnews.ra/artides/2021-08-16.

7. Деева Т. В. Технологическая трансформация налоговых органов и построение взаимодействия с налогоплательщиками с учетом их ожиданий и потребностей // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 9. С. 2131-2144.

8. URL://https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ac-tivities_fts/12258990/

References

1. Staroverova O. V. Digital technologies of tax administration // Bulletin of economic security. 2023. № 1.

2. Brattsev V. I., Grishanova A. M. Development of digitalization process as a factor determining changes in the

mechanism of tax administration // Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 2021. № 1. P. 5-13.

3. Karlovskaya E. A., Demidenko O. V. Digitalization of the economy as one of the ways to improve the efficiency of control with on-line cash registers // Science and Business: ways of development. 2019. № 4 (94). P. 185-188.

4. Draft Federal Law No. 20281-8 «On conducting an experiment on the establishment of a special tax regime «Automated simplified taxation system» (introduced by the Government of the Russian Federation) // SPS «ConsultantPlus».

5. Kirova E. A. Modernization of tax control in the conditions of digitalization of economy // Vestnik GUU. 2020. № 9. P. 94-99.

6. Rudova N. How the AIS is arranged, on which the whole system of taxation in Russia works // URL:// http s: //www.cnews .ru/articles/2021-08-16.

7. Deeva T. V. Technological transformation of tax authorities and building interaction with taxpayers taking into account their expectations and needs // Creative Economy. 2020. T. 14. № 9. P. 2131-2144.

8. URL://https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ac-tivities_fts/12258990/

Информация об авторе

О. В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

O. V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 19.05.2023.

The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 19.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.