Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симачкова Анастасия Михайловна

Внедрение современных цифровых технологий позволяет налоговым органам одновременно совершенствовать все направления своей деятельности: повышать эффективность налогового контроля, качество взаимодействия с налогоплательщиками, а также иными министерствами и ведомствами, развивать международное сотрудничество и др. Так, осуществление качественной и эффективной методологической работы, в том числе в рамках контрольно-надзорной деятельности налоговых органов, на сегодняшний день невозможно без комплексного подхода к совершенствованию концепции налогового администрирования. В современных реалиях в целях формирования комфортной и прозрачной налоговой среды, а также повышения качества налогового администрирования, необходимо уделить особое внимание не только внедрению и совершенствованию цифровых программных продуктов налоговых органов, но и соответствующим организационным и структурным преобразованиям. В статье отражены особенности современного подхода налоговых органов к организации контрольной и контрольно-аналитической работы. Среди основных результатов исследования стоит отметить практические рекомендации по укреплению методологической составлявшей контрольно-аналитической работы налоговых органов благодаря возможностям цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES

The introduction of modern digital technologies allows the tax authorities to simultaneously improve all areas of their activities: improve the efficiency of tax control, the quality of interaction with taxpayers, as well as other departments, develop international cooperation, etc. Thus, the implementation of high-quality and effective methodological work, including in the framework of the control and supervisory activities of tax authorities, is currently impossible without an integrated approach to improving the concept of tax administration. In modern realities, in order to create a comfortable and transparent tax environment, as well as improve the quality of tax administration, it is necessary to pay special attention not only to the introduction and improvement of digital software products of tax authorities, but also to the corresponding organizational and structural changes. The article reflects the features of the modern approach of tax authorities to the organization of control and control-analytical work. Among the main results of the study, it is worth noting practical recommendations for strengthening the methodological component of the control and analytical work of tax authorities due to the possibilities of digital technologies.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 336.2

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-262-265 NIION: 2015-0066-1/23-636 MOSURED: 77/27-011-2023-01-835

Направления развития организационно-методического обеспечения контрольно-надзорной деятельности налоговых органов

Анастасия Михайловна Симачкова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия,

simachkova.anastasiya@gmail.com

Аннотация. Внедрение современных цифровых технологий позволяет налоговым органам одновременно совершенствовать все направления своей деятельности: повышать эффективность налогового контроля, качество взаимодействия с налогоплательщиками, а также иными министерствами и ведомствами, развивать международное сотрудничество и др. Так, осуществление качественной и эффективной методологической работы, в том числе в рамках контрольно-надзорной деятельности налоговых органов, на сегодняшний день невозможно без комплексного подхода к совершенствованию концепции налогового администрирования. В современных реалиях в целях формирования комфортной и прозрачной налоговой среды, а также повышения качества налогового администрирования, необходимо уделить особое внимание не только внедрению и совершенствованию цифровых программных продуктов налоговых органов, но и соответствующим организационным и структурным преобразованиям. В статье отражены особенности современного подхода налоговых органов к организации контрольной и контрольно-аналитической работы. Среди основных результатов исследования стоит отметить практические рекомендации по укреплению методологической составлявшей контрольно-аналитической работы налоговых органов благодаря возможностям цифровых технологий.

Ключевые слова: налоговые органы, налоговое администрирование, методологическая работа, цифровые технологии, цифровизация контрольно-надзорной деятельности

Для цитирования: Симачкова А. М. Направления развития организационно-методического обеспечения контрольно-надзорной деятельности налоговых органов // Вестник экономической безопасности. 2023. N° 1. С. 262-265. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-262-265.

Original article

Directions for the development of organizational and methodological support for the control and supervisory activities of tax authorities

Anastasiya M. Simachkova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, simachkova.anastasiya@gmail.com

Abstract. The introduction of modern digital technologies allows the tax authorities to simultaneously improve all areas of their activities: improve the efficiency of tax control, the quality of interaction with taxpayers, as well as other departments, develop international cooperation, etc. Thus, the implementation of high-quality and effective methodological work, including in the framework of the control and supervisory activities of tax authorities, is currently impossible without an integrated approach to improving the concept of tax administration. In modern realities, in order to create a comfortable and transparent tax environment, as well as improve the quality of tax administration, it is necessary to pay special attention not only to the introduction and improvement of digital software products of tax authorities, but also to the corresponding organizational and structural changes. The article reflects the features of the modern approach of tax authorities to the organization of control and control-analytical work. Among the main results of the study, it is worth noting practical recommendations for strengthening the methodological component of the control and analytical work of tax authorities due to the possibilities of digital technologies.

Keywords: tax authorities, tax administration, methodological work, digital technologies, digitalization of control and supervisory activities

For citation: Simachkova A. M. Directions for the development of organizational and methodological support for the control and supervisory activities of tax authorities. Bulletin of economic security. 2023;(1):262-5. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-1-262-265.

© Симачкова А. М., 2023

ECONOMIC SCIENCE

В современных реалиях благодаря цифровой трансформации своей деятельности налоговые органы плавно переходят на «незаметное» для налогоплательщиков налоговое администрирование: выездная налоговая проверка является гарантированным следствием невыполнения закона [1].

Тем не менее в рамках проведения контрольно-аналитической работы внимание выявлению методологических нарушений налогового законодательства зачастую налоговыми органами не уделяется вовсе. Типовые нарушения законодательства, выявляемые налоговыми органами в ходе контрольной работы, размещаемые на официальном сайте ФНС России, в большей степени носят точечный характер и не связаны непосредственно с особенностями финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [4]. Так, например, нарушения законодательства о налогах и сборах в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций представлены в таблице 1.

Анализ опубликованных ФНС России сведений позволяет сделать вывод, что подход к выявлению предполагаемых нарушений методологического характера не только не учитывает особенности осуществления налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности, но и остается неизменным с 2014 года, несмотря на возникновение новых аналитических возможностей, связанных с цифровой трансформацией деятельности налоговых органов.

На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, которые значительно затрудняют соответствующее направление работы налоговых органов, в том числе следующие [6; 7; 8]:

- для осуществления полного и качественного налогового администрирования зачастую требуются углубленные отраслевые знания;

- неотъемлемой частью доказательственной базы по предполагаемому методологическому нарушению налогового законодательства являются результаты соответствующих мероприятий и (или) заключение профильного министерства (ведомства), при этом соответствующее взаимодействие на должном уровне не осуществляется;

- выявление методологических нарушений требует значительных затрат временных и трудовых ресурсов;

- отсутствие возможности у сотрудника, осуществляющего методологическое сопровождение исчисления налогов и сборов, воспользоваться аналитическими возможностями программных продуктов ФНС России из-за действующего распределения между сотрудниками структурных подразделений прав доступа (ролей);

- отсутствие технической реализации методологического сопровождения контрольно-аналитической и (или) контрольной работы;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках осуществления контрольно-аналитической работы без привлечения сотрудников, в компетенцию которых входит методологическое сопровождение исчисления налогов и сборов;

- отсутствие установленных показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в части методологической работы;

- углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на предмет выявления предполагаемых методологических нарушений за-

Таблица 1

Типовые методологические нарушения налогового законодательства, выявляемые налоговыми органами в рамках осуществления контрольно-аналитической работы

Наименование налога Характерные нарушения налогового законодательства

Налог на прибыль организаций 1. Неправомерное отнесение отдельных связанных с производством товаров (работ, услуг) затрат к косвенным расходам;

2. Неправомерное включение в состав расходов необоснованных и экономически неоправданных затрат на аренду (субаренду) недвижимого имущества;

3. Отнесение к расходам на оплату труда расходов в виде стоимости бесплатно предоставляемых продуктов питания, не предусмотренных трудовым договором

Налог на добавленную стоимость 1. Занижение налоговой базы на суммы погашенной заемщиком задолжности по договору займа;

2. Занижение налоговой базы в результате неправомерного применения освобождения от налогообложения НДС;

3. Невосстановление суммы НДС, принятой к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средстам и нематериальным активам, и имущественным правам, при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы

№ 1 / 2023

Bulletin of economic security

263

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

конодательства о налогах и сборах, а также сбор соответствующей доказательственной базы неизбежно влекут за собой формирование негативного отношения со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Современный подход налоговых органов к организации контрольной работы в большей степени направлен на совершенствование «технического» блока работы, представляющего собой сопоставление показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по различным критериям, а не методологического [5].

Внедрение современных цифровых технологий и изменение подхода к государственному управлению в целом позволили налоговым органам изменить парадигму налогового контроля, в том числе в рамках функционирования системы налогового мониторинга, специального налогового режима для самозанятых, а также реализации отраслевых проектов [2]. Вместе с тем, соответствующие системные изменения не нашли своего отражения при совершенствовании подхода к методологическому сопровождению налогового администрирования, несмотря на существенное расширение анали-

тических возможностей налоговых органов, связанных не только с внедрением современных цифровых технологий, но и с получением доступа к наиболее полному объему информации о налогоплательщике [3].

Так, в современных реалиях в рамках раскрытия потенциала цифровых технологий при осуществлении налогового администрирования налоговым органам целесообразно пересмотреть подход к цифровизации контрольно-надзорной деятельности. Реализовать указанную концепцию целесообразно в том числе опираясь на мероприятия по инициированию методологической работы, а также повышению ее качества и эффективности, представленные в таблице 2.

Учитывая изложенное, изменение подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности на основании разработанных практических рекомендаций по укреплению методологической составляющей контрольно-аналитической работы налоговых органов благодаря эффективному применению современных цифровых технологий станет эффективным механизмом совершенствования системы налогового администрирования.

Таблица 2

Практические рекомендации по укреплению методологической составлявшей контрольно-аналитической работы налоговых органов благодаря возможностям цифровых технологий

Недостатки современных подходов налоговых органов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности Практические рекомендации по укреплению мотодологической составляющей контрольно-аналитической работы налоговых органов

1. Недостаточное мотодологическое сопровождение контрольно-аналитической работы 1. Разработка концепции организации контрольной и контрольно-аналитической работы в части выявления методологических нарушений законодательства о налогах и сборах, непосредственно связанных с особенностями осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственной деятельности

2. Неэффективное использование новых возможностей осуществления налогового администрирования, связанных не только с внедрением современных цифровых технологий, но и с получением доступа к наиболее полному объему информации о налогоплательщике, при совершенствовании подхода к методологическому сопровождению налогового администрирования

3. Низкая эффективность межведомственного взаимодействия в части проведения совместных контрольных мероприятий 2. Разработка межведомственных соглашений о взаимодействии в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с положениями Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации

4. Отсутствие возможности всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика ввиду существующей организационной структуры налоговых органов 3. Изменение организационного подхода к проведению контрольной и контрольно-аналитической работы: привлечение на постоянной основе специалистов, в компетенцию которых входит методологическое сопровождение исчисления налогов и сборов, в том числе предоставление прав доступа к информационным аналитическим ресурсам налоговых органов в целях выявления методологических нарушений

5. Отсутствие показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в части методологической работы 4. Установление показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в части методологической работы

6. Децентрализация сведений, необходимых для эффективного методологического сопровождения контрольной работы 5. Разработка централизованного информационно-аналитического ресурса (подсистемы) в рамках формирования адаптивной цифровой платформы с многофункциональным аналитическим инструментом

ECONOMIC SCIENCE

Список источников

1. Борзилов С. Г. Основные принципы организации контрольной работы и налогового планирования, новые подходы к назначению налоговых проверок / С. Г. Борзилов // Совершенствование налогового администрирования: материалы третьей научно-практической конференции, 06 декабря 2018 года. 2019. С. 106-109.

2. Гришанова А. М. Развитие процесса цифро-визации как фактор, определяющий изменения механизма налогового администрирования / В. И. Братцев, А. М. Гришанова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18. № 1 (115). С. 5-13.

3. Кавтарова Х. Х. Налоговое администрирование в условиях цифровизации / Х. Х. Кавтарова, М. И. Ма-хомашова, С. С. Хасанова. // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Российской Федерации и ее регионов в современных условиях: материалы I всероссийской науч.-практ. конф., 23 апреля 2020 года. 2020. С. 269-273.

4. Кирова Е. А. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики / Е. А. Кирова,

A. В. Кожебаткина // Вестник университета. 2020. № 9. С. 94-99.

5. Коваленко И. Д. Увеличение эффективности контрольных работ налоговых органов ФНС России / И. Д. Коваленко // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 54-4. С. 44-47.

6. Матвеев П. А. Человеческий фактор при внедрении цифровых технологий Федеральной налоговой службой / П. А. Матвеев // Трансформация национальной социально-экономической системы России: материалы II междунар. науч.-практ. конф., 22 ноября 2019 года. 2020. С. 221-226.

7. Минеева В. М. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации экономики /

B. М. Минеева, А. В. Масалимова, А. А. Валиева // Эниг-ма. 2020. № 20. С. 68-82.

8. Широков А. Е. Проблемы контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации и направления их решения / А. Е. Широков, О. И. Тишутина // Финансовая экономика: актуальные вопросы развития : сборник трудов III международной студенческой

научной конференции, 16 ноября 2020 года. 2020. С. 222-225.

References

1. Borzilov S. G. Basic principles of the organization of control work and tax planning, new approaches to the appointment of tax audits / S. G. Borzilov // Improving tax administration: materials of the third scientific and practical. conf., December 06, 2018. 2019. P. 106-109.

2. Grishanova A. M. Development of the digitalization process as a factor determining changes in the mechanism of tax administration / V. I. Bratsev, A. M. Grishanova // Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021. T. 18. № 1 (115). P. 5-13.

3. Kavtarova Kh. Kh. Tax administration in the context of digitalization / Kh. Kh. Kavtarova, M. I. Makhomashova, S.S. Khasanova. // Socio-economic and financial aspects of the development of the Russian Federation and its regions in modern conditions: materials of the I Russian scientific and practical. conf., April 23, 2020. 2020. P. 269-273.

4. Kirova E. A. Modernization of tax control in the context of digitalization of the economy / E. A. Kirova, A. V. Kozhebatkina // Vestnik of the University. 2020. № 9. P. 94-99.

5. Kovalenko I. D. Increasing the efficiency of control work of the tax authorities of the Federal Tax Service of Russia / I. D. Kovalenko // Trends in the development of science and education. 2019. № 54-4. P. 44-47.

6. Matveev P. A. Human factor in the implementation of digital technologies by the Federal Tax Service / P. A. Matveev // Transformation of the National SocioEconomic System of Russia: Proceedings of the II Intern. scientific-practical. conf., November 22, 2019. 2020. P. 221-226.

7. Mineeva V. M. Improving tax control in the context of digitalization of the economy / V. M. Mineeva, A. V. Masalimova, A. A. Valieva // Enigma. 2020. № 20. P. 68-82.

8. Shirokov A. E. Problems of control activity of tax authorities of the Russian Federation and directions of their solution / A. E. Shirokov, O. I. Tishutina // Financial Economics: Topical Issues of Development : Proceedings of the III Intern. student scientific conf., November 16, 2020. 2020. P. 222-225.

Информация об авторе

А. М. Симачкова - аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author A. M. Simachkova - Post-Graduate of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 06.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 13.03.2023.

The article was submitted 06.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 13.03.2023. № 1 / 2023 Bulletin of economic security__- 265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.